Программа практикума по литературе
Методическая разработка
Автор: Масягина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ Школа 2009, г. Москва
В раздел основное общее образование
Содержание.
1. Пояснительная записка. стр. 2 2. Учебно-тематический план 4 года обучения стр. 3 3. Содержание четвертого года обучения. стр. 5 4. Методическое обеспечение программы. стр. 11 5. Литература. стр. 12 2
Введение в литературоведение 5-8 класс.
За основу разработки данной программы были взяты материалы программ элективных курсов: - Программа элективного курса «Слово — образ — смысл: филологический анализ литературного произведения» (68часов) Авторы: В. Ф. Чертов (отв. редактор), Е. М. Виноградова, Е. А. Яблоков, А. М. Антипова. - Программа элективного курса «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы». Автор: Н.Л. Карнаух.
Пояснительная записка
Программа ориентированна на приоритет духовно-нравственного развития личности ребенка, будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык, культуру, и уважающего традиции и культуру других народов. Основной
целью
данной программы является воспитание грамотного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры. Данный курс имеет, прежде всего, практическую направленность, выражающуюся в умении ребенка выявлять своеобразие художественного содержания на основе анализа художественной формы произведения, что способствует развитию ассоциативного мышления, позволяет глубже анализировать различные события опираясь на свой жизненный опыт.
Задачи
: 1. Образовательная: - осуществить знакомство с комплексом близких жанров: очерком, письмом, стихотворением в прозе и др. - демонстрация творческих поисков художников слова, уже известных учащимся, и открываются новые имена писателей, что положительно сказывается на общей подготовке по предмету. - коррекция стилистических недочетов устной и письменной речи учащихся. 2. Воспитательная: - способствовать развитию эстетического вкуса учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора; - формирование личностного отношения к прочитанному. 3. Развивающая: - способствовать актуализации личностных качеств учащихся, что помогает раскрытию творческих способностей; - развитие ассоциативного мышления; - развитие коммуникативно-речевой культуры учащихся. Материал программы расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения закрепления и развития литературных знаний. 3
Программа реализуется 4 года: 1-й год рассчитан на 39 часов изучения материала, возраст детей 10-12 лет, учащиеся 5 класса. Численность одной группы не превышает 15 человек. 2-й год рассчитан на 39 часов изучения материала, возраст детей 11-13 лет, учащиеся 6 класса. Численность одной группы не превышает 15 человек. 3-й год рассчитан на 39 часов изучения материала, возраст детей 12-14 лет, учащиеся 7 класса. Численность одной группы не превышает 15 человек. 4-й год рассчитан на 39 часов изучения материала, возраст детей 13-15 лет, учащиеся 8 класса. Численность одной группы не превышает 15 человек.
Форма организации детей на занятиях
: - групповая, - парная работа, - индивидуальная работа.
Формы работы на занятиях
: - беседа; - конференции; - практикумы; - иргы; - дискуссии; - лекции; - опросы. К концу изучения программы «Введение в литературоведение» учащиеся должны: Знать: - литературные жанры, рода и направления; - литературоведческие термины в объеме, предусмотренном программой; Уметь: - грамотно строить письменное высказывание (мини-сочинение; сочинение); - осуществлять анализ художественного произведения или группы произведений в заданном аспекте, а так же производить анализ некоторых произведений – разных родов, жанров и направлений; - находить аналогии, необходимые для построения собственного речевого высказывания в различном жанре. 4
Учебно-тематический план. 4-й год обучения 8 класс
Наименование
раздела и тем
Количество
часов
Теоретические
занятия
(кол-во часов)
Практические
занятия
(кол-во часов)
1. Вводное занятие. Инструктаж ОТ, ТБ, ЭБ, ППБ 1 1 0 2. Хронотоп. Образ времени и пространства в произведении. 7 4 3 3. Образ персонажа. 5 2,5 2,5 4. Портрет в литературном произведении. 4 1,5 2,5 5. Образ предмета . 3 1,5 1,5 6. Образ события. 6 2,5 3,5 7. Эпизод в произведении. 4 2 2 8. Текст и контекст. 4 2 2
9. Произведение и
литературный процесс
4 2 2 10. Итоговое занятие 1 - 1 Итого. 39 19 20 5
Содержание.
