"Юный лингвист"
рабочая программа предметного кружка
Автор: Кривопальцева Римма Михайловна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "Валуецкая СОШ", село Валуец Почепского района Брянской области
В раздел основное общее образование
«Утверждаю»
Директор школы _______ Ковалева В.А.
Приказ № ___ от ________
Рабочая программа
Кружка по русскому языку
«Юный лингвист»
Для 9-го класса ( 1 час в неделю/ 35 часов в год)
Составила: Кривопальцева Римма Михайловна,
учитель русского языка и литературы
«Рассмотрено» «Согласовано»
На заседании МО зам.директора по УВР
Протокол № от __________ _____
Руководитель МО ______ от _____________________
Пояснительная записка
Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Русский язык» и предполагает формирование способности комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике, словообразованию, морфологии, стилистике. Работа по написанию изложения и сочинения-рассуждения на лингвистическую тему направлена на совершенствование навыка комплексного анализа текста. Работа с тестами предполагает обобщающее повторение по предложенным для тестирования темам. Материал повторения строится по принципу возрастающей сложности. В программе элективного курса предусмотрена работа по правильному заполнению бланков. Занятия строятся в соответствии с видами заданий, предложенных в демо-версиях для подготовки к ГИА по русскому языку. Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения заданий ГИА по русскому языку предыдущих лет. Цели: гуманитарное развитие учащихся; развитие творческих способностей личности; овладение учащимися способами и приемами компрессии текста; подготовка учащихся к сдаче ГИА по русскому языку. Задачи: помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению заданий ГИА по русскому языку; совершенствовать практическую грамотность; совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей; развивать умение опознавать языковые единицы и проводить различные виды их анализа; совершенствовать умение адекватно понимать и сокращать прослушанный текст с использованием различных способов компрессии. Цели и задачи реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.
Программа кружка по русскому языку, рассчитанная на 35 часов, предназначена для учащихся 9 класса базисного уровня. Методы работы предусматривают активное включение учащихся в процесс познавательной деятельности – исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Формы контроля в ходе занятий могут быть различные: тестовые задания, алгоритмы, схемы, таблицы, (т.е. всё, что поможет систематизировать и обобщить материал); сочинения, изложения. По окончании курса кружка учащиеся должны: создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам; опознавать, анализировать, классифицировать и оценивать языковые явления и факты с точки зрения уместности, целесообразности, выразительности их использования; соблюдать основные языковые нормы (лексические, орфографические, грамматические, пунктуационные, стилистические).
Содержание программы:
1.Введение – 1ч. Введение. 2.Понятие о тексте – 2ч. Понятие о тексте. Цельность и связность речи. 3.Способы выражения темы – 1ч. Способы выражения темы. 4.Заглавие – 2ч. Тема и заглавие. Анализ лирического текста. 5.Начало и конец текста (рамка текста) – 3ч. Рамка текста. Практическое занятие. 6.Ключевые слова – 2ч. Ключевые (опорные) слова. Практическое занятие. 7.Синтаксис текста – 3ч. Связность текста. Предложения в составе текста. Практическое занятие. 8.Способы связи предложений в тексте – 2ч. Структура цепной и параллельной связи предложений в тексте. Практическое занятие. 9.Средства связи предложений в тексте – 2ч. Лексические средства связи. Грамматические средства связи. 10.Местоимения и союзы в связующей функции – 1ч. Местоимения и союзы в связующей функции. 11.Понятие о типах речи – 4ч. Повествование. Языковые средства выражения повествования. Описание. Языковые средства выражения описания. Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения. Практическое занятие. 12.Тексты разных стилей – 4ч. Языковое наполнение публицистического стиля. Языковое наполнение научного стиля. Языковое наполнение официально – делового стиля. Языковое наполнение художественного стиля. 13.Стилистические фигуры и художественные приемы текста – 3ч. Стилистические фигуры в тексте. Художественные приемы в тексте. Практическое занятие. 14.Комплексный анализ текста – 2ч. Комплексный анализ текста. Практическое занятие. Создание текстов разных стилей – 2 часа 15.Итоговое занятие – 1ч. Итоговое занятие.
/Всего 35 часов.
Учебно- тематический план.
№п/п Тема Кол – во часов. 1 Введение. 1 2 Понятие о тексте. 2 3 Способы выражения темы. 1 4 Заглавие. 2 5 Начало и конец текста (рамка текста). 3 6 Ключевые слова. 2 7 Синтаксис текста. 3 8 Способы связи предложений в тексте. 2 9 Средства связи предложений в тексте. 2 10 Местоимения и союзы в связующей функции. 1 11 Понятие о типах речи 4 12 Тексты разных стилей 4 13 Стилистические фигуры и художественные приемы текста. 3 14 Комплексный анализ текста. 2 Создание текстов разных стилей 2 15 Итоговое занятие. 1 Всего- 35 ч
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны совершенствовать и развить следующие умения и навыки: Адекватно понимать прослушанный текст. Письменно воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Использовать различные способы компрессии текста. Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа. Адекватно понимать информацию письменного сообщения. Определять тему, основную мысль текста, явную и скрытую информацию. Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации.
В раздел основное общее образование

