Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Прикосновение к поэту"

методическая разработка вечера, посвященного юбилею С. Есенина

Автор: Шамасова Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ, с. Шафраново, Альшеевский район, республика Башкортостан



В раздел основное общее образование




Вечер, посвященный Сергею Есенину

« Прикосновение к поэту»

( Лирические миниатюры)

Цели
: познакомиться с фактами биографии поэта, его стихами о природе и Родине, учиться видеть и понимать прекрасное.
Оформление зала
: осенние букеты (заготовить кленовые листья), портрет поэта, на тумбочке книга, свеча, лист бумаги и карандаш. Звучит песня в исполнении Евгения Мартынова «У Есенина день рождения»
Чтецы: 1.
Сергей Есенин! Это имя – В лесах родной моей России, В берёзах нежных и осинах, В серёжках желтовато-синих, В лугах из зелени весенней, В стихах твоих, Сергей Есенин!
2.
В этом имени слово «есень», Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нём от русских песен – Поднебесье, тихие веси, Синь берёз и синь рассвет. Что-то есть в нём и от весенней грусти, Юности и чистоты… Только скажут – «Сергей Есенин» Всей России встают черты…

Сцена 1.
.
(Появляются дед и бабка).

Бабка
. Ну, нешто так можно, Сергуша, весь в царапинах, опять с соседскими мальчишками подрался. Али на яблоню лазил?
Дед
. Ты, это, у меня, старая, не трожь, он так крепче будет!
Бабка
. Только в субботу помыли, голову нагофрили, аж гребень поломали о кудри, а он... Видать, не выйдет из него учителя, вон весь чумазый.
Дед
. Как не выйдет! Вот отдадим его в земское училище, потом в церковно-учительскую школу, а потом и в Москву дальше на учителя учиться...
Есенин
. Не буду учителем.
Дед.
А кем тогда?
Есенин.
Никем, частушки буду сочинять. (Поет )
Дед.
Частушки... Ах, ты деду перечить! Бабка, розги!
(Уходят
)

Сцена 2.

Вспоминает сестра Есенина:
Однажды вечером мы сидели за столом у окна нашей «маленькой хибарки». Была осень. В саду под окном росла рябина. На закате ее гроздья ярко горели. Сергей вдруг заметил рябину и сказал: «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть». Вскоре после этого он написал стихотворение «Отговорила роща золотая» ( Чтение стихотворения) Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник - Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер вдаль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава. Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. И если время, ветром разметая, Сгребет их все в один ненужный ком. Скажите так... что роща золотая Отговорила милым языком.
Сцена 3
. Ученик в роли Есенина исполняет стихотворение « Я иду долиной . На затылке кепи»
Сцена 4.


Вспоминает мать Есенина
: Сережа рано подружился с книгой. В школе написал свое первое стихотворение. Очень любил сочинять. Толчки давала к этому его бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами ему не нравились, и он их переделывал на свой лад. Смышленый был. А когда в город уехал, домой обязательно ездил.. Каждое лето. Мы радостно встречали его. Подарки нам привозил. Всех встречных конфетами одаривал…С отцом ходил косить на луга. Читал стихи мне. А я-то грамоте не обучена, запоминала стихи, как песни, придумывала к каждому свой мотив . Вот письмо от него получила. Тоже в стихах. (Читает 1 четверостишие. Затем звучит песня в исполнении А. Малинина «Письмо матери», на экране презентация). ПИСЬМО МАТЕРИ « Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет. Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто xодишь на дорогу В старомодном ветxом шушуне. И тебе в вечернем синем мраке Часто видится одно и то ж: Будто кто-то мне в кабацкой драке Саданул под сердце финский нож. Ничего, родная! Успокойся. Это только тягостная бредь. Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть. Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом. я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад. Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад. Не буди того, что отмечалось, Не волнуй того, что не сбылось,- Слишком раннюю утрату и усталость Испытать мне в жизни привелось. И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет. Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не xоди так часто на дорогу В старомодном ветxом шушуне.»
Сцена 5
. Мальчик сидит за столом и пишет письмо под диктовку. Ученица в роли матери читает стихотворение «Письмо от матери»
Сцена 6.

Девушка в восточном костюме танцует. Юноша любуется. Начинает читать стихотворение «Шаганэ». Шаганэ ты моя, Шаганэ! Потому что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ. Потому что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз, Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. Потому что я с севера, что ли? Я готов рассказать тебе поле, Эти волосы взял я у ржи, Если хочешь, на палец вяжи — Я нисколько не чувствую боли. Я готов рассказать тебе поле. Про волнистую рожь при луне По кудрям ты моим догадайся. Дорогая, шути, улыбайся, Не буди только память во мне Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ! Там, на севере, девушка тоже, На тебя она страшно похожа, Может, думает обо мне... Шаганэ ты моя, Шаганэ!
У портрета С. Есенина чтец читает стихотворение И. Набиевой Уходят лучшие, как будто мир им тесен, Как будто он не в силах их понять. Уходят лучшие, не спев последних песен, Осиротив родную Землю-мать, Мы перечитываем созданное ими, И жжёт глаза горячая строка. Уходят лучшие, своё оставив имя, Утраты боль и память на века
Чтец.

Отрывок из рассказа В. Астафьева

«Есенина поют» (из повести «Затеси»).
«Плачет тальянка, плачет. Только не там, не за рекою, а в сердце «Дальний плач тальянки, голос одинокий, Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина – то? Самого певучего поэта! Неужто и мертвого все его отторгают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут и порвут русские люди на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенес, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто
мыслим в себе и потому льнем, тянемся к слову рязанского парня, чтоб еще и еще раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска. Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и все утешаю, утешаю его… А где утешишь? Нету его. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью. Плачет тальянка, плачет. Только не там, не за рекою, а в сердце…Смолкни военная труба! Уймись оратор! Шапки долой, Россия! Есенина поют!
(Песня в исполнении ученицы « Гой ты Русь моя родная…)


В раздел основное общее образование