"Усилим борьбу с курением!"
статья
Автор: Лагутова Наталья Ивановна, учитель ОБЖ, ГКОУ СО "Берёзовская школа", город Берёзовский, Свердловская область
В раздел основное общее образование
Свердловская обл., г. Берёзовский, ГКОУ СО «Берёзовская школа»
Н.И. Лагутова, учитель
Статья: «Усилим борьбу с курением!»
В настоящее время курение широко распространилось во всем мире. Причиной этой эпидемии является прибыль, которую получают табачные корпорации. Богатство немногих оборачивается миллионами смертей. Именно жажда обогащения движет компаниями, стремящимися к открытию новых рынков сбыта табачной продукции, в Азии, Африке, Южной Америке и Восточной Европе, и заставляет их бороться с любыми усилиями, направленными на снижение потребления табака. Подростки составляют особую группу курильщиков – они не имеют позитивного опыта отказа от курения, и задача оказания помощи в прекращении курения тем, кто начал курить в подростковом возрасте и уже почувствовал связанные с этим проблемы, особенно актуальна. Большинство курильщиков начинают курить именно в подростковом возрасте. Чем раньше человек начинает курить, тем выше вероятность формирования у него серьезной зависимости от табака и, следовательно, вероятность того, что из-за этой зависимости он будет курить до конца своей жизни и преждевременно умрет от вызванных табаком заболеваний. В нашей школе, как и во всех школах страны, проводится профилактическая работа по курению. Это уроки КБЖ, школьные мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни, классные часы, конкурсы рисунков о вреде курения и др. Как бы хорошо ни строилась профилактика курения в школе, без поддержки семьи трудно достичь стойкого положительного эффекта. Семья и школа по данной проблеме должны стоять на единых позициях. Уважаемые родители, попробуйте ответить на следующие вопросы: 1. Имеет ли право вполне здоровый взрослый человек требовать, чтобы в его присутствии не курили? 2. Имеет ли право женщина требовать, чтобы в ее присутствии не курили? 4. Имеет ли право жена требовать, чтобы муж не курил в доме при ней и их ребенке? 5. Изменится ли ваше отношение к этим вопросам, если в них слово “требовать” мы заменим на слово “просить”? Почему? А если заменим на слово “умолять”? Что это меняет? 6. Имеет ли некурящий человек моральное превосходство перед курящим? 7. Признаёте ли вы право своих детей на курение? Если да, то, с какого возраста? Красочная реклама табачных изделий, большое количество курящих, доступность табачной продукции – все эти и некоторые другие причины ставят проблему курения достаточно остро. Будет профилактика курения подростков и молодежи успешной или нет, во многом зависит от семьи. Что же надо знать, в чем разобраться, чтобы ваш ребенок не курил? Попробуем ответить на этот вопрос. 1. Курение – это проблема. Конечно проблема, никто с этим не спорит! Да, действительно, никто не спорит, но, как это ни странно звучит, не все родители считают, что курение - это такая уж страшная проблема. Мой ребенок курит? Это ужасно! Не смей курить! Но это внешняя, так сказать, рефлекторная реакция. А на самом деле: покуривает, плохо конечно, но, слава богу, не пьет и не колется, а курить пробуют все, и мы пробовали, никто от этого не умер, беседу, конечно, надо провести, поругать. На самом деле, от нашего отношения очень много зависит. Нам самим важно осознать, что курение – серьезная проблема. Всем известно, что курить вредно, известно, почему вредно, но - посмотрите вокруг - количество курящих людей огромно. У вашего ребенка есть все шансы попасть в зависимость от табака. Причем эти шансы в десятки раз больше, чем стать запойным алкоголиком или
наркоманом (то, чего так боятся все родители). Мы со всей серьезностью относимся к проблемам алкоголизма и наркомании, считаем, что профилактика в этой области необходима, но призываем также серьезно отнестись к проблеме курения. 