"Повышение вычислительной культуры учащихся"
cтатья
Автор: Дмитриева Татьяна Николаевна, учитель математики, МАОУ СОШ №146, город Екатерибург
В раздел основное общее образование
Повышение вычислительной культуры учащихся
Для формирования у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков я
использую различные методические приемы. Не секрет, что у детей с прочными
вычислительными навыками (вычислительные навыки отличаются от умений тем, что
выполняются почти бесконтрольно) гораздо меньше проблем с математикой. Но чтобы
ребенок быстро считал, выполнял простейшие алгебраические преобразования,
необходимо время для их отработки. 5-7 минут устного счета на уроке недостаточны не
только для развития вычислительных навыков, но и для их закрепления, если нет системы
устного счета.
Первое время на уроках я предлагала учащимся для устного счета обычные
карточки типа: найти сумму чисел 57 и 9; 37 и 18 и т. п. Приемы эти просты, доступны и
достаточно эффективны. Эффективны и игры типа «Быстрый счетчик», «Математический
футбол», «Математическое лото». Для слабого ученика этого разнообразия приемов
недостаточно. Слабому ученику необходимо иметь систему устных упражнений и дома.
Поэтому на первом уроке математике в 5 классе я предлагаю каждому учащемуся
для устного счета карточку. Работая по этим карточкам, мы с учениками повторяем все
правила, алгоритмы устного счета.
Сначала решаем примеры с объяснением. Дальше переход бывает разным для
разных классов (в зависимости от математической подготовки класса): если подготовка
достаточно высокая, то дети называют только ответы примеров. С этого момента
наступает как бы перелом в работе учащихся. Стараясь не отставать от одноклассников,
каждый из учащихся напрягает свое внимание, развивает смекалку, вычислительную
сноровку. Причем этот процесс длительный. В любое время я могу прервать ученика и
предложить дальше считать другому. Установка карточки на длительное внимание дает
возможность максимально загрузить учащихся, максимально проверить их
работоспособность. Дух соревнования- игры еще больше увлекает ребят. И вопроса о
дисциплины на уроках не возникает.
Если же в классе слабая математическая подготовка, учителю самому приходиться
предлагать ребятам называть только ответы в примерах. Этот процесс перехода бывает
длительным, зато вызывает удовлетворение не только у учителя, но и у ребят. Дети
перестают бояться карточек, работа с ними им нравиться.
Следующий этап работы с карточками - счет на время. Если после недели работы
ребята считают 28 примеров в минуту, то к концу четверти до 65 примеров. Результаты
устного счета вывешиваются в кабинете. Оценка обязательно выставляется в журнал.
В течении недели работы с карточками учитель может сделать вывод об уровне
вычислительных навыках учащихся. Только после того, как учащиеся достаточно бегло
стали считать, у них появляется настоящая потребность в расширении приемов устного
счета. Дети с удовольствием учатся умножать на 11,25,125. Причем правила выводят сами
на уроках. Так появилась потребность в карточках типа 16*26; 17*11; 32*125 и т. п. Поняв
«вкус» устного счета дети с радостью открывают для себя законы сложения и вычитания,
распределительный закон. Здесь опять использую обычные карточки: 59*47-49*47; 137-
(37-18); (245+380)-145; 284-(84+37) и т. п. Для каждого класса можно разрабатывать свои
определенные карточки для устного счета.
Пример карточки для устного счета
3+4 3+5 3+6 3+7 3+8 3+9 3+10
33:3 30:3 27:3 24:3 21:3 18:3 15:3
20-3 10-3 18-3 17-3 16-3 15-3 14-3
