"Методические рекомендации по использованию проблемного обучения на уроках биологии"
статья
Автор: Рухлова Ирина Анатольевна, учитель биологии, МБОУ СОШ №4, Город Нижний Тагил
В раздел основное общее образование
1
Методические рекомендации по использованию технологии
проблемного обучения на уроках биологии
«Усваиваем: 10% того, что читаем, 20% того, что слышим, 30% того, что видим и слышим, 70% того, что говорим, 90% того, что говорим и делаем». Вернон Мегнесон, американский педагог Введение В постоянно меняющемся мире человеку приходится решать различные проблемы. Умение искать и находить пути решения проблем – одно из качеств успешной личности, развитие которой осуществляется в современной школе. Биология занимает особое место среди естественных наук. На примере биологии школьники могут полнее всего познакомиться с тем, как формируется единая научная картина мира, как эффективнее всего применять для решения реальных проблем знания, исходно «лежащие на разных полочках» в голове.[1] Развитию самостоятельности и активности обучающихся способствуют различные педагогические технологии, применяемые учителем, в том числе и проблемное обучение. Создание на уроках проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик не “пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить. Таким образом, формируется творческая личность, умеющая искать и находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, способная к самоанализу, саморазвитию и самокоррекции. Все эти качества позволят обучающимся стать конкурентоспособными во взрослой жизни. Историческая справка Использование технологии проблемного обучения в образовательном процессе не является абсолютной инновацией. Идея проблемности в обучении имеет глубокие исторические и научно-теоретические корни. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует не только более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений, но и лучшему запоминанию. Древнегреческий философ Сократ не навязывал свои мысли окружающим. Он приводил примеры фактов, противоречащих сознанию слушателей, побуждая последних находить пути решения в сложившейся ситуации. Французский философ XVIII в. Жан-Жак Руссо писал: «Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы... Ставьте доступные его пониманию вопросы и представьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а потому, что сам понял... Пусть он достигает знания не через вас, а через самого себя, пусть он не заучивает
2 науку, а постигает ее сам».[6] Основы проблемного обучения заложил американский философ и педагог Д.Дьюи. Он разрабатывал проблему мышления в учебном процессе, считая, что мышление и есть решение проблем. Согласно взглядам Дьюи ученик должен пройти тот же путь, который прошел ученый, совершивший открытие. Он также должен разбираться в проблеме, выдвигать гипотезы и искать пути решения. В пятидесятых годах ХХ века проблемное обучение в России разрабатывалось под руководством психологов А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна. Они считали, что одним из главных условий управления обучением является преднамеренное создание проблемных ситуаций и решение проблем. Дидактические аспекты проблемного обучения сформулированы в работах М.И. Махмутова, И.Л. Лернера, М.И. Скаткина и других. Принципы и сущность проблемного обучения Цель проблемного обучения является усвоение результатов научного познания и процесса получения этих результатов, то есть овладение способами познания. В современной школе проблемное обучение базируется на принципе проблемности усвоения и исследовательском принципе познания. Основными понятиями проблемного обучения являются «учебная проблема» и «проблемная ситуация». Проблема (в пер. с греч. означает «задача») – это теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения, обязательно предполагает противоречивую ситуацию между данными (фактами и пр.) и требованием найти неизвестное. Учебная проблема – это познавательная задача, содержащая некое противоречие. Выявление противоречия в учебной проблеме приводит к переживанию обучающимся состояния интеллектуального затруднения, тем самым вызывая проблемную ситуацию. Проблемная ситуация – осознанное затруднение, для преодоления которого необходим поиск новых знаний и способов действий. Результатом анализа проблемной ситуации является формулировка проблемы. Существуют две точки зрения на создание проблемной ситуации: 1. Учитель создает проблемную ситуацию независимо от того является ли она отражением реально существующего в науке противоречия или носит методический характер (для науки данная проблема решена, но для активизации мыслительной деятельности обучающихся учитель создает проблемную ситуацию). 2. Не стоит искусственно создавать проблемную ситуацию, так как вся история развития научного знания полна реальными проблемами. Проблемная ситуация включает в себя три компонента: 1. Потребность обучаемого в новом знании или способе действия; 2. Неизвестное знание, которое он должен усвоить;
