Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Мир хаоса"

Большая психологическая игра для воспитанников и педагогов

Автор: Матыцина Елена Владимировна, педагог-психолог, МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Верх-Чебулинский районный детский дом", Верх-Чебула, Кемеровская область



В раздел основное общее образование



Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верх-Чебулинский районный детский дом»
Большая психологическая игра для воспитанников и

педагогов «Мир хаоса»
Подготовила и провела: Матыцина Е.В., педагог – психолог
.
ноябрь, 2015 г.
Цель: Создание условий для формирования чувства близости между воспитателями и детьми, создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения. Задачи: 1. Поставить участников в ситуацию, требующую принятия самостоятельного решения. 2. Развивать навыки коллективного взаимодействия. 3. Создать ситуацию подчеркивания значимости личности каждого участника. 4. Развивать навыки рефлексии. Материалы и требования к организации игры: карта разрушенного мира, пазлы, деревянное яйцо, бутылка для записок, канцелярские принадлежности, свечи, костюмы для ведущих, музыкальное сопровождение. Участники: воспитанники, педагоги, работающие с детьми. Возраст детей: 8 – 17 лет. Количество ведущих – 2. Игра проводится отдельно с воспитанниками каждой квартиры. Вводная и заключительная часть игры проводится в музыкальном зале с затемненными окнами, оформленным под разрушенное помещение. Сценарий данных частей игры одинаков для всех трех групп детей. Основная часть игры проводится в кабинете психолога. Она представляет собой игровые задания, они представлены в сценарии в трех вариантах, для трех групп детей.
Ход игры:

