"Южные материки"
разработка урока
Автор: Головань Елена Михайловна, учитель географии, МБОУ СОШ №12, город Шахты
В раздел основное общее образование
Южные материки. Обобщающий урок
Подготовила: Головань Е.М.,
учитель географии
МБОУ СОШ №12 г. Шахты Ростовской области
2015 г.
Задачи урока:
1. Систематизировать, закрепить и углубить знания, полученные в процессе изучения южных материков. 2. Активизировать творческую, самостоятельную, познавательную деятельность учащихся. 3. Продолжить формирование у учащихся чувства ответственности за свои действия, умение принимать решения, проявлять способности, выражать свои мысли четко и кратко. 4. Повысить интерес к предмету.
Оформление:
1. Урок проводится в специально оформленном классе. Все участники сидят за столами, расположенными в два ряда. У каждого участника имеется набор цифр от 1 до 9 по количеству заданий. 2. Все задания написаны на специальных листах чертежной бумаги, которые меняются после каждого тура. 3. На доске написаны фамилии участников и оставлено место для подсчета результатов и подведения итогов. Эти же результаты фиксируются в специальном протоколе (форма прилагается). 4. У каждого участника на груди табличка с именем.
Организационно-подготовительный этап и правила игры:
За две недели до окончания темы «Южные материки» объявляю в классе о том, что обобщающий урок по данной теме будет проводиться в форме игры «Звездный час» и предлагаю подать заявку на участие, обговариваются правила. Формируются пары участников. За правильный ответ каждый участник получает один балл, если правильно отвечают оба участника, то на табло прикрепляется звезда. Выбираются 4 помощника: первый следит за регламентом, второй ведет счет, записывает на табло, объявляет счет, ведет протокол, еще двое меняют на доске плакаты с темами тура. Игра начинается с представления игроков. В I туре принимают участие шесть пар. После I тура все участники и болельщики принимают участие в конкурсе «Самое, самое». (Победитель получает приз.) Четыре пары выходят во II тур, после окончания которого в III тур выходят две пары. Все слова, составленные в III туре, пишутся на доске.
Награждение. Победители получают призы, звание «Знаток географии» и отличные оценки в журнал. Примечание. Правильные ответы даны в скобках.
I тур: Путешественники и их открытия
1. Фадей Фадеевич Беллинсгаузен 2. Абель Тасман 3. Михаил Петрович Лазарев 4. Джеймс Кук 5. Давид Ливингстон 6. Фернан Магеллан 7. Христофор Колумб 8. Роберт Скотт 9. Руал Амундсен Вопросы: 1. Кто первым побывал на Южном полюсе? (9) 2. Кто первым совершил кругосветное путешествие? (6) 3. Кому из путешественников после неудачных поисков Южной земли принадлежат слова: "Теперь я твердо убежден, что на юге Тихого океана материка нет"? (4) 4. Кто более 500 лет назад открыл Новый Свет? (7) 5. Кто из мореплавателей совершил свое открытие на кораблях "Восток" и "Мирный"? (1,3) 6. На могиле какого путешественника написаны слова: "Бороться и искать, найти и не сдаваться"? (8) 7. Плавание голландского исследователя ученый Бейкер назвал "блестящей неудачей". Этот путешественник хотел найти Южную землю, обошел ее вокруг, но землю не увидел. Знаете ли вы имя этого мореплавателя? (2) 8. Путешественник, редко дававший вновь открытым землям новые имена, а предпочитавший наносить на карту топонимы, которые слышал от местных жителей, и тем самым способствовавший сохранению местных национальных названий. (5)
Государства и города:
1. Перу 2. Рио-де Жанейро 3. Канберра
4. Каир 5. Аргентина 6. Боливия 7. Эквадор 8. Эфиопия 9. Бразилия Вопросы: 1. Столица древнейшего государства, расположенного в Африке. (4) 2. Столица не только государства, а также целого материка. (3) 3. Город, расположенный на берегу удобной бухты, один из самых красивых городов мира, куда так стремился попасть Ос-тап Бендер. Государство, столица которого по праву носит титул Археологического музея Южной Америки. ( 4. Государство в Южной Америке, получившее свое название в честь героя национально- освободительного движения. (6) 5. Какое государство называют "серебряным". (5) 6. Страна, название которой говорит о том, что ее пересекает экватор. (7) 7. Большая страна, занимающая первое место по сбору кофе; ее название происходит от названия дерева, произрастающего в этой стране. (9) 8. Аграрная страна. На ее территории находиться оз. Тана. Название страны переводится с греческого языка страна людей с опаленными солнцем лицами. (8)
Реки
1. Амазонка 2. Конго (Заир) 3. Нил 4. Дарлинг 5. Муррей 6. Замбези 7. Нигер 8. Парана 9. Ориноко Вопросы:
1. Самая длинная река мира. (3)* 2. Самая большая речная система Австралии. Особенность ее заключается в том, что главная река короче притока. (4, 5) 3. Река, дважды пересекающая экватор?(2) 4. Самая полноводная река мира. Площадь бассейна реки равна почти всей Австралии. (1) 5. Река в Южной Америке, протекающая по одноименной равнине. На одном из ее притоков, стекающем с Гвианского нагорья, находится самый высокий водопад мира высотой 1054 м. (9, водопад Анхель). 6. Третья по длине и площади бассейна река Африки. (7) 7. Самая крупная из рек Африки, текущих в Индийский океан. (6) 8. Самый важный и длинный водный путь Аргентины? Особой известностью пользуется один из красивейших водопадов Земли Игуасу, расположенный на одном из притоков этой реки.
Конкурс "Самое-самое"
(кто больше назовет "лидеров" на Южных материках) Например: 1. Триполи (самое жаркое место в мире, отмечена температура 58 °С). 2. Оз. Танганьика (самое длинное из всех пресноводных озер мира, 650 км). 3. Нил (самая длинная река мира). 4. Жираф (самое высокое животное мира). 5. Сахара (самая большая пустыня мира). 6. Амазонка (самая многоводная и самая большая по площади бассейна река мира). 7. Анхель (самый высокий водопад мира, 1054 м). 8. Район полярной станции "Восток" (полюс холода, отмечена температура -89,2 °С).
II тур
Природные зоны. Логическая цепочка
1. Влажные Экваториальные леса 2. Саванны 3. Широколиственные леса 4. Тропические пустыни Вопрос: Соответствует ли указанный порядок зон закону географической зональности? (1, 2, 4, 3)
Вершины гор
1. Камерун 2. Килиманджаро 3. Эребус 4. Аконкагуа Вопрос: Назвать самую высокую вершину. (4)
Озера
1. Танганьика 2. Чад 3. Титикака 4. Виктория Вопрос: Поставь в порядке убывания глу¬бин. (1,3, 4, 2)
Материки
1. Африка 2. Южная Америка 3. Антарктида 4. Австралия Вопрос: Самый большой по площади из южных материков. (1)
В раздел основное общее образование

