"Приёмы снятия умственного напряжения у учащихся на уроках математики"
статья
Автор: Иванова Татьяна Фёдоровна, учитель математики, МКОУ Зоновская ООШ, село Зоново
В раздел основное общее образование
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Куйбышевского района "Зоновская основная общеобразовательная школа"
Приемы снятия
умственного напряжения
у учащихся
на уроках математики
Приготовила: Иванова Т.Ф., учитель математики Первой квалификационной категории С. Зоново, 2015г
Лобачевский Николай Иванович был не только выдающимся математиком, но и талантливым педагогом. Говоря о традициях в педагогике и образовании, их значении, он высказался следующим образом: "Моё мнение: ничего не уничтожать, и всё усовершенствовать”. Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: "Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай”. Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей. У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами. Чтобы дети учились с интересом, испытывали и осознавали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей, я применяю на уроках математики дидактические игры, игровые моменты, занимательные задания. Очень любят дети встречаться со сказочными героями. Многим дорог Незнайка. Он старается учиться хорошо, но у него не всегда все получается. Поэтому все с радостью стараются ему помочь исправить ошибки. Кроме Незнайки на наших уроках бывают Карлсон и Клоун. Если явился с заданиями Карлсон, то ему нужно помочь решить занимательную задачу. Клоун постоянно претерпевает математические неудачи: то у него кляксы появляются на листочках и все цифры становятся невидимыми, то письмо окажется порванным, и дети ему с удовольствием помогают всё восстановить. Задание
Помоги сказочным героям. Однажды Пятачок ушёл в лес и не вернулся. Винни Пух очень расстроился и пошёл искать друга. Шёл он по лесу и вдруг перед ним – река, - а лодки нет. На берегу табличка: «Сравни дроби 0,6 и 0,68» .Помоги Винни Пуху. (Ребята с удовольствием решают). Тут появились пчёлы, схватили Винни Пуха и перетащили на другой берег. Идет он дальше, а навстречу ему ослик Иа. Говорит Иа «Округли дробь 25,49 до десятых, тогда я покажу тебе, где Пятачок». Справился Винни и побежал дальше. Вдруг пошёл дождь, а чтобы опять выглянуло солнце, Капелька дождинки подсказала, чтобы Пух нарисовал координатный луч и отложил на нём число 3,2 . Это было расстояние до Пятачка. Кончился дождь и Винни нашёл своего друга, но он был заколдован злым волшебником. Написал этот волшебник Винни Пуху задание: Вычисли: 3,7+8,2: 4+2.25: 12+0,56: 14,27-3,25: 14-8,6: 5,6-3,54 Решил Винни примеры и расколдовал Пятачка. Обнялись друзья и побежали домой. Игрой можно отрабатывать умения и навыки, можно закреплять и повторять пройденный материал. Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Создание игровых ситуаций на уроках повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебной работе, снижает утомление, развивает внимание, взаимопомощь. Использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой Использование на уроках дидактических игр создаёт учебную мотивацию, позволяет воспитывать наблюдательность, умение работать в группе, слушать и слышать других, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Во время игры дети как правило, очень внимательны и дисциплинированы. Увлекшись, они не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Многие дидактические игры как - будто не вносят ничего нового в
знания школьников, но они приносят большую пользу тем, что учат ребят применять знания в новых условиях или ставят логическую задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности. Дидактическая игра является средством умственного развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные мыслительные процессы. Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся. Известно, что дети проявляют большой интерес к проводимым играм. Непоседливые, озорные замирают на уроке и следят за игрой, переживая все неудачи своей команды, и приходят в восторг от удач игроков. Во время любой игры дети очень внимательны, сосредоточены ,дисциплинированы, так как, во-первых, им необходимо четко запомнить правила игры, во-вторых, маленький шум может помешать игроку дать произвольный ответ. Успехом пользуются такие дидактические игры, как эстафеты, лото, карточки с калькой, сигнальные карточки и др . Игры повышают интерес учащихся к математике. Играя, повторяем пройденное. Дети с большим интересом ожидают игр на уроках, помогают заготавливать необходимое оборудование. Разумеется, любая игра для детей интересна, когда она будет разъяснена и понятна каждому ученику. Дидактические игры по математике помогают развивать познавательную активность учащихся, интерес к математике, вносят разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу на уроке, а также снимают утомление учащихся, которое может возникнуть при насыщенности уроков математики по новой программе. Кроме того, игры развивают внимание, сообразительность, чувство соревнования, коллективизма и взаимопомощи. Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными являются физкультминутки. Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволяют им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Я применяю различные физкультминутки: это и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика для пальцев и различные упражнения, которые улучшают кровообращения головы, упражнения для снятия статического напряжения, и просто разминку. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Систематическое использование оздоровительных
минуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся всех классов, к изменению отношений к себе и своему здоровью. Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия учитель предлагает во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперед; задание: если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением. Очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется следующее упражнение. После введения нового материала, хорового прочтения нового термина ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что нос вырос, как у Буратино, обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин. Это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его. Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Многие годы ученик проводит в стенах классных комнат, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без комплекса работы учителя и ученика. Исследованиями ученых установлено: воспитание без движения – это развитие ребенка в режиме глубокого расслабления и угасания произвольно-волевого тела. Сидячее закрепощенное положение тела ведет к постоянному статическому напряжению различных групп мышц, что вызывает резкое утомление учащихся даже не связанное с умственной работой. Значит, если психомоторно раскрепостить учащихся за счет внедрения в урок форм, методов и приемов работы, включающих в себя двигательную компоненту, то это приведет не только к удовлетворению естественных потребностей ребёнка в движении, что уже скажется на состоянии здоровья детей, но и снижению утомляемости, повышению мотивации к обучению, что позволит сохранить необходимый уровень формирования качества знаний. Исходя из задач, стоящих передо мною, можно выделить следующие формы и методы снятия физического и психологического переутомления у детей : -режим смены динамических поз; -физкультминутки; -игровые моменты ;
-задачи и задания , связанные с понятиями «экология», «правильное питание», «гигиена труда и отдыха», «здоровый образ жизни» ; -психологическое воздействие цвета . Кроме того, физкультминутки помогают уменьшить статическую нагрузку на позвоночник и предупредить нарушение осанки. Очень трудно постоянно удерживать активное внимание, поэтому необходимо при помощи физкультминуток (движения руками, ногами, головой) снять чрезмерное напряжение мышц.
Специальные упражнения для снятия умственного и физического утомления в
учебном процессе:
Дыхательные упражнения: диафрагмальное дыхание (руки на брюшной стенке, при вдохе носом брюшная стенка приподнимается, при выдохе (выдох ртом) опускается, выдох продолжительный)
Упражнения для мелких и средних мышечных групп:
сжимание и разжимание пальцев рук, потряхивание кистями рук, массирование подушечек пальцев рук, поглаживание и похлопывание по тыльной стороне кисти и предплечья, упражнения с массажными мячами Упражнения для мышц шеи: растирание пальцами рук затылочной области головы и задней поверхности мышц шеи, повороты головы в медленном темпе вправо и влево, наклоны вперед
Упражнения для средних и крупных мышечных групп:
движение плечевым поясом вперед и назад; наклоны туловища вперед и назад, вправо и влево, похлопывание ладонями рук по задней поверхности голеней и по передней поверхности бедер, упражнения с массажными мячами
Тренировка зрительного анализатора:
посмотреть глазами вверх и вниз, вправо и влево, зажмурить и открыть глаза; посмотреть на кончик носа, затем вдаль; поглаживание пальцами рук круговые мышцы глаз, надавливание пальцами рук на веки глаз Современный урок характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжения сил. Очень трудно порой настроить учащихся на овладение знаниями в середине и в конце учебного дня, когда многие из них не могут ещё «отойти» от предыдущего урока, когда не все их проблемы решены, а некоторым из них, бывает, необходима психологическая поддержка. Не секрет, что работа учителя тоже требует от него стойкой психологической уравновешенности, выдержки и терпения. Психологические перегрузки, которые испытывает учитель ежедневно в своей работе, разрушает его личность, истощает психоэнергетику. Использование нетрадиционных методов вместо физкультминутки учителями, оказывает положительное влияние на нервную систему, стабилизирует психоэмоциональное
