"Коррекционные приемы работы по стандартам ФГОС в коррекционной речевой школе 5 вида".
статья
Автор: Антонова Надежда Николаевна, учитель биологии, ОГКОУ ШИ №26, г.Ульяновск
В раздел основное общее образование
Коррекционные приемы работы по стандартам ФГОС в коррекционной речевой школе 5 вида.
Как будут учиться
наши дети?
«Не так, как учились мы!»
(слайд 1)
Какие качества Вы хотите видеть у своего ребенка по окончании школы, чтобы в современной жизни он был успешен? • Умение ставить цель и добиваться ее • Умение общаться • Умение адаптироваться к ситуации • Умение ориентироваться в мире • Самостоятельно добывать и применять знания • Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком • Сохранить здоровье
(слайд 2)
Все эти качества формируются у учащихся с речевой патологией на современном урок по стантартам ФГОС благодаря систематизации знаний. Для этого : • нужно уделять должное внимание, начиная с 5 класса, практиковать систематизацию знаний и их обобщение. • Систематизация знаний предусматривает упорядочивание информации, выявление взаимосвязей между основными понятиями: связь строения и функций; части и целого; уровней организации живого; организма и среды; живой и неживой природы. • Обобщение является важнейшим этапом при изучении любой темы курса
. (слайд 3)
Формирование биологических понятий на основе сравнения
Соблюдая принцип преемственности в преподавании биологии с 6 по 11 класс, необходимо уделять большое внимание формированию основных биологических понятий на основе обобщения представлений учащихся, используя приемы сравнения, сопоставления, работу с биологическими терминами.
(слайд 4)
Примеры в 6 классе: Сравнительная характеристика класса однодольных и двудольных
(слайд 5)
Примеры интеграции естественнонаучных знаний
(слайд 6)
Слайд 7
Разнообразные коррекционные приемы работы с текстом учебника
: • - найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке …; • - уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»); • - поставь вопросы к данному абзацу; - составь суждение по тексту параграфа…; • - выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе; • -расскажи по опорным словам (разверни информацию); • - заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы …; • - создай таблицу (сверни информацию) по …;
• - составь план изучения темы … (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем – процесс, вещества, свойства веществ); • - составь набор понятий темы…; • - составь предложения по теме … , используя слова «так, как», «потому что», следовательно», «если, то»; • - зашифруй понятия темы … в символы, систему или последовательность символов; • - составь разные предложения с одним и тем же понятием …
(слайд 8)
Обязательно в работе провожу работу с терминами
Учитывая значительный объем терминов, обозначающих разнообразные понятия в курсе биологии необходимо создать благоприятные условия для понимания и запоминания их; задействовать разные виды памяти, использовать приемы мнемотехники, объяснять значение терминов, имеющих греческое, латинское или иное происхождение
. (слайд 9)
Алгоритм работы с понятиями:
•
Понятие
– вывод, итог познания реальных процессов и явлений, логически оформленная мысль. Без целенаправленной работы над понятиями учащиеся не в состоянии механически их выучить и правильно использовать. Работа с понятийным аппаратом, кроме внимательного прочтения текста способствует развитию памяти, абстрактного мышления. • Часто одно понятие, обозначается разными терминами. Например: • Кольцевая хромосома бактерий = нуклеоид; • Центростремительный нейрон = чувствительный нейрон = афферентный нейрон; • Аллопатрическое видообразование = географическое; • Симпатрическое видообразование = экологическое
. (слайд 10)
•
Алгоритм работы с понятиями:
• Назвать понятие, дать его определение. • Вычленить ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода. • Привести примеры для конкретизации понятий, найти область его применения. • Связать понятие с другими, касающимися данного предмета. • Составить небольшой рассказ, употребляя данное понятие. • Определить термин своими словами. • Назвать иной смысл понятия в какой-то другой области знаний.
(слайд 11)
Образцы заданий для формирования понятийного аппарата
Логические отношения между понятиями Приведите примеры для подтверждения взаимосвязей понятий: • вид-род (окунь- рыба); • часть-целое (плавник-рыба).
(слайд 12)
Примеры формирования понятий
• Червеобразная личинка чешуекрылых называется • червяк • планула • гусеница • ручейник • В задании отчасти содержится определение понятия. • Его можно расширять, находя отличия между гусеницей и другими личинками. • Для этого можно воспользоваться дополнительной литературой
.(слайд 13)
Требование ФГОС к таблицам и схемам:
1) Составлять на основе текста графики, таблицы, схемы. 2) Трансформировать одни виды предъявленной информации в другие: таблицу в график и обратно, текст в таблицу или график 3) Перевести информацию, содержащуюся в тексте в табличную и графическую форму. Разные способы предъявления информации. (слайды 14-15-16)
Работа с готовыми рисунками
Изобразить рисунок; Придумать название; Дополнить или уточнить рисунок; Придумать предложения, комментирующие данный рисунок;
(слайд 17)
Предложить вопросы, ответы на которые можно получить, анализируя данный рисунок.
