"Метод проектов на уроках технологии"
презентация
Автор: Деточкина Марина Анатольевна, учитель технологии, МБОУ СОШ №49, г.Шахты Ростовской области
Смотреть презентациюВ раздел основное общее образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №49 г. Шахты Ростовской области
«Проектный метод на уроках технологии»
Учитель: Деточкина Марина
Анатольевна
Тема «Проектный метод на уроках технологии»
(слайд №2)
«Мы часто ищем сложности вещей,
Где истина лежит совсем простая».
Процесс обучения технологии предлагается строить, используя метод проектов. В наши дни
именно проекты стали неотъемлемой частью школьной программы по технологии, поэтому
возросла актуальность вопросов, связанных с методикой их преподавания. Весь комплекс
вопросов, относящийся к деятельности учителя и ученика, - количество проектов, их
направленность, время выполнения – нацелен на воспитание творческих и активных людей,
способных принимать обоснованные решения и самостоятельно учиться в течение всей жизни.
При этом введение метода проектов как одного из основных методов обучения по данному
предмету даст школьникам дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому
решать проблему, создавать изделие, испытывать его и оценивать в реальных условиях.
До недавнего времени понятие «проект» использовалось преимущественно в технической
сфере. С проектом было связано представление о разработке сложной многотомной
документации, поэтому проектирование выделялось в ранг прикладной
науки. Уточнить этот
термин нам поможет толковый словарь.
(СЛАЙД №3,4)
•
В «Большом толковом словаре русского языка» сказано, что
слово «ПРОЕКТ» латинского происхождения, в переводе
означает «ВЫСТУПАЮЩИЙ ВПЕРЁД». В словаре приводится
несколько значений этого слова: разработанный план
сооружения, постройки, изготовления или реконструкции
чего-либо;
предварительный текст какого-либо документа;
план, замысел, намерение.
Можно привести много примеров толкования этого понятия, но остановимся на
определениях более близких к образовательному процессу.
(СЛАЙД №5)
В педагогике под методом проектов понимается
совокупность приёмов, операций, которые помогают
овладеть определённой областью практических и
теоретических знаний в той или иной деятельности, которая
должна завершиться вполне реальным, осязаемым
практическим результатом, оформленным тем или иным
способом.
С методической точки зрения проектная деятельность
учащихся представляет собой теоретическое и практическое
проблемно-ориентированное исследование, которое
учащиеся проводят в учебных целях под руководством
учителя.
Под методом проектов в образовательной области
«Технология» мы понимаем способ
организации
познавательно-трудовой деятельности учащихся.
Эти составляющие образовательного процесса помогают научить детей самостоятельно
мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных
областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов
решений, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать полученные
результаты.
(СЛАЙД №8) Поэтому Главнейший основополагающий
принцип метода проектов – исходить из интересов самого
ребёнка, детских интересов сегодняшнего дня,
непосредственно связанных с текущими практическими и
духовными нуждами самих детей, их близких, общества.
Планируя урок, учитель должен заранее предвидеть результат деятельности, чтобы
направлять и регулировать его. Функция учителя на уроке – организация деятельности
обучающихся, т.е. управлять не школьниками, а их деятельностью. Использование
метода проектов в полной мере позволяет развивать у школьников навыки
самоорганизации, самоконтроля, самооценки.
(СЛАЙД №9) Метод проектов представляет собой гибкую
модель организации образовательно-воспитательного
процесса, ориентированного на развитие учащихся и их
самореализацию в деятельности. Он способствует развитию
наблюдательности и стремлению находить объяснения
своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить
на них ответы, а затем проверять правильность своих
ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и
исследования.
Приступая к проектированию, стоит выделить пять основных компонентов проекта.
•
(СЛАЙД №10)
Основные компоненты проекта: определение
потребности людей; разработку идеи изготовления изделия;
проектирование и создание изделия; оценку качества
изделия; определение реального спроса на рынке товаров.
части проекта могут быть скомпонованы в разной последовательности, важно
рассматривать его как нечто целое, а не как ряд ступеней, которые необходимо
«пройти» одна за другой. Проект нацелен на то, чтобы ученики поняли, что решение
проблем – это разработка и изготовление изделия, которое отвечает потребностям
людей.
