Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Особенности работы с одарёнными детьми"

доклад

Автор: Пашкова Галина Владиславовна, учитель географии и биологии, МБОУ СОШ №2, город Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округ



В раздел основное общее образование




ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
Любому обществу нужны одаренные люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко, не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от школы и от семьи «Одаренные дети» — это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Можно сказать, что каждый ребенок одарен по- своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды. Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты: · выявление одаренных детей; · развитие творческих способностей на уроках; · развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа). Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательные, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к р размышлениям, отличаются хорошей памятью. Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. На своих уроках стремлюсь применять методы, развивающие мышление, побуждающие к самостоятельной работе, ориентирующие на дальнейшее самосовершенствование и самообразование. При контроле знаний использую: -
Индивидуальные задания, повышенной сложности, с применением дополнительного

материала, выходящего за рамки школьной программы;
- подготовка сообщений с использованием презентаций - написание сочинений (например: по разделу «Гидросфера» (6 кл.) «Путешествие капельки воды», по разделу «Строение и многообразие покрытосеменных растений» (6 кл.), рассказ- сказка «Органы растений», по разделу «Африка» (7 кл.), «Мне приснился сон, что я в Африке….», по разделу «Пищеварение» (8 кл.), «Путешествие бутерброда» и т.д. -
Задания проблемного и творческого характера;
(например, в 7 классе по географии и биологии ученики должны решить проблемную ситуацию: «Почему вода в бессточном озере Чад пресная, а не солёная?» «Оводы ничего не едят, они даже лишены ротового аппарата и живут всего несколько дней, а вред от них огромный. Почему оводы являются врагами сельскохозяйственных животных?» В 9-11 классах с ребятами пишем проекты, например такие как: «Мир в опасности» (по решению экологических проблем), «Проблемы здоровья и долголетия человека», «Клонирование животных с биологической, хозяйственной и этической точек зрения» и т.д. Проект туристической карты по территории Дальнего Востока для: а) любителей острых ощущений, б) любителей редких растений и животных; в) любителей комфортабельного отдыха.
Задания на анализ и синтез и установление причинно-следственных связей, на

развитие логического мышления.
Стараюсь развивать и способствовать умению учащихся устанавливать и объяснять причинно-следственные связи. Данная деятельность требует от детей умственных усилий, применения логических операций (анализ, синтез, обобщение), умение работать с различными источниками информации. Задавая себе и окружающим десятки вопросов типа: "Почему снег растаял?", "Почему дует
ветер?", "Почему разрушаются горы?", "Как и почему образуются солончаки?", или более сложные: "Какие законы действовали при образовании земной коры?", "Какова причина циркуляции воздуха в атмосфере, воды в океане?" и т.д., учащиеся инстинктивно ищут причинные связи и зависимости между телами и явлениями реальной действительности. На определенных этапах обучения они последовательно находят ответы на эти и другие вопросы, используя приобретенные знания и принцип причинности.
Задания на прогнозирование ситуации.
Для развития у школьников креативности необходимо научить их использовать усвоенные знания в новых условиях. Это может быть применение знаний в нестандартной ситуации, разнообразные творческие задания, которые вначале предлагает учитель, а затем сами ребята. Учитель, освобождаясь от доминирующей информирующей роли, вдохновляет своих учеников на самостоятельный поиск знаний, вооружая их некоторыми приемами, «техниками», алгоритмами, предлагая разнообразные задания для самостоятельной работы, например по теме: Фотосинтез (9 класс) К. А. Тимирязев писал: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтоб он из всего этого приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, - он решит что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зелёных листьях растений. Объясните суть высказывания учёного. ( Речь идёт о фотосинтезе). Такие задания способствуют развитию индивидуальных, творческих способностей и самостоятельно выдвигать собственные гипотезы, объяснять причины, явления. Разнообразные задания привлекают внимание учащихся и вызывают интерес к теме урока по предмету биология. С целью активизации познавательного интереса провожу уроки в форме ролевой игры, где учащиеся обыгрывают фрагменты урока, например в 8 классе по теме «Витамины и их роль в организме человека», ребята играли разные роли: Колумба, врача, витаминов, в 6 классе по теме «В гостях у Зелёной Аптеки», роли Ромашки, Облепихи, Айболита, Ведьмы и т.д. . Игры расширяют кругозор ребят, повышают их интеллект, оказывают большое влияние на развитие творческих способностей учащихся. Через игру можно заинтересовать детей многими вопросами биологической науки, научит самостоятельно добывать знания не только из литературных источников, но и у самой природы путём постановки опытов и наблюдений. Учащиеся участвуют в исследовательской работе, свои результаты они представляют на разных уровнях. В нашей школе традиционно на протяжении многих лет проводится ШНПК, её цель: развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельности. По моим предметам написано 13 работ, большинство из них носит исследовательский характер:
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РАБОТ ШКОЛЬНОЙ НАУЧНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

