Дидактический материал к урокам русского языка 9 класс"БСП"
Дидактический материал
Автор: Лымарь Людмила Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, МКОУ "СОШ №3 г.Алзамай", г.Алзамай,Иркутская область
В раздел основное общее образование
Дидактический материал к урокам русского языка 9 класс»БСП»
1.
Найдите предложения, где наблюдается быстрая смена событий, значение следствия. Расставьте знаки препинания в предложенных примерах. (1 учащийся идет к доске) 1) Важно только одно: любить народ и Родину и служить им сердцем и душою. (Н.А. Некрасов) 2) Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой. (Н.А. Некрасов) 3) Наша Родина - нам и беречь ее. (Пословица) 4)Сыр выпал – с ним была плутовка такова
2
. Найдите предложения, где 1 часть указывает на время и условие 1)Совесть потеряешь – другой не купишь 2) Я убедился на своем опыте: книга – умный и честный советчик в жизни. (И. Палачев) 3) Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей... (М. Горький) 4) С книгой поведешься - ума наберешься. (Пословица) 5) Не красна книга письмом – красна книга умом. (Пословица)
3
.Определите смысловые отношенияБСП Странная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников. 1.Не спится, няня: здесь так душно! 2.В счастье дружбой пользуются – в беде её проверяют. 3.Снег был глубокий, но твёрдый – лыжи не проваливались 4.Жизнь без радости – день без солнышка.
4.
Выпишите предложения, подходящие к схемам. Самостоятельная работа. 1 вариант [ ] – [ ] 2 вариант [ ]: [ ] Мир строит война разрушает. Предметы потеряли свою форму всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу. А я вот что заметил возле иных домов тополя сохнут. Совесть потеряешь другой не купишь. Я доверяю любящим они великодушны. Упадёт луч солнца на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.
5
.Спишите, расставьте знаки препинания 1)Я доверяю любящим они великодушны. 2) Предметы потеряли свою форму всё сливалось сперва- наперво на серую, далее на тёмную массу. 3) Я знаю на вашем ретивое есть и гордость, и прямая честь. 4) Я смотрю на ходики мы правильно выполняем расчёты штурмана. 5) Мир строит хазават разрушает. 6) Однако срок спать стрела-змея без четверти шесть. 7) Погода была ужасная гнилой осадок падал хлопьями.
6.
Преобразуйте предложения из СПП в БСП. — 1) Мы знаем, ровно дух предназначение человека – оставить домашний недурной отклик на земле. — 2) Добрые деяния вовеки не следует откладывать, вследствие чего ровно всякая замедление неблагоразумна и почасту опасна. — 3) Осень и зиму Корчагин не любил, вследствие чего ровно они приносили ему навалом физических мучений. — 4) Вдруг я чувствую, ровно кто-нибудь берёт меня за плечико и толкает. — 5) Я поднял голову и увидел, ровно пред огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником. 7. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении. 1). Вторая часть бессоюзного предложения противопоставляется первой. 2). Вторая часть бессоюзного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 3). Тире ставится между подлежащим и сказуемым.
4). Первая часть бессоюзного предложения содержит указание на условие, при котором совершается действие второй части. А. Будешь книги читать – будешь всё знать. Б. Труд человека кормит – лень портит. В. Я за свечку – свечка в печку! Я за книжку – та бежать. Г. Шофёр нажал на тормоз – машина не остановилась. Д. Журналист пишет интересные статьи – фельетоны у него не получаются. Ж. Скажешь слово – добавят десять. З. Часы – нужная вещь. И. Болтать – только время терять.
1.
Найдите предложения, где наблюдается быстрая смена событий, значение следствия. Расставьте знаки препинания в предложенных примерах. (1 учащийся идет к доске) 1) Важно только одно: любить народ и Родину и служить им сердцем и душою. (Н.А. Некрасов) 2) Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой. (Н.А. Некрасов) 3) Наша Родина - нам и беречь ее. (Пословица) 4)Сыр выпал – с ним была плутовка такова
2
. Найдите предложения, где 1 часть указывает на время и условие 1)Совесть потеряешь – другой не купишь 2) Я убедился на своем опыте: книга – умный и честный советчик в жизни. (И. Палачев) 3) Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей... (М. Горький) 4) С книгой поведешься - ума наберешься. (Пословица) 5) Не красна книга письмом – красна книга умом. (Пословица)
3
.Определите смысловые отношенияБСП Странная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников. 1.Не спится, няня: здесь так душно! 2.В счастье дружбой пользуются – в беде её проверяют. 3.Снег был глубокий, но твёрдый – лыжи не проваливались 4.Жизнь без радости – день без солнышка.
4.
Выпишите предложения, подходящие к схемам. Самостоятельная работа. 1 вариант [ ] – [ ] 2 вариант [ ]: [ ] Мир строит война разрушает. Предметы потеряли свою форму всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу. А я вот что заметил возле иных домов тополя сохнут. Совесть потеряешь другой не купишь. Я доверяю любящим они великодушны. Упадёт луч солнца на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.
5
.Спишите, расставьте знаки препинания 1)Я доверяю любящим они великодушны. 2) Предметы потеряли свою форму всё сливалось сперва- наперво на серую, далее на тёмную массу. 3) Я знаю на вашем ретивое есть и гордость, и прямая честь. 4) Я смотрю на ходики мы правильно выполняем расчёты штурмана. 5) Мир строит хазават разрушает. 6) Однако срок спать стрела-змея без четверти шесть. 7) Погода была ужасная гнилой осадок падал хлопьями.
6.
Преобразуйте предложения из СПП в БСП. — 1) Мы знаем, ровно дух предназначение человека – оставить домашний недурной отклик на земле. — 2) Добрые деяния вовеки не следует откладывать, вследствие чего ровно всякая замедление неблагоразумна и почасту опасна. — 3) Осень и зиму Корчагин не любил, вследствие чего ровно они приносили ему навалом физических мучений. — 4) Вдруг я чувствую, ровно кто-нибудь берёт меня за плечико и толкает. — 5) Я поднял голову и увидел, ровно пред огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником. 7. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении. 1). Вторая часть бессоюзного предложения противопоставляется первой. 2). Вторая часть бессоюзного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 3). Тире ставится между подлежащим и сказуемым.
4). Первая часть бессоюзного предложения содержит указание на условие, при котором совершается действие второй части. А. Будешь книги читать – будешь всё знать. Б. Труд человека кормит – лень портит. В. Я за свечку – свечка в печку! Я за книжку – та бежать. Г. Шофёр нажал на тормоз – машина не остановилась. Д. Журналист пишет интересные статьи – фельетоны у него не получаются. Ж. Скажешь слово – добавят десять. З. Часы – нужная вещь. И. Болтать – только время терять.
В раздел основное общее образование