Занятие 1. Вводное занятие. Инструктаж ОТ, ТБ, ЭБ, ППБ.
Занятие 2-8. Хронотоп. Образ времени и пространства в произведении.
Главные задачи.
Сформировать у учащихся представ ления о художественном мире как пространственно-вре менном континууме, структура которого определяется системой значимых оппозиций и является основой со держания литературного произведения; выработать на выки анализа художественной модели времени как не - отъемлемой составляющей художественного образа; сис тематизировать представления учащихся о видах про странственных образов, об их функциях в произведении и средствах их создания.
Рассматриваемые проблемы и понятия
.
Художественное время как модель реальности. Модели времени: линейная, циклическая и др. Время и вечность. Прошлое — на стоящее — будущее. Знаки времени: биографическое, се мейное, календарное, природное, историческое, косми ческое и т. п. Жизнеподобие и фантастика. История в произведении; историческая и «не историческая» литера тура. Модели пространства. Понятия и оппозиции, ре ализующие модели пространства (граница, путь и др., симметричное — асимметричное, внутреннее — внешнее, верх — низ, близкое — далекое, свое — чужое, посюсто роннее — потустороннее и т. п.). Метафорические отно шения между временем и пространством. Пространство и время как метафора (символ) бытия. Вода (река, море, озеро и др.), берег, пещера, могила, небо и другие архети-пические метафоры. Пейзаж (образ природы, образ горо - да). Статические и динамические образы. Мастерство пи сателя в создании пейзажа: выбор точки зрения, масшта ба изображения, степень детализированное™, сенсорные характеристики и др. Интерьер (образ дома, образ комнаты). Ментальные пространства (картины воображаемой реальности) как проекции внутреннего мира персонажа. Система образов пространства в произведении. Основ ные оппозиции. Пространство и персонаж. Средства создания пространственных образов.
Задания, направленные на формирование навыков ана лиза текста.
Обнаружение знаков времени (прямых и кос венных) в произведении. Характеристика временной структуры. Выявление символики календарного времени. Обнаружение метафор со значением времени в художест венном тексте. Сравнение нескольких произведений с точки зрения доминирующего типа художественного вре мени. Анализ динамики времени и пространства в произведении. Характеристика пространственной структуры произведения. Выявление основных пространственных оппозиций. Обнаружение пространственных метафор. Анализ пейзажа в произведении; анализ пейзажной дета - ли; характеристика художественного мастерства автора в создании пейзажа. Характеристика пейзажа как средст ва создания образа персонажа. Характеристика пейзажа как способа выражения авторской позиции. Анализ пейзажа в лирическом и драматическом произведениях. Анализ интерьера; характеристика интерьера как сред - ства создания образа персонажа и способа выражения авторской позиции. Выявление в произведении менталь ных пространств различных типов и их характеристика в аспекте художественной функции. Выявление дина мики пространственных образов в связи с типом хронотопа. 6
Темы для обсуждения .
Тема пути в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева и в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...». Образ времени в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Когда вол нуется желтеющая нива...». Историческое время в рома не А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Динамика про - странственных образов в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцы ри». Городское пространство в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Художественное время и пространство в «Сне Обломова» (роман И. А. Гончарова «Обломов»). Образ движущегося времени в стихотворении А. А. Фета «Ше пот, робкое дыханье...». «Адище города» в ранней лирике В. В. Маяковского.
Занятие 9-13. Образ персонажа.
Главная задача.
Систематизировать и сделать более глубокими представления учащихся о содержании и средствах создания образа персонажа, о роли системы персо- нажей в раскрытии проблематики произведения.
Рассматриваемые проблемы и понятия.
