Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"От нас, не видевших войны"

социальный проект

Автор: Воронкина Наталья Васильевна, учитель английского языка, классный руководитель, МОУ СОШ № 4, пос. Темижбекский Новоалександровского района Ставропольского края



В раздел основное общее образование




Паспорт проекта
.
Название проекта: «От нас, не видевших войны»

Тип проекта:
ученический социальный проект, посвящённый 70-й годовщине Великой Победы в Великой Отечественной войне и Году ветеранов Великой Отечественной Войны в странах СНГ.
Направление проекта:
ученические инициативы по сохранению памяти о Великой Отечественной войне
Организация:
МОУ СОШ №4 посёлка Темижбекского Новоалександровского района Ставропольского края
Руководитель проекта:
Воронкина Наталья Васильевна – классный руководитель 6б класса МОУ СОШ № 4, учитель английского языка
Координаторы проекта:
 Рожнов Вячеслав Михайлович, руководитель военно - патриотического отряда «Память» МОУ СОШ № 4  Суворкова Лариса Михайловна, главный редактор общественно- политической газеты Новоалександровского района Ставропольского края «Знамя труда»
Участники проекта:
учащиеся 6б класса (возраст 12-13 лет)
География проекта:
Муниципальное образование Темижбекского сельского совета
Сроки работы над проектом:
сентябрь 2014 г. – март 2015 г. 1

Круг тематических вопросов проекта:
 след войны в семье каждого ученика класса;  история военных памятников на территории родного посёлка;  связь родной школы с выдающейся личностью Великой Отечественной войны М. В. Кантария
Цель проекта:
внесение учащимися 6б класса своей лепты в деле создания национальной идеи памяти о Великой Отечественной войне.
Инновационность проекта:
блочно-модульная структура проектной деятельности личностной и общественно-гражданской ориентации №
Блок проектной деятельности

Конечный продукт

проектной деятельности
1 Изучение семейной родословной в период Великой Отечественной войны Книга Памяти от благодарных правнуков 21. Расширение и систематизация данных, связанных с пребыванием на Темижбекской земле Героя Советского Союза Мелитона Варламовича Кантария, водрузившего Знамя Победы над фашистским рейхстагом Красочно оформленная папка «Растёт в Темижбеке берёзка», новая подставка к берёзе, посаженной М.В. Кантария 32. Создание младшей лекторской группы при военно - патриотическом отряде «Память» по направлению «Военные памятники родного посёлка» 3. Красочно оформленная папка «Военные памятники посёлка Темижбекский», новая фото вставка на надгробный памятник И. Г. Макееву, лекторская деятельность в начальных классах
Задачи проекта:
2
 Узнать судьбы своих родственников в военные и послевоенные годы и сохранить собранную информацию для будущих поколений;  Оказать помощь школьному музею и военно-патриотическому отряду «Память» в систематизации, расширении и красочном оформлении материалов по теме «Военные памятники на территории родного посёлка» и «Пребывание на Темижбекской земле Героя Советского Союза Мелитона Варламовича Кантария», а также в информационно- просветительской деятельности;  Содействовать в приобретении учащимися навыков работы в условиях социального проекта и опыта делового партнёрства.
Методы проектной деятельности:
 Поисковый (изучение семейных архивов, поиск информации о запрашиваемом человеке в интернет-проектах об участниках Великой Отечественной войны, беседы с очевидцами исследуемых событий и/или людьми, хранящими память о них).  Аналитический (сравнение, анализ и обобщение полученной информации).  Научно-практический (красочное оформление полученных сведений в виде Книги памяти от благодарных потомков, папки о военных памятниках родного посёлка, передача печатных материалов в дар школьному музею, создание презентации).  Коммуникационный метод взаимодействия (навыки делового общения с необходимыми компетентными специалистами: координаторами, руководителями организаций и хозяйств и т.д.).  Метод корпоративного сотрудничества по взаимодействию в команде.
Прогнозируемые ходы личных и общественно-гражданских действий