состояние в целом, развивает такие психофизические качества, как уверенность в себе, спокойствие, положительная самооценка, концентрации внимания и др. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя изменения в ходе процесса обучения, мы будем способствовать здоровозбережению. Приведу несколько коротких, но эффективных упражнений, которые я рекомендую проводить на уроках. Все упражнения должны отнимать 10-15 минут. Одной из форм эффективной помощи выступают психкоррекционные методы, способствующие саморазвитию и самовосстановлению – коррекционные упражнения Е.Джекобсона для лица, живота. руки, плечи, шеи, челюсти. «Представьте, что в вашей руке находится целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуйте, как напряглись ваши пальцы и ладонь, когда вы его сжимаете. А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его ещё сильнее, чем первый. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь, пусть лимон сам выпадет из вашей руки». Если ученикам приходится много писать, то рекомендуют следующие упражнения: 1) с максимальным усилием, в течение 3 сек, пытаться раздвинуть в стороны выпрямленные пальцы рук.. 2) сцепить мизинцы между собой "крючком". С максимальным усилием, в течение 3 сек, тянуть пальцы в разные стороны, пытаясь их разорвать. Также очень эффективно использовать аурикуломассаж, который активирует работу всего организма. Учёными доказано, что если ребёнку проводить 2-3 раза в день массаж ушных раковин, он меньше будет болеть, лучше развивается, нормализуется работа многих систем организма. Пример, 1) «Согревание ушек». Большой палец руки заводим сзади ушной раковины и с помощью указательного и средних пальцев растираем уши от мочек к верхнему краю ушной раковины, затем в противоположном направлении(10-12 сек.) 2) «С Днём рождения!» Потягиваем верхнюю часть ушной раковины вверх (7-10раз) . Также можно использовать коррекционные игры-упражнения на эмоции. Таким образом, устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности, что поможет повысить и качество знаний у учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - совокупности приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критериям ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов. Профессиональное мастерство современного учителя характеризуется уровнем его профессиональных умений и навыков в процессе составления урока с учетом валеологических требований. Важно правильно организовать работу класса: 1. Учебные занятия проводить в режиме смены динамических поз.
2. Наглядный материал желательно располагать по всему классу, а не только на доске. 3. Использовать на уроках физминутки, упражнения для снятия общего утомления, для кистей рук, для коррекции осанки, улучшения зрения и др. В такой урок гармонично вписываются анимационные физминутки. Основные задачи физкультминутки: 1) снять усталость и напряжение; 2) внести эмоциональный заряд; 3) совершенствовать общую моторику; 4) выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью; 5) тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций. Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс из 3-4 упражнений, не требующих сложной координации движений, предназначенных для развития мышц туловища и шеи, рук, головы, глаз. По времени эти упражнения занимают около 2 минут. Комплексы подбираются в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке. Рассмотрим несколько вариантов проведения физкультминуток.
1. Упражнения для головы, шейного и грудного отделов позвоночника «Имитации».
Цель: снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся. Для проведения физкультминутки используются упражнения для головы, шейного и грудного отделов позвоночника: Упражнения: 1) «Черепаха»: наклоны головы вперед-назад. 2) «Маятник»: наклоны головы вправо-влево. 3) «Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок. 4) «Сова»: поворот головы вправо-влево. 5) «Ёжик нахмурился» (плечи вперёд, подбородок к груди) → «Ёжик весёлый» (плечи назад, голову назад). 6) «Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук. 7) «Тянемся – потянемся»: руки вверх, вытягиваем позвоночник.
2. Упражнение для рук
1) «Волна»: пальцы сцеплены в замок, поочередно открывая и закрывая ладони, учащиеся имитируют движения волн.
2) «Встреча с братом»: поочередно касаемся подушечками 2-5 пальцев руки с большим пальцем. 3) «Кулачки»: сжимаем и разжимаем кулачки.
