"Организация работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время"
Статья
Автор: Пучков Сергей Николаевич, учитель технологии, МБОУ "Школа № 67", город Рязань
В раздел основное общее образование
Организация работы с одаренными детьми
на уроках и во внеурочное время
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат» Одной из приоритетных задач современной школы, является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей. Что же такое одаренность? Одарённость складывается из нескольких слагаемых: интеллекта учащихся, мотивации и творческих способностей. Интеллект (от лат. Intellectus – понимание, познание) – это способность, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Мотивация (от лат. movere) – побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Творческие способности – это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависит от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос в разных ракурсах Появление в классе обучающихся, обладающих качествами одарённых детей – большая удача и большая ответственность учителя. Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от организации этой работы. В настоящее время существует множество принципов работы с такими детьми. Но особенно хочется выделить следующие: принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества; принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; принцип добровольности. Работа с одаренными детьми имеет свою специфику на каждой ступени обучения. Если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке,
видение проблем, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. Цель работы с учащимися 5-9 классов – создание условий для оптимального развития одаренных и способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачек в развитии их творческих и интеллектуальных способностей, а также результатов деятельности. На этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеурочную. Учащиеся среднего звена с высоким уровнем интеллектуальных способностей посещают кружок «Творческая мастерская». Работа кружка предусматривает разработку и защиту творческих проектов. Кроме этого у учащихся есть возможность полностью реализовать свои творческие замыслы, воплотить в жизнь задуманное. Для учащихся старших классов разработаны планы индивидуальной работы. Так как преподавание технологии в нашей школе охватывает лишь учащихся 5-8 классов, то для старшеклассников систематически проводятся индивидуальные или групповые консультации по теории и практике. Большую часть материала учащиеся изучают самостоятельно, но всегда есть возможность обратиться к учителю посредством общения через электронную почту. Использование элементов дистанционного обучения в данном случае очень эффективно. Значительно снижаются затраты времени, существует возможность получить ответы на возникшие вопросы без посещения кабинета технологии, что немаловажно для старшеклассников, имеющих большие нагрузки. Работа с одаренными учащимися предоставляет им возможность проявить свои способности на предметных олимпиадах различных уровней, выставках, конференциях, конкурсах. Для мотивации и повышения интереса к урокам технологии в школе в рамках Дня науки проводится конкурс творческих работ «Сделай сам», кроме этого в начале каждого учебного года первоклассники посещают мастерские и знакомятся с лучшими работами
В раздел основное общее образование

