Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Современные проблемы преподавания русского языка в школе. Работа по развитию связной речи в классе с низким уровнем учебных возможностей учащихся

методическая разработка

Автор: Казанцева Ольга Георгиевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №4, город Слюдянка, Иркутская область



В раздел основное общее образование




Современные проблемы преподавания

русского языка в школе.

Работа по развитию связной речи в классе

с низким уровнем учебных возможностей учащихся

Казанцева Ольга Георгиевна,

учитель русского языка и

литературы МБОУ СОШ №4





Слюдянка - 2015


Видеть хорошее в человеке всегда

трудно. Хорошее в человеке

приходится всегда

проектировать, и педагог это

обязан делать.

Он обязан подходить к человеку с



оптимистической гипотезой, пусть даже

и с некоторым риском ошибиться.





Макаренко А. С.


Проблема развития речи школьников всегда

трактовалась в теории и практике преподавания

русского языка как одна из важнейших. Об этом

свидетельствуют труды известных лингвистов и

методистов прошлого и настоящего.

К. Д. Ушинский одной из главных задач обучения

русскому языку считал развитие в учащихся «дара

слова».

Воспитание склада русской речи и вкус к красоте ее, по

мнению Л. И. Поливанова, является важнейшей

задачей школы.

Обобщая свой педагогический опыт, Л. Н. Толстой

приходит к следующему выводу: «Задача преподавания

языка состоит... в руководстве учеников к пониманию

содержания книг, написанных литературным языком.

Знание литературного языка необходимо, потому что

только на этом языке есть хорошие книги».


В настоящее время в связи с требованиями

общества в Федеральном компоненте

Государственного стандарта основного общего

образования по русскому языку на первый

план выдвинута коммуникативная

компетенция, за ней следуют языковая,

лингвистическая и культуроведческая.

Коммуникативная компетенция подразумевает

овладение всеми видами речевой деятельности

и основами культуры устной и письменной

речи, умениями и навыками использования

языка в разных сферах и ситуациях общения,

соответствующих опыту, интересам,

психологическим особенностям учащихся

основной школы.


Цель работы по развитию речи
школьников на уроках русского языка в классе
с низким уровнем учебных

возможностей (а именно в таком классе я

сейчас работаю)
вижу в следующем:
формирование социально активной,

творческой личности, умеющей свободно

и правильно строить устную и

письменную речь, которая соответствует

ситуации общения.


Овладение основными видами

речевой деятельности

Аудирование

Чтение

Говорение

Письмо


Основные направления

Овладение нормами

современного русского

литературного языка

Формирование умений

и навыков связного

изложения мыслей в устной и

письменной форме

Обогащение словарного

запаса и грамматического

строя речи учащихся


Устная речь

Создание устных монологических

и диалоговых высказываний

в соответствии с целями, сферой

и ситуаций общения


Формирование умений и навыков связанного

изложения мыслей в письменной форме

Изложение

содержания

прослушанного или

прочитанного текста

(подробное, сжатое,

выборочное

изложение… )

Сочинение

Создание текстов разных

стилей и жанров:

тезисов, конспекта,

отзыва, описание картины,

рецензии, аннотации,

письма, расписки,

заявления и т.д.


Работа по развитию речи

слабоуспевающих учащихся

Создание атмосферы доброжелательного, доверительного

общения, когда учащиеся захотят поделиться своими мыслями,

впечатлениями, поисками, выразить своё отношение к предмету.

Именно поэтому на этих уроках необходимо быть демократичным

и деликатным в оценке устной и письменной речи учащихся.

Даже при нарушении ими норм русского литературного языка надо,

не перебивая говорящего, найти время, когда будет уместно мягко сказать,

как правильно следует произносить или употреблять какое-либо слово,

как наиболее удачно можно письменно выразить свою мысль.

Основная задача

учителя при работе

по развитию речи

слабоуспевающих

учащихся


Написание творческих работ - один из

наиболее интересных и, в то же время,

трудных видов деятельности,

направленный на формирование связной

речи и коммуникативных умений. На

уроках русского языка я стараюсь

использовать различные виды

творческих работ:

творческое списывание;

творческий диктант;

творческое сочинение;

творческое изложение;

свободный диктант.


