"Наше литературное объединение"
статья
Автор: Скобелева Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы, МОАУ "СОШ №10" г. Бузулука, город Бузулук
В раздел основное общее образование
Наше литературное объединение
Целью
работы литобъединения ,,Проба пера” является
формирование
творческой
личности
учащихся,
обладающей
интеллектуальной,
эстетической
культурой
через
развитие
сотрудничества ученика и учителя.
Задачи: выявление и развитие творческого потенциала
личности каждого учащегося с учетом его возможностей, создание
благоприятных условий для самоутверждения каждого учащегося в
процессе его деятельности.
Когда ученики разделяют цели педагогического коллектива,
создается внутренний мотив для познавательной деятельности, а
учителю остается выбрать необходимые методы для реализации
этих целей. Так рождается сотрудничество.
Несколько лет назад мне предложили организовать кружок
,,Юный корреспондент“, это был школьный пресс-центр, его
основная задача – выпуск школьной газеты ,,Большая перемена”. В
ней отражались все школьные новости, но газета была в основном
тематическая: ,,Наши милые друзья“ (о домашних питомцах), День
матери, Неделя науки и техники, День без табака, Всемирный день
поэзии, День Победы. Приглашали для работы в пресс-центре всех
желающих. Тематику выбирали сами дети, кто-то занимался
сбором
материала,
кто-то
оформлением,
и
обязательное
рефлексирование по итогам выпуска.
Рубрику ,,Проба пера” предложили тоже ребята. Материала
было достаточно, но после его тщательного анализа газета
оставалась без ,,пробы пера”… По этой-то причине и появился ещё
один кружок. И мне, как учителю, ,,работающему на детство”,
требовалось
художественно
и
эмоционально
осмысливать
и
преобразовывать
действительность
так,
чтобы
не
отнять
у
школьника переживание, чтобы всегда оставлять ребенку чувство
свободного выбора, чтобы книжные знания могли вплетаться в
ребячью деятельность, т.е. в литературные произведения самих
ребят.
Первоначально анализировались образцовые тексты, затем
работы самих ребят. К пониманию чужого текста, к умению
создавать свой текст учащихся ведет путь анализа текста. Ему в
системе развития письменной речи я отводила ведущую роль. И
данная практика показала, что уже младшим школьникам по силам
Учитель русского языка и литературы МОАУ ,,Средняя общеобразовательная
школа №10” г. Бузулука Скобелева Галина Ивановна
начальные сведения по теории текста, что они на основе этих знаний легко воспринимают чужое высказывание и с пониманием пользуются языком в собственном речевом опыте. Очень хотелось развивать и укреплять самостоятельность суждений учеников, я искренне радовалась той сильной стороне в работах детей, которая делала мои усилия оригинальными и эффективными. Девизом нашей работы в ,,Пробе пера” стали строки Николая Заболоцкого: Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь. Поэтому сложное писательское искусство мы рассматриваем, как непрерывный ,,труд души”. Моя задача, работая с детьми моей группы, не только обучать литературному творчеству, развивать и укреплять талантливость ученика, а сделать школьника более умным, чутким, справедливым, стойким. Согласимся: задача реальная, пусть и не сразу осуществимая, и диктуется она законами времени и самой литературы. Ученик дышит воздухом культуры своего времени, поэтому детский талант не может находиться в стороне от этого времени. Детям свойственно чувство товарищества, естественное желание помочь слабому, однако нет–нет да и в своих заметках они начинают рапортовать о хороших добрых своих делах, о получении похвальных грамот, поэтому приходится тактично напоминать, что помощь старикам и забота о ветеранах - не есть нечто выдающееся. Эта забота – норма поведения. Овладев элементарными нравственными знаниями, дети пишут о своей симпатии к людям, проникаются сочувствием их горю, отзывчивостью. Пишут о том, как дружба и хорошие примеры меняют человека. Вскоре в областном конкурсе «Рукописная книга» восьмиклассники получили дипломы лауреатов, и их работы опубликованы в сборнике ,,Шкатулка счастья”. Работы других учащихся стали публиковать местные газеты. Таким образом, труды моих подопечных вышли, наконец, за рамки школьной газеты. Простота выразительных средств, содержательность, умение раскрыть сущность духовного богатства человека принесло Учитель русского языка и литературы МОАУ ,,Средняя общеобразовательная школа №10” г. Бузулука Скобелева Галина Ивановна