2. Мы - не курим. Если мы хотим, чтобы ребенок не курил, мы и сами не должны этого делать. Родители несут ответственность за детей, в частности, эта ответственность предполагает осознанное отношение к своему поведению. Причем задумываться над тем, как мы себя ведем, следует еще до момента появления ребенка на свет. В идеале, ребенок с самого раннего возраста должен видеть, что его близкие не курят, а точнее, не должен наблюдать курение близких ни в каких ситуациях. Известно, что многие люди курят изредка, в некоторых случаях, например, когда сильно нервничают, очень расстроены, во время вечеринок. С детства ребенок берет за образец поведение значимых взрослых и, уже повзрослев, начинает вести себя по усвоенной модели. Если ребенок видит Вас курящим и слышит, что курить нельзя, он скорее последует Вашему примеру, чем прислушается к словам. Для успешности работы по профилактике курения подростков необходимым условием является общность позиций семьи и школы. Если Вы равнодушно относитесь к деятельности школы, направленной на профилактику курения, Вы можете спровоцировать аналогичную реакцию подростка, именно поэтому Ваша заинтересованность и поддержка повысит эффективность профилактической работы. Большую пользу приносит непосредственное включение родителей в организацию и проведение профилактических мероприятий. 3. Поговорите со своим ребенком. Надо ли говорить с ребенком о курении? Когда начинать? И о чем говорить? А может лучше не говорить об этом вообще? Говорить с ребенком, подростком о курении, конечно, нужно, но соблюдая некоторые условия: – разговор должен проходить в доверительной обстановке, обязательно “на равных”; – нельзя доминировать в разговоре, навязывая свою точку зрения; – нужно выяснить знания ребенка по проблеме и его отношение, дальнейший разговор строить, апеллируя к знаниям и мнению ребенка; – таких бесед не должно быть слишком много, нельзя постоянно и по любому случаю говорить о вреде курения. 4. Устранение причин курения. Для успешной профилактики курения необходимо знать, почему подростки начинают курить и постараться нейтрализовать причины. Посмотрим, что можно сделать.
Причины
Действия
Из любопытства. Постараться расширить круг интересов подростка, демонстрируя новые возможности, привлекательные и доступные подростку. Чтобы казаться взрослее. Подростка может не удовлетворять статус в семье: он уже вырос, а к нему относятся как к ребенку. Подкорректируйте свое отношение, подросток должен иметь обязанности в семье, нести ответственность за их выполнение. Кроме этого подросток должен получить больше свобод по сравнению с ребенком. Подражая моде. Моду на курение во многом формирует реклама. В ней образ курящего весьма привлекателен. Обсудите с подростком рекламу, научите его критично относиться к получаемой извне информации, расскажите, что во многих развитых странах курение не является модным, а курящие имеют ограничение в правах. За компанию. Оградить Вашего ребенка от компаний, подающих нежелательный пример, нереально, зато Вы можете научить ребенка самостоятельному мышлению, приучить нести
ответственность за свое поведение и не следовать за толпой. Все то, что поможет Вашему ребенку избежать вовлечения в курение, еще не раз пригодится ему в жизни. 5. Если Ваш ребенок уже курит. Вы узнали, что Ваш ребенок курит. Прежде всего, следует успокоиться, т.к. гнев никогда не помогает решить проблему. В такой ситуации неэффективно прибегать к скандалу и наказаниям, это может озлобить подростка и подорвать доверительность в отношениях. Лучше спокойно обсудить с подростком возникшую проблему, сказать, что это вас беспокоит, вы огорчены создавшейся ситуацией. Вам следует подобрать литературу по проблеме курения, ознакомиться с ней и познакомить с ней подростка. Не следует запугивать ребенка или предоставлять недостоверную информации. Четко заявите свою позицию относительно его курения, не отвергая при этом самого подростка, не отказывая ему в понимании и поддержке. Расскажите о возможностях преодоления вредной привычки. Вам надо набраться терпения, т.к. избавление от курения требует времени. 6. Фразы, которые не стоит произносить в разговоре с подростками.
Реплика
Реакция
Ты еще мал курить! Отлично, как только вырасту... Хотя я уже взрослый. Чтоб я не видел тебя с сигаретой! Нет проблем, буду курить в более приятной компании. Курят только глупые люди. Может твой дядя Петя и глупый, а я знаю много отличных ребят, и все они курят. Не смей курить!!! Не смейте мне приказывать!!! Увижу с сигаретой – выгоню из дома! Какая ерунда. Любопытно на это посмотреть. Сигарета – это яд. Капля никотина убивает лошадь. Это банально, к тому же я не лошадь. Вот сейчас ты куришь, а потом начнешь пить и употреблять наркотики. А что, можно попробовать.
Уважаемые родители, подайте пример детям своим собственным поведением. Бросьте курить! И
курящие дети последуют за вами.
Попробуйте ответить на данный тест.
Тест “Что мешает мне бросить курить?”
