Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Формирование культуры ЗОЖ в образовательном процессе"

выступление на МО учителей физической культуры

Автор: Грязнов Юрий Анатольевич, учитель физической культуры, МБОУ лицей села Хлевное, с. Хлевное, Липецкая область

Смотреть презентацию



В раздел основное общее образование




Выступление на МО учителей физической культуры

«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
(СЛАЙД №1)
Тема моего сегодняшнего выступления -
«ФОРМИРОВАНИЕ

КУЛЬТУРЫ

ЗДОРОВОГО

ОБРАЗА

ЖИЗНИ

В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ».
Хочу осветить её в следующем порядке: 1. Значение формирования культуры ЗОЖ в образовательном процессе. 2. Пути реализации данного направления в филиале. 3. Результаты работы филиала по формированию ЗОЖ. 4. Проблемы, пути решения и планы на будущее. Формирование ЗОЖ является одним из приоритетных направлений образовательной и социальной политики современной России. Особую обеспокоенность вызывает состояние здоровья подрастающего поколения, способность детей и подростков правильно заботиться о здоровье. На образование возложена надежда государственной политики по формированию культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры. В рамках Послания Президента РФ 12.12.2012г. В.В.Путин сказал
(СЛАЙД

№2)
: «Мы вместе обязаны преодолеть безответственное отношение общества к вопросам здорового образа жизни. Больше внимания следует уделять сбережению здоровья, развитию физической культуры и спорта среди молодого поколения…. Именно в школьном возрасте закладываются привычки и интересы, и нужно их правильно сформировать».
Культура здоровья
(в образовательном процессе) — это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования. На наш взгляд, к данной совокупности элементов, определяющих культуру здоровья, можно отнести
(СЛАЙД №3)
: 1) организацию и проведение урока с учетом здоровьесберегающих условий; 2) социально-психологическое здоровье обучающихся; 3) здоровье учителя;
4) благоприятный эмоциональный микроклимат в коллективе. Зачастую пропаганда здорового образа жизни в детской и молодёжной среде проводится формально, в форме скучных лекций- бесед и традиционных мероприятий, а «пропагандисты» сами не следуют этим принципам в жизни – все это вызывает у ребят вполне обоснованное недоверие к их словам. В нашей работе мы стараемся избежать подобных ошибок. Воспитание правильного отношения к здоровью осуществляется в филиале по следующим направлениям
(СЛАЙД 4):

1.

Физическое здоровье.

2.

Психическое здоровье.

3.

Духовно – нравственное здоровье.
Вся работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся построена по следующим блокам
(СЛАЙД 5):

I блок – ресурсное обеспЕчение:
 Состояние и содержание классных комнат в соответствии с гигиеническими нормативами;  Оснащенность кабинетов необходимым оборудованием;  Питание в школьной столовой;  Наличие справочной и художественной литературы.
II блок – организация учебного процесса:
 Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки обучающихся;  Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям обучающихся;  Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;  Индивидуальный подход в обучении.
III

блок



просветительско-воспитательная

работа

с

обучающимися и родителями:
 Беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;  Проведения Дней Здоровья, конкурсов, праздников.
IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:
 Эффективная работа с обучающимися на уроке физической культуры;  Организация подвижных игр;  Организация ежедневной утренней зарядки, физкульминуток, гимнастики для глаз;
 Проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены. В нашем филиале созданы необходимые условия для формирования культуры ЗОЖ в образовательном процессе:
(СЛАЙД 6)
классные комнаты обеспечены необходимой мебелью, техническими средствами; созданы уголки релаксации, фитомодули. Администрация контролирует проведение
(СЛАЙД 7)
экскурсий, уроков на свежем воздухе, подвижных минуток, самомассажей. Самым любимыми у обучающихся остаются уроки физической культуры. Наши дети на них не только бегают и играют,
(СЛАЙД 8)
но и знакомятся с нормами этического общения в игровой и соревновательной деятельности, достижениями отечественных и зарубежных спортсменов. Каждый месяц проводятся Дни Здоровья, классные часы о ЗОЖ
.