(СЛАЙД №11)
Результатами проектов могут быть изделия,
услуги, системы, технологии, разработки по благоустройству
окружающей среды и т.д. навыки работы с материалами,
инструментами и информацией учащиеся получают по мере
необходимости для выполнения того или иного проекта.
Метод проектов широко используется для изучения других предметов
образовательного процесса, но существует принципиальное отличие использование
данного метода в технологическом образовании
(СЛАЙД №12) Использование метода проектов в
технологическом образовании заключается в отказе от
формального обучения школьников умениям и навыкам без
определения цели выполняемой работы и её значимости
для учащегося, его семьи, школы, общества и переход к
мотивированному выполнению упражнений перед началом
проекта или в процессе его выполнения.
Рассмотрим таблицу отличий традиционного метода обучения от метода проектов
(СЛАЙД №13,14,15)
Процесс
обучения
Традиционное обучение
Проектное обучение
методы
Репродуктивные:
повторение
упражнение
заучивание
действия по
образцу
Инструктаж
Преобладание активных методов: проблемная,
эвристическая беседа, диспут, совместный поиск,
методы активного творческого мышления
Формы организации занятия Фронтальные: рассказ, лекция, опрос, вопросно- ответный диалог Групповые и индивидуальные: самостоятельная исследовательская работа, дискуссия, «мозговой штурм», консультация Статус учителя Всевластный, всёзнающий, непререкаемый начальник Помощник, советчик, консультант Функция учителя Сообщение знаний, демонстрация умений, проверка и оценка качества их усвоения Организация, координация и активизация творческого процесса, решение учениками проблем, познавательных практических задач Функции учеников Усвоение знаний, приобретение умений и воспроизведение их по требованию учителя Освоение способов приобретения знаний, овладение умениями по мере необходимости, совершенствование себя цель Усвоение знаний, выработка умений и навыков, понимание учебного материала Развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и умения содержание Программные знания Освоение способов познания мотивы Отметка, запрещение, наказание, соревнование Радость творчества, самосовершенствование, уверенность в себе, получение знаний и умений.
Результат Соответствие знаний и умений учащихся требованиям стандарта Развитая творческая личность, способная самостоятельно приобретать знания, умения, применять их на практике
Таким образом, сравнив методы обучения можно сказать, что метод проектов в
изучении предмета технологии показал следующие результаты.
(СЛАЙД№16) Использование метода проектов на уроках
технологии показало следующее: повысился интерес
учеников к предмету «Технология», дети с удовольствием
включаются в исследовательскую деятельность, учащиеся
видят социальную и личную значимость предметно-
преобразующей деятельности, которую они осуществляют.
На уроках технологии учащиеся не только изучают технологию изготовления изделий,
но и также знакомятся с профессиями.
(СЛАЙД № 17) Образовательная область «Технология»
призвана помочь ученикам сделать выбор профессии. В
процессе разработки собственных изделий школьники
самостоятельно знакомятся с профессиями, связанными с
проектированием и изготовлением аналогичных изделий в
промышленности. Выполнение проекта является
профессиональной пробой для ученика. Это позволяет им
«примерить» на себя и оценить собственные возможности в
определённой профессиональной сфере деятельности.
Ученики 8-х и 11-х классов выполняют проекты на тему «Моя будущая профессия».
(СЛАЙДЫ № 18,19,20,21,22,23,24,25,26)
Проектная деятельность на кружке «Дизайн» слайды №27,28
Участники конкурсов слайды №29,30,31
Школьная выставка 5-7 классов слайд №32
Завершить выступление хочу словами:
(СЛАЙД № 29) «Приучай ученика работать, заставь его не
только полюбить работу, но и настолько с ней сродниться,
чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому,
чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными
силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал,
искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы»
А.Дистервег
Используемая литература:
И.А.Сасова «Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников»
пособие для учителей, г.Москва издательский центр «Вентана-Граф» 2008г.
Н.В. Синица «Технология. Технологии ведения дома» 5 класс, методическое пособие,
г.Москва издательский центр «Вентана-Граф» 2015г
В раздел основное общее образование