3 3. Достигнутые, усвоенные в ходе предшествующей учебы знания, умения и навыки обучаемого, его интеллектуальные возможности. Таким образом, проблемная ситуация возникает тогда, когда известна цель, но пути ее достижения неизвестны. Алгоритм решения учебной проблемы (по В.М. Вергасову) [7]
№
Этапы решения
Содержание решения
1 Выявление (формулировка) проблемной ситуации Четко сформулировать, что требует созданная ситуация. Что известно для решения проблемы? Что требуется найти? Достаточно ли данных для решения проблемы? Что еще необходимо для решения? Можно ли сформулировать проблему проще? Решались ли ранее проблемные ситуации? 2 Составление гипотез и отбор оптимальной Какие пути решения проблемы можно предложить? Какие трудности встретятся при решении проблем по данной гипотезе? Какие преимущества гипотезы? Какие ранее применялись гипотезы для решения подобных ситуаций? Какая из гипотез имеет больше достоинств и меньше недостатков? 3 Решение проблемной ситуации Действуя по выбранной гипотезе, оценивайте каждый шаг. Проверьте, насколько он правилен при решении данной проблемы. Можно ли убедиться, что совершенный шаг правильный? Не осталось ли что-нибудь нерешенным? На все ли вопросы проблемы удалось получить ответ? 4 Анализ решения проблемной ситуации Все ли данные проблемной ситуации использованы? Если нет, то почему при решении они не понадобились? Можно ли модернизировать или упростить принятую гипотезу? Правдоподобен ли результат? Можно ли полученное решение использовать? Какие дополнительные результаты можно получить при решении данной проблемы? Что можно получить, если проблему изменить так: ….? Для осуществления проблемного обучения на уроках биологии необходимы следующие условия: 1. Наличие в учебном материале задач, вопросов, заданий, которые могут быть проблемами для обучающихся. 2. Умение учителя создавать проблемную ситуацию.
4 3. Постепенное развитие у обучающихся умений и навыков выявлять и формулировать проблему и самостоятельно находить способы ее решения. 4. Применение учителем методических приемов проблемного обучения. Методические приемы создания проблемных ситуаций на уроках биологии 1. Предъявление противоречивых фактов, научных теорий или спорных точек зрения. 2. Использование сказок, легенд, фрагментов художественной литературы, случаев из практической жизни. 3. Столкновение мнений. 4. Анализ биологических явлений с различных позиций. 5. Постановка опережающих вопросов. 6. Постановка вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения. 7. Подбор проблемных заданий (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и т.д.). Методы проблемного обучения И.Я. Лернер, М.Н.Скаткин М.И.Махмутов Проблемное изложение материала Метод монологического изложения Частично-поисковый Рассуждающий метод изложения Исследовательский метод Диалогический Метод проблемного изложения Частично-поисковый Исследовательский Применение проблемного обучения наиболее эффективно при изучении физиологии растений, животных и человека, общих биологических закономерностей, основ экологии. При изучении вопросов систематики живых организмов проблемные задания практически отсутствуют. Освоение базовых знаний, биологических понятий и законов, которые объясняют широкий круг явлений и фактов в живой природе происходит более продуктивно с применением методов проблемного обучения. В теме «Основы экологии» для формулирования понятий «биоценоз», «экологическая система», «пищевая цепь» используются проблемные задания. А для усвоения понятий «паразит», «хищник» можно воспользоваться готовыми определениями учебника, так как с этими понятиями обучающиеся встречались при изучении растений и животных. Не
