"Духовно-нравственное воспитание на уроках обществознания и истории"
статья
Автор: Перелыгина Наталья Константиновна, учитель истории и обществознания, МБОУ г. Иркутска СОШ №49, г. Иркутск
В раздел основное общее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 49 г.Иркутска
Статья из опыта работы на тему:
«Духовно – нравственное воспитание
на уроках обществознания и истории»
Подготовила: Перелыгина Наталья Константиновна
учитель истории и обществознания
Иркутск 2015
1 Воспитание духовности, нравственности и патриотизма сегодня занимает огромное место в обучении и воспитании подрастающего поколения. Сегодня оно призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. Эти понятия идентифицируются с такими личными качествами, как любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, социальная толерантность и социальная активность. Воспитательный и обучающий потенциал опирается на нормативно-правовую базу представленную Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными программами развития образования, документами государственных органов управления образования. (Концепция модернизации образования на период до 2015 года. Программы «Дети России» и др.). В статье 2. Закон «Об образовании» определены требования, среди которых, важнейшими являются патриотическая направленность, которая невозможна без духовности и нравственности. Главная задача воспитания- уважение к правам и свободам человека, любви к окружающим людям и природе, Родине, семье. Как же добиться этих задач? Первое - это общекультурное развитие, которое характеризуется усвоением обще эстетических понятий, подбор учебного материала, чтобы он содержал опыт человечества, образцы подлинной нравственности, духовности гуманизма, творческого мышления. Только, после усвоения теоретических знаний основ нравственности, можно говорить о базовых личностных качествах: таких как, убеждение, мировоззрение, нравственное сознание. Как же можно решать поставленные задачи, через уроки обществознания? Разными путями и способами - чтобы заинтересовать учащихся, заставить их думать, самим находить нужный материал. Главное, не учитель должен, сообщать ребятам нравственные истины, а они в процессе поиска, спора, практических работ, должны сами приходить к формированию собственных оценочных суждений. Очень интересно и продуктивно работают ребята на уроках обществознания по модулю «Духовная сфера». Здесь изучаются такие важные дидактические единицы, как культура и духовная жизнь, формы и разновидности культуры, искусство, его форма и основные направления, образование и самообразование. Уроки проходят в форме обучающих игр (создание ролевых, ситуативных, деловых ситуаций), тренингов, моделирующих ситуаций из реальной жизни, или творческих работ учащихся. Так на уроке: «Этническая основа культуры» можно предложить учащимся фронтальную работу с текстом: 1.Прочитать текст и определить его главную задачу, идею. 2.Какие ценности являются жизненно важными для человека в трагических
2 обстоятельствах (текст академика С.Д. Лихачева «Соловецкие страницы»). Выводы ребята делают сами, иногда для самих себя неожиданные. «Можно ли вынести душевное здоровье, нравственность из кругов ада?- Можно - главное: чистая совесть». Очень значимым по воспитанию духовности, может быть урок по теме «Нравственные чувства и моральное поведение»в 11 классе. Его, можно провести в форме дискуссии, через работу с текстом. (Тексты очень поучительны – Н.Заболоцкого «О красоте человеческих лиц», из дневника Л.Н.Толстого «О душевной подлости», «В чем смысл жизни» С.Д. Лихачева). Дискуссия проходит по вопросам, например: 1. Какие нравственные стержни в человеке выделяют? 2.Почему люди, живущие в разное время, ценят одно и то же? Вывод учащиеся делают сами: Нравственность неотделима от морали, в духовной личности сочетаются разумное чувственное начала, что в обществе существуют общие моральные правила, которые следует выполнять. Вообще все уроки по своему содержанию являются нравственными, главное научить ребят дойти до понимания одной из главных категорий нравственности, - которую высказал еще Демокрит «Если ты наедине с собой не говори и не делай ничего дурного. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других». Человек должен жить в сфере добра, а оно в значительной степени, создается им самим. Злое дело забывается быстрее, чем доброе. Невозможно не сказать о том, что духовно- нравственное воспитание, является составным элементом в преподавании истории. Где почти весь учебный материал, пропитан духовностью, особенно по истории России. Формы очень разнообразны- это групповые работы на уроке, например по теме «Диссидентство в России в 80-е годы». Защита своей точки зрения, аргументация фактов, вся группа дополняет друг друга . Очень хороший урок, для достижения цели в духовно-нравственном воспитании – можно провести по статье В.М. Шукшина «Слово о Малой Родине».Вопросы к ней: 1.В чем заключается общее и различное между стыдом и совестью? 2.Что значит жить по совести? Замечательны его слова, которые потом обсуждают ребята, высказывая свою точку зрения: «Те- кому пришлось уехать с Родины, а таких много- невольно несут в душе некую обездоленность, чувство вины и грусть…И заканчиваются его слова- «и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу»». Иными словами говоря, осваивая общественные науки, школьники получают социальную, духовно -
3 нравственную информацию, которая помогает им обогатить знания о человеке, способствует личностно-эмоциональному осмыслению, школьниками опыта взаимодействия людей, формирует у них понимание общечеловеческих ценностей демократического общества, таких качеств личности как патриотизма, духовность, гражданская позиция. Ребятам легче социально адаптироваться, они начинают более активно принимать участие в работе органов школьного самоуправления, проигрывают модели нравственного взаимодействия людей. И наконец, еще один важный аспект нравственного воспитания- это личность учителя, отличающегося высокоразвитым гуманитарным мышлением патриота и гражданина России, умеющего строить деловые педагогические целесообразные отношения со школьниками, находить с ними общий язык.
