Классный час "Всеобщая декларация прав человека"
методическая разработка
Автор: Бендюк Надежда Яковлевна, воспитатель, ОГКОУ Школа-интернат III-IV вида, город Кострома, Костромская область
В раздел основное общее образование
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Школа-интернат III-IV вида»
г. Кострома
Методическая разработка
Классный час
«Всеобщая декларация прав человека»
Подготовила: Бендюк Н.Я., воспитатель
Классный час
«Всеобщая декларация прав человека»
Воспитатель. Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появи лись люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? И так далее. Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращается в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обыч ных беседах между собой, с помощью различных религий, пу тем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках... И, конечно же, поиск ответов на Главные Вопросы не мог оставить в стороне искусство и литературу. Буратино и Царевна-лягушка, Гулливер и Дон Кихот, князь Гвидон и Том Сойер занялись решением вопросов о Правах Человека. И вместе с ними другие литературные герои... И правильно сделали! Без этого они были бы нам совершенно неинтересны! В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Если в точности соблюдать все, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся. Правда, только в том случае, если соблюдать... А чтобы соблюдать, нужно, по крайней мере, ознакомиться со всеми тридцатью статьями Декларации. После того как вы ее прочитаете, советуем взять любую сказку, любой рассказ, роман или повесть, посмотреть любой фильм или спектакль и поразмышлять, о нарушении или торжестве каких Прав Человека в них идет речь. Заверяем вас - нет ни одной книги на свете, ни одного ху дожественного произведения, в которых так или иначе не затрагивались бы права человека! А теперь ознакомьтесь с нашим вариантом прочтения Все общей декларации прав человека. Начнем знакомство с конца, с тридцатой ее статьи. Потому что именно в ней сказано, как нужно понимать остальные двадцать девять статей и пользоваться ими. Помните: ни «тридцать витязей прекрасных» из сказки Пуш кина о царе Салтане, ни даже тридцать тысяч витязей не обес печат выполнения всех статей Декларации. Статья 1 Все люди рождены быть свободными и равными в своих пра вах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски. Статья 2 Каждый человек обладает всеми правами и свободами, про возглашенными данной Декларацией, независимо от: - национальности, языка, расы, пола, религии; - социального происхождения, политических убеждений, богатства или бедности; величины и мирового происхождения его страны. Статья 6 Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищен законом. Статья 14 (1) Каждый человек имеет право искать в других странах и на ходить там убежище от преследований.
Статья 14 (2) Это право не может быть использовано в случае преследо ваний за действия, противоречащие целям и принципам ООН. Статья 26 (1, 2) Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должны быть бесплатными. Начальное об разование должно быть обязательным, а техническое и профессиональное — общедоступными. Образование должно содействовать полному развитию лич ности, а также взаимопониманию и дружбе между народами
Дополнительный материал
Историческая справка о принятии Всеобщей декларации и других международных документов о правах человека Непосредственное изучение Всеобщей декларации следует предварить рассказом о том, когда и почему возникло между народное сотрудничество в защиту прав человека. Человеческая жизнь и человеческое достоинство игнориро вались и попирались на протяжении всей истории. Во все вре мена находили оправдание дискриминации, т.е. ущемления прав людей, на том основании, что одни менее способны, чем другие, или даже якобы генетически ущербны. Вплоть до XIX в. подобные аргументы использовались для оправдания раб ства. Да и в наши дни аналогичные доводы приводятся при оправдании дискриминации против женщин (сексизм) и про тив людей с другим цветом кожи (расизм). Конечно, отдельные слои общества всегда пользовались оп ределенным правом, но, скажем, в рабовладельческих государ ствах или абсолютных монархиях человек никогда не рассмат ривался как суверенная личность. Люди не были равны по сословным, имущественным, религиозным, национальным и иным признакам. А юридическое неравенство людей делает невозможной реализацию прав и свобод человека. Таким образом, эти права и свободы находятся в прямой зависимости от типа государственного устройства: они невозможны в тота литарных (несвободных) государствах, диктатурах, а являются принадлежностью свободных, демократических государств. Тем не менее, сама идея прав и свобод человека привлекала внимание людей еще с древних времен. Принципы равенства людей, достоинства человеческой личности, равенства и брат ства нашли воплощение в ряде мировых религий, в частности в христианстве. Исторические факторы свидетельствуют о том, что сама по становка вопроса о необходимости всеобщего соблюдения ос новных прав и свобод возникла только в нашем веке. Раньше имели место лишь отдельные случаи заключения международ ных договоров, содержащих положение о борьбе с работоргов лей, о защите религиозных и национальных меньшинств. Воз никновение гуманной идеи о необходимости международного содействия всеобщему уважению основных прав и свобод лич ности относится к периоду создания по инициативе СССР, США и Великобритании Организации Объединенных Наций — все общей организации по поддержанию международного мира и безопасности. Основные принципы включения положений о правах чело века в Устав ООН могут быть поняты только с учетом той кон кретной исторической обстановки, в которой разрабатывался этот важнейший международный документ нашего времени. Вторая мировая война подходила к концу. В ходе этой вой ны нацизм ликвидировал на оккупированной им территории в Европе права человека, права народов. Фашизмом были ис треблены миллионы людей. Одной из важнейших задач освободительной антифашистской борьбы явилось восстановление свободы и независимости порабощенных фашизмом народов, а также демократических прав и свобод, растоптанных о поруганных гитлеризмом.