5 любой вопрос, вызвавший затруднение является проблемным. Проблемный вопрос отражает внутреннее субъективное противоречие между тем объемом знаний, которые имеются у обучающихся и недостаточностью этих знаний для объяснения предложенного факта. Возникает необходимость в поиске дополнительного знания – познавательная мотивация. Примеры проблемных заданий Класс Примеры заданий Формулируемое понятие 6 Почему листья на стебле кукурузы располагаются диффузно: горизонтально и вертикально? Листовая мозаика 7 Лягушки не являются истинно водными животными. Однако они длительное время могут находиться под водой и не погибают от удушья. Почему? Кожное дыхание 8 В 1967 году молодой хирург из Кейптауна Кристиан Барнард впервые сделал пересадку сердца от одного человека другому. Операция была выполнена стерильно, с высоким мастерством. Однако надежного приживления не произошло, спасти жизнь больного не удалось. Иммунитет 9 В аризонской пустыне Сонора растут кактусы высотой до 14м. Почему в пустыне растут высокие растения? Приспособление к среде обитания, экологические законы 10 Все люди на Земле относятся к одному виду – Человек разумный. Однако коренного жителя Африки легко отличить от коренного европейца. Почему? Расы 11 Заводчик собак приобрел пару щенков коричневого окраса. По документам – чистокровные животные. Однако потомство от этой пары оказалось и коричневым и черным. Почему? Гомозигота, гетерозигота, расщепление, чистая линия Примерная структура урока в технологии проблемного обучения
Этапы
Деятельность
Методы и
средства
реализации
учителя
обучающихся
Организационный проверяет подготовку обучающихся к слушают учителя приветствие, пожелание хорошего
6 уроку, организует их внимание настроения Актуализация опорных знаний проверяет готовность обучающихся к восприятию нового материала воспроизводят знания, умения, жизненный опыт работа с текстом учебника, биологический диктант, тестовая работа, фронтальная беседа Столкновение с проблемой и выдвижение первичных гипотез предлагает проблемную ситуацию осознают сущность затруднения, ищут способы решения проблемы, выдвигают гипотезы наблюдение, опыты, поиск фактов, анализ данных, ассоциативный ряд Определение цели и темы урока помогает обучающимся сформулировать учебную проблему, тему и цель урока формулируют учебную проблему, тему и цель урока фронтальная беседа Доказательство гипотез способствует актуализации опыта обучающихся, оказывает дифференцирован ную помощь выбирают и анализируют данные, необходимые для решения проблемы, устанавливают причинно- следственные связи, проверяют выдвинутые гипотезы работа с источниками информации, проведение исследований, «мозговой штурм» Вывод комментирует ответы обучающихся предъявляют результаты работы над учебной проблемой: озвучивают пути решения учебной проблемы, структурно- логические схемы, презентации и т.д.
7 формулируют выводы Итог урока подводит итог урока оценивают свою работу на уроке листы самооценки Домашнее задание комментирует домашнее задание записывают задание Технология проблемного обучения является одной из наиболее эффективных современных развивающих педагогических технологий. Можно отметить следующие ее преимущества: 1. Активизация мыслительных процессов обучающихся. 2. Развитие самостоятельности обучающихся в процессе добывания знаний, их творческих качеств. 3. Формирование умений находить решения в различных проблемных ситуациях, развитие способности к самоанализу, саморазвитию и самокоррекции, формирование навыков исследовательской деятельности. 4. Эффективное взаимодействие обучающихся в процессе решения проблемы со сверстниками и взрослыми. 5. Накопление опыта решения проблем как необходимое условие успешного прохождения итоговой аттестации. При применении технологии проблемного обучения на уроках биологии возникают определенные трудности: 1. Большие временные затраты на подготовку, чем при репродуктивном изложении материала. 2. Обучающиеся должны обладать определенной биологической эрудицией, поскольку отсутствие знаний не позволит им успешно обсуждать выявленную проблему. 3. Учитель должен не только хорошо знать предмет, но быть и хорошим организатором на уроке. В данной статье проанализированы основные методические приемы технологии проблемного обучения, разработаны методические рекомендации по использованию данной технологии на уроках биологии. Литература 1. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009, с.35. (Полочки в голове) 2. Идиатулин В. С. Принцип проблемности в обучении // Школьные технологии. 2010. N 4. 3. Практическая педагогика: 99 схем и таблиц/ авт.-сост. Н.П. Новолокова, В.Н. Андреева. Ростов н/Д: Феникс, 2014. 4. Садкина В.И. 101 педагогическая идея. Как создать урок. Ростов н/Д: Феникс, 2015, с.27. Эпиграф №1
8 5. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/ О.А. Даутова, Е.В. Иваншина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. Санкт_Петербург: КАРО, 2015, с.47. (АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ УЧЕБ, ПРОБЛЕМЫ) 6. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: «Логос», 2000. (Руссо) 7. Лернер И. Л. Проблемное обучение. М. «Знание», 1994. 8. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: «Просвещение», 1977.