ПО БИОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ

№ Фамилия Имя

ученика

Тема доклада или

реферата

Вид работы

Класс

Руководитель

2002-2003 учебный год
1 Усачёв Виктор Сергеевич «Хозяйственная деятельность и Информационно- реферативный 9 «В» Пашкова Галина
культура ненцев Европейских тундр» Владиславовна 2 Игнатьева Людмила Георгиевна «Здоровье – одна из основных жизненных ценностей человека» Информационно- реферативный 11 «Б» Пашкова Галина Владиславовна
2003-2004 учебный год
3 Усачёв Виктор Сергеевич «Рыбные ресурсы НАО их состояние, использование и воспроизводство» Проблемно- реферативный 10 «Б» Пашкова Галина Владиславовна
2004-2005 учебный год
4 Усачёв Виктор Сергеевич «Влияние экологических факторов и жизнедеятельность птиц Крайнего Севера и их охрана» Информационно- реферативный 11 «Б» Пашкова Галина Владиславовна
2005-2006 учебный год
5 Рочева Юлия Васильевна «Человеческая память. Законы её работы» Исследовательско- творческий 9 «А» Пашкова Галина Владиславовна
2006-2007 учебный год
6 Мартюшин Кирилл Сергеевич «Темперамент и его влияние на поведение человека» Исследовательско- творческий 9 «А» Пашкова Галина Владиславовна
2008-2009 учебный год
7 Лепёхин Денис Александрович «Геронтология в жизнедеятельности человека. Её проблемы и задачи» Исследовательско- творческий 10 Пашкова Галина Владиславовна 8 Киняева Надежда Николаевна «В гостях у самовара» Исследовательско- творческий 6 «А» Пашкова Галина Владиславовна
2009-2010 учебный год
9 Ключникова Марина Александровна «Влияние мобильных телефонов на организм человека» Исследовательско- творческий 8 «Б» Пашкова Галина Владиславовна
2010 - 2011 учебный год
10 Овчинникова Полина Сергеевна «Что полезнее фрукты или соки?» Исследовательско- творческий 9 «А» Пашкова Галина Владиславовна
2012 - 2013 учебный год
11 Овчинников «Экскурсия в Исследовательско- 9 «А» Пашкова
Тимофей Сергеевич заповедник Ненецкий» творческий Галина Владиславовна 12 Овчинникова Полина Сергеевна «Влияние экологических факторов на здоровье человека» Исследовательско- творческий 11 Пашкова Галина Владиславовна
2013 - 2014 учебный год
13 Овчинников Тимофей Сергеевич «Глаза умеют говорить» Исследовательско- творческий 10 Пашкова Галина Владиславовна
2014 - 2015 учебный год
14 Овчинников Тимофей Сергеевич «Визуальная среда современного городского жителя» Исследовательско- творческий 10 Пашкова Галина Владиславовна есколько работ было отправлено на Всероссийский конкурс «Первые шаги», работа выделенная синим цветом получила диплом лауреата 3 степени, работы выделенные зелёным цветом дипломы лауреата 2 степени, работа выделенная красным цветом диплом лауреата 1 степени. Также несколько работ было представлено на «Ломоносовском турнире», в региональном конкурсе учебно-исследовательских работ им. А.П. Пырерки, на конференции «Охрана окружающей среды в НАО», посвящённой Международному полярному году. Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам стараюсь проводить в течение всего учебного года. С талантливыми детьми занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты. За время моей работы были подготовлены победители и призёры муниципального и регионального этапов:
Год