3. Упражнения для ног
Цель: профилактика застоя крови в нижних конечностях (целесообразна после длительной работы в положении сидя и стоя). 1) «С носка на пятку»: попеременно становимся на носки, затем на пятки (в положении сидя или стоя). 2) «Шаги (степ)»: ходьба на месте, не отрывая носков от пола. 3) «Коленками рисуем круг»: прижимаем колени плотно друг к другу, ладони рук помещаем на колени и вращаем ими, делая круги сначала в одну сторону, затем в другую. 4) Приседание.
4. Комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения
а) Исходное положение – сидя на стуле. 1-голову наклонить вправо; 2-исходное положение; 3-голову наклонить влево; 4-исходное положение; 5-голову наклонить вперёд, плечи не поднимать; 6-исходное положение. Повторить 3-4 раза. Темп медленный. б) Исходное положение – стоя, руки на поясе. 1-поворот головы направо; 2-исходное положение; 3-поворот головы налево; 4-исходное положение. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.
5. Комплекс упражнений для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
а) Исходное положение – стоя, руки на поясе. 1-правую руку вперёд, левую вверх; 2-переменить положение рук. Повторить 3-4 раза. Затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд. Затем повторить ещё 3-4 раза. Темп средний. б) Исходное положение – сидя или стоя. Кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперёд, голову наклонить вперёд; 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз. Затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.
в) Исходное положение – сидя, руки вверх. 1-сжать кисти в кулак; 2-разжать кисти. Повторить 6-8 раз. Затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
6. Комплекс упражнений для снятия напряжения с мышц туловища
а) Исходное положение – стойка, ноги врозь, руки за голову. 1-3-круговые движения тазом в одну сторону; 4-6-круговые движения тазом в другую сторону; 7-8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний. б) Исходное положение – стойка, ноги врозь. 1-2-наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнутая, вдоль тела вверх; 3-4 – исходное положение; 5-8-то же в другую сторону. Повторить 5-6 раз. Темп средний.
7. Математическая гимнастика для глаз (варианты проведения физминуток для глаз
на уроках математики
90 % всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика полезна всем, а детям особенно, для профилактики нарушений зрения. 7.1. Упражнения для глаз с использованием геометрических фигур, расположенных на стене классной комнаты. Цель: расширение зрительной активности, снятие утомления на уроке. На листе ватмана изображаются различные цветные фигуры (квадрат, круг, ромб и.т.д.), вырезаются и размещаются на стене в кабинете. Во время физминутки дается задание последовательно перемещать взгляд с одной фигуры на другую (самостоятельно) или по названию фигуры (цвета) учителем. Упражнение можно выполнять сидя и стоя. 7.2. Упражнения: «8», «знак бесконечности», «геометрическая зарядка».
Цель: снятие зрительного напряжения. Задание 1: нарисуйте движениями глаз на доске цифру 8. Задание 2: нарисуйте движениями глаз на доске знак бесконечности ∞. Данное упражнение можно разнообразить в виде стихотворной инструкции: Нарисуй глазами треугольник. Теперь его переверни вершиной вниз. И вновь глазами ты по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно Ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально, И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы, наконец. Зарядка окончилась. Ты – молодец! 7.3. Упражнение «Цифровые таблицы». Цель: развитие психического темпа восприятия, в частности скорости зрительных ориентировочно-поисковых движений. Таблица представляет собой разграфленный на несколько ячеек квадрат с вписанными в ячейки в беспорядке числами от 1 до n (max 25). При работе с ними надо, концентрируя взгляд в центре таблицы, видеть ее всю целиком и найти все видимые цифры по порядку нарастания счета. 7.4. Комплекс упражнений для глаз: 1) вертикальные движения глаз вверх-вниз; 2) горизонтальные вправо-влево; 3) вращение глазами по часовой стрелке и против; 4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).
Итак, назовем основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий: - рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %; - в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем; - количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т.д.) должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.; - в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления; - в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся); - обучение должно производиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.); - должен осуществляться контроль научности изучаемого материала; - необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся; - необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей; - на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее; - нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся; - необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого). - необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части. Таким образом, вы видите, что применение здоровьесберегающих технологий как отдельных элементов урока по силам каждому учителю-предметнику. И если все учителя будут использовать это как систему, то результат будет очевиден, и мы все поймем, что здоровье – самое ценное, что есть у человека, именно его мы должны беречь и воспитывать детей, заботящихся о своем здоровье. Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.