3*4 3*5 3*6 3*7 3*8 3*9 3*10
3+11 3+12 3+13 3+14 3+15 3+16 3+17
39:3 42:3 45:3 48:3 51:3 54:3 57:3
13-3 12-3 11-3 10-3 9-3 8-3 7-3
3*11 3*12 3*13 3*14 3*15 3*16 3*17 3+18 3+19 3+20 3+21 3+22 3+23 3+24 60:3 63:3 66:3 69:3 90:3 93:3 96:3 30-3 31-3 32-3 33-3 41-3 42-3 43-3 3*20 3*22 3*23 3*30 3*31 3*33 3*41 4+5 4+6 4+7 4+8 4+9 4+10 4+11 44:4 40:4 32:4 36:4 28:4 24:4 20:4 20-4 19-4 18-4 17-4 16-4 15-4 14-4 4*4 4*5 4*6 4*7 4*8 4*9 4*10 4+12 4+13 4+14 4+15 4+16 4+17 4+18 16:4 12:4 8:4 48:4 52:4 56:4 60:4 13-4 12-4 11-4 10-4 9-4 8-4 7-4 4*11 4*12 4*13 4*14 4*15 4*16 4*17 4+19 4+20 4+21 4+22 4+27 4+28 4+29 80:4 84:4 88:4 100:4 244:4 284:4 400:4 33-4 32-4 31-4 88-4 87-4 86-4 85-4 4*20 4*21 4*22 4*30 4*31 4*40 4*50 5+5 5+6 5+7 5+8 5+9 5+10 5+11 55:5 50:5 45:5 40:5 35:5 30:5 25:5 20-5 19-5 18-5 17-5 16-5 17-5 16-5 5*5 5*6 5*7 5*8 5*9 5*10 5*11 5+12 5+13 5+14 5+15 5+16 5+17 5+18 20:5 15:5 10:5 5:5 0:5 60:5 70:5 13-5 12-5 11-5 10-5 9-5 8-5 7-5 5*12 5*13 5*14 5*15 5*16 5*17 5*18 6+6 6+7 6+8 6+9 6+10 6+11 6+12 66:6 60:6 54:6 48:6 42:6 36:6 30:6 20-6 10-6 18-6 17-6 16-6 15-6 14-6 6*6 6*7 6*8 6*9 6*10 6*11 6*12 6+13 6+14 6+15 6+17 6+18 6+16 6+19 24:6 18:6 12:6 6:6 0:6 96:6 126:6 13-6 12-6 11-6 10-6 9-6 8-6 7-6 6*20 6*21 6*30 6*31 6*40 6*50 6*0 7+7 7+8 7+9 7+10 7+11 7+12 7+13 77:7 70:7 63:7 56:7 49:7 42:7 35:7 20-7 19-7 18-7 17-7 16-7 15-7 14-7 7*7 7*8 7*9 7*10 7*11 7*12 7*13 7+14 7+15 7+16 7+17 7+18 7+19 7+20 28:7 21:7 14:7 7:7 0:7 70:7 77:7 13-7 12-7 11-7 10-7 9-7 8-7 7-7 7*14 7*15 7*20 7*21 7*30 7*100 7*101 8+8 8+9 8+10 8+11 8+12 8+13 8+14 88:8 80:8 72:8 64:8 56:8 48:8 40:8 20-8 19-8 18-8 17-8 16-8 15-8 14-8 8*8 8*9 8*10 8*11 8*12 8*100 8*111 9+9 9+10 9+11 9+12 9+13 9+14 9+15 99:9 90:9 81:9 72:9 63:9 54:9 45:9 20-9 19-9 18-9 17-9 16-9 15-9 14-9 9*9 9*10 9*11 9*100 9*101 9*111 9*1000
3*11 3*12 3*13 3*14 3*15 3*16 3*17 3+18 3+19 3+20 3+21 3+22 3+23 3+24 60:3 63:3 66:3 69:3 90:3 93:3 96:3 30-3 31-3 32-3 33-3 41-3 42-3 43-3 3*20 3*22 3*23 3*30 3*31 3*33 3*41 4+5 4+6 4+7 4+8 4+9 4+10 4+11 44:4 40:4 32:4 36:4 28:4 24:4 20:4 20-4 19-4 18-4 17-4 16-4 15-4 14-4 4*4 4*5 4*6 4*7 4*8 4*9 4*10 4+12 4+13 4+14 4+15 4+16 4+17 4+18 16:4 12:4 8:4 48:4 52:4 56:4 60:4 13-4 12-4 11-4 10-4 9-4 8-4 7-4 4*11 4*12 4*13 4*14 4*15 4*16 4*17 4+19 4+20 4+21 4+22 4+27 4+28 4+29 80:4 84:4 88:4 100:4 244:4 284:4 400:4 33-4 32-4 31-4 88-4 87-4 86-4 85-4 4*20 4*21 4*22 4*30 4*31 4*40 4*50 5+5 5+6 5+7 5+8 5+9 5+10 5+11 55:5 50:5 45:5 40:5 35:5 30:5 25:5 20-5 19-5 18-5 17-5 16-5 17-5 16-5 5*5 5*6 5*7 5*8 5*9 5*10 5*11 5+12 5+13 5+14 5+15 5+16 5+17 5+18 20:5 15:5 10:5 5:5 0:5 60:5 70:5 13-5 12-5 11-5 10-5 9-5 8-5 7-5 5*12 5*13 5*14 5*15 5*16 5*17 5*18 6+6 6+7 6+8 6+9 6+10 6+11 6+12 66:6 60:6 54:6 48:6 42:6 36:6 30:6 20-6 10-6 18-6 17-6 16-6 15-6 14-6 6*6 6*7 6*8 6*9 6*10 6*11 6*12 6+13 6+14 6+15 6+17 6+18 6+16 6+19 24:6 18:6 12:6 6:6 0:6 96:6 126:6 13-6 12-6 11-6 10-6 9-6 8-6 7-6 6*20 6*21 6*30 6*31 6*40 6*50 6*0 7+7 7+8 7+9 7+10 7+11 7+12 7+13 77:7 70:7 63:7 56:7 49:7 42:7 35:7 20-7 19-7 18-7 17-7 16-7 15-7 14-7 7*7 7*8 7*9 7*10 7*11 7*12 7*13 7+14 7+15 7+16 7+17 7+18 7+19 7+20 28:7 21:7 14:7 7:7 0:7 70:7 77:7 13-7 12-7 11-7 10-7 9-7 8-7 7-7 7*14 7*15 7*20 7*21 7*30 7*100 7*101 8+8 8+9 8+10 8+11 8+12 8+13 8+14 88:8 80:8 72:8 64:8 56:8 48:8 40:8 20-8 19-8 18-8 17-8 16-8 15-8 14-8 8*8 8*9 8*10 8*11 8*12 8*100 8*111 9+9 9+10 9+11 9+12 9+13 9+14 9+15 99:9 90:9 81:9 72:9 63:9 54:9 45:9 20-9 19-9 18-9 17-9 16-9 15-9 14-9 9*9 9*10 9*11 9*100 9*101 9*111 9*1000
В раздел основное общее образование