Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Занимательные головоломки"

Программа кружка

Автор: Милютина Галина Александровна, воспитатель, Абаканское спец.ПУ, Абакан



В раздел основное общее образование




Занимательные головоломки.
«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.» К.Д.Ушинский
Пояснительная записка.
Актуальность программы определена тем, что головоломка – непростая задача, обличенная в форму какой-либо игрушки с секретом. Для решения головоломки, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня. Головоломки в первую очередь влияют на умственное развитие воспитанника и относятся к ряду интересных и развлекательных игр. Ведь так интересно разгадывать то, что скрыто секретом и не доступно каждому. Также головоломка может помочь повысить самооценку воспитанников и обнаружить такие способности, о которых даже и не имели представления. Любая головоломка поможет успокоиться, снять негативные эмоции. После такой игры воспитанник будет гораздо спокойнее и уравновешеннее. Польза головоломки состоит и в приучении к самостоятельности. Решая головоломку, воспитанник должен самостоятельно разгадать её секрет. Такой навык поможет ему в дальнейшей жизни самостоятельно работать над серьезными проектами, решать сложные задачи, принимать ответственные решения. Если головоломка предусматривает участие нескольких игроков, то воспитанник обретает навыки общения с другими, что пригодится во всех сферах жизни как в настоящем, так и в будущем. Все головоломки, используемые в данном курсе, соответствуют возрасту воспитанников. И подобраны так, что позволяют воспитанникам переходить от знакомства с простой головоломки к более сложной, не нарушая основного принципа дидактики. Играя с головоломкой, воспитанник будет постепенно повышать интеллект, и переходить на более высокий уровень. Ведь психологами доказано, что подростки, которые играют с различного вида головоломками, интеллектуально развиты, имеют хорошее логическое мышление, и продуктивно мыслят.
Цель:
Формирование логического мышления, умственной активности и творческих способностей у воспитанников.
Задачи:

 повышать уровень развития воспитанников, их логического мышления и расширять кругозор;  развивать у воспитанников интерес к головоломкам и истории их создания, знакомство с авторами и изобретателями головоломок;  развивать навыки самостоятельной работы и усидчивости;  воспитывать у воспитанников настойчивость, волю, упорство и терпение в достижении цели.
Требование к подготовке кружка.
В результате изучения курса воспитанники должны знать и уметь:  отличать головоломку от простой игрушки;  понимать, что такое головоломка;  знать историю некоторых головоломок;  решать изучаемые головоломки;  решать задачи на переливания и взвешивания;  разрезать фигуры на равные части;  собирать кубик Рубика;  уметь применять изученные алгоритмы при решении головоломок.
Содержание кружка.
Вводное занятие (1 час) Вводное занятие, на котором воспитааники «окунаются» в большой мир головоломок. Здесь же дается определение головоломки и знакомство с видами головоломок. Геометрические головоломки (3 час) Геометрические головоломки на разрезание, старинный «Танграм», современное «Пентамино». Головоломки на внимание (2 час) Головоломки на внимание, в которых требуется найти отличие на двух рисунках, знакомство с картинами двойного содержания, просмотр геометрических иллюзий. Переместительные головоломки (5 час) Переместительные головоломки, такие как «Пятнашки», «15», «Собери картинку», «Ханойская башня», «Вавилонская башня». Комбинаторные головоломки (3 час) Комбинаторные головоломки на плоскости и в пространстве: «10 шашек», «Красное и белое», «Футбольные мячи». Проволочные и веревочные головоломки (2 час) Проволочные и веревочные головоломки: «Сердце», «Африканская головоломка». Головоломки различной тематики (3 час) Головоломки самой различной тематики для развития логического мышления и расширения кругозора: «Удивительный крест», доминошные и спичечные головоломки, «Ожерелье из кубиков», «Змейка Рубика» и др. Кубик Рубика ( 8 час) Знакомство с самой популярной головоломкой современности, кубиком Рубика. Его устройство, принципы вращения и перемещения его элементов. Алгоритм сборки кубика Рубика. Итогового занятие ( 1 час) Подготовка и проведение итогового занятия «Праздника головоломок»
Тематическое планирование кружка.

Продолжительность образовательного процесса- 1 учебный год. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, всего 34 занятия. № Содержание Часов 1 Что такое головоломка 1 2 Геометрические головоломки 1 3 Головоломка «Танграм» 1 4 Со второго взгляда 1 5 Одним росчерком 1 6 Геометрические иллюзии 1 7 Найди отличия 1 8 Головоломка «Квадратная сетка» 1 9 Головоломка «Пентамино» 1 10 Головоломка «Волшебный куб» 1 11 Крестики-нолики в пространстве 1 12 Головоломка «Удивительный крест» 1 13 Головоломка «Ожерелье из кубиков» 1 14 Головоломка «Пирамида из шариков» 1 15 Головоломка «Ханойская башня» 1 16 Проволочная головоломка «Сердце» 1 17 Африканская веревочная головоломка 1 18 Головоломка «10 шашек» 1 19 Головоломка «Вавилонская башня» 1 20 Головоломка «Красное и белое» 1 21 Головоломка «Футбольные мячи» 1 22 Доминошные головоломки 1 23 Спичечные головоломки 1 24 Головоломка «Змейка Рубика» 1 25 Головоломка «15» 1 26 Знакомство с кубиком Рубика 1 27 Азбука кубика Рубика 1 28 Вращения и запись ходов 1
29 Алгоритм послойной сборки кубика 1 30 Этап 1 и 2 сборка первого слоя 1 31 Этап 3 сборка среднего слоя 1 32 Этап 4 и 5 сборка креста на грани 1 33 Этап 6 и 7 сборка последнего слоя 1 34 Проведение «Праздника головоломок» 1
Ожидаемые результаты.
Ожидаемым результатом работы кружка «В мире головоломок» является то,что полученные знания, умения и навыки воспитанники используют в повседневной жизни. -Создание атмосферы успеха. -Расширение познавательных способностей для творческого развития личности. -Рост личностных достижений. -Активное участие в проведении предметных декад. -Накопление опыта творческой деятельности.
Список используемой литературы
1. Л.П. Мочалов, Головоломки, М., Просвещение, 1996; 2. М.А.Гершензон, Головоломки проф. Головоломки, М., Детская литература, 1989; 3. А.Т. Калинин, Видение тайны, М., Кучково поле, 2012; 4. Рубрика «В кладовой головоломок» журнала «Мтематика», ИД «1 сентября», 2012.


В раздел основное общее образование