"Элементы здоровьясбережения на уроках математики"
статья
Автор: Тинякова Ирина Викторовна, учитель математики, МБОУ "СОШ №5" г.Усинска, Усинск
В раздел основное общее образование
Тинякова Ирина Викторовна, учитель математики
МБОУ «СОШ №5» г.Усинска
Слова Жана-Жака Руссо: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным –
сделайте его крепким и здоровым» как ничто другое помогает понять как
важно здоровьесбережение в образовательном процессе.
При организации и проведении урока:
Обязательно
учитываю
обстановку
и
гигиенические
условия
в
кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения
класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых
раздражителей и т.д.
Стараюсь увеличить число видов учебной деятельности (4 – 7): опрос
учащихся, запись в тетради, чтение, слушание, рассказ, рассматривание
наглядных пособий, ответы на вопросы, работа с картой, решение задач
и др. Слежу за их чередованием, средней продолжительностью.
Использую на уроке не менее трех видов преподавания: словесный,
наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. и чередую
их.
Выбираю на уроке методы, способствующие активизации инициативы
и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как
метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия,
выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные
методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в
группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);
методы,
направленные
на
самопознание
и
развитие
интеллекта,
эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки;
Для каждого урока определяю место и длительность применения ТСО,
мультимедийное
оборудование
(в
соответствии
с
гигиеническими
нормами), использую их как возможность инициирования дискуссии,
обсуждения;
Обязательно слежу за позой учащихся, их чередованием; Включаю в урок физкультминутки, упражнения для глаз и другие оздоровительные моменты; Обеспечиваю рациональную плотность урока. Использую методы повышения мотивации учащихся к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.), в конце урока рефлексию; Часто содержание урока позволяет затрагивать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрацию, прослеживание этих связей; формировать отношение к человеку и его здоровью как к ценности; выработку понимания сущности здорового образа жизни; формировать потребности в здоровом образе жизни; выработку индивидуального способа безопасного поведения, сообщать учащимся знания о возможных последствиях выбора поведения и т.д
.;
Поддерживаю благоприятный психологический климат на уроке; использую на уроке эмоциональные разрядки: шутки, стараюсь часто улыбаться, использую афоризмы с комментариями и т.п.; Обращаю внимание на момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности, особенно в конце урока. Спокойно завершаю урок: учащиеся имеют возможность задать мне вопросы, комментирую задание на дом, прощаюсь с учащимися, часто благодарю их за урок.
Обязательно слежу за позой учащихся, их чередованием; Включаю в урок физкультминутки, упражнения для глаз и другие оздоровительные моменты; Обеспечиваю рациональную плотность урока. Использую методы повышения мотивации учащихся к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.), в конце урока рефлексию; Часто содержание урока позволяет затрагивать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрацию, прослеживание этих связей; формировать отношение к человеку и его здоровью как к ценности; выработку понимания сущности здорового образа жизни; формировать потребности в здоровом образе жизни; выработку индивидуального способа безопасного поведения, сообщать учащимся знания о возможных последствиях выбора поведения и т.д
.;
Поддерживаю благоприятный психологический климат на уроке; использую на уроке эмоциональные разрядки: шутки, стараюсь часто улыбаться, использую афоризмы с комментариями и т.п.; Обращаю внимание на момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности, особенно в конце урока. Спокойно завершаю урок: учащиеся имеют возможность задать мне вопросы, комментирую задание на дом, прощаюсь с учащимися, часто благодарю их за урок.
В раздел основное общее образование