Методический инструментарий
Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек – консультаций, карточек с направляющим планом действий, карточек для индивидуальной работы, карточек – тренажёров, карточек – информаторов, карточек с образцами написания, карточек – конспектов. Использование карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания, карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, схемами. Карточек, в которых показаны образцы того, как следует выполнять задание. Карточек – инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий. Применение средств поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечение разнообразия методов обучения. Инструктаж о порядке выполнения работы. Задания с выбором ответа и деформированные задания. Использование средств невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план). Плакаты и схемы для самоконтроля.

7 класс

Тема учебного занятия.

Подготовка к сочинению в жанре

репортажа по картине А.В.Сайкиной

«Детская спортивная школа».

Этап урока:
усвоение новых знаний и способов действий

Карточка – консультация
1.Что вы знаете о репортаже? 2. Какие виды репортажа вы знаете? 3.Какие события обычно отражаются в репортаже? 4. Какова цель репортажа? 5. Что такое «эффект присутствия». Какими средствами он создается?
Репортаж
1. Репортаж – жанр публицистического стиля. 2.Фоторепортаж, телерепортаж, радиорепортаж, газетный (текстовый). 3.Те события, которые журналист видел сам. В репортаже говорится о динамичных событиях, которые могут быть интересны зрителям или слушателям. 4.Познакомить людей с важными и интересными событиями во всех подробностях, воссоздать полную картину события. Репортер должен так описать событие, чтобы людям показалось, что они все видели своими глазами. 5. В репортаже есть описание места действия, характеристика героев, подробное описание того, что они делают, их диалоги. Репортер говорит о том, что видел сам, описывает свои чувства – в этом проявляется авторское «Я».



Памятка «Пишем сочинение - репортаж»

1. Признаки репортажа:
• точное указание места, времени; • подробное изложение основных событий; • впечатление автора, оценка. •
2. Требования к репортажу:
• Репортаж пишется с места события, имеющего динамичный характер. • События, отраженные в репортаже, должны иметь элемент новизны. • Репортер должен лично присутствовать на событии, о котором пишет. • Репортаж обычно пронизан авторским «я», хотя само местоимения «я» может не употребляться. • Репортажу свойственны сюжеты с показом героизма, мужества, смелости людей, наиболее яркие эпизоды и явления, которые имеют познавательное значение. • Интересные репортажи содержат диалоги. •
3. Помни, что для репортажа характерны:
– простота и выразительность; – точность и конкретность; – умеренная эмоциональность; – грамотность.

Описание действий. Сочинение по картине С.А.

Григорьева «Вратарь»

План сочинения по картине С.А. Григорьева «Вратарь»

План сочинения №1
• 1.Тема и основная мысль картины. • 2.Описание картины С.А. Григорьева «Вратарь»: • а) на пустыре в погожий осенний день; • б) бесстрашный вратарь; • в) мальчик в красном костюме; • г) болельщики и зрители. • 3. Особенности композиции картины. • 4. Роль деталей в картине. • 5.Колорит картины. • 6. Мое отношение в картине.
План сочинения №2
• За домом в погожий осенний день. • Бесстрашный вратарь и его помощник. • Зрители «болеют» по-разному. • Мастерство художника: удачная композиция, выразительные детали, мягкий колорит картины.

Карточка – напоминание «Будь внимателен к

деталям!»
• Действие происходит в Москве, на пустыре – на заднем плане видны высотные постройки сталинской архитектуры. • Площадка не приспособлена для футбола – детям негде играть. • Мальчику в красном костюме очень хочется играть, но его не взяли – возможно, из-за возраста. • Случайный прохожий не смог пройти мимо, внимательно следит за игрой. • Собака равнодушно дремлет.