Предмет

Класс

ФИО ученика

Место этапа

ФИО

учителя

II - го

III - го
2000-01 Биология 10 Кириллов Игорь Константинович 2 - Пашкова Г.В. 2001-02 Биология 9 Игнатьева Людмила Георгиевна 3 - Пашкова Г.В. 2002-03 Биология 9 Воронин Евгений Вячеславович 3 - Пашкова Г.В. 2003-04 Биология 9 Филиппова Екатерина Игоревна 3 2 Пашкова Г.В. 2004-05 Биология 10 Филиппова Екатерина Игоревна 3 - Пашкова Г.В. 2005-06 Биология 11 а Филиппова Екатерина Игоревна 3 3 Пашкова Г.В. 2008-09 География 8 а Артеева Мария Вадимовна 3 - Пашкова Г.В.
Биология 7 б Ключникова Марина Александровна 1 - Пашкова Г.В. Биология 7 б Кузнецова Александра Сергеевна 2 - Пашкова Г.В. 2009-10 География 9 а Ардеева Ксения Валерьевна Победи тель - Пашкова Г.В Биология 8 б Кузнецова Александра Сергеевна призёр - Пашкова Г.В 2010-11 География 10 Ардеева Ксения Валерьевна Победи тель - Пашкова Г.В. Биология 9 б Ключникова Марина Александровна Победи тель призёр Пашкова Г.В. Экология 7 а Осипов Александр Сергеевич призёр - Пашкова Г.В. 2011-12 Биология 10 Ключникова Марина Александровна Победи тель призёр Пашкова Г.В. Биология 8 а Канев Егор Михайлович Победи тель - Пашкова Г.В. 2012-13 Экология 8 а Плотников Алексей Андреевич призёр - Пашкова Г.В. Биология 9 а Канев Егор Михайлович Победи тель - Пашкова Г.В. Экология 11 Ключникова Марина Александровна призёр - Пашкова Г.В. Биология 11 Ключникова Марина Александровна - призёр Пашкова Г.В. 2013-14 Биология 7 а Шалькова Ксения Яковлевна призёр - Пашкова Г.В. Биология 10 Овчинников Тимофей Сергеевич Победи тель Победи тель Пашкова Г.В. География 10 Овчинников Тимофей Сергеевич призёр - Пашкова Г.В. 2014-15 Экология 8 а Шалькова Ксения Яковлевна призёр - Пашкова Г.В. Экология 11 Овчинников Тимофей Сергеевич Победи тель Пашкова Г.В. География 8 а Матвеев Дмитрий Павлович призёр - Пашкова Г.В. Биология 7 Трофимова Юлия Сергеевна призёр - Пашкова Г.В. Биология 8 а Майнусова Ширин Негмаджоновна призёр - Пашкова Г.В. Биология 11 Овчинников Тимофей Сергеевич Победи тель Победи тель Пашкова Г.В. Мы, педагоги понимаем, что несём ответственность перед ребенком за его счастливое будущее и перед государством за воспитание полноценного, зрелого гражданина, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями, призёрами, лауреатами конкурсов разного уровня от школьного до Всероссийского. Участвуем в таких конкурсах, как: «Интеллект – экспресс»



ФИО ученика

Класс

Номинация

Руководитель

Результат

2011-12 учебный год
1 Плотников Алексей Андреевич 7 б Тайны животного мира Пашкова Г.В. Лауреат (1 место) 2 Зырянов Евгений Сергеевич 7 а Тайны животного мира Пашкова Г.В. Лауреат (1 место)
2012-13 учебный год
3 Овчинников Тимофей Сергеевич 9а Тайны Анатомии Пашкова Г.В. Лауреат (3 место) 4 Ключникова Марина Александровна 11 Тайны Анатомии Пашкова Г.В. Лауреат (3 место) 5 Матвеев Дмитрий Павлович 6а Загадки природы Пашкова Г.В. Лауреат (2 место) 6 Майнусова Ширин Негмаджоновна 6а Загадки природы Пашкова Г.В. Лауреат (2 место)
2013-14 учебный год
7 Кошева София Андреевна 6 Живая Планета Г.В. Пашкова Призёр 3 место 8 Валей Полина Андреевна 6 Я познаю мир Г.В. Пашкова Призёр 3 место 9 Синицына Полина Романовна 6 Я познаю мир Г.В. Пашкова Призёр 3 место 10 Трофимова Юлия Сергеевна 6 Среда обитания Г.В. Пашкова Призёр 1 место 11 Харина Эвелина Дмитриевна 6 Среда обитания Г.В. Пашкова Призёр 1 место 12 Чупрова Виктория Васильевна 6 Среда обитания Г.В. Пашкова Призёр 1 место 13 Майнусова Ширин Негмаджоновна 7а Я познаю мир Г.В. Пашкова Призёр 3 место 14 Матвеев Дмитрий Павлович 7а Я познаю мир Г.В. Пашкова Призёр 3 место 15 Шалькова Ксения Яковлевна 7а Я познаю мир Г.В. Пашкова Призёр 3 место 16 Шалькова Ксения Яковлевна 7а Живая Планета Г.В. Пашкова Призёр 3 место 17 Плотников Алексей Андреевич 9а Я познаю мир Г.В. Пашкова Призёр 2 место 18 Плотников Алексей Андреевич 9а Радуга Г.В. Пашкова Призёр 2 место 19 Овчинников Тимофей Сергеевич 10 Я познаю мир Г.В. Пашкова Призёр 2 место 20 Овчинников Тимофей Сергеевич 10 Радуга Г.В. Пашкова Призёр 2 место За три последних года из 20 участников было подготовлено: пять лауреатов (с 1 местом), шесть лауреатов (со 2 местом) и девять лауреатов (с 3 местом). Всероссийском познавательном турнире «Осенний марафон», в 2013 году учащиеся нашей школы показали следующие результаты:



