"Жители Древнего Египта"
Методическая разработка урока
Автор: Тарасова Татьяна Борисовна, учитель истории и обществознания, МОУ Некоузская СОШ, С.Новый Некоуз,Ярославская область
В раздел основное общее образование
Урок №2.
Тема урока: Население Египта и его занятия.
Тип
урока: комбинированный.
Дели урока:
познакомить учащихся с положением земледельцев в Египте, показать причины социального неравенства.
Образовательные задачи:
1)продолжить работу с лентой времени, историческими терминами. 2)продолжить формирование умений самостоятельно добывать знания; 3) продолжить формирование умений формулировать ответ на поставленный вопрос.
Развивающие задачи.
1)продолжить работу над развитием речи;
2)
развивать умения излагать учебный материал, слушать и слышать друг друга, и себя (мини-доклады);
3)
способствовать формированию умения наблюдать и анализировать увиденное, строить высказывания, предположения.
Воспитательные задачи:
1)продолжить формирование трудовых качеств личности у детей; 2)вызвать чувство сопереживания к трудовому народу Египта.
Оборудование;
учебник Вигасин, А.А.,Годер Г.И.Свенцицкая И.С.»История Древнего мира».М.,2013.;презентация, словарь, документы ,аппликация, выставка «Ремесла и быт в древности», маркировочная таблица «З.Х.У.»
Основные понятия:
ирригация, шадуф, каналы, писцы, вельможи, налоги, эксплуатация.
Основные
даты: 1750 г. до н.э.
Личности:
Ипусер.
План.
1.Труд земледельцев. В гостях у египтянина. 2.Сбор налогов 3.Ремесла и обмен.
Организация начала урока
1.Проверка домашнего задания.
Проверка домашних работ. Заслушивается несколько работ (по желанию). Детям предлагается построить две корректные фразы: я согласен с автором в том, что...или вероятно здесь допущена неточность... класс исправляет ошибки и оценивает товарищей.
П.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового мате-
риала.
Сейчас мы выслушали с вами очень интересные работы, посвященные Древнему Египту, но как вы думаете все ли об этой стране сказано и узнано нами? Я попрошу вас заполнить таблицу "Знаю, хочу знать, узнал". Ее вы будете заполнять в течение нескольких уроков. Дети выполняют в тетрадях, обсуждают, затем выносят на доску.
Физкультминутка
( прием, заменяющий ее - ребятам предлагается пойти в школьный музей там рассматривают выставку "Ремесла и быт в древности" .Детям разрешается посмотреть , походить. Учитель обращает внимание на те предметы, которые могли быть использованы и в хозяйстве египтянина (жернова, серпы, мотыги, горшки и т.д.) Учитель подводит детей к мысли о том, что любое государство - это прежде всего его жители, а могущество государствами) богатства создаются трудом народа. Коллективно решаем, что нужно, чтобы государство было сильным (работать ,орошать поля, платить налоги и т.д) ,а кто же занимался этим? Обсуждение.
Ш.Этап усвоения новых знаний.
1.Наши одноклассники помогут нам сейчас узнать, как жили в то время крестьяне- самая многочисленная группа населения Египта. Мини-доклады. Обсуждение, анализ услышанного в группах. Цель: познакомиться с тяжелой жизнью земледельцев. Обращаем внимание на строительство каналов. Работаем с иллюстрацией на стр.37. Чем были вызваны эти работы? Что собой они представляли? Кто в Египте был заинтересован в строительстве каналов и плотин? 2. Учитель ,используя элементы драматизации знакомит учащихся, как происходил сбор налогов в Египте. -Вот подоспело время сбора урожая, в деревне появляются писец и стражники «Отдай налог, ты должен 25 корзин зерна». Крестьянин падает в ноги: «Господин мой! Ты сам живешь на берегах Нила и знаешь, какой высокий разлив был в этом году. Мы собрали всего 30 корзин, а у меня шестеро детей, старуха мать, жена. Нужно еще зерно на семена и для корма быков. Подожди несколько месяцев до следующего урожая...» В древнеегипетском тексте сказано : «Горе земледельцу. Он связан ,связаны его жена и дети» .О чем идет речь? Опишите рисунок. Кто это с посохом в руке? Что за люди его сопровождают? Чем занят сидящий на земле египтянин? Кого и почему поставили на камни?
Обсуждение. Гимнастика для глаз.
З.А как вы думаете только ли крестьянам жилось так тяжело? Предлагается прочитать текст"Как жили крестьяне и ремесленники Египта".Чтение - погружение. Обсуждение.
IV. Этап закрепления новых знаний.
Задание: определите о каких занятиях идет речь? Затем учащиеся возвращаются к таблице и заполняют третью графу самостоятельно, каждый ровно столько сколько сам узнал.
У.Инструктаж о выполнении домашнего
задания: обязательная часть- написать письмо из прошлого от имени земледельца или ремесленника, как прошел его день; 2 ученика готовят сценку(по желанию)Необязательная часть:; опережающее задание- читать дополнительную литературу о жизни фараона и вельмож в Древнем Египте.
VI. Итог урока
(формулируют учащиеся) земледельцы и ремесленники своим трудом содержали другие группы населения, поддержание ирригационной системы было святой обязанностью каждого.
Задание" Занятия египтян".
Определите, о каких занятиях здесь говориться? 1)Лучше всех других должностей.. когда он (....)еще ребенок, уже приветствуют его. Посылают для исполнения порученной не возвращается он ,чтоб надеть передник. 2)Не видывал я скульптора посланником или ювелира посланным, но я видел(...)за работой у топок его печи. Его пальцы были .как кожа крокодила, а пахнет он еще хуже, чем рыбья икра. 3)Каждый ...., работающий резцом, устает больше, чем землепашец. Поле его- дерево, оружие его - металл. Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут его руки. И ночью зажигает он свет. 4)У... пальцы издают зловоние, как у дохлой рыбы.. .рука его не останавливается... __стирает на берегу рядом с крокодилом...Не спокойное занятие перед тобой...говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты губы твои. 5)Достается ему -....хуже, чем всякому. Смотри, разве не работает он на реке вперемежку с крокодилами. 6)он спешит завещать свое имущество детям: ведь его ждут дикие звери и разбойники Да велико ли его имущество? Две циновки да два горшка под пальмовой крышей - вот и все... не успеет он приехать, как его опять отправляют в путь! 7)Он разрыхляет землю рядом с волом, он таскает воду из каналов и запруд, его спина бо- лит от палок... 8)его колени всегда на высоте сердца, он не дышит чистым воздухом. Если хоть один день он не наготовит положенного количества материи, его привяжут, как лотос на болоте, и из - молотят палкой, как ячмень! а)гонец; б)земледелец; в)красильщик; г)ткач; д)рыбак; е)прачечник; ж) медник; з)писец.
В раздел основное общее образование

