Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Внеурочная деятельность

Авторская программа по вокалу с одаренными детьми

Автор: Зубова Елена Николаевна, учитель музыки, МОУ "Гимназия № 1 г. Нерюнгри им. С.С. Каримовой ", г. Нерюнгри (Саха) Якутия



В раздел основное общее образование




Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальное образовательное учреждение

«Гимназия №1 г. Нерюнгри»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

для одаренных детей.

Школьной вокальной студии

«Микрофон»
ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 12-15 ЛЕТ. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ -1 ГОД (1 часа в неделю, в год 35 часов.) Составитель: Зубова Е.Н. учитель музыки г. Нерюнгри 2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг. К общей проблеме совершенствования методов воспитания школьников относится и проблема поиска новых путей эстетического развития детей. Приобщение учащихся к музыкальному искусству через пение как один из доступнейших видов музыкальной деятельности является важным средством улучшения их художественного и эстетического вкуса. На современном этапе возрос интерес к новым музыкальным синтетическим жанрам, и одна из задач педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку разобраться во всём многообразии музыкальной палитры и дать возможность каждому ученику проявить себя в разных видах музыкальной деятельности. Вокальное воспитание детей осуществляется главным образом через хоровое пение на уроках музыки. Из-за ограниченности учебных часов данного предмета в образовательной школе реализация задач, связанных развитием детского голоса, возможна при введении дополнительного курса. Дополнительная образовательная программа студии «Микрофон» по содержательной, тематической направленности является художественной, по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой; по времени организации – трёхгодичной. Актуальность данной программы обусловлена также её практической значимостью: занимаясь в вокальной студии, дети приобретают опыт совместной творческой работы, опыт участия в концертной деятельности на разных уровнях (школа, районный конкурсы, фестивали).
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Создать условия для реализации творческого потенциала учащихся в рамках популярного жанра – эстрадная песня и данной программы. Логика освоения учебных тем определяется обучающими, развивающими, воспитательными
задачами:
 Образовательные: изучить стилевые особенности вокального эстрадного жанра, приёмы стилизации в контексте эстрадной песни; освоить приёмы сольного и ансамблевого пения;  Развивающие: развивать музыкальные способности учащихся: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма; осуществлять индивидуальный подход в развитии творческих способностей учащихся; развивать интерес учащихся к песенному творчеству, приобщать к культуре исполнительского мастерства;  Воспитательные: формировать эмоциональную отзывчивость на музыку и умение воспринимать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания. Программа предназначена для детей 12-15 лет, учащихся средних классов общеобразовательной школы, и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по вокалу.
Содержание программы студии «Микрофон» направлено на формирование у учащихся певческой культуры, творческого отношения к исполняемым музыкальным произведениям, на развитие у школьников знаний и умений, связанных с усвоением способов вокальной техники, на воспитание любви к музыке, эстетического вкуса, способности наслаждаться красотой, испытывать чувства радости от общения с прекрасным. В основе развития музыкальных способностей лежат два главных вида деятельности учащихся: изучение теории и творческая вокальная практика. Содержание программы расширяет представления учащихся о музыкальных жанрах, стилях и направлениях в эстрадном искусстве, знакомит с традициями и новаторством вокального пения. Программа рассчитана на три года. Занятие проводится раз в неделю по часу (в год - 35 часов), полный курс обучения – 105 часов. В группу первого года обучения принимаются дети среднего школьного возраста, то есть учащиеся 6-7 классов, желающие заниматься в объединении. Набор на второй и третий год обучения рассчитан на учащихся 6-9 классов, прошедших обучение первого года и соответственно второго года обучения.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ:
 система специальных вокальных упражнений,  индивидуальная работа с учащимися,  работа в группе,  организация практической деятельности,  творческое выступление, как результат этапа деятельности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
По окончании полного курса обучения воспитанники должны  иметь чёткое представление о специфике музыкального жанра эстрадная песня, приёмов стилизации;  знать приёмы работы над песней;  уметь: - соблюдать певческую установку, - чисто интонировать, - петь сольно и в ансамбле, - самостоятельно создавать образ исполняемой песни, - видеть другие сферы применения своим знаниям, умениям и навыкам. Дети, продолжающие заниматься по истечении трёхгодичного срока занятий в объединении, не только совершенствуют полученные навыки, но и проходят педагогическую подготовку. В течении учебного года, по окончании каждого тематического блока, учащие представляют творческий отчёт в рамках представленного мероприятия, также принимают участие в конкурсах, смотрах, внеклассных мероприятиях, в концертной деятельности на
разных уровнях (школа, районные конкурсы, фестивали).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения


Содержание и виды работы

Теория

Практика

1.
Вводная часть. Эстрадное творчество. Особенности вокального эстрадного пения. 2 2
2.
Фонограмма, её особенности и возможности. Пение учебно-тренировочного материала 2 2
3.
Приёмы работы с микрофоном. Пение учебно- тренировочного материала. 2 8
4.
Пластическое интонирование. Пение учебно- тренировочного материала. 1 9
5.
Сценический имидж. Пение учебно- тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа. 4 9
6.
Вокальный ансамбль. Пение учебно- тренировочного материала. 1 3
7.
Приёмы ансамблевого исполнения. Пение учебно-тренировочного материала. 1 1
9.
Творческий отчёт. 1
Итого
15 35

Календарно – тематическое планирование

Старшая группа

№ п/п

Тема занятия

Музыкальный материал (примерный)

Дата проведения

1 полугодие

1.

Введение.
Эстрадное творчество. Особенности вокального эстрадного пения Великаны
3.09

2.

10.09

3.

Работа над звуковедением
Эстрадное творчество. Особенности вокального эстрадного пения. Гимн учителям Любимая школа Под счастливою звездой
17.09

4.

24.09

5.

7.10

6.

Формирование сценической культуры.
Сценический имидж. Под счастливою звездой Мы вернемся Рождается новый день
14.10

7.

21.10

8.

4.11

9.

Дикция
Приёмы работы с микрофоном. Пение учебно-тренировочного материала
11.11

10.

18.11

11.

Формирование сценической культуры
. Дикция, артикуляция. Сольное исполнение. Сценический имидж Любопытная Варвара Рождение звезды Под счастливою звездой Мы вернемся
25.11

12.

2.12

13.

9.12

14.

16.12

15.

Формирование сценической культуры
. Вокальный ансамбль. Пение учебно-тренировочного материала. С новым годом Рождение звезды Новый год
23.12

16.

2 полугодие

17.

Формирование сценической культуры.
Приёмы ансамблевого исполнения. Пение учебно- тренировочного материала.. Рождение звезды Мама и дочка Селяночка
18.

19.

20.

Движения вокалистов под музыку
. Формирование чувства ансамбля Мама и дочка Алые закаты Фронтовые письма
21.

22.

23.

Интонация.
Любить ветер

Индивидуальная вокальная работа
Работа с фонограммой. Сольное исполнение. Рождение звезды
24.

25.

Формирование сценической культуры.
Приёмы работы с микрофоном. Пение учебно-тренировочного материала. Сто святых церквей Алые закаты Зажгите свечи
26.

27.

28.

Формирование сценической культуры.
Приёмы работы с микрофоном. Пение учебно-тренировочного материала. Сто святых церквей Алые закаты Зажгите свечи Фронтовые письма
29.

30.

31.

Формирование сценической культуры.
Формирование качества звука. Интонация. Работа с фонограммой. Сольное исполнение. Сто святых церквей Алые закаты Зажгите свечи Фронтовые письма
32.

33.

34.

Собственная манера исполнения.
Слушание эстрадной музыки. Современные исполнители
35.
Подведение итогов. Исполнение любимого репертуара.