ФГОС: Описывать объекты, следуя предложенному плану(слайд 18-19)
• Составить план описания объекта После описания насекомого предлагается прочитать общую характеристику класса и сравнить саранчу с омаром.
(слайд 1)
Какие качества Вы хотите видеть у своего ребенка по окончании школы, чтобы в современной жизни он был успешен? • Умение ставить цель и добиваться ее • Умение общаться • Умение адаптироваться к ситуации • Умение ориентироваться в мире • Самостоятельно добывать и применять знания • Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком • Сохранить здоровье
(слайд 2)
Все эти качества формируются у учащихся с речевой патологией на современном урок по стантартам ФГОС благодаря систематизации знаний. Для этого : • нужно уделять должное внимание, начиная с 5 класса, практиковать систематизацию знаний и их обобщение. • Систематизация знаний предусматривает упорядочивание информации, выявление взаимосвязей между основными понятиями: связь строения и функций; части и целого; уровней организации живого; организма и среды; живой и неживой природы. • Обобщение является важнейшим этапом при изучении любой темы курса
. (слайд 3)
Формирование биологических понятий на основе сравнения
Соблюдая принцип преемственности в преподавании биологии с 6 по 11 класс, необходимо уделять большое внимание формированию основных биологических понятий на основе обобщения представлений учащихся, используя приемы сравнения, сопоставления, работу с биологическими терминами.
(слайд 4)
Примеры в 6 классе: Сравнительная характеристика класса однодольных и двудольных
(слайд 5)
Примеры интеграции естественнонаучных знаний
(слайд 6)
Слайд 7
Разнообразные коррекционные приемы работы с текстом учебника
: • - найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке …; • - уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»); • - поставь вопросы к данному абзацу; - составь суждение по тексту параграфа…; • - выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе; • -расскажи по опорным словам (разверни информацию); • - заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы …; • - создай таблицу (сверни информацию) по …;
• - составь план изучения темы … (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем – процесс, вещества, свойства веществ); • - составь набор понятий темы…; • - составь предложения по теме … , используя слова «так, как», «потому что», следовательно», «если, то»; • - зашифруй понятия темы … в символы, систему или последовательность символов; • - составь разные предложения с одним и тем же понятием …
(слайд 8)
Обязательно в работе провожу работу с терминами
Учитывая значительный объем терминов, обозначающих разнообразные понятия в курсе биологии необходимо создать благоприятные условия для понимания и запоминания их; задействовать разные виды памяти, использовать приемы мнемотехники, объяснять значение терминов, имеющих греческое, латинское или иное происхождение
. (слайд 9)
Алгоритм работы с понятиями:
•
Понятие
– вывод, итог познания реальных процессов и явлений, логически оформленная мысль. Без целенаправленной работы над понятиями учащиеся не в состоянии механически их выучить и правильно использовать. Работа с понятийным аппаратом, кроме внимательного прочтения текста способствует развитию памяти, абстрактного мышления. • Часто одно понятие, обозначается разными терминами. Например: • Кольцевая хромосома бактерий = нуклеоид; • Центростремительный нейрон = чувствительный нейрон = афферентный нейрон; • Аллопатрическое видообразование = географическое; • Симпатрическое видообразование = экологическое
. (слайд 10)
•
Алгоритм работы с понятиями:
• Назвать понятие, дать его определение. • Вычленить ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода. • Привести примеры для конкретизации понятий, найти область его применения. • Связать понятие с другими, касающимися данного предмета. • Составить небольшой рассказ, употребляя данное понятие. • Определить термин своими словами. • Назвать иной смысл понятия в какой-то другой области знаний.
(слайд 11)
Образцы заданий для формирования понятийного аппарата
Логические отношения между понятиями Приведите примеры для подтверждения взаимосвязей понятий: • вид-род (окунь- рыба); • часть-целое (плавник-рыба).
(слайд 12)
Примеры формирования понятий
• Червеобразная личинка чешуекрылых называется • червяк • планула • гусеница • ручейник • В задании отчасти содержится определение понятия. • Его можно расширять, находя отличия между гусеницей и другими личинками. • Для этого можно воспользоваться дополнительной литературой
.(слайд 13)
Требование ФГОС к таблицам и схемам:
1) Составлять на основе текста графики, таблицы, схемы. 2) Трансформировать одни виды предъявленной информации в другие: таблицу в график и обратно, текст в таблицу или график 3) Перевести информацию, содержащуюся в тексте в табличную и графическую форму. Разные способы предъявления информации. (слайды 14-15-16)
Работа с готовыми рисунками
Изобразить рисунок; Придумать название; Дополнить или уточнить рисунок; Придумать предложения, комментирующие данный рисунок;
(слайд 17)
Предложить вопросы, ответы на которые можно получить, анализируя данный рисунок.
ФГОС: Описывать объекты, следуя предложенному плану(слайд 18-19)
• Составить план описания объекта После описания насекомого предлагается прочитать общую характеристику класса и сравнить саранчу с омаром.
В раздел основное общее образование