На вопрос “Что мешает мне бросить курить?” многие затрудняются ответить. Но для того, что бы бросить курить, нужно узнать, в чем же состоит основная мотивация курения. Итак, попробуйте для начала ответить на вопрос “Что привлекает меня в курении?” (ответов может быть несколько!) 1. Это помогает мне держать себя в рабочей форме. 2. Мне доставляет удовольствие держать сигарету в руках. 3. С сигаретой мне легче расслабиться, у меня появляется чувство раскованности. 4. Закуриваю, если чем-нибудь расстроен. 5. Мне просто не по себе, когда под рукой нет сигареты. 6. Курю автоматически, не задумываясь о причинах. 7. Курю, чтобы собраться, сосредоточиться. 8. Сам процесс прикуривания доставляет мне удовольствие. 9. Мне приятен запах табака. 10. Закуриваю, когда волнуюсь. 11. Когда я не курю, мне, будто чего-то не хватает.
12. У меня такое ощущение, что я курю одну сигарету: пока старая догорает в пепельнице, я, не замечая, прикуриваю новую. 13. Когда я курю, мне кажется, что я становлюсь бодрее. 14. Смотреть на дым от сигареты доставляет мне удовольствие. 15. Чаще всего я курю, когда мне хорошо, я спокоен и умиротворен. 16. Курю, когда мне скучно или не хочется ни о чем думать. 17. Если я какое-то время не курю, то начинаю испытывать неудержимое желание сделать это. 18. Иногда случается, что я закурил автоматически, несознательно. Результаты теста.
Итак, определите, к какой группе Вы относитесь.
Группа
Мотивов
Номера
ответов
Наименование мотива
Группа А 1, 7, 13 Мотив стимулирования 2, 8, 14 Удовольствие от самого процесса курения 3, 9, 15 Снятие напряжения, придание бодрости Группа В 4, 10, 16 Снятие напряжения, придание бодрости 5, 11, 17 Неконтролируемое желание закурить, психофизиологическая зависимость 6, 12, 18 Привычка
И сделайте выводы!
Группа А:
Ваша зависимость от табака, скорее, психологического, чем физиологического характера. В принципе, занимая руки чем-то более “безопасным”, чем сигарета (карандаш, ручка), Вы легко могли бы избавиться от курения. У Вас очень высокие шансы, что Вам будет нетрудно отказаться от курения.
Группа В:
Если Вы действительно захотите бросить курить, Вам будут необходимы сила воли, готовность преодолеть себя. Вам придется нелегко. Но свое здоровье и здоровье своих близких того стоит.
Статья: «Усилим борьбу с курением!»
В настоящее время курение широко распространилось во всем мире. Причиной этой эпидемии является прибыль, которую получают табачные корпорации. Богатство немногих оборачивается миллионами смертей. Именно жажда обогащения движет компаниями, стремящимися к открытию новых рынков сбыта табачной продукции, в Азии, Африке, Южной Америке и Восточной Европе, и заставляет их бороться с любыми усилиями, направленными на снижение потребления табака. Подростки составляют особую группу курильщиков – они не имеют позитивного опыта отказа от курения, и задача оказания помощи в прекращении курения тем, кто начал курить в подростковом возрасте и уже почувствовал связанные с этим проблемы, особенно актуальна. Большинство курильщиков начинают курить именно в подростковом возрасте. Чем раньше человек начинает курить, тем выше вероятность формирования у него серьезной зависимости от табака и, следовательно, вероятность того, что из-за этой зависимости он будет курить до конца своей жизни и преждевременно умрет от вызванных табаком заболеваний. В нашей школе, как и во всех школах страны, проводится профилактическая работа по курению. Это уроки КБЖ, школьные мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни, классные часы, конкурсы рисунков о вреде курения и др. Как бы хорошо ни строилась профилактика курения в школе, без поддержки семьи трудно достичь стойкого положительного эффекта. Семья и школа по данной проблеме должны стоять на единых позициях. Уважаемые родители, попробуйте ответить на следующие вопросы: 1. Имеет ли право вполне здоровый взрослый человек требовать, чтобы в его присутствии не курили? 2. Имеет ли право женщина требовать, чтобы в ее присутствии не курили? 