Содержание образа — индивидуальное и типическое (универсальное, антропологическое, национальное, историческое, соци - альное и т. п.); характер и тип. Средства создания образа персонажа: имя, портрет, речевая характеристика, место в системе персонажей, роль в сюжете, функция в произведении, объекты природы, интерьер, деталь-символ, пря мые оценки (автор — повествователь — персонаж). Сис тема персонажей и ее связь с проблематикой произведения. Персонажи, связанные отношениями подобия («двойники»), принадлежности к общей группе (подсис тема персонажей), отношениями противопоставления (антиподы и антагонисты). Сопоставительная характе ристика персонажей. «Вечные образы». Функциональные разновидности персонажей: главные, второстепенные, эпизодические, внесценические, антропоморфные, зооморфные и т. п. Традиционные типы персонажей (амплуа) в драме: резонер, субретка.
Задания, направленные на формирование навыков ана
лиза текста.
Характеристика содержания образа данного персонажа. Объяснение динамики характера персонажа. Выявление средств создания образа персонажа и спосо бов выражения авторского отношения к нему. Анализ ав торского отношения к герою. Выявление системных от ношений между персонажами произведения. Характе ристика одной из подсистем персонажей (женские, детские образы, слуги, народ и т. п.). Выявление персона жей-«двойников» и их характеристика. Характеристика второстепенных, эпизодических, внесценических персо нажей (их систематизация и функции в произведении). Построение сопоставительной характеристики двух пер - сонажей одного или разных произведений. Сопостави тельная характеристика персонажей одного типа в разных произведениях. Выявление «вечных образов» в произведении и группе произведений и объяснение их художественной функции.
Темы для обсуждения
.
Образ Хлестакова в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Исторически конкретное и универсальное в поэме Пушкина «Медный всадник». Средства выражения авторского отношения к героям в «Песни о вещем Олеге» Пушкина. Речевая характеристика персонажей в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Портрет и пей заж как средства создания образа главного героя в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Образ Хлестакова в оценке литератур ной критики. Городничий и Хлестаков (сопоставительная характеристика). Женские персонажи в прозе И.С. Тургенева («Ася», «Первая любовь», «Вешние воды»).
Занятие 14-17. Портрет в литературном произведении.
7
Главная задача.
Систематизировать представления учащихся о типах портретов, средствах их создания и художественных функциях.
Рассматриваемые проблемы и понятия.
Статические и динамические портретные признаки. Портретная деталь. Лейтмотивная деталь. Характерологическая функция портрета. Реалистический и романтический портреты. Доминанта в портрете. Художественное мастерство автора в создании портрета.
Задания, направленные на формирование навыков ана
лиза текста.
Выявление совокупности портретных черт данного персонажа. Выявление психологических, возрастных, социально характеризующих и т. п. деталей, стати ческих и динамических признаков внешности персонажа. Анализ портретной детали. Анализ лейтмотивной детали. Выявление тропов в портрете персонажа. Анализ портре та персонажа в его характерологической функции и с точ ки зрения средств создания. «Точка зрения» в портрете и авторское отношение к персонажу. Сопоставительная ха рактеристика портретов персонажей в одном или нескольких произведениях.
Темы для обсуждения.
Портреты главных героев в прозе Александра Грина («Алые паруса», «Бегущая по волнам» . Социальная и психологическая информация в портрете главного героя в рассказе Александра Грина «Зеленая лампа».
Занятие 18-20. Образ предмета.
Главная задача.
Систематизировать и сделать более глубокими представления учащихся о содержании и средствах создания образа предмета, о предметном мире и его роли в произведении.
Рассматриваемые проблемы и понятия.
Предметный мир произведения. Предмет и персонаж. Предмет и фабула. Деталь как лейтмотив. Деталь как символ.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста.
Анализ образа предмета. Характеристика предметного мира произведения и его художественной функции. Характеристика предмета как одного из средств создания образа персонажа. Характеристика роли предмета в развитии сюжета. Выявление деталей-символов."
Темы для обсуждения.
Предметный мир повести Н. В. Го голя «Тарас Бульба». Сюжетообразующая функция предмета в рассказе Л.Н. Толстого «После бала». Символика образа микроскопа в рассказе В. М. Шукшина «Микроскоп».
Занятие 21- 26. Образ события
Главная задача .
Систематизировать представления учащихся о событийном ряде произведения.
Рассматриваемые проблемы и понятия
.
