Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Закон сохранения массы веществ"

Конспект урока

Автор: Горланова Лариса Сергеевна, учитель химии, МБОУ СОШ №52, город Екатеринбург, Свердловская область



В раздел основное общее образование




Открытый урок химии в 8 классе

Тема. Закон сохранения массы веществ.

Цель:
познакомить учащихся с историей открытия, формулировками и применением одного из основных законов химии – закона сохранения массы веществ.
Задачи:

-
повторить основные химические понятия; - формировать умение логически рассуждать и делать выводы; - развивать интерес к предмету.
Оборудование и реактивы:

-
для демонстрационных опытов: лабораторные весы, сосуды Ландольта с растворами хлорида бария и серной кислоты и мрамором и раствором соляной кислоты; - интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук, компьютерная презентация, интерактивная игра.
Тип урока:
комбинированный урок изучения нового материала.
Применяемая технология:
информационно-коммуникационная.
Ход урока.

I. Организационный момент.
Приветствие учащихся.
II. Актуализация знаний учащихся.
В качестве разминки на сегодняшнем уроке я предлагаю вам интерактивную игру «Лабиринт». В ней будут принимать участие все, но в качестве двух команд. Первая команда – первый ряд и половина второго ряда. Вторая команда – третий ряд и вторая половина второго ряда. К доске приглашаются по одному представителю от каждой команды, которые будут фиксировать ответы команд. Задача каждой команды – правильно ответить на предложенные вопросы и как можно быстрее дойти до финиша. Если команда даёт правильный ответ, она сохраняет за собой право хода, если нет, ход переходит к другой команде.
(проведение игры) - Молодцы!
III. Изучение нового материала.
- А сейчас вспомните, пожалуйста, понятия, изученные нами на последнем уроке. - Что такое исходные вещества? Что такое продукты реакции? (Слайд 2) - А сегодня я предлагаю вам задуматься над следующим вопросом: Что происходит с веществами, исходными и продуктами, в результате химических реакций? (Слайд 3) - Каковы ваши предположения? (высказывания учащихся). - Учёные-химики 18 века, так же как и мы, расходились во мнениях по поводу ответа на этот вопрос. Особенно известными опытами в этом направлении являются опыты английского химика Роберта Бойля и нашего великого учёного-энциклопедиста Михаила Васильевича Ломоносова. (Слайд 4) - Давайте рассмотрим суть опытов по измерению массы исходных и образующихся в результате реакции веществ. - Итак, опыты Р. Бойля. (Слайд 5) - Суть опытов М. В. Ломоносова. (Слайд 6) - Скажите, пожалуйста, почему учёные, проводя, казалось бы, одинаковые опыты, пришли к таким разным выводам. - (Слайд 7) Действительно, вещества в запаянной реторте Ломоносова не сообщались с окружающей средой, как в незапаянной реторте Бойля. - Как вы думаете, чей опыт оказался более чистым. Конечно же, М. В. Ломоносова. - На основании своих опытов М. В. Ломоносов сделал следующий вывод. (Слайд 8) - Этот вывод получил название «Закон сохранения массы веществ», современную более понятную нам формулировку этого закона дал французский учёный Антуан Лавуазье. (Слайд 9) - Эту формулировку мы используем и по сей день. Запишите, пожалуйста, её себе в тетрадь. - Ну, а сейчас у вас, наверняка, возникает закономерный вопрос: «Почему же масса веществ в результате реакции не изменяется?» (Слайд 10) (предположения учащихся) - Попробуем проверить свои предположения, рассмотрев реакцию образования воды из простых веществ кислорода и водорода. (Слайд 11)
- Итак, почему же масса веществ в результате реакции не изменяется? Потому что не изменяется количество атомов в исходных и образующихся веществах. Происходит лишь их перегруппировка. (Слайд 12) - Запишите, пожалуйста, эти выводы в тетрадь. - Подтвердить справедливость закона сохранения массы веществ можно и с помощью опытов. Один из них мы посмотрим на видео (видеоролик Слайд 13) - Сейчас мы также проведём опыт, доказывающий справедливость выводов Ломоносова. (Слайд 14) (проведение опыта в сосуде Ландольта) - Закон сохранения массы веществ является одним из основных законов химии. На основании этого закона составляются так называемые химические уравнения – краткие записи химических реакций, а также выполняются различные расчёты. - С химическими уравнениями и расчётами по ним мы познакомимся на следующем уроке.
IV. Закрепление изученного материала. Обратная связь.
- В заключение урока выполним задания, которые покажут, насколько хорошо вы поняли сегодняшний материал (на листочках). Задание называется «Закончи предложения», на листочке вы записываете только пропущенные слова (Слайды 15-18). - Проверка задания после сбора листочков (Слайды 19-22).
V. Итог урока. Домашнее задание.
(Слайд 23) § 27, презентации на темы «История открытия закона сохранения массы веществ», «Жизнь и деятельность Р. Бойля», «Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова» (презентации по желанию).
VI. Рефлексия.
Перед уходом из класса я попрошу вас на доске оценить сегодняшний урок. Если вам на уроке сегодня понравилось, поставьте звёздочку на розовом круге, если не понравилось, то на синем.













В раздел основное общее образование