участников проекта:
 Используя различные источники: семейные фотоархивы, мемуары, воспоминания живущих родственников и друзей семьи, интернет источники, - каждому ученику класса узнать об участии в Великой Отечественной войне 3
своих предков (дедов/бабушек, поколений пра и прапра, других родственников и близких), сделать творческую работу и сохранить её для нового поколения своего семейного древа, а также предоставить для общественного ознакомления в районной газете «Знамя Труда» в рамках конкурса «Спасибо деду за Победу». Оформить творческие работы в Книгу Памяти от благодарных правнуков и передать её в школьный музей;  Дополнить и систематизировать архивные и вновь полученные данные, связанные с пребыванием на Темижбекской земле Героя Советского Союза Мелитона Варламовича Кантария, водрузившего Знамя Победы над фашистским рейхстагом; красочно оформить весь собранный материал в папку «Растёт в Темижбеке берёзка» и передать в школьный музей для дальнейшего использования, сделать новую стендовую подставку к берёзе;  Создать младшую лекторскую группу при военно - патриотическом отряде «Память» по направлению «Военные памятники родного посёлка», красочно оформить имеющийся материал для дальнейшего пользования, провести в начальных классах экскурсии к военным памятникам родного посёлка и рассказать об их историях.
Актуальность проекта:
2015 год – особый в истории России и всего мира. В стране идёт активная подготовка к одному из её главных праздников – 70-летию Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). 2015 год объявлен в странах СНГ Годом ветеранов Великой Отечественной Войны. Люди старшего поколения хотят, чтобы их дети, внуки и правнуки знали о цене Победы, знали о правде того времени. Знали и помнили, чем дорожит старшее поколение, какие жизненные идеалы они пронесли через войну и свою жизнь. « Это великие люди для каждого из нас, но они являются великими не только как действующие лица грандиозной исторической драмы. Они для нас - близкие родственники в самом прямом, буквальном смысле этого слова. Мы одной крови с теми, кто победил, стало быть, все 4
мы - наследники победителей…Нужно помнить и уважать наше прошлое » (Д. А. Медведев. Послание Федеральному собранию) Сохранение Памяти о событиях, связанных с Великой Отечественной войной, - главная задача подрастающего, не видевшего войны поколения, частицей которого является коллектив 6б класса. Работа над проектом «От нас, не видевших войны», посвящённому 70-й годовщине Великой Победы в Великой Отечественной войне и Году ветеранов в странах СНГ, - это
возможность

почувствовать дыхание Великой Отечественной войны в каждой

семье участника проекта
; прикоснуться к истории своей семьи, узнать о боевом и трудовом подвиге своих родственников, о жизненном пути в военное и послевоенное время; 
отдать дань смелости и мужеству односельчан
: комсомолке Герасиной Валентине и красноармейцу Макееву Ивану Григорьевичу, гражданской и боевой жертвам войны; 
поклониться подвигу
тех людей, которые погибли во имя нашей будущей жизни, в том числе и
неизвестным военнослужащим
, захоронение которых находится на территории Темижбекского посёлка; 
почествовать великого героя войны Мелитона Варламовича

Кантария
, с именем которого соприкоснулась история родной школы.
Рабочий план работы над проектом

Стадии

Мероприятия

Сроки

Результат

Исполнители
Занятие по теме «Что такое социальный проект» первая неделя сентября 2014 Четко сформированные представления об этапах проектной деятельности, о формах конечных продуктов проектной деятельности: интеллектуальных и материальных. Руководитель проекта Занятие по теме «Основные правила вторая неделя сентября 2014 Осознание личной ответственности и Руководитель проекта 5

Подготовка к работе над проектом
работы над проектом» соблюдения правил корпоративной этики.
Выбор

проблемы
Обсуждение спектра вопросов, актуальных в канун Великой Победы Третья неделя сентября 2014 Осознание актуальности темы войны в целом и значимости выбранных блоков деятельности по теме проекта. Выбор вопросов для Руководитель проекта; координаторы
Сбор и анализ информации.
Проведение соцопроса в классном коллективе о родственниках в годы Великой Отечественной войны Четвёртая неделя сентября 2014 Аналитическая информация об уровне знаний учащимися о жизни в военные годы ближайших родственников. Определение конечного проектного продукта: «Книга памяти от благодарных потомков» Руководитель проекта; Командир класса Исследование архива школьного музея Четвёртая неделя сентября 2014 1.Аналитическая информация о состоянии имеющихся печатных сведений и фото о пребывании М. В. Кантария на Темижбекской земле и определение конечного проектного продукта: новая папка. 2.Аналитическая информация о состоянии папок, содержащих информацию о военных памятниках на территории посёлка и определение конечного проектного продукта: новая папка Инициативная группа уч-ся Исследование состояния военных памятников на территории посёлка Четвёртая неделя сентября 2014 Аналитическая информация о состоянии военных памятников на территории посёлка и определение конечного проектного продукта: реставрация портрета и новая фото вставка на надгробный памятник Инициативная группа уч-ся Финансовые потребности Первая неделя октября Составление сметы проекта. Поиск источников дохода. Руководитель проекта; 6