(СЛАЙД 9)
Стали популярными такие мероприятия, как походы с родителями, соревнования по волейболу и теннису среди учеников, учителей и родителей, и даже встреча Нового года в спортивном зале.
(СЛАЙД 10)
А такие мероприятия, как экскурсии на лыжах в лес, поездки в Форест-парк (веревочный городок), несут не только оздоровительный характер, но и воспитывают у ребят выносливость, терпение, смелость, умение преодолевать чувство страха. В каждом деле важен результат. О своем результате работы мы может говорить уже с гордостью: наши дети ежегодно становятся призерами и победителями
(СЛАЙД 11)
муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре, областного этапа Всероссийской акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам», районных и областных соревнований «Здоровый школьник», «Президентские состязания», «Легкоатлетический кросс» и многих других.

Намечены пути формирования культуры здорового образа жизни не только детей, но и родителей, учителей филиала. Произошел переломный момент в сознании педагогов. Учителя стали не только добросовестно выполнять свои обязанности по формированию здорового образа жизни среди обучающихся, но и осознали значимость своего здоровья для окружающих людей.
(СЛАЙД 12)
Теперь бассейн с обучающимися посещает не только учитель физкультуры, но и учителя начальных классов. В вечернее время
спортивный зал открыт для учителей, работников и выпускников школы, где они играют в волейбол, занимаются в тренажерном зале. Никто из педагогов филиала не курит, а это значит, что своим личным примером формирует культуру здорового образа жизни. И здесь я бы хотела немного остановиться:
Здоровье многих учителей сегодня оставляет желать

лучшего. Наша профессия относится к разряду стрессогенных.

Она

требует

высокой

работоспособности,

выносливости,

самообладания,

оптимизма,

больших

затрат

физических

и

душевных сил. Чтобы воспитать здоровых и счастливых детей,

учитель

сам

должен

иметь

хорошее

здоровье,

быть

жизнерадостным, уверенным в своих действиях, хорошо владеть

собой в любых ситуациях. Достигая поставленных целей, мы

иногда забываем о себе. Я предлагаю в этом году школам района

на своих первых педсоветах познакомиться с выдержками

известных врачей и психологов, которые я собрала для вас и

отправила по электронной почте.

(СЛАЙД 13)
Вот некоторые из них: • не надейтесь на медицину, она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым; • живите делами сегодняшнего дня по принципу «здесь и сейчас»; • не держите злобу на ваших оппонентов и не пытайтесь с ними расквитаться, так как этим вы принесете себе вреда больше, чем им; • считайте свои благодати, а не несчастья; • отдыхайте до того, как пришло чувство усталости; • не задерживайте внимания на недостатках других людей, проявляйте больше интереса к их положительным качествам.
Выберите самые значимые для вас и следуйте им каждый

день, переступая порог школы!
Решая любые задачи, приходится сталкиваться с разного рода проблемами. Есть они и в нашей организации. Если гигиенические условия в школе созданы, то некоторые учебно-организационные факторы представляют потенциальную угрозу. Например, отсутствие желания некоторых родителей участвовать в жизни школы и воспитании своего ребенка. В итоге ребенок во внеурочное время предоставлен сам себе, нет взаимосвязи с родителями, отсутствуют единые цели и задачи. Большую роль в формировании культуры ЗОЖ играет окружающий социум. Конечно, в селе легче знать о том, кто окружает ребенка, с кем он общается, кто может повлиять на него. Но
зачастую тот, кто может оказать это влияние, сам далек от понятия «ЗОЖ». И с этим нам тоже приходится бороться. Останавливаться на достигнутом пока рано. В планах - приобретение сенсорного бассейна, создание тропинок здоровья и многое другое, что поможет укрепить и сохранить здоровье школьников, приобщить их к здоровому образу жизни. В этом учебном году мы планируем провести такое замечательное мероприятие, как сдача норм ГТО, не только среди детей, но и учителей и родителей. «Инструментами» и «ориентирами» взрослой жизни современного школьника должны стать жизнелюбие, воля, физическое и психическое здоровье, положительные эмоции. Для этого ему нужно изучать свои индивидуальные особенности, уметь организовать, а во взрослой жизни реализовать свой маршрут «здоровья». Задача нашего коллектива – помочь не только выбрать этот маршрут, но настроить на движение по жизни только в правильном направлении. Закончить свое выступление я хочу словами великого греческого историка Геродота:
(СЛАЙД 14)
«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум». Именно здоровья я хочу пожелать в новом учебном году всем присутствующим, и тогда вы будете еще мудрее, сильнее и богаче. Спасибо за внимание.


В раздел основное общее образование