1 Воспитание духовности, нравственности и патриотизма сегодня занимает огромное место в обучении и воспитании подрастающего поколения. Сегодня оно призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. Эти понятия идентифицируются с такими личными качествами, как любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, социальная толерантность и социальная активность. Воспитательный и обучающий потенциал опирается на нормативно-правовую базу представленную Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными программами развития образования, документами государственных органов управления образования. (Концепция модернизации образования на период до 2015 года. Программы «Дети России» и др.). В статье 2. Закон «Об образовании» определены требования, среди которых, важнейшими являются патриотическая направленность, которая невозможна без духовности и нравственности. Главная задача воспитания- уважение к правам и свободам человека, любви к окружающим людям и природе, Родине, семье. Как же добиться этих задач? Первое - это общекультурное развитие, которое характеризуется усвоением обще эстетических понятий, подбор учебного материала, чтобы он содержал опыт человечества, образцы подлинной нравственности, духовности гуманизма, творческого мышления. Только, после усвоения теоретических знаний основ нравственности, можно говорить о базовых личностных качествах: таких как, убеждение, мировоззрение, нравственное сознание. Как же можно решать поставленные задачи, через уроки обществознания? Разными путями и способами - чтобы заинтересовать учащихся, заставить их думать, самим находить нужный материал. Главное, не учитель должен, сообщать ребятам нравственные истины, а они в процессе поиска, спора, практических работ, должны сами приходить к формированию собственных оценочных суждений. Очень интересно и продуктивно работают ребята на уроках обществознания по модулю «Духовная сфера». Здесь изучаются такие важные дидактические единицы, как культура и духовная жизнь, формы и разновидности культуры, искусство, его форма и основные направления, образование и самообразование. Уроки проходят в форме обучающих игр (создание ролевых, ситуативных, деловых ситуаций), тренингов, моделирующих ситуаций из реальной жизни, или творческих работ учащихся. Так на уроке: «Этническая основа культуры» можно предложить учащимся фронтальную работу с текстом: 1.Прочитать текст и определить его главную задачу, идею. 2.Какие ценности являются жизненно важными для человека в трагических
2 обстоятельствах (текст академика С.Д. Лихачева «Соловецкие страницы»). Выводы ребята делают сами, иногда для самих себя неожиданные. «Можно ли вынести душевное здоровье, нравственность из кругов ада?- Можно - главное: чистая совесть». Очень значимым по воспитанию духовности, может быть урок по теме «Нравственные чувства и моральное поведение»в 11 классе. Его, можно провести в форме дискуссии, через работу с текстом. (Тексты очень поучительны – Н.Заболоцкого «О красоте человеческих лиц», из дневника Л.Н.Толстого «О душевной подлости», «В чем смысл жизни» С.Д. Лихачева). Дискуссия проходит по вопросам, например: 1. Какие нравственные стержни в человеке выделяют? 2.Почему люди, живущие в разное время, ценят одно и то же? Вывод учащиеся делают сами: Нравственность неотделима от морали, в духовной личности сочетаются разумное чувственное начала, что в обществе существуют общие моральные правила, которые следует выполнять. Вообще все уроки по своему содержанию являются нравственными, главное научить ребят дойти до понимания одной из главных категорий нравственности, - которую высказал еще Демокрит «Если ты наедине с собой не говори и не делай ничего дурного. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других». Человек должен жить в сфере добра, а оно в значительной степени, создается им самим. Злое дело забывается быстрее, чем доброе. Невозможно не сказать о том, что духовно- нравственное воспитание, является составным элементом в преподавании истории. Где почти весь учебный материал, пропитан духовностью, особенно по истории России. Формы очень разнообразны- это групповые работы на уроке, например по теме «Диссидентство в России в 80-е годы». Защита своей точки зрения, аргументация фактов, вся группа дополняет друг друга . Очень хороший урок, для достижения цели в духовно-нравственном воспитании – можно провести по статье В.М. Шукшина «Слово о Малой Родине».Вопросы к ней: 1.В чем заключается общее и различное между стыдом и совестью? 2.Что значит жить по совести? Замечательны его слова, которые потом обсуждают ребята, высказывая свою точку зрения: «Те- кому пришлось уехать с Родины, а таких много- невольно несут в душе некую обездоленность, чувство вины и грусть…И заканчиваются его слова- «и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу»». Иными словами говоря, осваивая общественные науки, школьники получают социальную, духовно -
3 нравственную информацию, которая помогает им обогатить знания о человеке, способствует личностно-эмоциональному осмыслению, школьниками опыта взаимодействия людей, формирует у них понимание общечеловеческих ценностей демократического общества, таких качеств личности как патриотизма, духовность, гражданская позиция. Ребятам легче социально адаптироваться, они начинают более активно принимать участие в работе органов школьного самоуправления, проигрывают модели нравственного взаимодействия людей. И наконец, еще один важный аспект нравственного воспитания- это личность учителя, отличающегося высокоразвитым гуманитарным мышлением патриота и гражданина России, умеющего строить деловые педагогические целесообразные отношения со школьниками, находить с ними общий язык.
В раздел основное общее образование