Основное содержание программы

Тема «Эстрадное творчество» - 2 часа
Занятие 1-2 - знакомство, - инструктаж по ТБ, - постановка певческой задачи, - расширение представления о жанре «Эстрадное пение», - понятие «манера исполнения», - индивидуальное прослушивание.
Тема «Фонограмма, её особенности и возможности» - 2часа.
Получить понятие фонограмма, её виды и особенности, - слушание и анализ «плюсовок» и «минусовок», - подбор песенного репертуара, - пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистоты интонирования, унисона, мягкой атаки звука, глубокого певческого дыхания…), - запись фонограмм.
Тема «Приёмы работы с микрофоном» - 2 часа
Знакомство с техническим устройством – микрофон, его типами (стационарный проводной, радиомикрофон) и возможностями, - индивидуальная работа с обучающимися по формированию технических умений и навыков работы с микрофоном (положение в руке, направление, приближение и удаление), - пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистота интонирования, унисона, дикции), - разучивание песенного репертуара.
Тема «Пластическое интонирование» - 1 час
Знакомство с понятием «сценическое движение», «сценическая пластика», - просмотр видиозаписи-примера эстрадно-вокальной коспозиции с включением хореографических элементов, - пение учебно-тренировочного материала с введением элементов хореографии в рамках жанра эстрадной песни.
Тема «Сценический имидж» - 4 часа
Знакомство с понятием «сценический имидж», приёмы его создания, - знакомство с понятием – культура эстрадного мастерства, - знакомство с понятием – образ песни, - выявление певческой наклонности обучающихся, - индивидуальный подбор песенного материала,
- индивидуальная работа с обучающимися по составлению исполнительского плана песни, - введение тренировочных занятий по формированию навыков сценического мастерства (манера исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем), - индивидуальная работа с обучающимися по созданию сценического образа исполняемых песен.
Тема «Вокальный ансамбль» - 1 час
Знакомство с понятием – вокальный эстрадный ансамбль, - слушание записей примеров вокального ансамбля в рамках жанра эстрадного пения, - пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие) и разучивание песенного репертуара.
Тема «Приёмы ансамблевого исполнения» - 1 час
Знакомство с приёмами ансамблевого исполнения-солист + подпевка, смена солистов, - пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие), - индивидуальная и групповая работа, направленная на разучивание песенного репертуара со сменой солистов.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В процессе первого года обучения решаются следующие
задачи:
 формирование представлений о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра,  знакомство с основами теории эстрадного жанра (сценический имидж, пластика),  обучение приёмам работы с песней,  формирование основных навыков работы с ТСО (кассета, СД-диск, микрофон),  развитие вокальных навыков,  формирование навыков ансамблевого пения,  охрана детского голоса,  воспитание интереса к песенному творчеству, эмоциональной отзывчивости на музыку и вкуса. Решение этих задач осуществляются в процессе изучения следующих разделов: 1. Эстрадное творчество. Особенности вокального эстрадного пения. 2. Фонограмма, её особенности и возможности. 3. Приёмы работы с микрофоном. 4. Пластическое интонирование. 5. Сценический имидж. 6. Вокальный ансамбль. 7. Приёмы ансамблевого исполнения. На первом этапе
Учащие знакомятся с особенностями вокального эстрадного жанра, техникой безопасности обращения с ТСО и основами работы с фонограммой. Под руководством преподавателя совершенствуют свой голосовой аппарат, занимаются постановкой голоса. На втором этапе Учащиеся знакомятся с основами работы над песней, над созданием своего сценического образа и образа песни. Учащиеся разучивают песенный репертуар, инициируемый педагогом. На третьем этапе Учащиеся знакомятся с приёмами эстрадного ансамблевого пения. Изучение материалов осуществляется в ходе кружковых занятий. Виды занятий: 1) занятие-беседа – проводится в начале или в конце изучения курса или раздела; 2) комбинированное занятие – проводится по плану, сочетания теории и практики (сообщение новых сведений, слушание записей – образцов, пение учебно-тренировочного материала), 3) практические занятия – индивидуальные или групповые формы работы над песенным репертуаром, публичные выступления- концерты.
ПО ЗАВЕРШЕНИЮ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:
- знать о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра; - иметь представление о средствах создания сценического имиджа; - уметь пользоваться ТСО (кассета, СД-диск, микрофон); - овладеть следующими вокальными навыками: петь в диапазоне: первые голоса СИм – РЕ2; Вторые голоса СИм – СИ1; - соблюдать певческую установку; - петь только с мягкой атакой, чистым, лёгким звуком; - формировать правильно гласные и чётко произносить согласные звуки; - не форсировать звучание при исполнении песен героического склада; - петь выразительно. Осмысленно простые песни; - петь чисто и слаженно в унисон, несложные двухголосные музыкальные упражнения; - уметь исполнять сольно; - знать правила охраны детского голоса.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Теоретический блок

1. Введение.
- Инструкция по технике безопасности работы с используемым оборудованием (муз. центр, кассеты, СД-диски, микшерский пульт, стойки под микрофон). - История развития вокального эстрадного жанра (менестрели, трубадуры, труверы – французские шансонье – современная эстрада). - Особенности вокального эстрадного жанра (условия, предназначение).
2. Фонограмма, её особенности и возможности:
- раскрытие значения слова «фонограмма», - возможности фонограмм: «плюсовки» и «минусовки»; - понятие «аранжировка» и её связь с фонограммой.
3. Приёмы работы с микрофоном:
- виды микрофонов (стационарные, проводные, беспроводные); - приёмы работы с микрофонами: у стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой рук»; - передвижение с микрофоном по сцене.
4. Пластическое интонирование:
- понятие «пластическое интонирование»; - сценическое движение и его роль.
5. Сценический имидж:
- понятие «имидж»; - виды сценического имиджа; - связь сценического имиджа с пластикой и образом песни.
6. Вокальный ансамбль:
- виды ансамблей вокальных и инструментальных, - состав ансамблей: «дуэт», «трио», «квартет», «квинтет», «секстет»…
7. Приёмы ансамблевого исполнения:
- понятие «приёмы ансамблевого исполнения», - понятие «многоголосие».
8. Пение произведений:
- беседы о разучиваемых произведениях, - современная эстрадная песня: сообщение о композиторе, раскрытие содержания музыки и текста, её актуальности, музыкально – выразительных средств.
Практический блок