4. Имеет ли право жена требовать, чтобы муж не курил в доме при ней и их ребенке? 5. Изменится ли ваше отношение к этим вопросам, если в них слово “требовать” мы заменим на слово “просить”? Почему? А если заменим на слово “умолять”? Что это меняет? 6. Имеет ли некурящий человек моральное превосходство перед курящим? 7. Признаёте ли вы право своих детей на курение? Если да, то, с какого возраста? Красочная реклама табачных изделий, большое количество курящих, доступность табачной продукции – все эти и некоторые другие причины ставят проблему курения достаточно остро. Будет профилактика курения подростков и молодежи успешной или нет, во многом зависит от семьи. Что же надо знать, в чем разобраться, чтобы ваш ребенок не курил? Попробуем ответить на этот вопрос. 1. Курение – это проблема. Конечно проблема, никто с этим не спорит! Да, действительно, никто не спорит, но, как это ни странно звучит, не все родители считают, что курение - это такая уж страшная проблема. Мой ребенок курит? Это ужасно! Не смей курить! Но это внешняя, так сказать, рефлекторная реакция. А на самом деле: покуривает, плохо конечно, но, слава богу, не пьет и не колется, а курить пробуют все, и мы пробовали, никто от этого не умер, беседу, конечно, надо провести, поругать. На самом деле, от нашего отношения очень много зависит. Нам самим важно осознать, что курение – серьезная проблема. Всем известно, что курить вредно, известно, почему вредно, но - посмотрите вокруг - количество курящих людей огромно. У вашего ребенка есть все шансы попасть в зависимость от табака. Причем эти шансы в десятки раз больше, чем стать запойным алкоголиком или
наркоманом (то, чего так боятся все родители). Мы со всей серьезностью относимся к проблемам алкоголизма и наркомании, считаем, что профилактика в этой области необходима, но призываем также серьезно отнестись к проблеме курения. 2. Мы - не курим. Если мы хотим, чтобы ребенок не курил, мы и сами не должны этого делать. Родители несут ответственность за детей, в частности, эта ответственность предполагает осознанное отношение к своему поведению. Причем задумываться над тем, как мы себя ведем, следует еще до момента появления ребенка на свет. В идеале, ребенок с самого раннего возраста должен видеть, что его близкие не курят, а точнее, не должен наблюдать курение близких ни в каких ситуациях. Известно, что многие люди курят изредка, в некоторых случаях, например, когда сильно нервничают, очень расстроены, во время вечеринок. С детства ребенок берет за образец поведение значимых взрослых и, уже повзрослев, начинает вести себя по усвоенной модели. Если ребенок видит Вас курящим и слышит, что курить нельзя, он скорее последует Вашему примеру, чем прислушается к словам. Для успешности работы по профилактике курения подростков необходимым условием является общность позиций семьи и школы. Если Вы равнодушно относитесь к деятельности школы, направленной на профилактику курения, Вы можете спровоцировать аналогичную реакцию подростка, именно поэтому Ваша заинтересованность и поддержка повысит эффективность профилактической работы. Большую пользу приносит непосредственное включение родителей в организацию и проведение профилактических мероприятий. 3. Поговорите со своим ребенком. Надо ли говорить с ребенком о курении? Когда начинать? И о чем говорить? А может лучше не говорить об этом вообще? Говорить с ребенком, подростком о курении, конечно, нужно, но соблюдая некоторые условия: – разговор должен проходить в доверительной обстановке, обязательно “на равных”; – нельзя доминировать в разговоре, навязывая свою точку зрения; – нужно выяснить знания ребенка по проблеме и его отношение, дальнейший разговор строить, апеллируя к знаниям и мнению ребенка; – таких бесед не должно быть слишком много, нельзя постоянно и по любому случаю говорить о вреде курения. 4. Устранение причин курения. Для успешной профилактики курения необходимо знать, почему подростки начинают курить и постараться нейтрализовать причины. Посмотрим, что можно сделать.
