Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Особенности изучения экогического состояния древесно-кустарниковой растительности в школьной географии (на примере сквера Беловской СОШ)"

статья

Автор: Воробьева Екатерина Юрьевна, учитель географии, Беловская СОШ, сл. Белая Беловского района Курской области



В раздел основное общее образование




Особенности изучения экогического состояния древесно-

кустарниковой растительности в школьной географии

(на примере сквера Беловской СОШ)
© ВОРОБЬЕВА Е.Ю. муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Беловская средняя общеобразовательная школа» Беловского района Курской области Статья посвящена исследованию актуальной проблемы дополнительного экологического образования в школе. В данной статье рассматриваются эффективные формы совершенствования системы школьного экологического образования, которые обладают мощным потенциалом для формирования экологической культуры школьников. Ключевые слова: экологическое образование, азимутальная съёмка.
The research peculiarities of the ecological state of trees and shrubs in the

school geography (the case of the park of Belovskaya GES)

©
VOROBYEVA E.Y. municipal state school of general education «Belovskaya secondary school of general education» of Belovskiy district, Kursk region The artide is devoted to the study of the actual problem of the additional ecological education in school. In this article are considered the effective forms of improvement of the system of the school ecological education, that have the great potential for the forming of the ecological culture of students. Key words: ecological education, azimuthal shooting. Современная география является единственным школьным предметом, призванным изучать реальное обитаемое пространство. Село, город - являются средой жизни людей и местом концентрации различных видов деятельности. Они включают в себя множество достоинств и недостатков. Поэтому, изучение населённых пунктов необходимо, чтобы сделать их более удобными для жизни людей. Населённые пункты являются объектами одной из содержательных тем школьной географии, где рассматриваются особенности природы, населения, хозяйства. Стремительное нарастание антропогенной нагрузки вызвало ряд экологических проблем, поэтому рассмотрение города, села не может обойтись без изучения его экологической системы. Тема населённые пункты представлена в школьных курсах географии основной школы: 7 класс «География материков и океанов», 9 класс «География России. Население и хозяйство». Изучение населённых пунктов идёт на двух уровнях: в 7 классе особое внимание уделено наиболее крупным городам, столицам с позиции истории освоения, размещения населения, культуры и искусства, экологии; в 9 классе вопросы городов всех регионов России рассматриваются более детально (численность и состав население, отраслевая структура хозяйства, отрицательное воздействие хозяйственной деятельности на природу и др.). Устойчивое социально-экономическое развитие регионов (городов, посёлков,
сёл) возможно лишь при сохранении экологического равновесия и стабильного функционирования экологического каркаса территорий. В 9 классе школьники могут выполнить проектную работу (исследование) по изучению состояния экологического каркаса своего региона. Основная работа проводится преимущественно в полевых условиях. Вначале выполняется копия плана объекта. Инвентаризуемый объект (школьный сквер) разделить на условные учётные участки. Границами участков могут быть: середина улицы, тротуары, бордюры. На каждом участке проводился подсчёт древесно-кустарниковой флоры. Методом азимутальной съёмки необходимо определить место отдельных объектов на плане. В соответствии со сторонами горизонта измерить расстояние между деревьями, определить их положение относительно друг друга, тротуаров, зданий и т.д. Деревья наносить на план – карту участка, каждому дереву, кустарнику или группе кустарников присваивается порядковый номер в пределах учетного участка. Таблица 1. Форма записи результатов обследования древесно-кустарниковой флоры в полевом дневнике № на участке Название породы Состояние Особые признаки Хорош. Удовл. Неуд. На основании рабочих карт учетных участков составилась общая карта зеленых насаждений объекта. Эти карты выполнялись при помощи компьютерной геоинформационной системы. На основании рабочих карт учетных участков составлена общая карта зеленых насаждений объекта. Ученикам 9 класса было предложено исследовать экологическое состояние школьного сквера. В экологический каркас слободы Белой сквер вписывается как зелёная зона и занимает важное место в нём, является основой озеленения и рекреации пришкольной территории. А также часть «Зеленого фильтра поселка». Он достаточно молодой, его формированию способствовало строительство Беловской школы в 1961 году. Постепенно проходило окультуривание прилегающей территории. Сквер находится в центре слободы Белой, ограниченный улицами Садовая и Советская. Инвентарные данные сквера следующие. На территории школьного сквера общее количество деревьев и кустарников составляет 200, из которого деревьев 64, а кустарников 136. На относительно небольшом участке выделены 8 пород деревьев (берёза бородавчатая, белая, рябина обыкновенная, тополь бальзамический, ель обыкновенная (европейская), робиния лжеакация или акация белая, клён платанолистный или остролистный, каштан конский, липа крупнолистная), 4 породы кустарников (туя западная, негниючка, сирень обыкновенная, снежноягодник, шиповник) и 7 видов многолетних цветковых культур (бархатцы, розы, пионы, петуньи, цинии, лилии, ирисы). Обнаружены 2 дерева, имеющие плохое состояние и, которые подлежат удалению. Сплошного
травяного покрова нет, встречаются эфемероиды (калужница болотная), часть вытоптана в местах незапланированных тропинок. Характеристика видового состава зелёных насаждений сквера. Количество деревьев каждой породы: берёза бородавчатая – 28, рябина обыкновенная - 2, каштан конский – 5, клён остролистный – 7, ель обыкновенная - 6, тополь бальзамический – 5, акация белая – 5, туя западная, негниючка – 6. Количество кустарника каждой породы: снежноягодник белый – 74, шиповник – 6, сирень обыкновенная – 56 (рис.1). Рис.1. Инвентаризация древесно-кустарниковой флоры сквера Беловской СОШ Школьный сквер имеет большое ландшафтно-эстетическое значение. Древесно-кустарниковая и цветковая флора разнообразна по формам и видовому составу. Однако используемая там порода кустарника туи западной оказалась очень чувствительной к зимним морозам и весенним заморозкам. В результате значительная часть этих кустарников находится в засохшем состоянии и портит общий вид. Таким образом, изучение экологического каркаса будет способствовать формированию гражданской позиции, экологической культуры, целостного научного мировоззрения школьников.

Литературы
1. Лукашова О.П. Руководство к организации деятельности школьников по выполнению долгосрочного образовательного проекта «Роль человека в сохранении устойчивости городских и сельских поселений». Методическое пособие. Курск, Изд-во ООО Учитель, 2013.- 36с.


В раздел основное общее образование