Разработка вариантов решения выбранного направления деятельности.
Родит. комитет 7

Моделирование конечных продуктов проектной деятельности
.
Реализация плана действий команды
Создание микрогрупп во втором и третьем блоках деятельности Вторая неделя октября Чёткое понимание каждым уч-ся своей роли и действий в реализации проекта Руководитель проекта; Командир класса Взаимодействие с необходимыми организациями и хозяйствами, частными лицами, координаторами На протяжении всей проектной деятельности 1.Корректировка и совершенствование конечных продуктов проектной деятельности; 2.Пополнение бюджета проекта Руководитель проекта; Командир класса; Председатель родительского комитета; Ключевые мероприятия 1 блока: 1.участие в конкурсе «Спасибо деду за победу» 2.оформление Книги памяти от благодарных потомков согласно графику газеты «Знамя труда» К 23.02.2015 Публикация Книга Памяти Координатор Л. М. Суворкова Руководитель проекта; Ключевые мероприятия 2 блока: 1.оформление папки «Растёт в Темижбеке берёза» К 23.02.2015 Папка 1 микрогруппа 8
2.дизайн-проект подставки 3.заказ подставки К 01.02.2015 Начало февраля Новый дизайн подставки Новая подставка 2 микрогруппа Руководитель проекта; Ключевые мероприятия 3 блока: 1.оформление папки «История военных памятников на территории посёлка» 2.реставрация портрета с памятника Макеева И. Г. 3.заказ фотовставки на надгробный памятник 4.лекционно- экскурсионная деятельность К 01.02.2015 К 10.02.2015 Середина февраля 2015 Февраль- март 2015 Новая папка Реставрированный портрет Вставка на памятник Просвещение уч-ся младших классов Лекторская группа Подведение итогов по каждому блоку проекта Начало марта 2015 Готовность к участию в районном этапе XV Всероссийской акции «Я – гражданин России» Руководитель проекта; Командир класса;
Подготов

ка к

защите

проекта
Оформление материалов проекта в виде презентации; Формирование папки документов; Последняя неделя февраля Руководитель проекта; Командир класса; Команда представителей
Презента

ция

проекта
Устная защита Март 2015 Внешняя оценка проекта Команда представителей
Рефлекси

я
Анкетирование участников по поводу их отношения к данному проекту Март 2015 Внутренняя оценка каждого участника; Руководитель проекта; Анализ проделанной работы Март 2015 Оценивание вклада микрогрупп и отдельных участников; Выявление сильных и слабых сторон Руководитель проекта; 9

Смета проекта:
Стендовая подставка к берёзе 1 шт. – 1850 рублей Канцелярские папки 2 шт. по 20 руб. – 40 руб. Файлы 50 шт. по 0,5 руб. – 25 руб. Цветной картридж PIXMA 511 color 1шт. - 1050 руб. Надгробная фотография к памятнику И. Г. Макеева 1шт. – 600 руб. Фотобумага LOMOND матовая 1 упаковка – 583 руб Бумага для печати «Снегурочка» - 242 руб.
Итого
: 4390 руб
Краткое содержание проекта:
Наш проект «От нас, не видевших войны» проходит под эгидой 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне и Года ветеранов ВОВ в странах СНГ. В ходе подготовки к работе над проектом среди различных актуальных проблем, связанных с героическими страницами в истории нашей страны, нами была выделена проблема сохранения памяти о тех, кто мужественно и отважно вынес на своих плечах тяготы той беспощадной войны. Памяти не в обобщённом виде о всём народе как едином монолите страны, а конкретно об отдельных людях, с которыми соприкасается каждый участник проекта. Сюда входят  Ближайшие родственники учащегося, у одних это дедушка или бабушка, у других поколение пра или прапра, их братья или сёстры. А у некоторых соседи или друзья семьи;  Односельчане Макеев Иван Григорьевич (первая жертва войны в нашем посёлке) и Валентина Герасина (убитая во время фашистской оккупации, когда подала советским военнопленным еду); 10
 Герой Советского Союза Мелитон Варламович Кантария, оставивший свой след на Темижбекской земле в послевоенное время;  А также трое неизвестных военнослужащих, расстрелянных в лесополосе при отступлении Советской Армии, которые все вместе и входят в непокорённый народный монолит.
В блоке проектной деятельности по изучению семейной родословной в

