"Краски жизни"
урок
Автор: Михайлова Евдокия Васильевна, учитель технологии, МБОУ Верхневилюйская средняя общеобразовательная школа №2 им. М.Т. Егорова, Республика Саха (Якутия) Верхневилюйский улус.
В раздел основное общее образование
Тема
: «Краска жизни».
Класс
: 5
Главная идея урока
: Познакомить детей не со средствами изобразительности, а со средствами выразительности. Научить видеть живописность пятна и в непонятном разглядеть красоту! Не изображаем, а выражаем!
Цель урока
: - обучающая: Сформировать понятие о методе печатной графики, называемой «монотипия», с новой технологией в декоративно-прикладном творчестве, способам и последовательностью выполнения работы. Расширить знания о живописи, цвете как основном средстве художественной выразительности. Научить использовать различные способы рисования монотипии. - развивающая : Развить творческую активность и творческие способности детей путем создания быстрой и эффектной работы, что обязательно приведет к радости творчества и удовольствию от результата, образное представление, ассоциативно-образное мышление, познавательную активность, зрительную память, воображение, художественную фантазию, интерес, навыки владения художественными материалами, приемы работы красками, организованность и аккуратность в работе. - воспитательная: Воспитание эмоциональной отзывчивости, эстетического чувства, интереса к творчеству, к изобразительному искусству, волевых качеств, стимулов к учебе, сознательности и активности в обучении; эмоциональная разрядка.
Задачи
: Активизировать познавательную деятельность учащихся посредством включения их в практическую работу. Создать условия для развития полноценного восприятия окружающего мира через подключения всех сенсорных каналов, для формирования исследовательских действий, развития эмоционально- эстетического отношения к исследуемому предмету, явлении. Сформировать навык работы в технике монотипии.
Прогнозируемый результат
: Интерес к объектам и явлениям ближайшего окружения, умение применить изучаемую технику для передачи объема: развитие образной памяти.
Оборудование
: Для учителя: Примеры выполнения монотипии, как учителем, так и детьми, рисунок Художника и Кляксы, кисть, гуашь, кафельная плитка, презентация к уроку, музыка П.И. Чайковского "Времена года".» Для учащихся: Стекло формата А4 для каждого ребенка, акварельные краски, простые карандаши, листы белой бумаги для эскизов, баночки для воды, кисти. акварельные и гуашевые краски, кафельная плитка.
Методы
: объяснительно-иллюстративный; самостоятельный, “монотипия” на стекле, на бумаге.
Вид изобразительного искусства
: живопись
Тема коллективной работы
: Составление фантастических картин для украшения интерьера.
Форма организации совместной деятельности
: совместно-индивидуальная.
Тип и вид урока
: урок-изучение нового материала, беседа, практическая работа.
Краткое описание использования технологий, методов, методических
приемов и их эффективности:
- техника монотипии; -прием рефлексии «Цветик-многоцветик»; -творческая работа учащихся; -аудиовизуальные методы (картины); -приемы, соответствующие объяснительно - иллюстративному методу обучения; - методы стимулирования и мотивации.
План урока: 1. Организационный момент. 2. Картинки-загадки. 3. Сообщение целей и задач урока. 4. Путешествие в мир красок (повторение, закрепление) 5. Сообщение новой темы урока. Монотипия - новый термин. История возникновения монотипии. 6.Последовательность работы монотипии. 7. Физминутка. 8.Выбор цвета. Самостоятельная работа (индивидуальная помощь). 9.Завершение работы. Демонстрация лучших работ. 10. Самооценка. 11.Рефлексия «Цветик-самоцветик». Ход урока: 1. Организационный этап урока. - подготовка к уроку - тема урока «Краски жизни» слайд №1 2. Картинки- загадки: Учитель. Ребята, посмотрите на загадочную картинку к нашему уроку и подумайте, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? Слайд №2 3. Цели и задачи: Ученики. О чудесах, о чём-то нежданном, негаданном, о фантазии, о кляксах. Учитель. Молодцы! Почему вы так решили? Вы правы, сегодня мы с вами погрузимся в мир фантазии и воображения. Но самое главное, я познакомлю вас с новой техникой выполнения рисунка – монотипией или кляксографией.