Вводная часть:
Выключается свет, звучит тревожная музыка. Участники игры, держась за руки, входят в затемненное помещение, где горят свечи. Их встречают ведущие, одетые в черные балахоны. Это жрецы разрушенного Мира Гармонии, превращенного ныне в Мир хаоса. Игроки становятся вокруг ведущих. На стене висит карта Разрушенного Мира. Ведущий: Вы попали в мир, называемый Миром хаоса. Когда то этот край процветал: здесь было много радости, повсюду звучал веселый смех, животные и люди жили в гармонии и дружбе. Все называли это место Миром Гармонии. Но случилось так, что люди утратили ценности и смысл. Мир был разрушен. С тех пор здесь поселился Господин Хаос. Смелые странники приходят сюда для того, что бы вернуть миру гармонию Но, увы, их попытки до сих пор не увенчались успехом. Вы видите карту этого мира, она до сих пор пуста. В том случае, если игра проводится не первый раз и на карте уже есть заполненное пространство, звучит фраза: «Вы видите карту этого мира, над ней трудились те, кто был до вас. Проделана большая работа, но на карте еще очень много пустых мест». Ведущий: Мир ждет новых героев, способных вступить на путь борьбы с Хаосом. Согласны ли вы принять участие в восстановлении гармонии в этом мире и пройти путь до конца? Хватит ли у вас смелости? Я обращаюсь к каждому из вас.
Участники в индивидуальном порядке отмечают на вопросы. В том случае, если находится человек, отказывающийся от участия в предстоящем действии, он выводится из игры. Ведущий обсуждает с участниками создавшуюся ситуацию. Ведущий: Случилось так, что один из вас, оценив ситуацию, не захотел продолжать путь. Но каждый человек не повторим, и в каждом есть что то особенное. Поэтому вместе с ним вы потеряли нечто уникальное. Что вы чувстуете по этому поводу? Что изменилось в отряде? Как вы восполните утрату? Далее всем участникам предлагается дать клятву. Ведущий читает текст клятвы (см. Приложение 1). Игроки после каждого пункта повторяют вслух: «Клянемся». Ведущий: Вам предстоят нелегкие испытания. Но, прежде чем вы отправитесь в путь, мы хотим знать, что дает вам уверенность в том, что вы справитесь с предстоящими испытаниями? Пусть каждый назовет свое качество и качество вашего отряда, которое дает право утверждать, что этот путь вам по плечу. Участники называют качества. В случае затруднений возможно коллективное обсуждение достоинств каждого человека и группы в целом. Ведущий: Сейчас мы еще раз убедились, что потенциал вашего отряда огромен. Но и трудности вас ждут серьёзные. Хаос будет погружать вас в различные ситуации. Итог будет зависеть от смелости, решительности, находчивости каждого из вас. После каждого успешно пройденного испытания вы будете получать кусочек карты (пазл), на котором обозначены высшие ценности, утраченные разрушенным Миром Гармонии. Если вы не справитесь с каким-либо заданием, осколок карты останется в руках слуг Хаоса. В помощь вы получите талисман, символ Мира Гармонии – яйцо. Человек, готовый взять на себя ответственность за его хранение, должен написать на нем свое имя. В том случае, если игра проводится не первый раз, звучит фраза «На нем начертаны имена всех Хранителей, когда-либо прикасавшихся к нему». Ведущий: Берегите его. Слуги хаоса охотятся за этим талисманом. Если он пропадет, вам предстоит пройти еще более суровое испытание или же навсегда остаться в Мире хаоса. Выберите из своих рядов хранителя. В случае, когда игра будет проводится не первый раз, участники получают бутылку с записками тех, кто играл ранее. Ведущий: Те, кто прошел этим путем до вас, оставили свои наставления. Прочтите их. Может быть, опыт предшественников сослужит вам добрую службу. Гаснут свечи. Звучит музыка. Игроки, взявшись за руки, покидают это помещение и переходят в следующее, где участники выполняют игровые задания. В ходе испытаний игроки получают пазлы с заранее написанными качествами, которые могут проявлять участники при выполнении заданий. Если игроки не справились с выполнением заданий, они не получают пазл. Во время этого второй ведущий пытается незаметно отнять у хранителя яйцо - талисман Мира Гармонии. Если ему это удается, участники спускаются в то помещение,
где происходило начало игры, воспитанники должны будут выполнить задание слуги Хаоса. Он выбирает воспитанника, либо самостоятельно (желательно, что бы это был ребенок с низким социометрическим статусом в группе), либо по жребию. Остальные должны назвать 20 положительных качеств, свойственных этому участнику. После успешного выполнения данного задания участники вновь возвращаются в помещение, из которого они пришли.
Заключительная часть:
По окончании испытаний игроки в полной темноте под звуки музыки вновь попадают в то помещение, что и в начале игры. Ведущий: Вам пришлось преодолеть много испытаний. На этом трудном пути были и победы и поражения. Расскажите о том, что запомнилось вам больше всего, что показалось особенно важным. Участники по очереди рассказывают о впечатлениях от игры. Ведущий: Мы подошли к самому волнующему моменту. Вам предстоит запомнить карту теми кусочками, которые вы сумели добыть в ходе испытаний. Участники приклеивают пазлы к карте Разрушенного мира. Ведущий: Просим хранителя талисмана передать яйцо на хранение жрецам Мира Гармонии. Вы с достоинством выполнили поставленные задачи. Но, как видите, на карте еще много пустых мест. Мир Гармонии не восстановлен. Мы надеемся, что за вами и придут следующие храбрецы, рискнувшие бросить вызов Миру хаоса. Оставьте для них свои записи, которые помогут им преодолеть трудности. Ведущий: На этом ваше пребывание в Мире хаоса закончено. Вы не можете далее оставаться здесь. Мы просим вас покинуть этот Мир, но сохранить в памяти опыт, который вы получили. Гаснут свечи. Звучит музыка. Участники вновь поднимаются в кабинет психолога, где проводится окончательное подведение итогов игры.
Основная часть:


Вариант №1

Задание №1.

Упражнение «Карандаши»
Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад. После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания: 1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение. 2. Вытянуть руки вперед, отвести назад. 3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга). 4. Наклониться вперед, назад, выпрямиться. Оценивается: выполнение инструкций ведущего, доброжелательность взаимоотношений, взаимопомощь. За правильное выполнение задания участники получают пазл с надписью
«Единство».

Задание№2.
Интеллектуальная разминка: предлагается совместными усилиями вспомнить и рассказать любое стихотворение. Оно должно быть как можно длиннее. Рассказав 16 стихотворных строчек, группа получает пазл. Возможно получить дополнительный пазл, вспомнив стихотворение из 32 строчек. За правильное выполнение задания участники получают пазл с надписью
«Память».

