Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Метод проектов на уроках технологии"

презентация

Автор: Деточкина Марина Анатольевна, учитель технологии, МБОУ СОШ №49, г.Шахты Ростовской области

Смотреть презентацию



В раздел основное общее образование




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа №49 г. Шахты Ростовской области

«Проектный метод на уроках технологии»

Учитель: Деточкина Марина

Анатольевна


Тема «Проектный метод на уроках технологии»

(слайд №2)

«Мы часто ищем сложности вещей,

Где истина лежит совсем простая».

Процесс обучения технологии предлагается строить, используя метод проектов. В наши дни

именно проекты стали неотъемлемой частью школьной программы по технологии, поэтому

возросла актуальность вопросов, связанных с методикой их преподавания. Весь комплекс

вопросов, относящийся к деятельности учителя и ученика, - количество проектов, их

направленность, время выполнения – нацелен на воспитание творческих и активных людей,

способных принимать обоснованные решения и самостоятельно учиться в течение всей жизни.

При этом введение метода проектов как одного из основных методов обучения по данному

предмету даст школьникам дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому

решать проблему, создавать изделие, испытывать его и оценивать в реальных условиях.

До недавнего времени понятие «проект» использовалось преимущественно в технической

сфере. С проектом было связано представление о разработке сложной многотомной

документации, поэтому проектирование выделялось в ранг прикладной

науки. Уточнить этот

термин нам поможет толковый словарь.

(СЛАЙД №3,4)

В «Большом толковом словаре русского языка» сказано, что

слово «ПРОЕКТ» латинского происхождения, в переводе

означает «ВЫСТУПАЮЩИЙ ВПЕРЁД». В словаре приводится

несколько значений этого слова: разработанный план

сооружения, постройки, изготовления или реконструкции

чего-либо;

предварительный текст какого-либо документа;

план, замысел, намерение.

Можно привести много примеров толкования этого понятия, но остановимся на

определениях более близких к образовательному процессу.

(СЛАЙД №5)

В педагогике под методом проектов понимается

совокупность приёмов, операций, которые помогают

овладеть определённой областью практических и

теоретических знаний в той или иной деятельности, которая

должна завершиться вполне реальным, осязаемым

практическим результатом, оформленным тем или иным

способом.


С методической точки зрения проектная деятельность

учащихся представляет собой теоретическое и практическое

проблемно-ориентированное исследование, которое

учащиеся проводят в учебных целях под руководством

учителя.

Под методом проектов в образовательной области

«Технология» мы понимаем способ

организации

познавательно-трудовой деятельности учащихся.

Эти составляющие образовательного процесса помогают научить детей самостоятельно

мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных

областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов

решений, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать полученные

результаты.

(СЛАЙД №8) Поэтому Главнейший основополагающий

принцип метода проектов – исходить из интересов самого

ребёнка, детских интересов сегодняшнего дня,

непосредственно связанных с текущими практическими и

духовными нуждами самих детей, их близких, общества.

Планируя урок, учитель должен заранее предвидеть результат деятельности, чтобы

направлять и регулировать его. Функция учителя на уроке – организация деятельности

обучающихся, т.е. управлять не школьниками, а их деятельностью. Использование

метода проектов в полной мере позволяет развивать у школьников навыки

самоорганизации, самоконтроля, самооценки.

(СЛАЙД №9) Метод проектов представляет собой гибкую

модель организации образовательно-воспитательного

процесса, ориентированного на развитие учащихся и их

самореализацию в деятельности. Он способствует развитию

наблюдательности и стремлению находить объяснения

своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить

на них ответы, а затем проверять правильность своих

ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и

исследования.

Приступая к проектированию, стоит выделить пять основных компонентов проекта.


(СЛАЙД №10)

Основные компоненты проекта: определение

потребности людей; разработку идеи изготовления изделия;

проектирование и создание изделия; оценку качества

изделия; определение реального спроса на рынке товаров.

части проекта могут быть скомпонованы в разной последовательности, важно

рассматривать его как нечто целое, а не как ряд ступеней, которые необходимо

«пройти» одна за другой. Проект нацелен на то, чтобы ученики поняли, что решение

проблем – это разработка и изготовление изделия, которое отвечает потребностям

людей.