Сюжет и фабу ла. Внефабульные элементы. Элементы фабулы (завязка, развитие действия, кульминация, развязка; пролог и эпи лог). Типология фабул (исторические / современные, фантастические / жизнеподобные, любовные, семейные, авантюрные и т. п.). Фабульная линия. Количество фа бульных линий в произведении. Классицистическое единство места, времени и действия в сюжете. Лириче ский сюжет. Динамика сюжета. Эпизод. Сцена. Мотив как сюжетообразующий элемент. «Бродячие» сюжеты («сквозные темы и мотивы»). Архетипическое в сюжете (сюжет как метафора бытия).
Задания, направленные на формирование навыков ана
лиза текста.
Разграничение события рассказывания (сю жет) и изображенных событий (фабула). Выявление событий, составляющих фабульную линию. Выявление эле ментов фабулы в связи с развитием конфликта. Анализ финального эпизода; анализ эпилога. Анализ 8
взаимодействия фабульных линий. Анализ своеобразия лириче ского сюжета. Анализ своеобразия развития сюжета в произведениях различных литературных направлений и жанров (классицистическая драма, романтическая поэма, лирическая проза, путешествие, авантюрно-детективный жанр, новелла и др.). Выявление сюжетообразующих метафор в произведении. Выявление сходных мотивов в фа булах разных произведений. Интерпретация сюжетов в их универсально - «вневременной» функции.
Темы для обсуждения .
Универсальный смысл сюжетов «Повестей Белкина» А. С. Пушкина. Метафорический смысл фабулы в стихотворе нии В. В. Маяковского «Необычайное приключение...». Своеобразие лирического сюжета в стихотворении С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...». Основные мотивы романтических стихотворений В. А. Жуковского «Море» и «Вечер».
Занятие 27-30. Эпизод в произведении
Главная задача .
Систематизировать представления учащихся об эпизоде как элементе фабулы.
Рассматриваемые проблемы и понятия
.
Место эпизода в фабуле. Эпизод как единство признаков времени и пространства, состава участников, их взаимоотношений и поступков. Точка зрения в эпизоде.
Задания, направленные на формирование навыков ана
лиза текста.
Анализ признаков времени и пространства в эпизоде. Анализ участников событий, их взаимоотношений и поведения в эпизоде. Анализ роли эпизода в созда нии образов персонажей. Анализ точки зрения и автор ской позиции в эпизоде. Целостный анализ эпизода. Анализ места данного эпизода в фабуле. Сопоставление типологически сходных эпизодов в различных произведениях.
Темы для обсуждения.
Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Художественное время и про странство в эпизоде «Тарас Бульба убивает своего сына». «Казнь Остапа». Финал повести Александра Грина «Алые паруса».
Занятие 31-34. Текст и контекст
Главная задача.
Совершенствовать навыки анализа произведения с учетом контекстов различных типов.
Рассматриваемые проблемы и понятия.
Произведение и исторический контекст. Произведение и биографический контекст. Прототип и прототипическая ситуация. Аллюзия. Художественная литература и публицистика. Доку ментально- художественные и публицистические жанры и их использование в художественном произведении (очерк, памфлет, фельетон и т. п.). Интертекст (литера турный контекст как один из видов художественного контекста). Виды интертекстуальных связей. Цитирование. Реминисценция. Мифологические, религиозные, фольк лорные и т. п. реминисценции.
Задания, направленные на формирование навыков ана
лиза текста.
Выявление автобиографических элементов в литературном произведении. Сопоставление фабулы произведения с современной автору действительностью и анализ аллюзий в произведении. Обнаружение признаков другого литературного произведения в тексте данного произведения. Выявление мифологических реминисценций в произведении.
Темы для обсуждения.
Страницы истории русской культуры и биографии поэта в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Автобиографические элементы в рассказе 9
Булгакова «Собачье сердце». Фольклорные образы и мотивы в поэме Лермонтова «Песня про купца Калашникова».
Занятие 35-38 Произведение и литературный процесс
Главная задача.
Развивать у учащихся умение опреде лять место данного произведения в историко-литературном процессе.
Рассматриваемые проблемы и понятия.
