Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Юный лингвист"

рабочая программа предметного кружка

Автор: Кривопальцева Римма Михайловна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "Валуецкая СОШ", село Валуец Почепского района Брянской области



В раздел основное общее образование




«Утверждаю»

Директор школы _______ Ковалева В.А.

Приказ № ___ от ________

Рабочая программа

Кружка по русскому языку

«Юный лингвист»

Для 9-го класса ( 1 час в неделю/ 35 часов в год)

Составила: Кривопальцева Римма Михайловна,

учитель русского языка и литературы

«Рассмотрено» «Согласовано»

На заседании МО зам.директора по УВР

Протокол № от __________ _____

Руководитель МО ______ от _____________________


Пояснительная записка
Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Русский язык» и предполагает формирование способности комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике, словообразованию, морфологии, стилистике. Работа по написанию изложения и сочинения-рассуждения на лингвистическую тему направлена на совершенствование навыка комплексного анализа текста. Работа с тестами предполагает обобщающее повторение по предложенным для тестирования темам. Материал повторения строится по принципу возрастающей сложности. В программе элективного курса предусмотрена работа по правильному заполнению бланков. Занятия строятся в соответствии с видами заданий, предложенных в демо-версиях для подготовки к ГИА по русскому языку. Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения заданий ГИА по русскому языку предыдущих лет. Цели:  гуманитарное развитие учащихся;  развитие творческих способностей личности;  овладение учащимися способами и приемами компрессии текста;  подготовка учащихся к сдаче ГИА по русскому языку. Задачи:  помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению заданий ГИА по русскому языку;  совершенствовать практическую грамотность;  совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;  развивать умение опознавать языковые единицы и проводить различные виды их анализа;  совершенствовать умение адекватно понимать и сокращать прослушанный текст с использованием различных способов компрессии. Цели и задачи реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.
Программа кружка по русскому языку, рассчитанная на 35 часов, предназначена для учащихся 9 класса базисного уровня. Методы работы предусматривают активное включение учащихся в процесс познавательной деятельности – исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Формы контроля в ходе занятий могут быть различные: тестовые задания, алгоритмы, схемы, таблицы, (т.е. всё, что поможет систематизировать и обобщить материал); сочинения, изложения. По окончании курса кружка учащиеся должны:  создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам;  опознавать, анализировать, классифицировать и оценивать языковые явления и факты с точки зрения уместности, целесообразности, выразительности их использования;  соблюдать основные языковые нормы (лексические, орфографические, грамматические, пунктуационные, стилистические).

Содержание программы:
1.Введение – 1ч. Введение. 2.Понятие о тексте – 2ч. Понятие о тексте. Цельность и связность речи. 3.Способы выражения темы – 1ч. Способы выражения темы. 4.Заглавие – 2ч. Тема и заглавие. Анализ лирического текста. 5.Начало и конец текста (рамка текста) – 3ч. Рамка текста. Практическое занятие. 6.Ключевые слова – 2ч. Ключевые (опорные) слова. Практическое занятие. 7.Синтаксис текста – 3ч. Связность текста. Предложения в составе текста. Практическое занятие. 8.Способы связи предложений в тексте – 2ч. Структура цепной и параллельной связи предложений в тексте. Практическое занятие. 9.Средства связи предложений в тексте – 2ч. Лексические средства связи. Грамматические средства связи. 10.Местоимения и союзы в связующей функции – 1ч. Местоимения и союзы в связующей функции. 11.Понятие о типах речи – 4ч. Повествование. Языковые средства выражения повествования. Описание. Языковые средства выражения описания. Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения. Практическое занятие. 12.Тексты разных стилей – 4ч. Языковое наполнение публицистического стиля. Языковое наполнение научного стиля. Языковое наполнение официально – делового стиля. Языковое наполнение художественного стиля. 13.Стилистические фигуры и художественные приемы текста – 3ч. Стилистические фигуры в тексте. Художественные приемы в тексте. Практическое занятие. 14.Комплексный анализ текста – 2ч. Комплексный анализ текста. Практическое занятие. Создание текстов разных стилей – 2 часа 15.Итоговое занятие – 1ч. Итоговое занятие.
/Всего 35 часов.


Учебно- тематический план.
№п/п Тема Кол – во часов. 1 Введение. 1 2 Понятие о тексте. 2 3 Способы выражения темы. 1 4 Заглавие. 2 5 Начало и конец текста (рамка текста). 3 6 Ключевые слова. 2 7 Синтаксис текста. 3 8 Способы связи предложений в тексте. 2 9 Средства связи предложений в тексте. 2 10 Местоимения и союзы в связующей функции. 1 11 Понятие о типах речи 4 12 Тексты разных стилей 4 13 Стилистические фигуры и художественные приемы текста. 3 14 Комплексный анализ текста. 2 Создание текстов разных стилей 2 15 Итоговое занятие. 1 Всего- 35 ч
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны совершенствовать и развить следующие умения и навыки:  Адекватно понимать прослушанный текст. Письменно воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Использовать различные способы компрессии текста.  Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.  Адекватно понимать информацию письменного сообщения. Определять тему, основную мысль текста, явную и скрытую информацию.  Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации.


В раздел основное общее образование