(СЛАЙД №11)

Результатами проектов могут быть изделия,

услуги, системы, технологии, разработки по благоустройству

окружающей среды и т.д. навыки работы с материалами,

инструментами и информацией учащиеся получают по мере

необходимости для выполнения того или иного проекта.

Метод проектов широко используется для изучения других предметов

образовательного процесса, но существует принципиальное отличие использование

данного метода в технологическом образовании

(СЛАЙД №12) Использование метода проектов в

технологическом образовании заключается в отказе от

формального обучения школьников умениям и навыкам без

определения цели выполняемой работы и её значимости

для учащегося, его семьи, школы, общества и переход к

мотивированному выполнению упражнений перед началом

проекта или в процессе его выполнения.

Рассмотрим таблицу отличий традиционного метода обучения от метода проектов

(СЛАЙД №13,14,15)

Процесс

обучения

Традиционное обучение

Проектное обучение


методы

Репродуктивные:

повторение

упражнение

заучивание

действия по

образцу

Инструктаж

Преобладание активных методов: проблемная,

эвристическая беседа, диспут, совместный поиск,

методы активного творческого мышления
Формы организации занятия Фронтальные: рассказ, лекция, опрос, вопросно- ответный диалог Групповые и индивидуальные: самостоятельная исследовательская работа, дискуссия, «мозговой штурм», консультация Статус учителя Всевластный, всёзнающий, непререкаемый начальник Помощник, советчик, консультант Функция учителя Сообщение знаний, демонстрация умений, проверка и оценка качества их усвоения Организация, координация и активизация творческого процесса, решение учениками проблем, познавательных практических задач Функции учеников Усвоение знаний, приобретение умений и воспроизведение их по требованию учителя Освоение способов приобретения знаний, овладение умениями по мере необходимости, совершенствование себя цель Усвоение знаний, выработка умений и навыков, понимание учебного материала Развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и умения содержание Программные знания Освоение способов познания мотивы Отметка, запрещение, наказание, соревнование Радость творчества, самосовершенствование, уверенность в себе, получение знаний и умений.
Результат Соответствие знаний и умений учащихся требованиям стандарта Развитая творческая личность, способная самостоятельно приобретать знания, умения, применять их на практике
Таким образом, сравнив методы обучения можно сказать, что метод проектов в

изучении предмета технологии показал следующие результаты.

(СЛАЙД№16) Использование метода проектов на уроках

технологии показало следующее: повысился интерес

учеников к предмету «Технология», дети с удовольствием

включаются в исследовательскую деятельность, учащиеся

видят социальную и личную значимость предметно-

преобразующей деятельности, которую они осуществляют.

На уроках технологии учащиеся не только изучают технологию изготовления изделий,

но и также знакомятся с профессиями.

(СЛАЙД № 17) Образовательная область «Технология»

призвана помочь ученикам сделать выбор профессии. В

процессе разработки собственных изделий школьники

самостоятельно знакомятся с профессиями, связанными с

проектированием и изготовлением аналогичных изделий в

промышленности. Выполнение проекта является

профессиональной пробой для ученика. Это позволяет им

«примерить» на себя и оценить собственные возможности в

определённой профессиональной сфере деятельности.

Ученики 8-х и 11-х классов выполняют проекты на тему «Моя будущая профессия».

(СЛАЙДЫ № 18,19,20,21,22,23,24,25,26)

Проектная деятельность на кружке «Дизайн» слайды №27,28

Участники конкурсов слайды №29,30,31

Школьная выставка 5-7 классов слайд №32

Завершить выступление хочу словами:


(СЛАЙД № 29) «Приучай ученика работать, заставь его не

только полюбить работу, но и настолько с ней сродниться,

чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому,

чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными

силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал,

искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы»

А.Дистервег

Используемая литература:

И.А.Сасова «Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников»

пособие для учителей, г.Москва издательский центр «Вентана-Граф» 2008г.

Н.В. Синица «Технология. Технологии ведения дома» 5 класс, методическое пособие,

г.Москва издательский центр «Вентана-Граф» 2015г


В раздел основное общее образование