Приемы снятия
умственного напряжения
у учащихся
на уроках математики
Приготовила: Иванова Т.Ф., учитель математики Первой квалификационной категории С. Зоново, 2015г
Лобачевский Николай Иванович был не только выдающимся математиком, но и талантливым педагогом. Говоря о традициях в педагогике и образовании, их значении, он высказался следующим образом: "Моё мнение: ничего не уничтожать, и всё усовершенствовать”. Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: "Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай”. Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей. У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами. Чтобы дети учились с интересом, испытывали и осознавали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей, я применяю на уроках математики дидактические игры, игровые моменты, занимательные задания. Очень любят дети встречаться со сказочными героями. Многим дорог Незнайка. Он старается учиться хорошо, но у него не всегда все получается. Поэтому все с радостью стараются ему помочь исправить ошибки. Кроме Незнайки на наших уроках бывают Карлсон и Клоун. Если явился с заданиями Карлсон, то ему нужно помочь решить занимательную задачу. Клоун постоянно претерпевает математические неудачи: то у него кляксы появляются на листочках и все цифры становятся невидимыми, то письмо окажется порванным, и дети ему с удовольствием помогают всё восстановить. Задание
Помоги сказочным героям. Однажды Пятачок ушёл в лес и не вернулся. Винни Пух очень расстроился и пошёл искать друга. Шёл он по лесу и вдруг перед ним – река, - а лодки нет. На берегу табличка: «Сравни дроби 0,6 и 0,68» .Помоги Винни Пуху. (Ребята с удовольствием решают). Тут появились пчёлы, схватили Винни Пуха и перетащили на другой берег. Идет он дальше, а навстречу ему ослик Иа. Говорит Иа «Округли дробь 25,49 до десятых, тогда я покажу тебе, где Пятачок». Справился Винни и побежал дальше. Вдруг пошёл дождь, а чтобы опять выглянуло солнце, Капелька дождинки подсказала, чтобы Пух нарисовал координатный луч и отложил на нём число 3,2 . Это было расстояние до Пятачка. Кончился дождь и Винни нашёл своего друга, но он был заколдован злым волшебником. Написал этот волшебник Винни Пуху задание: Вычисли: 3,7+8,2: 4+2.25: 12+0,56: 14,27-3,25: 14-8,6: 5,6-3,54 Решил Винни примеры и расколдовал Пятачка. Обнялись друзья и побежали домой. Игрой можно отрабатывать умения и навыки, можно закреплять и повторять пройденный материал. Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Создание игровых ситуаций на уроках повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебной работе, снижает утомление, развивает внимание, взаимопомощь. Использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой Использование на уроках дидактических игр создаёт учебную мотивацию, позволяет воспитывать наблюдательность, умение работать в группе, слушать и слышать других, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Во время игры дети как правило, очень внимательны и дисциплинированы. Увлекшись, они не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Многие дидактические игры как - будто не вносят ничего нового в
знания школьников, но они приносят большую пользу тем, что учат ребят применять знания в новых условиях или ставят логическую задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности. Дидактическая игра является средством умственного развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные мыслительные процессы. Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся. Известно, что дети проявляют большой интерес к проводимым играм. Непоседливые, озорные замирают на уроке и следят за игрой, переживая все неудачи своей команды, и приходят в восторг от удач игроков. Во время любой игры дети очень внимательны, сосредоточены ,дисциплинированы, так как, во-первых, им необходимо четко запомнить правила игры, во-вторых, маленький шум может помешать игроку дать произвольный ответ. Успехом пользуются такие дидактические игры, как эстафеты, лото, карточки с калькой, сигнальные карточки и др . Игры повышают интерес учащихся к математике. Играя, повторяем пройденное. Дети с большим интересом ожидают игр на уроках, помогают заготавливать необходимое оборудование. Разумеется, любая игра для детей интересна, когда она будет разъяснена и понятна каждому ученику. Дидактические игры по математике помогают развивать познавательную активность учащихся, интерес к математике, вносят разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу на уроке, а также снимают утомление учащихся, которое может возникнуть при насыщенности уроков математики по новой программе. Кроме того, игры развивают внимание, сообразительность, чувство соревнования, коллективизма и взаимопомощи. Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными являются физкультминутки. Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволяют им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Я применяю различные физкультминутки: это и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика для пальцев и различные упражнения, которые улучшают кровообращения головы, упражнения для снятия статического напряжения, и просто разминку. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Систематическое использование оздоровительных
минуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся всех классов, к изменению отношений к себе и своему здоровью. Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия учитель предлагает во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперед; задание: если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением. Очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется следующее упражнение. После введения нового материала, хорового прочтения нового термина ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что нос вырос, как у Буратино, обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин. Это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его. Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Многие годы ученик проводит в стенах классных комнат, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без комплекса работы учителя и ученика. Исследованиями ученых установлено: воспитание без движения – это развитие ребенка в режиме глубокого расслабления и угасания произвольно-волевого тела. Сидячее закрепощенное положение тела ведет к постоянному статическому напряжению различных групп мышц, что вызывает резкое утомление учащихся даже не связанное с умственной работой. Значит, если психомоторно раскрепостить учащихся за счет внедрения в урок форм, методов и приемов работы, включающих в себя двигательную компоненту, то это приведет не только к удовлетворению естественных потребностей ребёнка в движении, что уже скажется на состоянии здоровья детей, но и снижению утомляемости, повышению мотивации к обучению, что позволит сохранить необходимый уровень формирования качества знаний. Исходя из задач, стоящих передо мною, можно выделить следующие формы и методы снятия физического и психологического переутомления у детей : -режим смены динамических поз; -физкультминутки; -игровые моменты ;
-задачи и задания , связанные с понятиями «экология», «правильное питание», «гигиена труда и отдыха», «здоровый образ жизни» ; -психологическое воздействие цвета . Кроме того, физкультминутки помогают уменьшить статическую нагрузку на позвоночник и предупредить нарушение осанки. Очень трудно постоянно удерживать активное внимание, поэтому необходимо при помощи физкультминуток (движения руками, ногами, головой) снять чрезмерное напряжение мышц.
Специальные упражнения для снятия умственного и физического утомления в
учебном процессе:
Дыхательные упражнения: диафрагмальное дыхание (руки на брюшной стенке, при вдохе носом брюшная стенка приподнимается, при выдохе (выдох ртом) опускается, выдох продолжительный)
Упражнения для мелких и средних мышечных групп:
сжимание и разжимание пальцев рук, потряхивание кистями рук, массирование подушечек пальцев рук, поглаживание и похлопывание по тыльной стороне кисти и предплечья, упражнения с массажными мячами Упражнения для мышц шеи: растирание пальцами рук затылочной области головы и задней поверхности мышц шеи, повороты головы в медленном темпе вправо и влево, наклоны вперед
Упражнения для средних и крупных мышечных групп:
движение плечевым поясом вперед и назад; наклоны туловища вперед и назад, вправо и влево, похлопывание ладонями рук по задней поверхности голеней и по передней поверхности бедер, упражнения с массажными мячами
Тренировка зрительного анализатора:
посмотреть глазами вверх и вниз, вправо и влево, зажмурить и открыть глаза; посмотреть на кончик носа, затем вдаль; поглаживание пальцами рук круговые мышцы глаз, надавливание пальцами рук на веки глаз Современный урок характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжения сил. Очень трудно порой настроить учащихся на овладение знаниями в середине и в конце учебного дня, когда многие из них не могут ещё «отойти» от предыдущего урока, когда не все их проблемы решены, а некоторым из них, бывает, необходима психологическая поддержка. Не секрет, что работа учителя тоже требует от него стойкой психологической уравновешенности, выдержки и терпения. Психологические перегрузки, которые испытывает учитель ежедневно в своей работе, разрушает его личность, истощает психоэнергетику. Использование нетрадиционных методов вместо физкультминутки учителями, оказывает положительное влияние на нервную систему, стабилизирует психоэмоциональное
