Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Дружба - великий дар!

Классный час

Автор: Егорова Галина Анатольевна, учитель чувашского языка, МБОУ СОШ д.Павловка, Куюргазинский район, Республика Башкортостан



В раздел основное общее образование



Классный час на тему:
«Цените Дружбу!»

Цель:
-- воспитывать чувство толерантности в классном коллективе; -- формирование представлений о дружбе как важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
-- формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу; -- формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения); -- формировать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки.
Оборудование:
красиво оформленный кабинет, DVD-плеер, диск с песнями о дружбе, подготовить для каждого ученика карточки с законами дружбы, карточки с пословицами, на доске эпиграф о дружбе.
Подготовительный этап:
заранее раздать ученикам стихотворения для заучивания наизусть;
Ход мероприятия
Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа, - это дружба. Ларошфуко.
Нравственность
- есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Ключевыми понятиями нравственности являются … На одном из перечисленных понятий мы заострим сегодня своё внимание. А вот на каком, вы узнаете буквально через минуту.
ПЕСНЯ “Если с другом вышел в путь”

Чтец:
Кто верит в дружбу горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет, А если и споткнется вдруг, То встать ему поможет друг! Всегда в беде надежный друг Ему протянет руку. - Ребята, о чем это стихотворение? - Тема нашего занятия
“Умейте дружбой дорожить!»
Потому что «Дружба» это самое дорогое богатство для любого человека. Представьте себе весы. На одной чаше – дружба, а на другой – богатство. Какая чаша перевесит? Что важнее?
- Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда. - Что же такое дружба?
Дружба
– это отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов. В словаре В.Даля
дружба
– это «бескорыстная стойкая приязнь». - Ребята, сегодня нам хорошо знакомо слово «друг». А вот как оно возникло? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово «друг».
Чтец:
Когда ещё никто не знал ни слова – Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова» - Соседям древний человек привык Показывать кулак или язык И корчить рожи (что одно и тоже), Но, словом стал гортанный резкий звук, Осмысленней лицо, умнее руки, И человек придумал слово «друг», Стал друга ждать и тосковать в разлуке. Ему спокойно за друзей моих. Как жил бы я, что делал бы без них? Друзей – людей, которых я люблю, Я никогда ничем не оскорблю. - Оглянитесь внимательно вокруг себя. Можете ли вы с уверенностью сказать, что вас окружают друзья? - С любым ли человеком дружат? - А каким должен быть настоящий друг? - Называем качества друга (я записываю): доброта, отзывчивость, понимание, сочувствие, уважение…
ПЕСНЯ “Настоящий друг”

Чтец:
Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому-то поможет Твоя доброта и дружба твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит На свете живешь ты не зря!
- Представьте себе, что ваш друг (или подруга) получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать). - Другими словами вы будете сочувствовать своему другу. - У слова “сочувствие” есть очень близкое по значению слово. Вспомните, какое?
(“Толерантность”).
- Понятие
“толерантность”
более широкое. Что оно означает?
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Терпение Понимание Уважение Снисходительность Принятие чужого мнения
Чтец:
Если есть друзья на свете – Все прекрасно, все цветет. Даже самый сильный ветер, Даже буря не согнет. Мы и в дождь, и в снег, и в стужу Будем весело шагать. При любой погоде дружим – Дружбы этой не порвать. И любой из нас ответит, Скажут все, кто юн и смел: Мы с тобой живем на свете Для хороших, славных дел. - Давайте сейчас попробуем проявить лучшие свои стороны при разрешении проблемных ситуаций.
СИТУАЦИИ
:
1.
Два хороших друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают. - Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы?

2. “Плохо”.
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам: - Как вам не стыдно! - А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивлялись мальчики. - Вот это и плохо, - гневно ответила женщина. - Почему рассказ называется «Плохо»? В чём вина мальчиков?
3.
Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц – Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: “Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!” вслед за Ирой Петя громко сказал: “Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги”. Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: “Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!” И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье. - Кто из детей повел себя правильно и почему вы так считаете?
- Вспомните еще раз – каким должен быть настоящий друг?

ПЕСНЯ “Все мы делим пополам”
- О дружбе сложено много пословиц. Пословицы рассыпались. Их необходимо собрать. Объяснить смысл.  Друзья познаются…( в беде).  Друга на деньги…( не купишь).  Друга ищи,… (а найдешь – береги).  Старый друг… (лучше новых двух).  Дерево держится корнями,… (а человек – друзьями).
Чтец:
Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется. Есть на Земле чудеса, Но их надо найти, разумеется. Дружба – главное чудо всегда. Сто открытий – для всех настоящие. И любая беда не беда, Если рядом друзья настоящие. Так давайте, давайте дружить, Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся. Если дружбой всегда дорожить, То любое желанье исполнится. - Все мы разные, но все мы живём в одном коллективе. - Можно ли коллектив нашего класса назвать дружным? Если вы считаете так, поднимите вверх красные карточки, лежащие перед вами, если же вы считаете класс не дружным, поднимите вверх жёлтые карточки. - Каких карточек больше? - На каких принципах строится настоящая дружба? (я согласна) Сейчас я вам предлагаю карточки с законами дружбы, по которым мы будем жить. Прочитайте их внимательно и постарайтесь всегда придерживаться.
Законы дружбы.
1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить с ним радости и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Отвернуться от друга в трудную минуту – предать его. 2. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение друг друга. 3. Дружба – это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность. 4. Дружба и эгоизм несовместимы. Никогда не требуй от своего друга жертв ради тебя. 5. Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе. 6. Подлинная дружба несовместима с расчетом. 7. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.
ПЕСНЯ “Ты, да я, да мы с тобой”
Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, будем помогать друг другу в трудную минуту, ценить и беречь хороших и верных друзей. Ведь «Дружба дороже богатства». Спасибо за занятие.


В раздел основное общее образование