Фамилия, имя

участника

Класс

Баллы,

Место

(регион)

Место

(Россия)

ФИО учителя
01 Канев Егор 9 45 3 178 Пашкова Г.В. 02 Овчинников Тимофей 9 59 1 21 Пашкова Г.В. 03 Талев Захар 9 58 2 30 Пашкова Г.В. 04 Ляпина Татьяна 10 60 5 121 Пашкова Г.В. 05 Мишарина Анастасия 10 63 3 39 Пашкова Г.В. 06 Чупрова Анастасия 10 62 4 81 Пашкова Г.В. 07 Вокуева Екатерина 11 66 1 2 Пашкова Г.В. 08 Ключникова Марина 11 65 2 9 Пашкова Г.В. 09 Мошникова Анастасия 11 50 7 321 Пашкова Г.В. 10 Понамарёва Виктория 11 55 6 218 Пашкова Г.В. 11 Юльметов Родион 11 46 8 377 Пашкова Г.В.
Всего – 11 человек :
9 класс – 3 человека, 10 класс – 3 человека, 11 класс – 5 человек Во II Межрегиональной Интернет – викторине 2013
«Наш дом – Земля»
по теме
«История наук»
следующих направлений:
биология, экология. Города Заречный Пензенской области
№ ФИО ученика Класс Направление Руководитель Кол-во баллов Место 1 Горелик Анастасия Максимовна 6 а экология Пашкова Г.В. 28 6 2 Майнусова Ширин Негмаджоновна 6 а экология Пашкова Г.В. 31 3 3 Матвеев Дмитрий Павлович 6 а экология Пашкова Г.В. 31 3 4 Жук Ярослава Владимировна 7 б биология Пашкова Г.В. 32 7 5 Майнусова Нилуфар Негмаджоновна 7 б биология Пашкова Г.В. 35 4 6 Плотников Алексей Андреевич 7 б биология Пашкова Г.В. 35 4 7 Канев Егор Михайлович 9 а экология биология Пашкова Г.В. 28 35 5 4 8 Кобрин Сергей Николаевич 9 а биология Пашкова Г.В. 29 10 9 Овчинников Тимофей Сергеевич 9 а экология биология Пашкова Г.В. 24 35 9 4 10 Талеев Захар Фёдорович 9 а экология биология Пашкова Г.В. 26 35 7 4 11 Ляпина Татьяна Михайловна 10 биология Пашкова Г.В. 30 9 12 Чупрова Анастасия Геннадьевна 10 биология Пашкова Г.В. 29 10 13 Вокуева Екатерина Андреевна 11 экология биология Пашкова Г.В. 26 27 7 12 14 Ключникова Марина Александровна 11 экология биология Пашкова Г.В. 24 29 9 10 15 Юльметов Родион Олегович 11 экология биология Пашкова Г.В. 26 35 7 4 Все ребята получили свидетельства участников, а Майнусова Ш. и Матвеев Д. дипломы 3 степени. В рамках программы «Одарённые дети» по инициативе и при поддержке Управления образования НАО, «Ненецким региональным центром развития образования» совместно с «Государственным природным заповедником «Ненецкий» на протяжении двух лет (2012-
2013, 2013-2014 гг.) организованы и проведены полевые сборы, на территории Заповедника «Ненецкий» целью которой стало: привития интереса к научно- исследовательской деятельности. Юным исследователям была предоставлена возможность познакомиться с работой экологов, орнитологов и ихтиологов. Группа, школьников работала на станции мониторинга «Большой Гусинец» и в районе Коровинской губы. Занятия со школьниками проводили сотрудники Заповедника «Ненецкий». В 2014-2015 году была организована научно-исследовательская эколого-биологическая экспедиция в Пустозерск, в которой принимали участие сотрудники музея, которые знакомили ребят с историей, проводили занятия практической направленности. Из нашей школы в этих мероприятий принимали участие Овчинников Т. и Ключникова М. Также Овчинников Т., в 2013 году являлся участником Всероссийского проекта: «Путь к Олимпу», где с ребятами осуществлялись преподавателями Вуза теоретические и практические вопросы. Работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства и педагогической гибкости. Закончить свое выступление хочу словами В.А.Сухомлинского:
«Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и

требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за

ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».


В раздел основное общее образование