"Детские впечатления - это на всю жизнь".
статья
Автор: Паршина Евгения Алексеевна, педагог-психолог, МБОУ ""СОШ №1"" п. Пуровск Пуровского района, п. Пуровск
В раздел основное общее образование
Детские
впечатления
–
это
на
всю
жизнь
Все мы родом из детства. Точно и замечательно сказано. Многие знают эту фразу. Но в какой мере это осознается нами, взрослыми, когда рядом находятся дети? Ребенок впитывает в себя, как губка, все, что видит, слышит, чувствует. И этот жизненный опыт остается навсегда. Основную долю впечатлений человек получает в первые годы своей жизни. В глубинах подсознания хранится даже то, что было связано с его рождением. К примеру, если пуповина обвивала шею младенца, то, став взрослым, он будет упорно отказываться от галстука, от свитера с высоким, плотно прилегающим воротником. Способность смотреть в глаза собеседнику будет заложена, если новорожденный получит этот опыт в первые дни своего появления на свет. Просто маме и папе нельзя отворачиваться от его взгляда. В первые годы малыш впитывает состояние взрослых, а когда научится говорить, то озвучивает их. Вот откуда берутся детские фразы «я на тебя обиделся», «я с тобой не играю», «я тебя не люблю» и т.д. Все, что говорят маленькому человеку родители даже мимоходом, очень значимо. Слова взрослых, адресованные детям, являются программой для будущих поступков. Вспоминая яркий эпизод. Подъезжая к магазину, вижу, как очаровательное создание лет трех бросает мокрый песок на свежевыкрашенные стены. На вопрос, как такой хороший мальчик может портить стену, малыш возразил: «Я не хороший». Продолжаем общаться. - А кто тебе это сказал? - Мама. Взяв его тихонечко за плечи, глядя в глаза, говорю: «Видишь, какая я большая тетя? Запомни: ты хороший!» Когда я вышла из магазина, то наблюдала совсем другую картину: малыш палочкой очищал со стены песок. Жизнь очередной раз подтвердила: «Если человеку говорить, что он поросенок, то он захрюкает». За годы работы доводилось сталкиваться с трагичными ситуациями, когда воспринятые в детстве слова взрослых мешали человеку быть счастливым. Очень опасными для ребенка могут стать даже сказанные в
шутку слова: «Ты не мой сын», «От тебя одни неприятности», «Ты некрасивый» и тому подобное. Период жизни человека от рождения до двенадцати лет наиважнейший. От того какие впечатления ребенок получит, будет зависеть его дальнейший жизненный путь. Он станет работать, учиться, общаться, отдыхать так, как делают это значимые для него взрослые. К примеру, если мы хотим, чтобы наше чадо любило читать книги, то в его памяти должны быть воспоминания о том, как это нравилось делать нам. Если мы говорим своему ребенку, что школа – это очень важно, а сами ищем предлог, чтобы не пойти на родительское собрание, то выводы он сделает соответствующие. Все желают своему ребенку лучшей доли. Но счастливыми могут быть дети только у счастливых родителей. Полезно смотреть на себя только со стороны ребенка. Умение сохранять душевное равновесие независимо от обстоятельств и находить радость – это залог будущего благополучия, а научиться этому человек должен в детстве. К сожалению, взрослые, как правило, не уделяют этому внимания. Недавний опыт общения с группой ребятишек-воспитанников приюта еще раз убедил меня в том, что мал и скуден запас радостных мгновений в их памяти. Попросила детей поделиться друг с другом тем приятным, что случилось в их жизни накануне. Оказалось, что вспомнить что-то хорошее для них – проблема. Способность замечать хорошее и плохое тоже формируется в детстве. Неиссякаемый источник радости и вдохновения – живая природа, красота земли и небесного свода. Наша забота – познакомить дитя вовремя с этим источником, привести к нему, научить наслаждаться, ценить и беречь. Взрослея, человек будет сам приходить к нему, находя гармонию и умиротворение, черпая силы и энергию. А через много лет у человека появится желание самому воспроизвести хранящуюся в глубинах памяти красоту. Это может выразиться в виде вышивки, деревянного узора или художественного полотна, в виде музыкального или поэтического творения. Мы, родители, бабушки и дедушки, сетуя на занятость и усталость, лишаем ребенка возможности полюбить природу, он часто остается дома, особенно в наших, северных, условиях. Специальными исследованиями установлено, что замкнутое пространство, эффект закрытых помещений, угловатые формы (стены, потолок, окна, мебель), отсутствие ярких, подвижных стимулов блокируют развитие мозга человека, разрушают психику, способствуют накоплению подсознательной агрессии. Взрослея, любой подросток будет искать радость и удовольствие, что абсолютно естественно для человека, но делать он это будет так, как
предлагает телевизионная и прочая реклама, в соответствии с тем опытом, который он получил в раннем детстве. С каким капиталом отправятся в плавание под названием «жизнь» наши дети, зависит от нас, уважаемые взрослые. И в этом деле самое важное – не упустить время. Педагог-психолог: Е.А.Паршина
В раздел основное общее образование