успех ученице в областном конкурсе ,,И помнит мир, спасенный”. Она была награждена Грамотой депутата Госдумы А.Когана и поощрена экскурсионной поездкой в Москву. В общегородском и районном конкурсе сочинений, объявленном газетой ,,Российская провинция”, другая ученица заняла 1 место, 14 ребят награждены грамотами, 15 сочинений опубликованы в книге «Если мы войну забудем, вновь придёт война». Все победители – члены школьного литобъединения «Проба пера». Природа – мудрый и строгий воспитатель. Так получилось, что моих учеников воспитывают, например, птицы, они просыпаются в городском сквере раньше мамы и бабушки, раньше самых проворных хозяек. У каждой птицы особое лицо. Это только для невнимательных горожан все воробьи одинаковые. А вот для десятиклассницы Светланы… Она по знакомым нотам весенней песни узнаёт своего прошлогоднего скворца. Света в литературном кружке пять лет. В областном конкурсе «Формула творчества» писатель Г.Хомутов отметил её природные зарисовки, полные нежности и грусти. По словам писателя, Светлана – лирик, владеющий красками, умеющий думать, развивать мысль, её перо лёгкое, естественное, не скованное. С большим удовлетворением я отмечаю искорки такого дарования и у других ребят, прекрасно понимая, как необходимо детям неторопливое, согласное общение с природой. Из этого общения можно почерпнуть и доброту, и убеждение, что не прожить без взаимной поддержки, без помощи слабым, Такие мысли, такие сюжеты рождают наши традиционные поездки на природу, без которых мы себя уже не представляем… Не представляем мы себя и без клуба «Хоровод муз», созданном при библиотеке им. Н.К. Крупской. Все члены клуба – учащиеся нашей школы, мои ученики. Здесь проходят встречи с интересными людьми, запоминающиеся вечера поэзии, беседы с местными авторами. Здесь мы слышим художественное чтение произведений как известных авторов, так и начинающих. Мы всегда выражаем огромную благодарность библиотекарям, помогающим каждому из нас по-разному чувствовать художественное слово. Цель таких мероприятий – воспитать любовь к слову, раскрепоститься в общении, уметь общаться с аудиторией, научиться говорить и формулировать свои мысли. Учитель русского языка и литературы МОАУ ,,Средняя общеобразовательная школа №10” г. Бузулука Скобелева Галина Ивановна
Каждый год мы подводим итог сделанному. Каждый год мы становимся активнее. Нас слышат, нас читают. Мы взрослеем… И так хочется не дать угаснуть в каждом из нас лучине, способной изменить наши души. Но, думаю, всё будет хорошо, если жизнь учителя литературы складывается согласно строкам стихотворения приёма синквейн: Ученики, Любимые и родные, Дерзают, думают, шалят, Без них не хватает чего-то, Судьба. Учитель русского языка и литературы МОАУ ,,Средняя общеобразовательная школа №10” г. Бузулука Скобелева Галина Ивановна
начальные сведения по теории текста, что они на основе этих знаний легко воспринимают чужое высказывание и с пониманием пользуются языком в собственном речевом опыте. Очень хотелось развивать и укреплять самостоятельность суждений учеников, я искренне радовалась той сильной стороне в работах детей, которая делала мои усилия оригинальными и эффективными. Девизом нашей работы в ,,Пробе пера” стали строки Николая Заболоцкого: Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь. Поэтому сложное писательское искусство мы рассматриваем, как непрерывный ,,труд души”. Моя задача, работая с детьми моей группы, не только обучать литературному творчеству, развивать и укреплять талантливость ученика, а сделать школьника более умным, чутким, справедливым, стойким. Согласимся: задача реальная, пусть и не сразу осуществимая, и диктуется она законами