Индивидуальная карточка

Подготовка к сочинению по картине С.А. Григорьева «Вратарь»

Внимательно прочитай предполагаемый текст сочинения, разбей на абзацы,

составь план, спиши, вставляя пропущенные буквы.
Передо мной картина «Вратарь». Я её внимательно рас…мотрел (а) и мне хочется о ней рас…казать. Мне кажется, что события на картин… происходят ра…ней осенью. Трава уже смята, пр…топтана, свет со…нца осе…ний. И летние каникулы уже кончились, ребята ходят в школу ? а после уроков играют в фу…бол. Об этом нам говорят портфели, которые служат в…ротами. Интереснее всего рас…матривать главного героя картины – мальчика-вратаря. Видно, что он страстно увлеч…н фу…болом и старается подражать взрослым фу…болистам. Он сумел раздобыть где-то кожа…ные перчатки, как у настоящего вратаря. У парня уже была травма, нога его переб…нтова…а под коленкой, ведь он много сил отдаёт занятиям спортом. Он принял вполне профессиональную стойку ? слегка согнув ноги в коленях и сл…жив на них ладони. Он напряж…н, его взгля… прикован к мячу. Сейчас, наверное, самый важный момент игры – это мы вид…м и по лицам зрителей. Маленький мальчик, который стоит за спиной вратаря, ловит мячи. Он глядит на старшего товарища с уважением. Он гордит ? ся тем, что может ему помочь. Наверное, малыш хочет стать таким же ловким и отважным, как этот вратарь. Картина написана в послевое…ное время, но до сих пор интересна нам. Ведь на ней изобр…жена игра, которая интересна всем.

Карточка образец - подсказка

Сочинение по картине С.А. Григорьева «Вратарь»

1.Что изображено на картине? Как ребята играют в футбол?
• Возвращаясь из школы, ученики соорудили из портфелей, сумок и фуражек ворота и начали игру. Завязалась борьба за мяч. Зрители, сидящие на брёвнах, с большим вниманием следят за игроками.
2.Какое время года и суток изображено на картине?
• Осень. Листья пожелтели и опали с деревьев, они разбросаны на земле. Художник изобразил погожий тёплый день. Небо ясное, чувствуется, что светит солнце.
3.Кто является главным действующим лицом картины? Каким его

изобразил художник?
• Главное действующее лицо картины – мальчик-вратарь. Он изображён на переднем плане. • Вратарь опёрся о колени, стоит в напряженной позе. Ожидая мяч, мальчик сосредоточенно следит за игрой. По его позе видно, что мяч далеко от ворот. Но вратарь готов в любую минуту вступить в игру и защитить свои ворота. Мальчик хочет быть похожим на настоящего вратаря, у него хватка заправского футболиста. Видно, что он очень любит играть в футбол, часто наблюдал игру взрослых, старается им подражать даже в одежде. На нем темный свитер, короткие штаны, на руках кожаные большие перчатки. На ногах спущенные чулки, калоши, подвязанные тесемкой. • Коленка перевязана, наверное, ему часто приходилось падать, защищая свои ворота. Видно, что вратарь смелый, бесстрашный мальчик, увлеченный своим делом. Он высокого роста, большеголовый, белокурый. Выражение лица серьезное, внимательное.

4.Опишите маленького мальчика, который стоит позади вратаря.
За вратарем в невозмутимой позе стоит, заложив руки за спину и выпятив живот, малыш в красном лыжном костюме. Он тоже считает себя знатоком футбола, ему хочется принять участие в игре, но его пока не принимают.
5.Как художник показал заинтересованность зрителей игрой в футбол? Кто

особенно увлечен происходящим?
Взгляды всех зрителей устремлены на поле, туда, где идет напряженная борьба за мяч. Молодой мужчина в шляпе всецело захвачен зрелищем игры, того и гляди, сам ринется в бой. Видно, что он настоящий болельщик, может быть, сам хорошо играет в футбол. Мальчик в темно-зеленом лыжном костюме сильно увлечен игрой. Он смотрит, вытянув голову и открыв рот. Внимательно следят за игрой другие дети.
6.Кто равнодушно относится к происходящему на поле?
Малышка, укутанная в теплый платок, и свернувшаяся у ее ног лопоухая собачонка.

7-й класс (описание внешности человека)

Сочинение по картине В.Серова «Девочка с персиками».

