"Формирование культуры ЗОЖ в образовательном процессе"
выступление на МО учителей физической культуры
Автор: Грязнов Юрий Анатольевич, учитель физической культуры, МБОУ лицей села Хлевное, с. Хлевное, Липецкая область
Смотреть презентациюВ раздел основное общее образование
Выступление на МО учителей физической культуры
«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
(СЛАЙД №1)
Тема моего сегодняшнего выступления -
«ФОРМИРОВАНИЕ
КУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА
ЖИЗНИ
В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ».
Хочу осветить её в следующем порядке: 1. Значение формирования культуры ЗОЖ в образовательном процессе. 2. Пути реализации данного направления в филиале. 3. Результаты работы филиала по формированию ЗОЖ. 4. Проблемы, пути решения и планы на будущее. Формирование ЗОЖ является одним из приоритетных направлений образовательной и социальной политики современной России. Особую обеспокоенность вызывает состояние здоровья подрастающего поколения, способность детей и подростков правильно заботиться о здоровье. На образование возложена надежда государственной политики по формированию культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры. В рамках Послания Президента РФ 12.12.2012г. В.В.Путин сказал
(СЛАЙД
№2)
: «Мы вместе обязаны преодолеть безответственное отношение общества к вопросам здорового образа жизни. Больше внимания следует уделять сбережению здоровья, развитию физической культуры и спорта среди молодого поколения…. Именно в школьном возрасте закладываются привычки и интересы, и нужно их правильно сформировать».
Культура здоровья
(в образовательном процессе) — это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования. На наш взгляд, к данной совокупности элементов, определяющих культуру здоровья, можно отнести
(СЛАЙД №3)
: 1) организацию и проведение урока с учетом здоровьесберегающих условий; 2) социально-психологическое здоровье обучающихся; 3) здоровье учителя;
4) благоприятный эмоциональный микроклимат в коллективе. Зачастую пропаганда здорового образа жизни в детской и молодёжной среде проводится формально, в форме скучных лекций- бесед и традиционных мероприятий, а «пропагандисты» сами не следуют этим принципам в жизни – все это вызывает у ребят вполне обоснованное недоверие к их словам. В нашей работе мы стараемся избежать подобных ошибок. Воспитание правильного отношения к здоровью осуществляется в филиале по следующим направлениям
(СЛАЙД 4):
1.
Физическое здоровье.
2.
Психическое здоровье.
3.
Духовно – нравственное здоровье.
Вся работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся построена по следующим блокам
(СЛАЙД 5):
I блок – ресурсное обеспЕчение:
Состояние и содержание классных комнат в соответствии с гигиеническими нормативами; Оснащенность кабинетов необходимым оборудованием; Питание в школьной столовой; Наличие справочной и художественной литературы.
II блок – организация учебного процесса:
Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки обучающихся; Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям обучающихся; Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении; Индивидуальный подход в обучении.
III
блок
–
просветительско-воспитательная
работа
с
обучающимися и родителями:
Беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек; Проведения Дней Здоровья, конкурсов, праздников.
IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:
Эффективная работа с обучающимися на уроке физической культуры; Организация подвижных игр; Организация ежедневной утренней зарядки, физкульминуток, гимнастики для глаз;
Проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены. В нашем филиале созданы необходимые условия для формирования культуры ЗОЖ в образовательном процессе:
(СЛАЙД 6)
классные комнаты обеспечены необходимой мебелью, техническими средствами; созданы уголки релаксации, фитомодули. Администрация контролирует проведение
(СЛАЙД 7)
экскурсий, уроков на свежем воздухе, подвижных минуток, самомассажей. Самым любимыми у обучающихся остаются уроки физической культуры. Наши дети на них не только бегают и играют,
(СЛАЙД 8)
но и знакомятся с нормами этического общения в игровой и соревновательной деятельности, достижениями отечественных и зарубежных спортсменов. Каждый месяц проводятся Дни Здоровья, классные часы о ЗОЖ
.
(СЛАЙД 9)
Стали популярными такие мероприятия, как походы с родителями, соревнования по волейболу и теннису среди учеников, учителей и родителей, и даже встреча Нового года в спортивном зале.