Учебно-тренировочные задания (УТЗ) на:
- обучение умению соблюдать певческую установку; правильному звукообразованию, спокойному вдоху, экономному выдоху; - формирование основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, вибрато, ровности, разборчивости; - обучение правильному формированию гласных и согласных звуков; - развитие певческого рабочего диапазона ре1 – си1, опевание этой зоны; - формирование ансамблевого строя: унисона, ритмического, динамического, орфоэпического, темпового, тембрального.
Развитие умения анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания:
- обучение осмысленному и выразительному пению.
Слушание музыки:
- слушание записей-примеров вокального ансамблевого пения как фактор расширения музыкального кругозора ( «Биттлз», «Лицей»...).
Пластическое интонирование
(музыкально-двигательные упражнения): - развитие умения координировать движения с музыкой; - развитие умения образно-ритмического восприятия музыки.
Примерный песенный репертуар:
«Куда уходит детство» «Проснись и пой» «Как прекрасен этот мир» «Замыкая круг» «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» «Дорога» муз.Баневича «Топ-топ, топает малыш» «Балтийский берег» «Колокола» муз. Е.Крылатова «Песня гардемаринов» муз.Е.Крылатова «Вечерняя песня» муз.Соловьёва-Седова «Здравствуй, песенка моя» сл. и муз. И. и Е.Челноковых «Наша школа» __________\\_________ «Кот на крыше» ___________\\________
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Данная программа реализовывается при взаимодействии следующих составляющих её обеспечение: 1. Общие требования к обстановке в кабинете:
 оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями;  чистота, освещённость, проветриваемость кабинета;  физкультпаузы и др.;  свободный доступ или возможность организации занятий на сцене актового зала. 2. Техническое и материальное обеспечение:  кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами в количестве - 15 штук;  стол педагога - 1 штука;  ученическая доска - 1 штука;  микрофоны шнурованные и радиомикрофоны - 2+2=4 штуки;  стойки для микрофонов - 1 штука;  телевизор - 1 штука;  DVD – плеер - 1 штука;  СD - диски – 10 штук;  кассеты – 10 штук. 3. Кадровое обеспечение: Педагог руководитель студии «Микрофон», реализующий данную программу владеет следующими профессиональными и личностными качествами:  обладает музыкально-педагогическим образованием;  владеет навыками и приёмами организации музыкальных занятий;  знает физиологию и психологию детского возраста;  умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;  умеет создать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников;  умеет видеть и раскрывать творческие способности воспитанников;  систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень квалификации по специальности. 4. Методическое обеспечение программы:  методические разработки и планы – конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям;  развивающие и дидактические процедуры: дидактические и психологические игры и упражнения;  дидактические материалы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
1. Абидова Лола. «История джаза и современных музыкальных стилей». «Турон Икбол», 2007. 2. Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального мастерства». «Феникс», 2007. 3. Григорьев В.Ю. «Исполнитель и эстрада». Классика-ХХ1, 2006. 4. Добровольская В.В. «Распевки в школьном хоре». Метод. реком. руков. дет. хоров.- М., «Вирта», 1987. 5. Енукидзе Н.И. «Популярные музыкальные жанры из серии «Уникум».- М., «Классика», 2002. 6. Исаева И. «Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей».- АСТ, «Астрель», 2007. 7. Кидл Мэри. «Сценический костюм». –М.: «Арт-родник», 2004. 8. Коллиер Д.Л. «Становление джаза». –М.: 1984. 9. Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003. 10. Медушевский В.В. «Пластическое интонирование»./Метод. пособие для учит. СПб.: «Юность». 1988. 11. Менабени. «Методика обучения сольному пению». 12. Романовский Н.В. Хоровой словарь. – М.: «Музыка», 2005. 13. Сарджент У. «Джаз»,-М.: 1987. 14. Симоненко В. «Лексикон джаза»,- СПб.:1981. 15. Студия звукозаписи. Интернет. 16. Типы микрофонов. Интернет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
1. Пьянков В. «Песни и хоры для детей». - М,: «Владос», 2003. 2. Рэп-школа. Интернет. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария», 2000. 3. Учимся понимать музыку. Практический курс./Школа развития личности,- М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007- СД-диск (ИКТ). 4. Шедевры музыки. СД-диск. «Кирилл и Мефодий» 2001 (ИКТ). 5. Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия – 2004/Электронное пособие на 2-х СД-дисках (ИКТ)


В раздел основное общее образование