Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Информационные технологии на уроках биологии"

Статья

Автор: Дозорова Вера Яковлевна, учитель биологии и химии, МКОУ "Лопатинская ООШ", село Лопатино, Лямбирский район



В раздел основное общее образование




«Информационные технологии на

уроках биологии»
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. В своей практике я использую следующие типы компьютерных средств:
1. Презентации
– это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программные средства, как PowerPoint . Эти компьютерные средства интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации. Кроме того, презентации активно используются и для представления ученических проектов.
2.

Электронные энциклопедии
– являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями: o они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям; o удобная система навигации на основе гиперссылок; o возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.
3.

Дидактические материалы
– сборники примеров рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов и объединенных в логическую структуру средствами гипертекста.
4.

Программы-тренажеры
выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

5.

Программные системы контроля знаний,
к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности. На начальном этапе работы информационные технологии вводились на уроках усвоения новых знаний, когда необходимо использовать большое количество наглядного материала (с учетом возрастных особенностей учащихся). Из перечисленных типов компьютерных средств использовались в основном презентации. При составлении презентаций большее внимание уделялось иллюстративному материалу. Текстовая часть презентации представляет собой только основные мысли по теме или термины для обязательного запоминания. Очень интересны презентации по изучению биологического разнообразия растений и животных. Большой интерес у учащихся вызывает наглядный материал данных презентаций, когда они могут очень хорошо разглядеть то или иное растение или животное. Дополнением к презентациям становятся материалы к уроку, приготовленные учащимися. Затем информационные технологии стали вводиться на обобщающих уроках, когда важно не только систематизировать знания и умения учащихся, но и акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы, необходимых для изучения последующих тем или курсов биологии. Например, обобщающий урок по теме: “Клеточное строение растений”. В презентацию для этого урока были вставлены интерактивные схемы “Строение микроскопа”, “Приготовление микропрепарата”, “Строение клетки”, “Деление и рост клеток”. С их помощью акцентировалось внимание на основных моментах темы. В индивидуальном режиме с учащимися, желающими углубленно изучать предмет, проводилась работа и с другими типами компьютерных средств. Это электронные учебники и энциклопедии, программы-тренажеры, которые помимо результата дают объяснение и правильный ответ. В образовательном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, т.е. возможны два направления использования компьютерных технологий в процессе обучения. При первом – усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач. При втором – компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса. Применение информационных технологий:
 интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, дифференцирует и индивидуализирует учебный процесс;  позволяет преподавателю значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразить формы, способы ее восприятия учащимися;  создает условия для использования наиболее эффективных методов и форм обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному); экономии учебного времени, энергии преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа;  материал, предлагаемый учащимся в такой форме, запоминается намного лучше, чем на традиционных уроках и в конечном итоге приводит к более высокому уровню усвоения предмета;  способствует развитию креативности детей через создание образовательных информационных продуктов;  способствует психологическому росту личности, развитию навыков самообразования и самовоспитания;  способствует выявлению и поддержке одаренных детей.
Список литературы
1. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. 2001. №3. 2. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Процесс обучения в информационной среде. //Школьные технологии. 2000. №6. 3. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. 2004. №3. 4. Информационные технологии в начальном образовании. //Школьные технологии. 2000. №6.


В раздел основное общее образование