Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Штурм средневекового замка"

методическая разработка внеклассного мероприятия по истории

Автор: Дубовская Елена Дмитриевна, учитель истории, МБОУ "СШ №1 г. Вельска", город Вельск, Архангельская область



В раздел основное общее образование




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя школа № 1 г.Вельска"

Штурм средневекового замка

внеклассное мероприятие по истории
Дубовская Елена Дмитриевна учитель истории муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа №1 г. Вельска»
г. Вельск, 2015

2
Игра: Штурм средневекового замка
Цель: закрепить знания обучающихся по истории средних веков. Задачи: • предметные: повышение интереса учащихся к истории, развитие умений и навыков при работе с понятиями, датами, логическими заданиями; • метапредметные: развитие мышления, умение применять его в познавательной и коммуникативной практике, организация учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками; • личностные: формирование ответственного отношения к учению, способностей к саморазвитию и самообразованию.
Планируемые результаты:
в ходе игры обучающиеся применяют на практике знания и умения, полученные на уроках истории:  указывают даты важнейших событий;  рассказывают об исторических событиях и их участниках;  составляют описание исторических объектов, памятников;  соотносят исторические факты и явления;  раскрывают смысл важнейших исторических понятий
Оборудование:
Игровое поле, по которому участники передвигают свои фишки, согласно полученным баллам. Макет замка в центре игрового поля. (Приложение 1) Презентация "Портретная галерея". Карточки с индивидуальными заданиями.
Опережающее задание:
придумать название команды, девиз и нарисовать герб.
Ход игры
(Каждый тур заканчивается по сигналу рога.)
3
1тур: "Знакомство".
Участники представляют свои команды: название, герб, девиз.(Приложение 2,3,4). Ответ оценивается от 1 до 9 баллов.
2 тур: Что? Где? Когда?
Учитель задаёт вопросы. Обучающиеся записывают ответы на бланке. За правильный ответ -1 балл. 1.Глава католической церкви. (Папа Римский) 2.Хлодвиг был вождем племени... (Франков) 3.То же, что русская летопись. (Хроника) 4.Земельное владение, за которое нужно было нести военную службу. (Феод) 5.Принудительные обязанности крестьян. (Повинности) 6.Первого императора франков звали... (Карл Великий) 7.Состязание рыцарей в силе и ловкости. (Турнир) 8.Группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству. (Сословия) 9.Когда возник английский парламент. (1265 г.) 10.Работы крестьян в хозяйстве феодала. (Барщина) 11.Мусульманская религия. (Ислам) 12.Хозяйство, где все продукты и вещи изготавливаются не для продажи, а для собственного потребления. (Натуральное)
3 тур : "Портретная галерея"
. По слайдам презентации назвать имя человека. За правильный ответ 1 балл. (Жанна д` Арк, Карл Смелый, Карл Великий, Людовик XI, Ян Жижка, Юстиниан, папа Иннокентий III, Ян Гус, Иоганн Гутенберг)
4 тур: "Школа в новом архитектурном стиле".
Измените внешний вид школы в соответствии с тем стилем, которое у вас в задании (романский, готический). Обучающиеся получают фотографию школы и дорисовывают необходимые элементы, соответствующие стилю. Оценивается от 1 до 5 баллов.
4
5 тур: Кроссворд
. Каждая команда решает кроссворд. За каждое отгаданное слово - 1 балл.
По горизонтали:
1. Владелец земли. 2. Город – святыня христиан.
По вертикали:
3. Вероотступник. 4. Плата феодалу. 5. Войны между феодалами. 6. Неограниченная власть. 7. Имя народной героини Франции. 8. Доспехи рыцаря из металлических пластин. 9. Религия, основанная Мухаммедом.
Танцевальная пауза.