Методические рекомендации по использованию технологии
проблемного обучения на уроках биологии
«Усваиваем: 10% того, что читаем, 20% того, что слышим, 30% того, что видим и слышим, 70% того, что говорим, 90% того, что говорим и делаем». Вернон Мегнесон, американский педагог Введение В постоянно меняющемся мире человеку приходится решать различные проблемы. Умение искать и находить пути решения проблем – одно из качеств успешной личности, развитие которой осуществляется в современной школе. Биология занимает особое место среди естественных наук. На примере биологии школьники могут полнее всего познакомиться с тем, как формируется единая научная картина мира, как эффективнее всего применять для решения реальных проблем знания, исходно «лежащие на разных полочках» в голове.[1] Развитию самостоятельности и активности обучающихся способствуют различные педагогические технологии, применяемые учителем, в том числе и проблемное обучение. Создание на уроках проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик не “пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить. Таким образом, формируется творческая личность, умеющая искать и находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, способная к самоанализу, саморазвитию и самокоррекции. Все эти качества позволят обучающимся стать конкурентоспособными во взрослой жизни. Историческая справка Использование технологии проблемного обучения в образовательном процессе не является абсолютной инновацией. Идея проблемности в обучении имеет глубокие исторические и научно-теоретические корни. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует не только более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений, но и лучшему запоминанию. Древнегреческий философ Сократ не навязывал свои мысли окружающим. Он приводил примеры фактов, противоречащих сознанию слушателей, побуждая последних находить пути решения в сложившейся ситуации. Французский философ XVIII в. Жан-Жак Руссо писал: «Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы... Ставьте доступные его пониманию вопросы и представьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а потому, что сам понял... Пусть он достигает знания не через вас, а через самого себя, пусть он не заучивает
2 науку, а постигает ее сам».[6] Основы проблемного обучения заложил американский философ и педагог Д.Дьюи. Он разрабатывал проблему мышления в учебном процессе, считая, что мышление и есть решение проблем. Согласно взглядам Дьюи ученик должен пройти тот же путь, который прошел ученый, совершивший открытие. Он также должен разбираться в проблеме, выдвигать гипотезы и искать пути решения. В пятидесятых годах ХХ века проблемное обучение в России разрабатывалось под руководством психологов А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна. Они считали, что одним из главных условий управления обучением является преднамеренное создание проблемных ситуаций и решение проблем. Дидактические аспекты проблемного обучения сформулированы в работах М.И. Махмутова, И.Л. Лернера, М.И. Скаткина и других. Принципы и сущность проблемного обучения Цель проблемного обучения является усвоение результатов научного познания и процесса получения этих результатов, то есть овладение способами познания. В современной школе проблемное обучение базируется на принципе проблемности усвоения и исследовательском принципе познания. Основными понятиями проблемного обучения являются «учебная проблема» и «проблемная ситуация». Проблема (в пер. с греч. означает «задача») – это теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения, обязательно предполагает противоречивую ситуацию между данными (фактами и пр.) и требованием найти неизвестное. Учебная проблема – это познавательная задача, содержащая некое противоречие. Выявление противоречия в учебной проблеме приводит к переживанию обучающимся состояния интеллектуального затруднения, тем самым вызывая проблемную ситуацию. Проблемная ситуация – осознанное затруднение, для преодоления которого необходим поиск новых знаний и способов действий. Результатом анализа проблемной ситуации является формулировка проблемы. Существуют две точки зрения на создание проблемной ситуации: 1. Учитель создает проблемную ситуацию независимо от того является ли она отражением реально существующего в науке противоречия или носит методический характер (для науки данная проблема решена, но для активизации мыслительной деятельности обучающихся учитель создает проблемную ситуацию). 2. Не стоит искусственно создавать проблемную ситуацию, так как вся история развития научного знания полна реальными проблемами. Проблемная ситуация включает в себя три компонента: 1. Потребность обучаемого в новом знании или способе действия; 2. Неизвестное знание, которое он должен усвоить;
