Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Внедрение ФГОС в школе"

Урок музыки как инструмент формирования УУД

Автор: Зубова Елена Николаевна, учитель музыки, "Гимназия № 1 им. С.С. Каримовой г. Нерюнгри", г. Нерюнгри Саха (Якутия)



В раздел основное общее образование



Урок музыки как инструмент формирования УУД В марте 2014 года в Республике Саха Якутия стартовал проект «Музыка для всех», в связи с этим музыкальному воспитанию в школах уделяется большое внимание. Приоритетной целью школьного образования
становится не простая

передача
знаний, умений и навыков от учителя к ученику
, а развитие

способности ученика самостоятельно ставить учебные цели,

проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои

достижения, то есть, формирование умения учиться.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются основой образовательного и воспитательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря овладению учащимися универсальными учебными действиями, создающими возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках ФГОС для общеобразовательной школы
основано на концепции духовно-

нравственного развития и воспитания личности, личности творческой,

способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь.
В начальной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета «Музыка» становится особенно актуальным, и представляет собой неотъемлемое звено в системе общего образования. Особенности содержания курса «Музыка» обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания.
При изучении музыки закладываются основы
систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем.
Развитие вышеперечисленных способностей необходимо в любой


созидательной сфере человеческой деятельности, делает жизнь человека

одухотворенной, яркой, интересной, разумной.
В своей работе я использую программу «Музыка» для 1 – 7 классов, авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Программа составлена в соответствии с основными положениями музыкально – педагогической концепции Д.Б.Кабалевского и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов – музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.
Цель
массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи
музыкального образования школьников формулируются на основе целевой установки: - воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности; - развитие активного, прочувственного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе багажа музыкальных впечатлений, интонационно – образного словаря, формирование знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.
Содержание программы
базируется на нравственно – эстетическом, интонационно – образном, жанрово – стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства. Современный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования большое внимание уделяет формированию и
развитию у школьников
универсальных учебных действий
(УУД):
личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

Личностные учебные действия
по предмету «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно- смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Они обеспечивают:
• осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе; • формирование уважительного отношения к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями; • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности; • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Регулятивные действия
обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. В изучении предмета «Музыка» учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества.
Они обеспечивают
учащимся возможность научиться: • принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности; • осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; • прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру; • предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении; • мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. •
Познавательные универсальные действия
на уроке музыки: сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений, выдвижение предположений и подтверждающих их доказательств; адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание многозначности содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения; реализация собственных творческих замыслов, подготовка своего выступления и само выступление с аудио-, видео - и графическим сопровождением; удовлетворение потребности в культурно-досуговой деятельности, в расширении и углублении знаний в области музыкального искусства.
Они обеспечивают
учащимся умение: • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи; • понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях; • приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности
• создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Коммуникативные универсальные действия
обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
К ним относятся:
 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;  постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;  управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;  дают возможность каждому обучающемуся интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Структура моего урока:

Организационный момент
: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока; универсальные учебные действия;
Проверка домашнего задания
(в случае, если оно задавалось);
Актуализация знаний:
подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи;
Сообщение нового материала

Закрепление изученного материала
(индивидуальная работа, работа в парах, в группах);

Вокально – хоровая работа:
начинаем с установки, упражнения на дыхание), на дикцию (мимическая зарядка, различные скороговорки, распевки, далее следует работа над песней (разучивание слов, мелодии, работа над характером);
Поведение итогов:
диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
Домашнее задание
и инструктаж по его выполнению. Не каждый ребенок может и готов слушать серьезную классическую музыку, поэтому приобщение к такой музыке нужно начинать уже с начальной школы. Детям в начальной школе очень нравится слушать произведения. Здесь каждый ребенок может раскрыть свои способности и музыкальные (исполняя мелодию после прослушивания а cappela), и театральные (изображая образы героев литературного источника сюиты), и художественные (изображая на листе бумаги с помощью красок свои, возникшие в воображении образы героев и цветовые ощущения). Не каждому ребенку даны способности красиво и правильно передать задуманное, воображаемое . Поэтому я не требую от них конкретного рисунка, т.к. дети очень болезненно реагируют на замечания, мы передаем характер музыкального произведения через цвет. При такой работе все дети находятся на равных. Работу выполняют с большим удовольствием и не стесняются показать свой результат своим товарищам. При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем и развиваем способности у детей. Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей: эмоциональный отклик на музыку – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения; способность к переживанию в форме музыкальных образов; способность к творческому восприятию музыки; музыкальный слух-способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности; ладовое чувство-способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения;
чувство ритма - способность активно двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения. Исходя, из вышесказанного приходим к выводу, что выявление музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста происходит посредством уроков музыки.


В раздел основное общее образование