времени и самой литературы. Ученик дышит воздухом культуры своего времени, поэтому детский талант не может находиться в стороне от этого времени. Детям свойственно чувство товарищества, естественное желание помочь слабому, однако нет–нет да и в своих заметках они начинают рапортовать о хороших добрых своих делах, о получении похвальных грамот, поэтому приходится тактично напоминать, что помощь старикам и забота о ветеранах - не есть нечто выдающееся. Эта забота – норма поведения. Овладев элементарными нравственными знаниями, дети пишут о своей симпатии к людям, проникаются сочувствием их горю, отзывчивостью. Пишут о том, как дружба и хорошие примеры меняют человека. Вскоре в областном конкурсе «Рукописная книга» восьмиклассники получили дипломы лауреатов, и их работы опубликованы в сборнике ,,Шкатулка счастья”. Работы других учащихся стали публиковать местные газеты. Таким образом, труды моих подопечных вышли, наконец, за рамки школьной газеты. Простота выразительных средств, содержательность, умение раскрыть сущность духовного богатства человека принесло Учитель русского языка и литературы МОАУ ,,Средняя общеобразовательная школа №10” г. Бузулука Скобелева Галина Ивановна
успех ученице в областном конкурсе ,,И помнит мир, спасенный”. Она была награждена Грамотой депутата Госдумы А.Когана и поощрена экскурсионной поездкой в Москву. В общегородском и районном конкурсе сочинений, объявленном газетой ,,Российская провинция”, другая ученица заняла 1 место, 14 ребят награждены грамотами, 15 сочинений опубликованы в книге «Если мы войну забудем, вновь придёт война». Все победители – члены школьного литобъединения «Проба пера». Природа – мудрый и строгий воспитатель. Так получилось, что моих учеников воспитывают, например, птицы, они просыпаются в городском сквере раньше мамы и бабушки, раньше самых проворных хозяек. У каждой птицы особое лицо. Это только для невнимательных горожан все воробьи одинаковые. А вот для десятиклассницы Светланы… Она по знакомым нотам весенней песни узнаёт своего прошлогоднего скворца. Света в литературном кружке пять лет. В областном конкурсе «Формула творчества» писатель Г.Хомутов отметил её природные зарисовки, полные нежности и грусти. По словам писателя, Светлана – лирик, владеющий красками, умеющий думать, развивать мысль, её перо лёгкое, естественное, не скованное. С большим удовлетворением я отмечаю искорки такого дарования и у других ребят, прекрасно понимая, как необходимо детям неторопливое, согласное общение с природой. Из этого общения можно почерпнуть и доброту, и убеждение, что не прожить без взаимной поддержки, без помощи слабым, Такие мысли, такие сюжеты рождают наши традиционные поездки на природу, без которых мы себя уже не представляем… Не представляем мы себя и без клуба «Хоровод муз», созданном при библиотеке им. Н.К. Крупской. Все члены клуба – учащиеся нашей школы, мои ученики. Здесь проходят встречи с интересными людьми, запоминающиеся вечера поэзии, беседы с местными авторами. Здесь мы слышим художественное чтение произведений как известных авторов, так и начинающих. Мы всегда выражаем огромную благодарность библиотекарям, помогающим каждому из нас по-разному чувствовать художественное слово. Цель таких мероприятий – воспитать любовь к слову, раскрепоститься в общении, уметь общаться с аудиторией, научиться говорить и формулировать свои мысли. Учитель русского языка и литературы МОАУ ,,Средняя общеобразовательная школа №10” г. Бузулука Скобелева Галина Ивановна
Каждый год мы подводим итог сделанному. Каждый год мы становимся активнее. Нас слышат, нас читают. Мы взрослеем… И так хочется не дать угаснуть в каждом из нас лучине, способной изменить наши души. Но, думаю, всё будет хорошо, если жизнь учителя литературы складывается согласно строкам стихотворения приёма синквейн: Ученики, Любимые и родные, Дерзают, думают, шалят, Без них не хватает чего-то, Судьба. Учитель русского языка и литературы МОАУ ,,Средняя общеобразовательная школа №10” г. Бузулука Скобелева Галина Ивановна
В раздел основное общее образование