3 3. Достигнутые, усвоенные в ходе предшествующей учебы знания, умения и навыки обучаемого, его интеллектуальные возможности. Таким образом, проблемная ситуация возникает тогда, когда известна цель, но пути ее достижения неизвестны. Алгоритм решения учебной проблемы (по В.М. Вергасову) [7]
№
Этапы решения
Содержание решения
1 Выявление (формулировка) проблемной ситуации Четко сформулировать, что требует созданная ситуация. Что известно для решения проблемы? Что требуется найти? Достаточно ли данных для решения проблемы? Что еще необходимо для решения? Можно ли сформулировать проблему проще? Решались ли ранее проблемные ситуации? 2 Составление гипотез и отбор оптимальной Какие пути решения проблемы можно предложить? Какие трудности встретятся при решении проблем по данной гипотезе? Какие преимущества гипотезы? Какие ранее применялись гипотезы для решения подобных ситуаций? Какая из гипотез имеет больше достоинств и меньше недостатков? 3 Решение проблемной ситуации Действуя по выбранной гипотезе, оценивайте каждый шаг. Проверьте, насколько он правилен при решении данной проблемы. Можно ли убедиться, что совершенный шаг правильный? Не осталось ли что-нибудь нерешенным? На все ли вопросы проблемы удалось получить ответ? 4 Анализ решения проблемной ситуации Все ли данные проблемной ситуации использованы? Если нет, то почему при решении они не понадобились? Можно ли модернизировать или упростить принятую гипотезу? Правдоподобен ли результат? Можно ли полученное решение использовать? Какие дополнительные результаты можно получить при решении данной проблемы? Что можно получить, если проблему изменить так: ….? Для осуществления проблемного обучения на уроках биологии необходимы следующие условия: 1. Наличие в учебном материале задач, вопросов, заданий, которые могут быть проблемами для обучающихся. 2. Умение учителя создавать проблемную ситуацию.
4 3. Постепенное развитие у обучающихся умений и навыков выявлять и формулировать проблему и самостоятельно находить способы ее решения. 4. Применение учителем методических приемов проблемного обучения. Методические приемы создания проблемных ситуаций на уроках биологии 1. Предъявление противоречивых фактов, научных теорий или спорных точек зрения. 2. Использование сказок, легенд, фрагментов художественной литературы, случаев из практической жизни. 3. Столкновение мнений. 4. Анализ биологических явлений с различных позиций. 5. Постановка опережающих вопросов. 6. Постановка вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения. 7. Подбор проблемных заданий (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и т.д.). Методы проблемного обучения И.Я. Лернер, М.Н.Скаткин М.И.Махмутов Проблемное изложение материала Метод монологического изложения Частично-поисковый Рассуждающий метод изложения Исследовательский метод Диалогический Метод проблемного изложения Частично-поисковый Исследовательский Применение проблемного обучения наиболее эффективно при изучении физиологии растений, животных и человека, общих биологических закономерностей, основ экологии. При изучении вопросов систематики живых организмов проблемные задания практически отсутствуют. Освоение базовых знаний, биологических понятий и законов, которые объясняют широкий круг явлений и фактов в живой природе происходит более продуктивно с применением методов проблемного обучения. В теме «Основы экологии» для формулирования понятий «биоценоз», «экологическая система», «пищевая цепь» используются проблемные задания. А для усвоения понятий «паразит», «хищник» можно воспользоваться готовыми определениями учебника, так как с этими понятиями обучающиеся встречались при изучении растений и животных. Не
5 любой вопрос, вызвавший затруднение является проблемным. Проблемный вопрос отражает внутреннее субъективное противоречие между тем объемом знаний, которые имеются у обучающихся и недостаточностью этих знаний для объяснения предложенного факта. Возникает необходимость в поиске дополнительного знания – познавательная мотивация. Примеры проблемных заданий Класс Примеры заданий Формулируемое понятие 6 Почему листья на стебле кукурузы располагаются диффузно: горизонтально и вертикально? Листовая мозаика 7 Лягушки не являются истинно водными животными. Однако они длительное время могут находиться под водой и не погибают от удушья. Почему? Кожное дыхание 8 В 1967 году молодой хирург