Задание: отредактируйте текст
Передо мной работа В.Серова «Девочка с персиками». Она была застигнута художником в минуту покоя. На ней была розовая кофта, вокруг шеи был повязан черный бант. Она словно застыла. Верочка Мамонтова – девочка лет двенадцати. У нее коричневые глаза, правильный овал лица. В глазах затаился смех. Волосы у нее коричневые. Руки беспокойно лежат на столе. Этому движению подчиняется и характер девочки, непоседливой, переменчивой, подвижной.

ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Потерялся мальчик. Дежурный милиционер попросил описать

внешность малыша. Составьте нужное описание, использовав

полезные, с вашей точки зрения, сведения из сообщенных о

мальчике и добавив недостающие.
Он маленький. У него светлые кудрявые волосы, озорные глаза. На нем надеты белые носки, брюки и новый свитер. Он ест мороженое . Когда он говорит, то немного картавит звук Р. •
Из ряда слов, часто используемых в речи при описании глаз,

выпишите те, которые характеризуют взгляд. Запишите их,

согласуя со словом « взгляд».
• Бесцветные, быстрые, блестящие, искрометные, открытые, лучистые, задумчивые, лукавые, заспанные, озорные, правдивые, голубовато-серые, скорбные, удивленные, изучающие, васильковые, ясные, гневные, беспокойные, беззаботные, большие, внимательные, добрые. •
Перед вами ряд определений к слову « лицо». Выпишите только

те, которые позволяют отразить состояние человека.
• Круглое, худощавое, грустное, побелевшее, багровое, краснощекое, заспанное, испуганное, серьезное, волевое, сосредоточенное, открытое, доброе, обиженное, порозовевшее, кумачовое, хмурое, злое, виноватое.

7 класс

Урок на тему «Стили речи». Что мы уже знаем о речи…
Представьте себе, что скоро в классе пройдёт родительское собрание. Вам нужно: а) составить объявление; б) рассказать о собрании родителям. Сколько текстов у вас получится? Когда мы воспользуемся разговорной, а когда книжной речью?
Выделите в данном отрывке три текста, принадлежащих к разным стилям

речи.
Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5-6 мм. (2) Дождь… (3) Различают ливневый и обложной дождь. (4) Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. (5) Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. (6) Не повезло тебе!
Прислушаемся! Словесное описание картины
Воспользуйтесь советом Антона Павловича Чехова, который говорил, что обязательно нужно представлять самого себя среди того пейзажа, который написан художником, – тогда картина оживёт. Попробуйте «войти» в картину, представьте себе этот день. Какой он? Пасмурный или солнечный? Ветреный или тихий? Опишите свои ощущения, то настроение, которое возникло у вас, когда вы оказались рядом с одиноко прогуливающейся женщиной в парке в осенний день.

7 класс Сочинение по картине И.Попова

«Первый снег» (дневник)

Карточка – подсказка.

Дневник – это?
• Записи, ведущиеся изо дня в день. • Ученическая тетрадь для записей заданных уроков и полеченных отметок. •
План сочинения в форме дневниковых записей
• 1.Дата (число, год, время суток). • 2. Место. • 3. Повествование от 1-го лица. • 4. Монолог (внутренний диалог). • 5. Мысли отрывочные, запись краткая. • 6. Зашифрованность имён и фамилий. • 7. Пишется для себя. • 1. Что изображено на картине И. Попова? • 2. Какие изменения внёс снег в городской пейзаж? • 3. Кого изобразил художник на переднем плане? • 4. Как он передал чувства девочек? • 5. Как ведёт себя собака, глядя на снег? • 6. О чем, по вашему мнению, говорит молодой человек по телефону в будке? • 7. Почему замерла девушка на балконе второго этажа? • 8. Есть ли на первом снегу следы прохожих, машин? • 9. Какие снежинки, плавно опускаясь, кружатся в воздухе? • 10. Какие чувства вы испытываете, глядя на картину И. Попова?

