Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущёва"

Технологическая карта урока

Автор: Понамарева Наталья Евгеньевна, учитель истории и учитель обществознания, МБОУ СОШ №4, Город Нижний Тагил



В раздел основное общее образование



1
Технологическая карта урока «Причины, последствия и оценка реформ

Н.С. Хрущёва»
автор: учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №4 Пономарева Н.Е. Н.С. Хрущёв Учебный предмет: история Класс: 9 Авторы УМК: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, Брандт М.Ю. История России 9класс. «Просвещение». Тема урока: «Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущёва» Тип урока: урок общеметодологической направленности Модель урока - проектное занятие Эпиграфы к уроку: «Этот человек всегда стремился перепрыгнуть пропасть в два приема» (У. Черчилль). «Хрущев в целом действовал в интересах страны и народа. Он совершил настоящий подвиг, рискуя не только политической карьерой, но и жизнью, когда отважился на развенчание Сталина и реабилитацию миллионов невинных людей, живых и убитых…» (Г.Б. Фёдоров). И все же история сделала правильный выбор. То был ответ на реальные проблемы нашей жизни. Все более нищавшая и, по сути, полуразрушенная деревня, технически отстававшая промышленность, острейший дефицит жилья, низкий жизненный уровень населения, миллионы заключенных в тюрьмах и лагерях, изолированность страны от внешнего мира – все это требовало новой политики, радикальных перемен» (Ф.М. Бурлацкий).
2 Тема Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущёва Цель Обеспечить условия для совершенствования умений обучающихся давать оценку реформ Н.С. Хрущёва, устанавливая причинно- следственные связи эпохи «Оттепели». Планиру емый результат Предметные умения - систематизировать исторический материал по изученному периоду; - устанавливать причинно- следственные связи исторических событий и явлений периода «Оттепели»; - приводить и обосновывать оценку реформам Н. С. Хрущёва - применять в деятельности понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений эпохи «Оттепели» УУД Личностные УУД. Обучающиеся 1) проявляют интерес к отечественной истории; 2) уважительно и доброжелательно относятся к мнению других людей; 3) понимают и осознают ответственность за принятые решения; 4) определяют собственную позицию, проявляя терпимость к иным точкам зрения; 5) осмысливают социально-нравственный опыт прошлого. Регулятивные УУД Обучающиеся 1) определяют цель и личностно значимую проблему урока; 2) проявляют навыки проектирования, взаимо и самооценки; 3) составляют план последовательности действий; 4) Определяет критерии оценки планируемых результатов; 5) Оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью. 6) Осуществляет рефлексию своей деятельности (определяет причины своего успеха или неуспеха, сопоставляя ее цель, ход и результат). Коммуникативные УУД Обучающиеся 1) проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. 2) договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
3 3) участвуют в коллективном обсуждении проблем; 4) допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. 5) учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; 6) формулируют собственное мнение и позицию; Познавательные УУД Обучающиеся 1) демонстрируют устойчивый познавательный интерес к личности и деятельности Н.С. Хрущёва 2) анализируют историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, схема) 3) выделяют существенные и несущественные признаки исторических процессов и явлений; 4) определяют понятия, создают обобщения, устанавливают причинно-следственные связи, строят логическое рассуждение и делают выводы. Основны е понятия «Оттепель», культ личности, десталинизация, реабилитация, демократизация, реформа, территориальная система управления, совнархозы, «кукурузная эпопея», целина, МТС, личное подсобное хозяйство, семилетка, Карибский кризис, мирное сосуществование, волюнтаризм. Организация пространства Межпред метные связи Формы работы Ресурсы литерату ра, общество знание, ИКТ Групповая работа, индивидуальная работа, фронтальный опрос ИКТ (ПК, интерактивная доска, проектор), презентация; учебник, рабочая тетрадь; доска, мел; Раздаточный материал с фрагментами
