"Особенности уроков математики для детей с ТНР"
статья
Автор: Ермолаева Екатерина Алексеевна, учитель математики, ГКОУ РС(Я) РС(К)ШИ V вида, г.Якутск Республика Саха (Якутия)
В раздел основное общее образование
Тема
: Особенности уроков математики в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Актуальность темы:
Проблемы в преподавании математики для учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Цель:
Создание мотивации к дальнейшей успешной учебной деятельности; Формирование интереса к образованию; Создание условий в процессе обучения для максимального раскрытия способностей каждого ученика; Развитие личности и речи ребенка, умения применять приобретённые знания, умения и навыки в практической деятельности; Особенности изменений в преподавании заключаются не только в принятии коммуникативного принципа как ведущего, но прежде всего в выдвижении на первый план личности ребёнка, её потребностей в общении. Главным направлением школы, наряду с коррекционной работой – является повышение качества учебно-воспитательного процесса, основываясь на личностно-ориентированное обучение по всем предметам, особо выделяя ключевую- повышение эффективности урока в преподавании математики. Речевые нарушения проявляются в затруднении социальных контактов, робости, нерешительности, тревожности, агрессии, эмоциональных расстройствах и не способствует развитие более зрелых форм общения. Эти нарушения отражаются на формировании самосознания, самооценки ребенка. Говоря о языковом развитии таких учащихся, необходимо учитывать его социальный опыт, а также сформированность внутренней речи- сокращенного аналога внешней . Развитие коммуникативных способностей при использовании различных методов обучения и организации учебного процесса по математике.
Учащиеся должны уметь работать с учебником математики, справочными материалами, таблицами, дополнительными учебными пособиями. Учителю на уроках необходимо с опорой на жизненный и языковой опыт учащихся вести предварительную, разъяснительную работу над математическими терминами, формулировками. На уроках математики необходима система коррекционных мероприятий: 1. Постоянный контроль над произношением и устной речью учащихся. 2. Обязательная смысловая отработка нового речевого материала с обязательным контролем произношения в объёме 10-15 минут на уроке. 3. Обогащение словарного запаса путём ведения понятийного словарика начиная с простых компонентов четырёх действий математики: Самую большую трудность испытываем при решении текстовых задач.
Новые образовательные стандарты предъявляют четкие требования к
деятельности ученика на уроке. Это прежде всего:
Способность к самоорганизации в решении учебных задач
Прогресс в личностном развитии
Умение решать учебные задачи на основе сформированности
предметных и универсальных способов деятельности
На мой взгляд обеспечить выполнение этих требований возможно с
помощью проблемно-диалогического обучения.
Суть этой технологии можно схватить одной фразой: «творческое
усвоение знаний». Все начинается с возникновения проблемной
ситуации. При этом исследователь испытывает острое чувство
удивления или затруднения , которое буквально заставляет его
выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать
противоречие и сформулировать вопрос. Такое первое звено постановка
проблемы.
Следующее творческое звено- поиск решения. Ученики выдвигают
разные гипотезы.
Третье звено творческого процесса – выражение решения. Новое знание
выражается соответствующим научным языком в принятой форме. В
результате получается материальный продукт-рукопись которая
предоставляется широкой аудитории.
Каждому предоставляется возможность определить для себя долю,
характер своего участия и ответственности. Коллективно-творческое
дело позволят создавать в школе широкое игровое творческое поле ,
которое заключается в том ,что каждый участник дела находится в
ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего
то нового. В процессе коллективно-творческое дело ребята приобретают
навыки общения, учатся работать делить успехи ответственность к
другими. Таким образом идут два важных процесса одновременно-
формирование и сплочение коллектива, и развитие личности
учащегося на основе усвоения способов деятельности.
Формируются следующие универсальные учебные действия
1. Регулятивные: составление плана и последовательности действий 2. Коммуникативные: построение речевых высказываний 3. Познавательные: смысловое чтение текста, извлечение информации в соответствии с целью чтения 4. Личностные: самооценка Придумывание и составление текста задачи учащимися по заданной теме. Составляют краткую запись, решают задачу, пишут ответ. Потом презентуют перед одноклассниками и все это на русском языке. На таком уроке мы достигаем максимальной эффективности
Для активизации речевой деятельности на уроках математики, большое
внимание уделяется обучению приемам устного счёта с обязательным
проговариванием промежуточных результатов при выполнении
арифметических действий. Постепенно происходит адаптация учащихся
к переходу обучения математики к 7 классу при изучении алгебры.
В раздел основное общее образование