из Кейптауна Кристиан Барнард впервые сделал пересадку сердца от одного человека другому. Операция была выполнена стерильно, с высоким мастерством. Однако надежного приживления не произошло, спасти жизнь больного не удалось. Иммунитет 9 В аризонской пустыне Сонора растут кактусы высотой до 14м. Почему в пустыне растут высокие растения? Приспособление к среде обитания, экологические законы 10 Все люди на Земле относятся к одному виду – Человек разумный. Однако коренного жителя Африки легко отличить от коренного европейца. Почему? Расы 11 Заводчик собак приобрел пару щенков коричневого окраса. По документам – чистокровные животные. Однако потомство от этой пары оказалось и коричневым и черным. Почему? Гомозигота, гетерозигота, расщепление, чистая линия Примерная структура урока в технологии проблемного обучения
Этапы
Деятельность
Методы и
средства
реализации
учителя
обучающихся
Организационный проверяет подготовку обучающихся к слушают учителя приветствие, пожелание хорошего
6 уроку, организует их внимание настроения Актуализация опорных знаний проверяет готовность обучающихся к восприятию нового материала воспроизводят знания, умения, жизненный опыт работа с текстом учебника, биологический диктант, тестовая работа, фронтальная беседа Столкновение с проблемой и выдвижение первичных гипотез предлагает проблемную ситуацию осознают сущность затруднения, ищут способы решения проблемы, выдвигают гипотезы наблюдение, опыты, поиск фактов, анализ данных, ассоциативный ряд Определение цели и темы урока помогает обучающимся сформулировать учебную проблему, тему и цель урока формулируют учебную проблему, тему и цель урока фронтальная беседа Доказательство гипотез способствует актуализации опыта обучающихся, оказывает дифференцирован ную помощь выбирают и анализируют данные, необходимые для решения проблемы, устанавливают причинно- следственные связи, проверяют выдвинутые гипотезы работа с источниками информации, проведение исследований, «мозговой штурм» Вывод комментирует ответы обучающихся предъявляют результаты работы над учебной проблемой: озвучивают пути решения учебной проблемы, структурно- логические схемы, презентации и т.д.
7 формулируют выводы Итог урока подводит итог урока оценивают свою работу на уроке листы самооценки Домашнее задание комментирует домашнее задание записывают задание Технология проблемного обучения является одной из наиболее эффективных современных развивающих педагогических технологий. Можно отметить следующие ее преимущества: 1. Активизация мыслительных процессов обучающихся. 2. Развитие самостоятельности обучающихся в процессе добывания знаний, их творческих качеств. 3. Формирование умений находить решения в различных проблемных ситуациях, развитие способности к самоанализу, саморазвитию и самокоррекции, формирование навыков исследовательской деятельности. 4. Эффективное взаимодействие обучающихся в процессе решения проблемы со сверстниками и взрослыми. 5. Накопление опыта решения проблем как необходимое условие успешного прохождения итоговой аттестации. При применении технологии проблемного обучения на уроках биологии возникают определенные трудности: 1. Большие временные затраты на подготовку, чем при репродуктивном изложении материала. 2. Обучающиеся должны обладать определенной биологической эрудицией, поскольку отсутствие знаний не позволит им успешно обсуждать выявленную проблему. 3. Учитель должен не только хорошо знать предмет, но быть и хорошим организатором на уроке. В данной статье проанализированы основные методические приемы технологии проблемного обучения, разработаны методические рекомендации по использованию данной технологии на уроках биологии. Литература 1. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009, с.35. (Полочки в голове) 2. Идиатулин В. С. Принцип проблемности в обучении // Школьные технологии. 2010. N 4. 3. Практическая педагогика: 99 схем и таблиц/ авт.-сост. Н.П. Новолокова, В.Н. Андреева. Ростов н/Д: Феникс, 2014. 4. Садкина В.И. 101 педагогическая идея. Как создать урок. Ростов н/Д: Феникс, 2015, с.27. Эпиграф №1
8 5. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/ О.А. Даутова, Е.В. Иваншина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. Санкт_Петербург: КАРО, 2015, с.47. (АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ УЧЕБ, ПРОБЛЕМЫ) 6. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: «Логос», 2000. (Руссо) 7. Лернер И. Л. Проблемное обучение. М. «Знание», 1994. 8. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: «Просвещение», 1977.
В раздел основное общее образование