Задание №3.
Группа делится на детей и взрослых. Каждые подгруппы на листок записывают продолжение предложения дети - «Хорошо быть ребенком…», педагоги – «Хорошо быть взрослым…». После выполнения задания, листочки сдаются ведущим. Затем участники пытаются угадать мнения противоположной подгруппы. Оценивается: совпадение ответов у детей и взрослых. За правильное выполнение задания участники получают пазл с надписью
«Понимание».


Задание №4.

Упражнение «Восковая палочка»
Участники разбиваются на группы по 8–9 человек, желательно равное количество юношей и девушек. Группа встает в тесный, плотный круг, держа руки ладонями вперед на уровне груди. Диаметр круга около 1,5 метра. Водящий в центре круга расслабляется и начинает свободно падать вперед или назад на руки стоящих вокруг участников. Их задача - мягко ловить его на руки (с опорой на плечи) и легко отталкивать от себя, так, чтобы он начал падать в другую сторону. Желательно, чтобы в середине круга побывал каждый участник. Оценивается: бережное отношение к «восковой палочке», участие всех членов группы, включая воспитателя. За правильное выполнение задания участники получают пазл с надписью
«Доверие».

Задание №5.

Игра «Сороконожка»
Все участники собираются в центре комнаты, создав круг – спиной в центр круга. Берутся за руки, образуя живое кольцо. Ведущий объясняет правила игры. На протяжении первого этапа игры нельзя общаться, разговаривать, обмениваться информацией. Каждый из игроков определяет для себя место в пределах комнаты, куда хотел бы он добраться. Это место может быть в любой стороне. По сигналу ведущего каждый должен попытаться как можно скорее достичь намеченного им места и оставаться там не менее 3 секунд. После того, как все игроки команды побывали на облюбованных местах, можно сообщить ведущему группового задания. Чем скорее команда справится с заданием, тем лучший результат будет зафиксирован в итоге. Если игроки расцепляют руки или начинают разговаривать, ведущий останавливает игру до полного восстановления порядка, а затраченное время включает в общее время игры, что ухудшает результат. Второй этап игры проводится по тем же правилам с одним-единственным изменением: игрокам разрешено разговаривать, они могут выработать какую-то групповую стратегию. По окончании второго этапа ведущий объявляет команде результат. Оценивается: время, потраченное на выполнение заданий. Второй этап должен занимать значительно меньшее время. За выполнение задания участники получают пазл с надписью
«Сплоченность».

Задание №6.
Рисунок «Наша семья»
Участникам предлагается нарисовать коллективный рисунок, отражающий особенности их группы-семьи. Оценивается: участие каждого ребенка и взрослого, проявление доброжелательности и терпения при выполнении рисунка, содержание рисунка. За правильное выполнение задания участники получают пазл с надписью
«Дружба».

Вариант №2

Задание №1.

Упражнение «Карандаши»
Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад. После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания: 1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение. 2. Вытянуть руки вперед, отвести назад. 3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга). 4. Наклониться вперед, назад, выпрямиться. Оценивается: выполнение инструкций ведущего, доброжелательность взаимоотношений, взаимопомощь. За правильное выполнение задания участники получают пазл с надписью
«Доброта».

Задание№2.
Интеллектуальная разминка: «Продолжи предложение» Ведущий говорит предложение, участники должны догадаться о принципе его составления, который заключается в том, что произносятся слова, начинающиеся с букв, составляющих фамилию человека и продолжить каждый свое предложение. Ведуший: Я отправляюсь в путешествие и возьму с собой в дорогу: матрас, азбуку, тигра. А Саша возьмет с собой в дорогу…что? За правильное выполнение задания участники получают пазл с надписью
«Интеллект».


Задание №3.

Упражнение «Скала»
Инструкция: Сейчас команда в полном составе выстраивается на скамейке в ряд, взявшись под руки. Спереди и сзади – “бездонная пропасть”. Крайний участник должен переправиться на другой конец цепи с помощью остальных участников скалы. Падение со скалы несет команде “смерть” участника. Таким образом, на другой конец цепи постепенно должны переправиться все участники команды. Каждый член команды по очереди перемещается из одного конца скамейки в другой таким образом, чтобы тот, кто в начале упражнения стоял последним, в результате оказался первым”. Оценивается: доверие участников друг к другу, отсутствие падений. За правильное выполнение задания участники получают пазл с надписью «
Поддержка».