В документах государств антигитлеровской коалиции нео днократно подчеркивалось, что после окончательного уничто жения нацистской тирании должен быть установлен такой мир, который «обеспечит уверенность, что все люди во всех странах смогут жить свободными от страха и нужды». В подписанной с 1 января 1941 г. Декларации Объединенных Наций 26 государ ствами, находившимися в состоянии войны с фашистскими государствами (затем к Декларации присоединилось еще 21 государство), говорилось, что «полная победа над их врагами необходима для защиты прав человека и справедливости в их собственных, а также в других странах». Таким образом, провозглашенная в Уставе ООН решимость Объединенных Наций «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций... и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе...» объяснялась, прежде всего, требованием народов восстановить попранные фашизмом основные права и свободы человека. Другая важнейшая причина включения положений о правах человека в Устав ООН состоит в том, что поддержание между народного мира и безопасности неразрывно связано с защитой демократических прав и свобод. Подготовка агрессии неминуемо влечет за собой посягательства на права и свободы широких слоев населения. Милитаризация экономики приводит к пони жению жизненного уровня населения, к ликвидации, прежде всего, социально-экономических прав трудящихся. Неизбежным следствием подготовки к развязыванию войны является наступ ление реакционных правящих кругов на политические и граж данские свободы. Правители Германии, Японии и Италии, прежде чем развязать агрессивные войны, растоптали в своих странах последние остатки свобод, установили режим беспра вия и произвола. Начатые ими войны повлекли за собой ликви дацию прав народов оккупированных стран. Поэтому уважение прав человека, достоинства личности не разрывно связано с уважением прав народов, с установлением дружественных отношений между народами и, следовательно, с укреплением всеобщего мира и безопасности. Первым международным актом деятельности ООН в обла сти утверждения всеобщего уважения к основным правам и свободам человека стала Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г. Этот день по решению Генеральной Ассамблеи — одного из главных органов ООН, состоящего из всех государств-членов, — объявлен Днем прав человека, который широко отмечается во всех странах. Всеобщая декларация явилась первым в истории междуна родным документом общего значения о правах человека, под черкивающим необходимость всеобщего соблюдения элемен тарных прав личности, демократических прав и свобод для всех и содержащим перечень этих прав и свобод. С течением времени положения Всеобщей декларации в современных международных отношениях стали расценивать ся как общепризнанные общедемократические начала, кото рые государства должны учитывать при разработке своих за конов и проведении иных мероприятий, касающихся элемен тарных прав личности, а также демократических прав и свобод в целом. Однако Декларация не налагает на государства конкретные юридические обязательства по реализации всех перечисленных в ней прав и свобод человека. Дело в том, что декларация — международно-правовой документ, в котором провозглашают ся какие-либо принципы. Декларации не носят, в строгом смысле, обязательного для исполнения характера. Они явля ются лишь рекомендациями, пожеланиями. Однако эти документы обладают большой морально-политической силой, и по отношению к ним судят о позициях государств. Декларации вступают в силу сразу после их принятия и не предусматривают как отказа от своей позиции государств, голосовавших «за», так и присоединения к ним воздержавшихся либо голосовавших «против» государств. Следует отличать декларации от конвенций и пактов, яв ляющихся юридически обязательным международными согла шениями, договорами. Как правило, конвенция
— это согла шение по какому-либо специальному вопросу, по однород ной проблеме, а пакт — договор, охватывающий различные группы проблем. Конвенции и пакты вступают в силу не сра зу после их принятия, а лишь после их ратификации опреде - ленным количеством государств. Государства-участники кон венций и пактов берут на себя содержащиеся в них обязатель ства и должны их строго выполнять. Для наблюдения за выполнением данных соглашений создаются, как правило, со - ответствующие комитеты. К открытым конвенциям и пактам могут присоединиться государства, не участвовавшие в их подготовке и принятии. Другой особенностью конвенций и пактов является то, что государства-участники могут отказать ся от своих обязательств и выйти из данного договора, т.е. денонсировать его. Таким образом, задача наложения конкретных юридичес ких обязательств по реализации всех перечисленных во Всеоб щей декларации прав и свобод человека была осуществлена путем разработки и одобрения Международных пактов о пра вах человека. Работа над составлением этих пактов заверши лась в 1966 г., а 10 декабря 1966 г. Генеральная ассамблея ООН одобрила Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. Пакты вступили в силу 23 марта 1976 г. после их ратификации 35 государствами. В целом за время своего существования ООН приняла бо лее 70 международных документов (деклараций, рекоменда ций, конвенций, пактов) в области прав человека. Но сердцевину всех этих документов составляет так называемый Меж дународный билль о правах человека, состоящий из трех документов: Всеобщей декларации прав человека. Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Международного пакта о гражданских и политических правах, а также Факультативного протокола (т.е. реше ния международной конференции, имеющего силу международного договора) к этому пакту. Страны, подписавшие Факультативный протокол, призна ют право Комитета по правам человека при ООН принимать и рассматривать жалобы своих граждан на нарушения в этих го сударствах положений Пакта о гражданских и политических правах. Далеко не все страны решили его подписать. Наша страна сделала это в 1991 г. Вопросы для обсуждения: 1. Что изображено на иллюстрации? 2. Кто в сказке «Красная Шапочка» нарушает право налич ную неприкосновенность и жизнь? 3. Почему Волк так поступил? 4. Правы ли были охотники, убив Волка? 5. Должна ли быть смертная казнь? Если да, то за какие преступления? 6. Есть ли опасность, что к смертной казни может быть при говорен невиновный? Можно ли этого избежать? 7. Что такое геноцид?