период Великой Отечественной войны
приняли участие все учащиеся класса. Каждый участник, поработав с семейным архивом, интернет- источниками, пообщавшись с здравствующими родственниками, оформил творческую работу. Эти работы представлены на конкурс «Спасибо деду за Победу», организованный районной газетой «Знамя Труда». Координатором в данном виде деятельности является Лариса Михайловна Суворкова, главный редактор газеты. Она помогла в дизайнерском оформлении детских творческих работ, которые вошли в Книгу Памяти от благодарных потомков. Отдел образования в лице Ханиной Татьяны Фёдоровны помог участникам с переплётом книги. Книга передана в школьный музей.
В блоке проектной деятельности, связанной с пребыванием на

Темижбекской земле Героя Советского Союза Мелитона Варламовича

Кантария, водрузившего Знамя Победы над фашистским рейхстагом,
работали две инициативные микрогруппы. Участники первой микрогруппы систематизировали архивный материал и расширили новыми вложениями. Это мемуарная запись Токарева Ивана Егоровича, непосредственного участника встречи с легендарной личностью. М. В. Кантария совместно с ним и другими специалистами совхоза посадил в 1978 году берёзку перед школой-новостройкой. Весь материал заново оформлен в красочную папку «Растёт в Темижбеке берёзка», которая передана для дальнейшего пользования в школьный музей. Члены другой микрогруппы занимались разработкой дизайна новой стендовой подставки к уникальному дереву школьного двора. Новый дизайн подставки – комплексное решение творческих предложений, набросков, описаний, эскизов, предложенных участниками проекта. Составляющие элементы – это фотография М. В. Кантария, знамя, воздвигнутое на рейхстаг, 11
красноармейская звёздочка, георгиевская ленточка, хлебные колоски. С учётом этих элементов был сделан заказ в художественной мастерской «Арт- мастер» г. Новоалександровска за счёт бюджетных средств проекта.
В блоке информационно-просветительской деятельности по сохранению

памяти
о военных событиях в посёлке Темижбекском была создана младшая лекторская группа при военно - патриотическом отряде «Память» по направлению
«Военные памятники родного посёлка»,
так как в действующий состав входят в основном учащиеся одиннадцатого класса, то есть выпускники. Члены лекторской группы красочно оформили имеющийся материал для дальнейшего пользования, провели в начальных классах экскурсии к военным памятникам родного посёлка и рассказали об их историях. Таких памятников на территории посёлка три: И. Г. Макееву, В. Герасиной, неизвестным погибшим. Но участники проекта считают необходимым проводить лекции также и у берёзы, посаженной М. В. Кантария, живой реликвии школьного двора. В ходе проекта по результатам исследования состояния памятников было принято решение реставрировать изуродованную вандалами фотографию И. Г. Макеева и сделать новую вставку с его портретом за счёт средств бюджета проекта. Помощь в реставрации портрета оказали в редакции газеты «Знамя труда». Фото вставка на надгробный памятник заказана за счёт средств проекта. Координатором в этом блоке является Рожнов Вячеслав Михайлович, руководитель военно - патриотического отряда «Память» МОУ СОШ № 4. Для реализации проекта необходимые
денежные средства были собраны

консолидированным путём.
12
 Деньги, заработанные собственными силами участников проекта (вырученные от продажи поделок на Масленицу, трудовые десанты на территории хозяйств и предпринимателей): 380 руб.  Родительские вложения:1010 руб.  Пожертвование фермера Г.А. Тимошенко: 1000 руб  Пожертвование ОАО СХП «Темижбекское» в лице директора В. И. Черкашина: 1000 руб.  Пожертвование фермера Ю. М. Черномурова: 500 руб.  Вложения руководителя проекта: 500 руб.
Перспективы реализации проекта:
 Использование систематизированного материала, переданного в школьный музей, в учебно-воспитательном процессе школы в военно- патриотическом и гражданском направлениях;  Сохранение памяти об участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла и всех испытавших тяготы грозных лет как по родственной линии, так и по территориальному месту проживания;  Применение полученных навыков работы в проекте «От нас, не видевших войны» в дальнейшей социально-значимой деятельности. 13


В раздел основное общее образование