4 исторических документов: Ф. М. Бурлацкий «Вожди и советники: О Хрущёве, Андропове и не только о них..»; Ф. М. Бурлацкий « Штрихи к политическому портрету»; А. Аджубей «Те десять лет»; П.Шелест «О Хрущеве, Брежневе и других»; Г.Федоров «Как нам оценивать Хрущева?», фрагменты директив по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956- 1960 гг., фрагменты репортажа писателя Габриэля Гарсиа Маркеса о 6 Всемирном фестивале молодёжи и студентов 1957 г; документы фонда школьного музея «Память» (рабочий блокнот «Записки партийного активиста, 1958 г и др.), плакаты периода «Оттепели», листы самооценки Этапы урока Деятельн ость учителя Деятельность обучающихся познавательная регулятивная коммуникативная осуществ ляемые действия формируе мые способы деятельно сти осущест вляемые действия формируе мые способы деятельно сти осуществл яемые действия формируемые способы деятельности 1 этап - организационно-мотивационный
5 1.Учитель предлагает обсудить эпиграфы к уроку ( на презентац ии). 2. Учитель просит выдвинуть предполож ения о теме, целях и плане предстоящ его занятия. 3.Организ ует беседу, сопровожд ающуюся постановк ой проблемы, формулир овкой цели урока 4. Формируе т четыре микро группы смешанног о состава (путём вытягиван ия листка с номером группы), определяет проектные задания для каждой группы 5.Передаёт микро группам материалы 1.Слуша ют эпиграфы урока 2.Выдвиг ают предполо жения о теме, цели, задачах и плане урока. 3. Слушают вопросы учителя и отвечают на них 1.Выделен ие важной информац ии из эпиграфов 2.Выдвиж ение предполо жений по формулир овке темы, целей и плана занятия 3.Осущест вление актуализа ции знаний по изученном у материалу . 1.Опреде ляют цель и личност но значиму ю проблем у урока 2. Планиру ют путь достиже ния цели 3.Прини мают решения и осущест вляют выбор способов решения проектн ых заданий. 4. Участву ют в формиро вании групп и выборе руковод ителя 1. Умение самостоя тельно определя ть цель урока, ставить и формули ровать задачи в учебной и познавате льной деятельно сти, 2.Умение принимат ь и сохранять учебную задачу 3. Умение дополнят ь, уточнять своё мнение по существу полученн ого задания 4. Умение планиров ать свою деятельно сть в соответст вии с целевой установк ой 5. Выбор вида выполнен ия и защиты проекта 1.Взаимод ействуют с учителем вовремя фронтальн ой беседы. 2. Предлага ют свой вариант темы, цели и плана урока 3.Договар иваются о распредел ении функций и ролей в совместно й деятельно сти над мини- проектом 1. Участие в коллективном обсуждении проблемы урока 2. Умение слушать собеседника 3. Умение строить понятные для собеседника высказывания
6 для подготовк и мини- проекта, инструкти вную карточку для группы, набор для создания продукта проекта (5 листов бумаги формата А-4, фломастер ы) а также листы самооценк и. 2 этап - выполнение проектных заданий в микро-группах 1.Учитель определяе т тему и цель проекта 2.Обучаю щимся предлагаю тся темы мини - проектов: А. Реформы Н. С. Хрущёва в политичес кой сфере: попытки реформир ования и демократи зации Б. Реформы в экономиче ской 1.Обучаю щиеся принима ют цель и задачи мини- проекта 2.Осущес твляют поиск информа ции в предложе нных историче ских источник ах, проводят исследов ание по проблеме 3.Анализ ируют и синтезир уют историче скую 1. Умение анализиро вать историчес кую информац ию 2. Умение проводить исследова ние по проблеме, используя Инструкти вную карточку, раздаточн ый материал 1.Сохра няют учебную цель и задачу. 2.Прояв ляют навыки проекти рования. 3.Состав ляют план последо вательно сти действи й. 3.Осуще ствляют самокон троль правиль ности выполне ния заданий. 4. 1.Умение выбирать наиболее эффектив ные способы решения учебной проблем ы 1.Осущест вляют инициатив ное сотруднич ество в поиске и сборе информац ии 2.Высказы вают мнения по предложен ной для анализа проблеме 3.Обсужда ют конечный продукт мини- проекта 4. Готовят публичну ю защиту мини- проекта 1. Умение активно взаимодействовать для решения коммуникативных и познавательных задач. 2. Умение находить общее решение в микро группе 4. Умение осознанно использовать речевые и визуальные средства для публичного выступления
