"ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В 8 – 9 КЛАССАХ".
статья
Автор: Усманова Светлана Александровна, педагог -психолог, МБОУ "СОШ №23", п.Айхал,Мирнинского района,Республика Саха(Якутия)
В раздел основное общее образование
Усманова С.А.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ В 8 – 9 КЛАССАХ .
Исследования показывают, что в большинстве случаев выпускники
общеобразовательных школ имеют весьма ограниченное представление о
себе, своем профессиональном будущем, мире профессий, о требованиях
рынка труда. Поэтому их профессиональный выбор часто оказывается
неосознанным, необоснованным, случайным. В связи с этим особую
актуальность приобретает работа над формированием профессионального
самоопределения школьников, которое возможно в рамках предпрофильного
обучения.
В нашей школе разработана и действует программа предпрофильной
подготовки, прохождение которой позволяет ребятам принять обоснованное
решение по выбору своей дальнейшей образовательной траектории и
перспектив профессионального становления. Задача предпрофильной
подготовки , на наш взгляд, состоит прежде всего в активизации позиции
ученика, в осознании своих возможностей и формировании ответственности
за свое будущее. Работа по программе не ставит перед детьми задачу
окончательного выбора профессии. Мы ориентируем на выбор направления.
Но если ребенок не сделал свой выбор и изъявил желание учиться по
общему профилю, то это его право.
Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки – это
комплексная система психологической помощи, осуществляемая в рамках
деятельности школьного психолога.
Программа сопровождения включает :
- индивидуальное консультирование по вопросам выбора профиля
- групповые тематические занятия
- индивидуальное собеседование
- диагностическое компьютерное тестирование
- систему развивающих занятий по программе « Шаги к профессии»
Содержание программы обеспечивает целостность психологической
поддержки. В процессе реализации программных мероприятий учащиеся
узнают о профессиях, расширяют область познания личных особенностей,
знакомятся с требованиями рынка труда, ошибками в выборе профессии.
Таким образом, самый важный блок психологической поддержки направлен на самих подростков. Занимаясь в рамках профориентации определением подходящего профиля и профессии, мы фокусируем внимание на более важную задачу – принятие ответственности за самостоятельный выбор, построение личной перспективы. Это один из значимых элементов курса. Работая над задачей, связанной с выбором профиля, школьник создает свой будущий образовательный проект. Это индивидуальный план, который включает школьный и внешкольный компоненты образования ( занятия в рамках определенного профиля, дополнительные занятия в кружках, подготовительные курсы). У учащихся происходят значительные изменения в оценке себя, своего будущего. Так в конце 9 класса при обсуждении вариантов профиля многие меняют свою позицию, поскольку начинают более реально примерять выбор к своему будущему. Другой блок психологического сопровождения предпрофильного образования – работа с родителями. Родители получают консультационную, информационную помощь, вовлекаются в обсуждение вопросов планирования жизни «после школы». Этот вопрос вызывает вполне понятную тревогу. На допрофильную подготовку в 8 -9 классах направлены усилия педагогов – предметников, классных руководителей. Это выражается в различных формах работы: экскурсии на предприятия, факультативы, элективные курсы, приглашение специалистов, участие в различных проектах. После проведения программы профориентации разрабатывается прогноз наполняемости профильных классов. В 11 классах проводим анкетирование, выявляющее такие факторы, как образ профессионала, выбор ВУЗа для дальнейшего обучения, наличие психологических качеств личности, соответствующих профилю обучения. Следует отметить, что применяемая в нашей школе система профориентационных мероприятий достаточно эффективна. О результативности сопровождения предпрофиля свидетельствуют результаты анкетирования, выявившие, что 68% учащимся предоставлен « правильный профиль» обучения, 59 % выпускников выбрали ВУЗ в соответствии с профилем обучения. В заключение хотелось бы отметить, что формы и содержание профориентационной работы продолжают развиваться и совершенствуются.
Таким образом, самый важный блок психологической поддержки направлен на самих подростков. Занимаясь в рамках профориентации определением подходящего профиля и профессии, мы фокусируем внимание на более важную задачу – принятие ответственности за самостоятельный выбор, построение личной перспективы. Это один из значимых элементов курса. Работая над задачей, связанной с выбором профиля, школьник создает свой будущий образовательный проект. Это индивидуальный план, который включает школьный и внешкольный компоненты образования ( занятия в рамках определенного профиля, дополнительные занятия в кружках, подготовительные курсы). У учащихся происходят значительные изменения в оценке себя, своего будущего. Так в конце 9 класса при обсуждении вариантов профиля многие меняют свою позицию, поскольку начинают более реально примерять выбор к своему будущему. Другой блок психологического сопровождения предпрофильного образования – работа с родителями. Родители получают консультационную, информационную помощь, вовлекаются в обсуждение вопросов планирования жизни «после школы». Этот вопрос вызывает вполне понятную тревогу. На допрофильную подготовку в 8 -9 классах направлены усилия педагогов – предметников, классных руководителей. Это выражается в различных формах работы: экскурсии на предприятия, факультативы, элективные курсы, приглашение специалистов, участие в различных проектах. После проведения программы профориентации разрабатывается прогноз наполняемости профильных классов. В 11 классах проводим анкетирование, выявляющее такие факторы, как образ профессионала, выбор ВУЗа для дальнейшего обучения, наличие психологических качеств личности, соответствующих профилю обучения. Следует отметить, что применяемая в нашей школе система профориентационных мероприятий достаточно эффективна. О результативности сопровождения предпрофиля свидетельствуют результаты анкетирования, выявившие, что 68% учащимся предоставлен « правильный профиль» обучения, 59 % выпускников выбрали ВУЗ в соответствии с профилем обучения. В заключение хотелось бы отметить, что формы и содержание профориентационной работы продолжают развиваться и совершенствуются.
В раздел основное общее образование