состояние в целом, развивает такие психофизические качества, как уверенность в себе, спокойствие, положительная самооценка, концентрации внимания и др. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя изменения в ходе процесса обучения, мы будем способствовать здоровозбережению. Приведу несколько коротких, но эффективных упражнений, которые я рекомендую проводить на уроках. Все упражнения должны отнимать 10-15 минут. Одной из форм эффективной помощи выступают психкоррекционные методы, способствующие саморазвитию и самовосстановлению – коррекционные упражнения Е.Джекобсона для лица, живота. руки, плечи, шеи, челюсти. «Представьте, что в вашей руке находится целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуйте, как напряглись ваши пальцы и ладонь, когда вы его сжимаете. А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его ещё сильнее, чем первый. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь, пусть лимон сам выпадет из вашей руки». Если ученикам приходится много писать, то рекомендуют следующие упражнения: 1) с максимальным усилием, в течение 3 сек, пытаться раздвинуть в стороны выпрямленные пальцы рук.. 2) сцепить мизинцы между собой "крючком". С максимальным усилием, в течение 3 сек, тянуть пальцы в разные стороны, пытаясь их разорвать. Также очень эффективно использовать аурикуломассаж, который активирует работу всего организма. Учёными доказано, что если ребёнку проводить 2-3 раза в день массаж ушных раковин, он меньше будет болеть, лучше развивается, нормализуется работа многих систем организма. Пример, 1) «Согревание ушек». Большой палец руки заводим сзади ушной раковины и с помощью указательного и средних пальцев растираем уши от мочек к верхнему краю ушной раковины, затем в противоположном направлении(10-12 сек.) 2) «С Днём рождения!» Потягиваем верхнюю часть ушной раковины вверх (7-10раз) . Также можно использовать коррекционные игры-упражнения на эмоции. Таким образом, устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности, что поможет повысить и качество знаний у учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - совокупности приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критериям ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов. Профессиональное мастерство современного учителя характеризуется уровнем его профессиональных умений и навыков в процессе составления урока с учетом валеологических требований. Важно правильно организовать работу класса: 1. Учебные занятия проводить в режиме смены динамических поз.
2. Наглядный материал желательно располагать по всему классу, а не только на доске. 3. Использовать на уроках физминутки, упражнения для снятия общего утомления, для кистей рук, для коррекции осанки, улучшения зрения и др. В такой урок гармонично вписываются анимационные физминутки. Основные задачи физкультминутки: 1) снять усталость и напряжение; 2) внести эмоциональный заряд; 3) совершенствовать общую моторику; 4) выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью; 5) тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций. Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс из 3-4 упражнений, не требующих сложной координации движений, предназначенных для развития мышц туловища и шеи, рук, головы, глаз. По времени эти упражнения занимают около 2 минут. Комплексы подбираются в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке. Рассмотрим несколько вариантов проведения физкультминуток.
1. Упражнения для головы, шейного и грудного отделов позвоночника «Имитации».
Цель: снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся. Для проведения физкультминутки используются упражнения для головы, шейного и грудного отделов позвоночника: Упражнения: 1) «Черепаха»: наклоны головы вперед-назад. 2) «Маятник»: наклоны головы вправо-влево. 3) «Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок. 4) «Сова»: поворот головы вправо-влево. 5) «Ёжик нахмурился» (плечи вперёд, подбородок к груди) → «Ёжик весёлый» (плечи назад, голову назад). 6) «Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук. 7) «Тянемся – потянемся»: руки вверх, вытягиваем позвоночник.
2. Упражнение для рук
1) «Волна»: пальцы сцеплены в замок, поочередно открывая и закрывая ладони, учащиеся имитируют движения волн.
2) «Встреча с братом»: поочередно касаемся подушечками 2-5 пальцев руки с большим пальцем. 3) «Кулачки»: сжимаем и разжимаем кулачки.
3. Упражнения для ног
Цель: профилактика застоя крови в нижних конечностях (целесообразна после длительной работы в положении сидя и стоя). 1) «С носка на пятку»: попеременно становимся на носки, затем на пятки (в положении сидя или стоя). 2) «Шаги (степ)»: ходьба на месте, не отрывая носков от пола. 3) «Коленками рисуем круг»: прижимаем колени плотно друг к другу, ладони рук помещаем на колени и вращаем ими, делая круги сначала в одну сторону, затем в другую. 4) Приседание.
4. Комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения
а) Исходное положение – сидя на стуле. 1-голову наклонить вправо; 2-исходное положение; 3-голову наклонить влево; 4-исходное положение; 5-голову наклонить вперёд, плечи не поднимать; 6-исходное положение. Повторить 3-4 раза. Темп медленный. б) Исходное положение – стоя, руки на поясе. 1-поворот головы направо; 2-исходное положение; 3-поворот головы налево; 4-исходное положение. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.
5. Комплекс упражнений для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
а) Исходное положение – стоя, руки на поясе. 1-правую руку вперёд, левую вверх; 2-переменить положение рук. Повторить 3-4 раза. Затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд. Затем повторить ещё 3-4 раза. Темп средний. б) Исходное положение – сидя или стоя. Кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперёд, голову наклонить вперёд; 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз. Затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.
в) Исходное положение – сидя, руки вверх. 1-сжать кисти в кулак; 2-разжать кисти. Повторить 6-8 раз. Затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
6. Комплекс упражнений для снятия напряжения с мышц туловища
а) Исходное положение – стойка, ноги врозь, руки за голову. 1-3-круговые движения тазом в одну сторону; 4-6-круговые движения тазом в другую сторону; 7-8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний. б) Исходное положение – стойка, ноги врозь. 1-2-наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнутая, вдоль тела вверх; 3-4 – исходное положение; 5-8-то же в другую сторону. Повторить 5-6 раз. Темп средний.
7. Математическая гимнастика для глаз (варианты проведения физминуток для глаз
на уроках математики
90 % всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика полезна всем, а детям особенно, для профилактики нарушений зрения. 7.1. Упражнения для глаз с использованием геометрических фигур, расположенных на стене классной комнаты. Цель: расширение зрительной активности, снятие утомления на уроке. На листе ватмана изображаются различные цветные фигуры (квадрат, круг, ромб и.т.д.), вырезаются и размещаются на стене в кабинете. Во время физминутки дается задание последовательно перемещать взгляд с одной фигуры на другую (самостоятельно) или по названию фигуры (цвета) учителем. Упражнение можно выполнять сидя и стоя. 7.2. Упражнения: «8», «знак бесконечности», «геометрическая зарядка».
Цель: снятие зрительного напряжения. Задание 1: нарисуйте движениями глаз на доске цифру 8. Задание 2: нарисуйте движениями глаз на доске знак бесконечности ∞. Данное упражнение можно разнообразить в виде стихотворной инструкции: Нарисуй глазами треугольник. Теперь его переверни вершиной вниз. И вновь глазами ты по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно Ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально, И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы, наконец. Зарядка окончилась. Ты – молодец! 7.3. Упражнение «Цифровые таблицы». Цель: развитие психического темпа восприятия, в частности скорости зрительных ориентировочно-поисковых движений. Таблица представляет собой разграфленный на несколько ячеек квадрат с вписанными в ячейки в беспорядке числами от 1 до n (max 25). При работе с ними надо, концентрируя взгляд в центре таблицы, видеть ее всю целиком и найти все видимые цифры по порядку нарастания счета. 7.4. Комплекс упражнений для глаз: 1) вертикальные движения глаз вверх-вниз; 2) горизонтальные вправо-влево; 3) вращение глазами по часовой стрелке и против; 4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).
Итак, назовем основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий: - рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %; - в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем; - количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т.д.) должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.; - в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления; - в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся); - обучение должно производиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.); - должен осуществляться контроль научности изучаемого материала; - необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся; - необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей; - на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее; - нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся; - необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого). - необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части. Таким образом, вы видите, что применение здоровьесберегающих технологий как отдельных элементов урока по силам каждому учителю-предметнику. И если все учителя будут использовать это как систему, то результат будет очевиден, и мы все поймем, что здоровье – самое ценное, что есть у человека, именно его мы должны беречь и воспитывать детей, заботящихся о своем здоровье. Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.
В раздел основное общее образование