7 сфере: достижени я и просчёты В. Социальна сфера в эпоху «оттепели »: реформы и их результат ы Г.Политик а Н.С. Хрущёва в духовной сфере: успехи и противоре чия 2.Консуль тирование обучающи хся по ходу выполнен ия мини- проекта информа цию, представл енную в разных знаковых системах (текст, схема) 4.Выделя ют существе нные и несущест венные признаки историче ских процессо в и явлений; 5.Опреде ляют понятия, создают обобщен ия, устанавл ивают причинно - следствен ные связи. решают промежут очные задачи проекта Определ яет критери и оценки планиру емых результа тов; 5. Договарив аются о распредел ении ролей в ходе защиты 3 этап - защита мини - проектов 1.Учитель организует защиту мини- проектов по проблемам темы, слушает, задает целесообр азные 1.Обучаю щиеся каждой группы представл яют своё видение проблем ы 2. Применя ют 1. Умение систематиз ировать, обобщать историчес кую. информац ию 2.формиро вание устойчиво го 1.Сохра няют учебную цель и задачу. 2. В ходе защиты мини- проекто в и ответах 1.Умение планиров ать свою деятельн ость, вносить корректи вы в свои действия по ходу защиты проекта 1. Публично представл яют итоги своего исследова ния по проблеме используя речевые и визуальны е средства 1. Формирование навыка публичного выступления и защиты 2. Умение чётко и ясно выражать свои мысли, демонстрируя своё эмоционально - ценностное отношение к личности Н.С. Хрущёва и его реформам.
8 вопросы в роли рядового участника, организует обсуждени е. 2. При необходим ости координир ует и направляе т деятельно сть обучающи хся. понятия, создают обобщен ия, устанавл ивают причинно - следствен ные связи, делают выводы, при ответе на вопросы обучающ ихся других микрогру пп демонстр ируют навыки учебного исследов ания познавател ьного интереса к процессам и явлениям эпохи «Оттепели » на поставле нные однокла ссникам и вопросы , осущест вляют самокон троль и взаимок онтроль пониман ия и выполне ния проектн ого задания, коррект ируя своё выступл ение в соответс твии с темой урока 2. Осущест вление пошагово го и итоговог о контроля по результат ам выступле ний групп (плакат) 2. Участвуют в коллектив ном обсуждени и проблем; 3.Формули руют собственн ое мнение и позицию, допуская существов ание иных взглядов на проблему 4. Делают выводы. 4-й этап - подведение итогов работы. Рефлексия 1.Учитель оценивает результат ы решения и обсуждени я проблем урока, подводит итоги, делает основной вывод по уроку 2. Проводит рефлекси ю деятельно сти обучающи 1.Оценив ают свою работу в листах самооцен ки 2. Осуществ ляют взаимооц енку 1.Демонст рация устойчиво го познавател ьного интереса к личности и деятельнос ти Н.С. Хрущёва 2. Формиров ание навыков самоанали за 1.Оцени вают продукт своей деятельн ости по заданны м критери ям в соответс твии с целью. 2.Осуще ствляют рефлекс ию своей деятельн ости (определ 1.Форми рование навыков взаимо и самооцен ки; 2. Формиро вание уважител ьного отношен ия к работе других групп 1. Использу ют речевые средства для высказыва ния мнений по итогам урока. 2. Заполняют листы самооценк и. 3. Участвуют в обсуждени и при 1. Самостоятельный выбор определения для оценки урока 2. Умение формулировать затруднения при выполнении проекта, определять проблемное поле работы над проектом.
9 хся. 3. Предлагае т записать домашнее задание: Историчес кое сочинение по периоду истории России « 1953- 64» яют причин ы своего успеха или неуспех а, сопостав ляя ее цель, ход и результа т). выставлен ии оценки других микрогруп п. 4. Задают вопросы по выполнен ию домашнег о задания. Приложения Инструктивная карточка по работе над проектом Пример Тема мини-проекта «Реформы в экономической сфере: достижения и просчёты» 1. Определите и сформулируйте проблему мини - проекта 2. Определите цель и задачи мини-проекта 3. Составьте план работы над проектом 4. Определите исторические события и персоналии, обращение к которым необходимо при выполнении проекта 5. Изучите и проанализируйте предложенные исторические источники, сделайте выводы. Отметьте в анализе: причины проведения реформ (в изучаемой области), сущность (что было проведено, сделано), итоги и последствия, оценка (какое значение имели данные события для страны, какие возникли проблемы) 6. Подготовьте и представьте форму защиты проекта. Оценка работы над проектом (от 5 до 10 баллов) № ФИО ученика Самооценка Оценка группы Оценка учителя Итоговая оценка


В раздел основное общее образование