"РОЛЕВАЯ ИГРА КАК МЕТОД ДОСТИЖЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ЦЕЛИ"
статья
Автор: Зубкова Ольга Викторовна, учитель английского и французского языков, МБОУ "Школа №62", город Нижний Новгород, Нижегородская область
В раздел основное общее образование
РОЛЕВАЯ ИГРА КАК МЕТОД ДОСТИЖЕНИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ ЦЕЛИ
Зубкова О.В., преподаватель английского языка, МБОУ «Школа №62», Нижний Новгород В настоящее время методика обучения иностранным языкам рассматривается как самостоятельная отрасль знания, имеющая свой предмет, методы исследования, а также собственный понятийный аппарат. В предмет входит исследование проблемы развития методики как науки. Методы исследования делятся на две группы: 1. основные методы исследования; 2. вспомогательные методы исследования. К основным методам исследования относятся анализ методических источников, обобщение опыта, научное наблюдение, пробное обучение, опытное обучение и эксперименты. Вспомогательные методы исследования включают анкетирование, тестирование, беседу и моделирование. Метод представляет собой основной структурно-функциональный компонент деятельности преподавателя и учащихся, способ достижения определенной цели в преподавании и учении. Известно, что цель обучения иностранным языкам раскрывается в единстве четырех компонентов: воспитательного, развивающего, общеобразовательного и практического. Воспитательный компонент предполагает формирование познавательной активности и поддержания интереса к учению; воспитание потребностей в практическом использовании иностранного языка в различных сферах. Развивающее значение изучения языка состоит в развитии языковых способностей, в эмоциональной готовности к коммуникации. Общеобразовательные цели реализуются в ходе углубления эрудиции учащихся, расширении их лингвистического и общего кругозора. Вышеперечисленные компоненты реализуются на основе практического овладения иностранными языками. Основы практического овладения иноязычным общением соотносятся с достаточным уровнем коммуникативной компетенции. Ведущим компонентом коммуникативной компетенции являются речевые (коммуникативные) умения. Формирование коммуникативных знаний и навыков происходит на основе кумулятивной функции языка, рассматривающей язык в качестве хранителя национальной культуры народа, который на нем говорит. Поэтому обучать иностранному языку важно не только как способу выражению мыслей, но и как источнику сведений о национальной культуре народа - носителя языка. В состав содержания обучения включаются страноведческие сведения из географии,
истории, социальной жизни, которые вставляются в языковой материал. Одним из компонентов коммуникативного умения является говорение, то есть непосредственное общение на иностранном языке. Устное общение осуществляется в сферах коммуникации. Каждая сфера объединяет обширную номенклатуру коммуникативных ситуаций. Способы создания учебно-речевых ситуаций различны. Однако, представляется важным для реализации коммуникативной цели способ проигрывания ролей при использовании реальных обстоятельств, именуемых в дальнейшем «ролевыми играми». Ролевая игра используется на этапе тренировки и закрепления учениками языкового материала и формирования речевых навыков. Она выступает в качестве стимула, который побуждает учеников использовать языковые явления в речи в соответствии с обстоятельствами. Выступая центром, вокруг которого объединяется языковой материал, ролевая игра является единицей построения многоуровневого учебника. Каждая тема завершается заданием: «Разыграйте ситуацию». Например: заказ в ресторане, проект отеля мечты, презентация курорта или обсуждение проблемы развития туризма в разных странах. Таким образом, ситуативно- ролевой подход пронизывает весь процесс обучения иностранному языку и является, по мнению автора, одним из главных методов достижения коммуникативной цели.
Библиографический список:
1. Шамов, А.В. Методика преподавания иностранных языков. – Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2010. 2. Ameriсan Food = «Приятного аппетита!» по-американски: учеб. пособие для студентов 1 курса. – Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2012. – 99 с.
В раздел основное общее образование