Подбираем

эпитеты

Снег

Небо

Дома

Тротуар

Люди

Деревья

Собака

Каким может быть первый снег? (
Белый, пушистый, лёгкий, обильный, крупные снежинки, летящие по ветру, розоватый, голубоватый ,покрытый следами…).
Рассмотрите небо, подберите словосочетания, характеризующие его
. (Пасмурное, серое, низкое, затянутое снеговыми облаками…).
Где происходит действие? Что вы можете сказать о домах, о тротуаре?
(Крыши домов покрыты снегом, снег на подоконниках, на оконных рамах, старый городской дворик широкий, занесённый глубоким снегом, усеянный следами…).
Обратите внимание на людей, изображенных на картине. Что можете

сказать о их действиях? Как вы думаете, знакомы ли они автору

картины?
Три девочки на улице, радуются первому снегу; молодой человек в телефонной будке; девушка у окна наблюдает за падающими снежинками (Я желаю всем, чтобы завтрашнее утро подарило нам земную красоту, которой не устаешь любоваться, которой не устаешь восхищаться. Вчерашние грустинки и плохое настроение запорошило белыми пушистыми хлопьями. Хочется, чтобы с первым снегом пришла и радость!)

Словарь

Снег:
белый, искристый, ослепительно-белый, серебристый, чистый; пушистый, мягкий, рыхлый, свежевыпавший, первый, нежданный, свежий, долгожданный, ранний, густой, липкий, податливый..
Снежинки:
пушистые, нежные, мягкие, крупные. Белое пушистое покрывало; тяжёлые белые шапки на крышах домов, снегопад, снежная баба, снежки, коньки, лыжи, санки, сугробы, иней на деревьях, белые ватные шубы.

Сочинение-письмо по впечатлениям от картины

И.И.Бродского «Летний сад осенью».

Основные требования к построению сочинения - письма
.
1. Вступление.
Обязательное обращение к другу в начале сочинения. (Добрый день, здравствуй, дорогой, уважаемый, милый…). Не забудь написать имя друга.
2. Основная часть сочинения
. Излагай свои мысли, впечатления точно и ясно, чтобы твоему другу было интересно. Пиши разборчиво и аккуратно.
3. Концовка
. (До свидания, до скорой встречи, желаю удачи…). Дата, укажи свое имя. Тон письма должен быть вежливым, доброжелательным.

1 группа. Аллея сада
.
Задание:
• Написать сочинение – миниатюру, используя в описании художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения). Вопросы в помощь: • Какими нарисованы деревья? • Стволы деревьев, какими мы их видим? • Какого цвета листья? Почему их мало? • Цветовая гамма?
2 группа. Беседка.

Задание:
• Составьте 5 - 6 словосочетаний для описания беседки.

3 группа. Люди.

Задание:
Отвечая на вопросы, составьте предложения для описания людей? Вопросы в помощь: • Чем они заняты? • Помогает ли пейзаж понять настроение людей? • Как пейзаж связан с жизнью людей, которые изображены на картине?
4 группа. Небо.

Задание:
Составить словосочетания, используя художественные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения). Вопросы в помощь: • Какое оно? • Что вы можете еще сказать о небе? • Какие краски использует автор для описания неба? • Какую роль играет оно в картине?

Карточка – информатор «Описание действий»


ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ ПРОЦЕСС РАБОТЫ РЕЗУЛЬТАТ
Как выглядит человек при подготовке к

действию?
• Что он делает сначала? • После этого? • Потом? … • Каков итог деятельности человека?
Словарик:
сначала, потом, постепенно, после этого, затем. При описании трудового процесса предложения можно строить без подлежащего, чтобы избежать ненужных повторений и усилить связь предложений между собой.
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по

сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила

муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле

и на окошко студить положила. («Колобок»).


Схема – лесенка описания действий


Развитие речи – необходимый компонент каждого урока, так как

владение правильной речью жизненно необходимо всем людям.
Поэтому очень важно начать работу с первых дней ребёнка в школе и продолжать её на протяжении всего обучения школьника на всех уроках. При этом необходимо помнить, что это процесс сложный и непрерывный. Недаром гласит пословица: « Речь вести не лапти плести». Так будем же и дальше продолжать работать для достижения целей, которые ставит перед нами наш главный документ – Государственный стандарт основного общего образования, а именно:
«

Развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих

свободное владение русским литературным языком в разных

сферах и ситуациях общения».

Все наши дети очень разные:

одни яркие, талантливые,

другие не очень. Но каждый

ребенок должен самореализироваться.

И я вам этого искренне желаю!


В раздел основное общее образование