Литературный процесс. Стадии литературного процесса. Фольклор и ли тература. Основные фольклорные жанры (народный эпос, былина, легенда, частушка, сказка (волшебная, бы товая), песня, анекдот, пословица). Литература светская и духовная. Основные жанры духовной литературы (житие, притча, хожение). Литературный род: эпос, лирика, дра ма. Лироэпические и лирико-драматические произведения. Литературный жанр. Основные эпические (роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, новелла, литературная сказка), драматические (драма, комедия, трагедия), лири ческие (сонет, послание, ода, гимн, элегия, отрывок, эпи грамма, эпитафия, рондо, стансы, романс, мадригал и т. п.), лироэпические (роман в стихах, баллада, поэма, дума, басня) жанры и жанровые разновидности (путеше ствие, утопия, антиутопия, роман-миф, авантюрный ро ман, детектив и т. п.). Художественный метод и художест венный стиль. Литературные направления, течения, ху дожественные школы (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, «натуральная школа», натурализм, символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм, постмодер низм). Традиционное и новаторское в произведении. Понятие литературной классики. Проблемы влияния литературы на жизнь общества и актуальности произведения.
Задания, направленные на формирование навыков ана лиза текста.
Выявление фольклорных элементов в произ ведении. Анализ родового и жанрового своеобразия произведения. Сопоставление нескольких произведений од ного жанра. Анализ жанрового многообразия творчества одного автора. Определение своеобразия художественного метода в конкретном произведении. Характеристика произведения в аспекте художественного метода. Анализ признаков стиля конкретного литературного направления в произведении. Анализ произведения в аспекте его традиционности и новаторства. Анализ традиций творче ства одного автора в произведениях другого. Анализ актуальности классического произведения в сегодняшней действительности.
Темы для обсуждения.
Жанровое своеобразие «Повестей Белкина» А. С. Пушкина. Фольклорные темы, образы и мотивы в лирике С. А. Есенина. Черты фольк лорных жанров и жанров древнерусской литературы в «Слове о полку Игореве». Соотношение эпического и ли рического начал в «Песни о Вещем Олеге» А.С. Пушкина. Жанровое многообразие лирики А. С. Пушкина. Баллада В. А. Жуковского «Светлана» как лироэпическое произведение. Жанр элегии в поэзии русского роман тизма. Басни И. А. Крылова и сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина (сопоставительный анализ). Соотношение традиционного и новаторского в стихотворении В. В. Маяковского «Послушайте!». Пушкинские традиции в современной лирики (по выбору учащихся). Современное звучание произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Занятие 39. Итоговое занятие.
10
Методическое обеспечение программы.
1. Тексты художественных произведений (в том числе библиотека художественной литературы в кабинете) 2. Тесты по литературе 5-11 классы. М., АСТ, 2000. 3. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. – М., Материк Альфа, 2003. 4. Э.Л. Безносов. Раздаточные материалы по литературе 8-11 класс. – М., Дрофа, 2001. 5. М.И. Мещерякова. Краткий словарь литературных терминов. Методические рекомендации для учителя и учеников. Библиотека гимназиста. – М., НПЦ «Мегатрон», 2000. 6. Р.И. Альбеткова. Русская словесность 8 класс. – М., Дрофа, 2008. 7. Видеоматериалы: - Сказки : «Огонь, вода и медные трубы», «Царевна-лягушка», «По щучьему велению»; - А.С. Пушкин «Повести Белкина», «Капитанская дочка»; - Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь», «Ревизор»; - Н.С. Лесков «Левша» - И.С. Тургенев «Муму», «Ася» - А.Грин «Алые паруса» 11
Литература.
1. А.Г. Гинзбург, Е.Б. Кононова. Занимательное литературоведение. – М., Гелиос – АРВ, 2003. 2. Н.М. Шанский. Лингвистический анализ стихотворного текста. – М., Просвещение, 2002. 3. И.В. Каплан. Русские писатели XIX века о своих произведениях. – М., Новая школа 1995. 4. Т.С. Кудрявцева, С.Ю. Михайлова. Русская культура. Пособие для уроков по русскому языку, литературы и истории 5-11. – М., ЮНВЕС, 1997. 5. Энциклопедия афоризмов. Мысль в слове. Э.Борохов. – М., АСТ, 2001. 12
В раздел основное общее образование