Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Имя существительное как часть речи"

методическая разработка

Автор: Лымарь Людмила Геннадьевна, учитель русского языка, МКОУ "СОШ №3 г. Алзамай", г.Алзамай Иркутская область



В раздел основное общее образование





Предмет
Русский язык
Класс
5
Тема урока
Имя существительное как часть речи
Цели урока
Систематизировать знания о существительном как о части речи, отработать умение определять грамматические признаки существительного, формировать навыки употребления существительных в речи
Содержательные(предметные)
формировать умение составлять рассказ об имени существительном в форме научного описания, умение доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения, умение находить имена существительные в тексте и определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; формировать навык правильного произношения; развивать орфографическую зоркость, речь учащихся;
Деятельностные
Формировать умения самостоятельно строить и применять новые знания
Метапредметные УУД

Познавательные УУД:
постановка и решение проблемы ,поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,
Регулятивные УУД:
умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку
Коммуникативные УУД:
умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи
Личностные УУД:
воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимися интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности обучающихся на уроке, умения обобщать и делать выводы

Технология:
проблемная, с элементами игрового обучения Технологическая карта урока русского языка в 5 классе Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Планируемые результаты УУД
1.Мотивация к

деятельности

2.Актуализация

знаний

Цель этапа:
подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий 2.Целеполагание И пути выхода из затруднения 3.Деление класса на Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. Выбери из предложенных вырезанных тучек (синяя и голубая) ту, которая соответствует твоему настроению. На доске тоже магнитом закрепляется тучка того же цвета, которую выбрали большинство ребят. Сегодня мы отправимся в страну Морфологию. Но Морфология- огромная страна , а мы направимся в г. Предметинск. Какой частью речи являются слова, живущие в этом городе? Правильный ответ поможет определить тему урока. Угадайте, как он называется. Давно живу я в мире этом, Даю названья всем предметам. - Правильно, это имя существительное. — Правильно, это имя существительное. — Запишите в тетради тему урока (Имя существительное как часть речи). Подчеркните существительные. Посмотрите, как выполнил задание Петя Ошибкин. Тройка, третий, три, десятка, десять, десятый, семеро, семёрка, единица, сотый, сотня. - Ребята, давайте объясним Пете, как надо действовать, чтобы определить существительные в ряду других частей речи. Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
Личностные УУД
Самоопределение
Коммуникативные УУД
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные УУД:
умение ставить цели,
группы Какие же мы сегодня задачи будем решать? А чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться, мы разделимся на группы, и каждая группа получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти. Капитан будет будет выставлять себе баллы в эти листы. Отправляемся в путь!
Открытие нового

знания
2.
Остановка «Теоретическая».

Что же такое существительное?- самостоятельная формулировка

определения- на основе знаний начальной школы
Прочитаем научное определение и заполним лингвистический паспорт, необходимый для морфологического разбора. Работа с учебником стр.46 Чтение и анализ текста составление опорного конспекта. Имя существительное Грамматическое значение Вопрос Морфологические признаки Роль в предложении Подлежащее, дополнение, обстоятельство постоянные непостоянные Предмет Кто? Что? Собственное /нарицательное; одуш./неодуш. Род, склонение. Число, падеж -Расскажите об имени существительном по опорному конспекту Читают материал и заполняют таблицу
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные УУД:
планировать свою работу, проводить самопроверку
Коммуникативные УУД:
умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи
Личностные УУД:
воспитание ответственности, уважения
Самопроверка по слайду. Результаты оцените по
5бальной системе
(5 столбцов) –запишите в маршрутный лист
5баллов

Проблемное задание

Осенью люди любуются первой желтизной.
Когда Кирилл разбирал предложение, он решил, что желтизна –это прилагательное. Почему? Ведь это же жёлтый цвет -обозначает признак по цвету. Работа с учебником стр.47
Проблемное задание

Все любовались бегом юного спортсмена.
-Разбирая слово «бегом» как часть речи, Кирилл назвал его глаголом. Верно? (Нет.) - Почему? Ведь спортсмен бежал, а бежать – глагол, обозначает действие. Докажите, что это имя существительное. - Давайте проверим свои суждения и прочитаем правило Работа с учебником стр.47 Работают с текстом учебника и текстами предложений
Физкультминутка
(Создание условий для психоэмоциональной разгрузки) Лёгкие прыжки, Мягкие шажки, Вот и вся зарядка! Мягкая посадка.
Первичное