А на практической части выполним работу в технике монотипии. И в конце урока вы сами ставите оценки для своих работ. 4. Путешествие в мир красок слайд №13 Учитель. Давайте с вами вспомним основы цветоведения, с которыми мы познакомились на прошлых уроках. Учитель: Какие основные цвета вы знаете? Ученики: Молодцы! Красный, синий и желтый. Математический счет «Основные и составные цвета». Ж+К=О, К+С=Ф, С+Ж=З Слайд№15 Учитель: Цвет – это первый помощник художника, с помощью цвета мы можем изобразить все, что нас окружает таким, какое оно есть на самом деле; можно украсить вещи, предметы, одежду, игрушки! Процесс воображения свойственен только человеку. (Воображение тесно связано с памятью, восприятием, мышлением) Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. Вывод: На сегодняшнем уроке очень понадобятся ваши знания о цвете и ваши творческие воображения. 5. Новая тема: Учитель. Ребята! Какими материалами приходится рисовать Художнику? Ученики: .красками, карандашами, мелками, углем, фломастерами. Учитель. Да и посмотрите, какие рисунки получаются у него, не похожие друг на друга (показ рисунков, выполненных различными художественными материалами). Чтобы нарисовать такие работы Художнику пришлось потрудиться не один день. Слайд № - Ой, а это кто появился среди картин? (показ рисунка Кляксы) Ученики. Клякса! Учитель: А что такое клякса?
Ученики: Клякса -это пятно! Учитель: Молодцы! Учитель. Действительно, Клякса. Ты что здесь делаешь? Уж не хочешь ли ты сказать, что тоже умеешь рисовать? Ребята, Клякса сказала мне, что она нарисовала все эти замечательные картины. - А давайте посмотрим работы кляксы? Ученики: Да. Учитель. Ребята, вам понравились эти работы? Ученики. Да. Учитель. Вы хотите попробовать научиться рисовать с помощью клякс? Ученики. Да. Учитель. Эта техника, ребята, называется МОНОТИПИЯ слайд№ Монотипия – это графическая техника. Состоит из двух древнегреческих слов «Моно — один, типия — отпечаток». Монотипия как вид искусства максимально пробуждающая фантазию и образное мышление. Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне. слайд №22 Последовательность работы . Монотипия позволяет создать лишь один типографский оттиск и сочетает в себе элементы живописи и эстампа. Художник, работающий в этой технике, наносит краски на гладкую поверхность. Затем к готовой печатной форме прижимают лист бумаги. Полученный полиграфический продукт и называется монотипией. Часто художники видят в кляксах пейзаж, животных, бабочек и даже людей. Этап работы: - Рабочие материалы и инструменты ( акварель или гуашь, кисточки, альбомный лист и стекло). Слайд №28
Учитель: Итак. Какие же этапы выполнения техники МОНОТИПИЯ 1 этап: Берем оргстекло с закругленными краями, чтобы не порезаться или кафельную плитку (ТБ). Наносим кляксы гуашевой или акварельной краской с помощью кисточки. Используем разноцветные краски. 2 этап: Накрываем листом бумаги изображение на стекле или плитке. Прижимаем лист и говорим волшебные слова: «Абра – кадабра. Что тут вышло?» 3 этап: Поднимаем листочек движением «на себя». На бумаге получился цветной отпечаток. Этот рисунок называется монотипией. А если рассмотреть монотипию со всех сторон, то можно увидеть какой-либо образ. Если нужно, то этот образ можно дорисовать тонкой кистью деталями. Вот как наши кляксы превратились в красивую картину. Работы учащихся Вывод: И так, мы с вами познакомились с техникой монотипии. Физминутка: А теперь проведем с вами физкультминутку. Все стали и поднимаем руки. Качаемся как дерево (ветер дует, листья шумят). 6. Выбор цвета. Самостоятельная работа (Индивидуальная помощь). Во время работы звучит музыка. 7. Завершение работы: - демонстрация работ; - самооценка. 8. Рефлексия «Цветик-многоцветик» Выбираем цвет настроения. Спасибо за внимание!
В раздел основное общее образование