( Обучающиеся повторяют движения танца по видеофрагменту) . Танец Павана квадратная. (Павана - (итал. - padovana) появилась в г. Падуя; наименование - лат. Pavo - павлин - связано с торжественным и гордым характером танца. Перед началом танца полагалось обходить зал. Павана не имела строгой композиции и танцевалась вслед за первой парой.)
6 тур: "Крылатые выражения".
Каждая команда получает своё задание. Необходимо дополнить выражение и объяснить как оно появилось. На обсуждение даётся 3 минуты. Обучающиеся озвучивают готовый ответ. Оценивается от 1 до 5 баллов. 1 3 4 6 2 5 7 8 9
5
"Ходить в ... "
- унижаться перед кем-либо, поступаться своей гордостью, признавать себя побеждённым. Германский император Генрих IV вёл политическую борьбу с папой римским Григорием VII. В результате этой борьбы Генрих IV низложил Григория VII, а тот, в свою очередь, отлучил Генриха IV от церкви. Знать, боровшаяся за власть, воспользовавшись этим, вышла из-под контроля. Простой народ, взбудораженный проповедями монахов, тоже отвернулся от императора. Покинутый всеми, Генрих IV не выдержал и в 1077 году отправился к папе в замок Каноссу в Северной Италии. Три дня он простоял босым на морозе в одежде кающегося грешника перед воротами замка, и только тогда папа позволил ему пасть в ноги и получить прощение.
"Круглый ... "
- совещания, переговоры, любой обмен мнениями, где все имеют равные права и полномочия. Выражение восходит к циклу средневековых английских романов о короле Артуре. Волшебник Мерлин предложил отцу Артура, Уотеру, создать рыцарский орден Круглого стола: его члены должны были сидеть везде за круглым столом, чтобы чувствовать себя равными. В международных совещаниях круглый стол стал частью дипломатических церемоний – так подчёркивается равноправие сторон. Выражение приобрело более широкое значение как всякий обмен мнениями, где беспристрастно и терпимо знакомятся с точкой зрения других.
"Что с возу упало, то ... "
- Поговорка возникла в средние века, когда земля и всё, что находилось на ней принадлежало феодалу. Если падал товар с возу, он переходил в собственность владельца земли.
"Бросить ... "
- вызвать на спор, состязание.
6 Выражение пошло со времён средневекового рыцарства. Вызывая на поединок, рыцарь бросал противнику перчатку. Поднявший перчатку, принимал вызов.
7 тур: "Незнакомые слова"
Сопоставь слова и их значения. Ответы запиши в таблицу. За каждый правильный ответ - 1 балл. 1. 1.Грамота о прощении грехов 2. 2.Высшее духовное лицо 3. 3.Суд церкви 4. 4.Вероотступник 5. 5.Союз мастеров 6. 6.Почётное звание 7. 7. Ежегодный торг 8. 8. Отлучение от церкви 9. 9.Самоуправление в городе 10.10.Владение короля 1. 1.Инквизиция 2. 2.Индульгенция 3. 3.Цех 4. 4.Титул 5. 5. Епископ 6. 6. Домен 7. 7. Еретик 8. 8.Коммуна 9. 9. Ярмарка 10.Анафема 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
8 тур "Собери пазлы"
Обучающиеся собирают историческую картинку (Крестовый поход) , разрезанную на части, и составляют рассказ об изображённом событии. Ответ оценивается от 1 до 10 баллов.
7
9 тур: "Люди и события".
Сопоставить дату с именем исторического деятеля. Ответы занести в таблицу. За каждый правильный ответ - 1 балл.
дата

имя
1) 500 г. 2) 622 г. 3) 863 г. 4) 1066 г. 5)1198 - 1216 гг. 6)1415 г. 7) 1445 г. 1) Иоганн Гутенберг. 2) Ян Гус. 3) Мухаммед. 4) Папа Иннокентий III. 5) Кирилл и Мефодий. 6) Вильгельм Завоеватель. 7) Хлодвиг.
1

2

3

4

5

6

7

Подведение итогов и награждение:
Победителем считается та команда, которая первой доберётся до замка.
Приложение

8
Приложение 1. Макет замка и игровое поле.

Приложение 2. Герб команды "Орлята"

9
Приложение 3. Герб команды "Крестоносцы"


В раздел основное общее образование