Причины
Действия
Из любопытства. Постараться расширить круг интересов подростка, демонстрируя новые возможности, привлекательные и доступные подростку. Чтобы казаться взрослее. Подростка может не удовлетворять статус в семье: он уже вырос, а к нему относятся как к ребенку. Подкорректируйте свое отношение, подросток должен иметь обязанности в семье, нести ответственность за их выполнение. Кроме этого подросток должен получить больше свобод по сравнению с ребенком. Подражая моде. Моду на курение во многом формирует реклама. В ней образ курящего весьма привлекателен. Обсудите с подростком рекламу, научите его критично относиться к получаемой извне информации, расскажите, что во многих развитых странах курение не является модным, а курящие имеют ограничение в правах. За компанию. Оградить Вашего ребенка от компаний, подающих нежелательный пример, нереально, зато Вы можете научить ребенка самостоятельному мышлению, приучить нести
ответственность за свое поведение и не следовать за толпой. Все то, что поможет Вашему ребенку избежать вовлечения в курение, еще не раз пригодится ему в жизни. 5. Если Ваш ребенок уже курит. Вы узнали, что Ваш ребенок курит. Прежде всего, следует успокоиться, т.к. гнев никогда не помогает решить проблему. В такой ситуации неэффективно прибегать к скандалу и наказаниям, это может озлобить подростка и подорвать доверительность в отношениях. Лучше спокойно обсудить с подростком возникшую проблему, сказать, что это вас беспокоит, вы огорчены создавшейся ситуацией. Вам следует подобрать литературу по проблеме курения, ознакомиться с ней и познакомить с ней подростка. Не следует запугивать ребенка или предоставлять недостоверную информации. Четко заявите свою позицию относительно его курения, не отвергая при этом самого подростка, не отказывая ему в понимании и поддержке. Расскажите о возможностях преодоления вредной привычки. Вам надо набраться терпения, т.к. избавление от курения требует времени. 6. Фразы, которые не стоит произносить в разговоре с подростками.
Реплика
Реакция
Ты еще мал курить! Отлично, как только вырасту... Хотя я уже взрослый. Чтоб я не видел тебя с сигаретой! Нет проблем, буду курить в более приятной компании. Курят только глупые люди. Может твой дядя Петя и глупый, а я знаю много отличных ребят, и все они курят. Не смей курить!!! Не смейте мне приказывать!!! Увижу с сигаретой – выгоню из дома! Какая ерунда. Любопытно на это посмотреть. Сигарета – это яд. Капля никотина убивает лошадь. Это банально, к тому же я не лошадь. Вот сейчас ты куришь, а потом начнешь пить и употреблять наркотики. А что, можно попробовать.
Уважаемые родители, подайте пример детям своим собственным поведением. Бросьте курить! И
курящие дети последуют за вами.
Попробуйте ответить на данный тест.
Тест “Что мешает мне бросить курить?”
На вопрос “Что мешает мне бросить курить?” многие затрудняются ответить. Но для того, что бы бросить курить, нужно узнать, в чем же состоит основная мотивация курения. Итак, попробуйте для начала ответить на вопрос “Что привлекает меня в курении?” (ответов может быть несколько!) 1. Это помогает мне держать себя в рабочей форме. 2. Мне доставляет удовольствие держать сигарету в руках. 3. С сигаретой мне легче расслабиться, у меня появляется чувство раскованности. 4. Закуриваю, если чем-нибудь расстроен. 5. Мне просто не по себе, когда под рукой нет сигареты. 6. Курю автоматически, не задумываясь о причинах. 7. Курю, чтобы собраться, сосредоточиться. 8. Сам процесс прикуривания доставляет мне удовольствие. 9. Мне приятен запах табака. 10. Закуриваю, когда волнуюсь. 11. Когда я не курю, мне, будто чего-то не хватает.
12. У меня такое ощущение, что я курю одну сигарету: пока старая догорает в пепельнице, я, не замечая, прикуриваю новую. 13. Когда я курю, мне кажется, что я становлюсь бодрее. 14. Смотреть на дым от сигареты доставляет мне удовольствие. 15. Чаще всего я курю, когда мне хорошо, я спокоен и умиротворен. 16. Курю, когда мне скучно или не хочется ни о чем думать. 17. Если я какое-то время не курю, то начинаю испытывать неудержимое желание сделать это. 18. Иногда случается, что я закурил автоматически, несознательно. Результаты теста.
Итак, определите, к какой группе Вы относитесь.
Группа
Мотивов
Номера
ответов
Наименование мотива
Группа А 1, 7, 13 Мотив стимулирования 2, 8, 14 Удовольствие от самого процесса курения 3, 9, 15 Снятие напряжения, придание бодрости Группа В 4, 10, 16 Снятие напряжения, придание бодрости 5, 11, 17 Неконтролируемое желание закурить, психофизиологическая зависимость 6, 12, 18 Привычка
И сделайте выводы!
Группа А:
Ваша зависимость от табака, скорее, психологического, чем физиологического характера. В принципе, занимая руки чем-то более “безопасным”, чем сигарета (карандаш, ручка), Вы легко могли бы избавиться от курения. У Вас очень высокие шансы, что Вам будет нетрудно отказаться от курения.
Группа В:
Если Вы действительно захотите бросить курить, Вам будут необходимы сила воли, готовность преодолеть себя. Вам придется нелегко. Но свое здоровье и здоровье своих близких того стоит.
В раздел основное общее образование