закрепление знаний

(Включение в

систему знаний)

1 остановка «Опознавательная»
Красоваться, красивый, красота, красиво; грубить, грубость, грубый, грубо; подобреть, доброта, добрый; ослабеть, слабо, слабый, слабость; плавать, плавательный, плавучий, плавание, заплыв; радоваться, радость, радостный, Дети работают самостоятельно. Затем выступают с
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение
радостно; поместить, помещение, вместительный; настоять, настоятельный, настоятельно, стоянка. -Попробуем свои силы в первом испытании. Посчитайте, сколько существительных в словах и назовите их. ( Число запишите в маршрут) За каждое 1 балл
(макс.-9)
А что помогло вам так легко справиться с заданием? ( Теоретические сведения)
Остановка практическая
Чтобы проверить ваши теоретические знания, мы выполним следующее задание. Определите морфологические признаки (постоянные и непостоянные )у существительных Собака, книга, девочка. Москва, город, Россия. Ключи, уроки, класс. Олень, дочь, мужчина
3 балла
- Исключи из цепочки лишнее слово по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней осталось 2 слова с общим признаком. Причину исключения назовите
2балла
Результаты оцените и занесите в маршрутный лист.
Игра «Кто быстрее»
. Задание: изменить по падежам имя существительное. На каждую группу дается листок со словом, работа начинается с капитана, ученики (по очереди)изменяют слово, ставя в определенный падеж. За верно выполненную работу-
5 баллов,за 1-2 ошибки-4балла,за 3 ошибки

-3балла
ответами представители каждой группы. речевого высказывания в устной форме,
Личностные УУД:
воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе
Регулятивные УУД:
планировать свою работу, проводить самопроверку
Коммуникативные УУД:
умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи е,

И
мена существительные живут в городе Предметинске. А работают в соседнем городе Синтаксисе., где на них всё держится . Они всё могут! Могут быть и подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и обстоятельствами Давайте на примере слова РОССИЯ докажем, что существительное может быть любым членом предложения. (работа по группам) Собрать из половинок предложений целые и сделать синтаксический разбор. Россия – моя Родина. Моя родная страна – Россия. За границей я часто думаю о России. С самого рождения я живу в России Какими членами предложения могут быть существительные? (Могут быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.)
4 балла
Итого :24-22 балла- 5 ; 21-18б.-4 ; 17-15 баллов -3 Рефлексия Остановка
«Проверочная».

Тест. (взаимопроверка)-группы меняются тетрадями

«5» — 5 правильных ответов;

«4» — 4 правильных ответа;

«3» — 3 правильных ответа

Учитель: Молодцы! Со своими заданиями вы справились. Наше

путешествие завершилось.
Вспомните, какова была цель урока? Удалось ли её достичь? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Что вам понравилось на уроке? Что нового вы узнали?
Регулятивные:
осуществление взаимоконтроля.
Личностные УУД:
воспитание ответственности, уважения,
Кому было трудно и почему? Сменилось ли ваше настроение? Подсчёт баллов и Оценки за урок Приложение
Лингвистический паспорт.

Имя существительное.
Грамматическое значение Вопрос Морфологические признаки Роль в предложении постоянные непостоянные
Маршрутный лист
№ остановка Количество баллов
1 «Опознавательная» 2 «Теоретическая » 3 «Морфологическая» 4 «Синтаксическая» 5 «Проверочная»
Самостоятельная работа. Проверка по ключу.

1.Найди неверное утверждение.

А)
Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. Б) Имена существительные изменяются по родам. В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
2. Найди существительное?
А) Прыгать Б) Прыжок В) Подпрыгивающий
3.Как изменяется имя существительное?
А) Спрягается Б) Склоняется В) Не изменяется
4.Укажите существительное 3 склонения
А) В степи В) У дерева Б) На солнце Г) На краю
5.Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в предложении.
На косогоре мы увидели
дерево
с белоснежным стволом. А) Подлежащее В) Сказуемое
Б) Дополнение Г) Обстоятельство


В раздел основное общее образование