(СЛАЙД 10)
А такие мероприятия, как экскурсии на лыжах в лес, поездки в Форест-парк (веревочный городок), несут не только оздоровительный характер, но и воспитывают у ребят выносливость, терпение, смелость, умение преодолевать чувство страха. В каждом деле важен результат. О своем результате работы мы может говорить уже с гордостью: наши дети ежегодно становятся призерами и победителями
(СЛАЙД 11)
муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре, областного этапа Всероссийской акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам», районных и областных соревнований «Здоровый школьник», «Президентские состязания», «Легкоатлетический кросс» и многих других.
Намечены пути формирования культуры здорового образа жизни не только детей, но и родителей, учителей филиала. Произошел переломный момент в сознании педагогов. Учителя стали не только добросовестно выполнять свои обязанности по формированию здорового образа жизни среди обучающихся, но и осознали значимость своего здоровья для окружающих людей.
(СЛАЙД 12)
Теперь бассейн с обучающимися посещает не только учитель физкультуры, но и учителя начальных классов. В вечернее время
спортивный зал открыт для учителей, работников и выпускников школы, где они играют в волейбол, занимаются в тренажерном зале. Никто из педагогов филиала не курит, а это значит, что своим личным примером формирует культуру здорового образа жизни. И здесь я бы хотела немного остановиться:
Здоровье многих учителей сегодня оставляет желать
лучшего. Наша профессия относится к разряду стрессогенных.
Она
требует
высокой
работоспособности,
выносливости,
самообладания,
оптимизма,
больших
затрат
физических
и
душевных сил. Чтобы воспитать здоровых и счастливых детей,
учитель
сам
должен
иметь
хорошее
здоровье,
быть
жизнерадостным, уверенным в своих действиях, хорошо владеть
собой в любых ситуациях. Достигая поставленных целей, мы
иногда забываем о себе. Я предлагаю в этом году школам района
на своих первых педсоветах познакомиться с выдержками
известных врачей и психологов, которые я собрала для вас и
отправила по электронной почте.
(СЛАЙД 13)
Вот некоторые из них: • не надейтесь на медицину, она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым; • живите делами сегодняшнего дня по принципу «здесь и сейчас»; • не держите злобу на ваших оппонентов и не пытайтесь с ними расквитаться, так как этим вы принесете себе вреда больше, чем им; • считайте свои благодати, а не несчастья; • отдыхайте до того, как пришло чувство усталости; • не задерживайте внимания на недостатках других людей, проявляйте больше интереса к их положительным качествам.
Выберите самые значимые для вас и следуйте им каждый
день, переступая порог школы!
Решая любые задачи, приходится сталкиваться с разного рода проблемами. Есть они и в нашей организации. Если гигиенические условия в школе созданы, то некоторые учебно-организационные факторы представляют потенциальную угрозу. Например, отсутствие желания некоторых родителей участвовать в жизни школы и воспитании своего ребенка. В итоге ребенок во внеурочное время предоставлен сам себе, нет взаимосвязи с родителями, отсутствуют единые цели и задачи. Большую роль в формировании культуры ЗОЖ играет окружающий социум. Конечно, в селе легче знать о том, кто окружает ребенка, с кем он общается, кто может повлиять на него. Но
зачастую тот, кто может оказать это влияние, сам далек от понятия «ЗОЖ». И с этим нам тоже приходится бороться. Останавливаться на достигнутом пока рано. В планах - приобретение сенсорного бассейна, создание тропинок здоровья и многое другое, что поможет укрепить и сохранить здоровье школьников, приобщить их к здоровому образу жизни. В этом учебном году мы планируем провести такое замечательное мероприятие, как сдача норм ГТО, не только среди детей, но и учителей и родителей. «Инструментами» и «ориентирами» взрослой жизни современного школьника должны стать жизнелюбие, воля, физическое и психическое здоровье, положительные эмоции. Для этого ему нужно изучать свои индивидуальные особенности, уметь организовать, а во взрослой жизни реализовать свой маршрут «здоровья». Задача нашего коллектива – помочь не только выбрать этот маршрут, но настроить на движение по жизни только в правильном направлении. Закончить свое выступление я хочу словами великого греческого историка Геродота:
(СЛАЙД 14)
«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум». Именно здоровья я хочу пожелать в новом учебном году всем присутствующим, и тогда вы будете еще мудрее, сильнее и богаче. Спасибо за внимание.
В раздел основное общее образование