Методические рекомендации
Эта статья провозглашает право самого человека распоря жаться своей жизнью. В разные века ценность человеческой жизни была разной, и мы можем смело сказать, что именно повышение ее ценности является ярким свидетельством гума низации человеческого общества. Детям легко будет уяснить смысл статьи с помощью иллюс трации, на которой художник изобразил Красную Шапочку в момент встречи с Волком. Известность сюжета сказки предоставляет хорошую возможность поговорить о нарушении права на жизнь и личную неприкосновенность. Обратите внимание детей на то, что в сказке это право нарушает не только Волк, но и охотники. Обсуждение этого мо жет быть очень интересным и увлекательным. Рассуждения учеников при ответе на вопрос, имели ли охот ники право убить Волка?
1-й ученик. (ответы предположительные или заранее об говорить с детьми): Волк съел — его тоже наказать так же. (Марина В.: Волк был голодный, он обязан был поесть. Люда Д.: Он должен был попросить еды — ему бы не отказали.) 2-й ученик. Еще неизвестно, какая была Бабушка, о ней в сказке ничего не сказано. 3-й ученик. По его виду не скажешь, что он был на грани истощения. 4-й ученик. Охотники не наделены правом судить. 5-й ученик. Волка надо было оперировать, и если Крас ная Шапочка и Бабушка живы — посадить, но не убивать. 6-й ученик. Тогда будут есть, кого хотят, и — ничего! 7-й ученик. А если за убитого Волка пойдет мстить другой волк? Рассуждений много, и спор длится долго. Уместно обсудить тему смертной казни, отнимающей у че ловека жизнь. Целесообразно узнать мнение ребят о том, до пустима ли смертная казнь вообще, и если да, то в каких слу чаях. Обсуждение высказанных точек зрения можно завершить перечислением гарантий справедливости вынесения смертно го приговора, отраженных в Международном пакете о гражданских и политических правах. В нем перечень прав и свобод начинается именно с права на жизнь. Смертные приговоры могут выноситься: только за самые тяжкие преступления; по окончательному приговору компетентного суда; в соответствии с законодательством, не противоречащим Пакту и Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. (Геноцид — истребление отдельных групп населения по ра совым, национальным или религиозным мотивам.) Самой крайней формой нарушения права человека на жизнь считается лишение жизни, нанесение телесных повреждений или ущерба умственным способностям с целью уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую. Подобные действия квалифицируются как геноцид и являются междуна родным преступлением. Явление геноцида можно рассмотреть на примере североамериканских индейцев. Смертный приговор не может быть применен в отношении беременной женщины. Рассуждения детей при ответе на вопрос, имели ли право приговорить к смертной казни беременную женщину: 1-й ученик. (ответы детей будут, возможно, другими): Подождать, пока родится, а потом приговор привести в исполнение. 2-й ученик. Она должна воспитать ребенка, и если ребе нок вырастет хорошим, — отменить приговор. 3-й ученик. Убивать ее нельзя, так как мы убьем ребенка и нарушим права человека! Отдельно отмечается право приговоренных «просить о по миловании или о смягчении приговора», т.е. замены смертной казни на другое наказание. В этой связи можно поинтересоваться у ребят, насколько это согласуется с известным выражением «приговор окончательный и обжалованию не подлежит». Защите права на свободу и неприкосновенность личности посвящено несколько статей Декларации, каждая из которых говорит об отдельных проявлениях личной свободы, гарантиях свободы личности и ее неприкосновенности.
Домашнее задание
1. Почему право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу является одним из основных? 2. Вспомните примеры из сказок, в которых нарушалось право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
3. В каких случаях могут выноситься смертные приговоры? 4. Почему некоторые международные объединения стран на стаивают на отмене смертной казни?
В раздел основное общее образование