Задание №4.
Группа делится на детей и взрослых. Каждые подгруппы на листок записывают продолжение предложения: дети - «Дети любят больше всего…», педагоги – «Взрослые любят больше всего…». После выполнения задания, листочки сдаются ведущим. Затем участники пытаются угадать мнения противоположной подгруппы. Оценивается: совпадение ответов у детей и взрослых. За правильное выполнение задания участники получают пазл с надписью
«Внимательнось».

Задание №5.

Упражнение «Поднять на одеяле»
Предлагается по очереди лечь на покрывало, а всем остальным аккуратно поднять участника на небольшую высоту и снова опустить. Оценивается: бережное отношение к участнику, участие всех членов группы, включая воспитателя. За правильное выполнение задания участники получают пазл с надписью
«Забота».

Задание №6.

Рисунок «Наша семья»
Участникам предлагается нарисовать коллективный рисунок, отражающий особенности их группы-семьи. Оценивается: участие каждого ребенка и взрослого, проявление доброжелательности и терпения при выполнении рисунка, содержание рисунка. За правильное выполнение задания участники получают пазл с надписью
«Уважение»

Вариант №3


Задание №1.

Упражнение «Карандаши»
Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад. После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания: 1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение. 2. Вытянуть руки вперед, отвести назад. 3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга). 4. Наклониться вперед, назад, выпрямиться. Оценивается: выполнение инструкций ведущего, доброжелательность взаимоотношений, взаимопомощь. За правильное выполнение задания участники получают пазл с надписью
«Ответственность».

Задание№2.

Упражнение «Подарок»
Участники по кругу делают друг другу какой – либо подарок, изображая его без слов. Условие: подарок должен быть приятен и узнаваем участниками. За правильное выполнение задания участники получают пазл с надписью
«Любовь».

Задание №3.

Упражнение «Восковая палочка»
Группа встает в тесный, плотный круг, держа руки ладонями вперед на уровне груди. Диаметр круга около 1,5 метра. Водящий в центре круга расслабляется и начинает свободно падать вперед или назад на руки стоящих вокруг участников. Их задача - мягко ловить его на руки (с опорой на плечи) и легко отталкивать от себя, так, чтобы он начал падать в другую сторону. Желательно, чтобы в середине круга побывал каждый участник. Оценивается: бережное отношение к «восковой палочке», участие всех членов группы, включая воспитателя. За правильное выполнение задания участники получают пазл с надписью
«Расслабление».


Задание №4.
Группа делится на детей и взрослых. Каждые подгруппы на листок записывают продолжение предложения: дети - «Трудно быть ребенком потому, что…», педагоги – «Трудно быть взрослым потому, что…». После выполнения задания, листочки сдаются ведущим. Затем участники пытаются угадать мнения противоположной подгруппы. Оценивается: совпадение ответов у детей и взрослых. За правильное выполнение задания участники получают пазл с надписью
«Взаимоотношения».

Задание №5.

Упражнение «Поднять на одеяле»
Предлагается по очереди лечь на покрывало, а всем остальным аккуратно поднять участника на небольшую высоту и снова опустить. Оценивается: бережное отношение к участнику, участие всех членов группы, включая воспитателя. За правильное выполнение задания участники получают пазл с надписью
«Сплоченность».

Задание №6.

Рисунок «Наша семья»
Участникам предлагается нарисовать коллективный рисунок, отражающий особенности их группы-семьи. Оценивается: участие каждого ребенка и взрослого, проявление доброжелательности и терпения при выполнении рисунка, содержание рисунка. За правильное выполнение задания участники получают пазл с надписью
«Терпение»

Приложение №1

Клятва вступающих в Мир хаоса:

Вступая в разрушенный хаосом мир, клянёмся пройти выпавший нам путь до конца, не свернув с дороги на полпути. Клянемся, мы приложим все свои силы для того, чтобы внести порядок и гармонию в мир хаоса. Клянемся, мы сохраним наше единство, останемся верны дружбе, не покинем друга в беде. Клянемся. Литература:
1. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М.; под общей ред. М.Р. Битяновой. – СПб.; Питер, 2008.- 304 с. 2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. – М.: Генезис, 1998. 3. Тренинг развития жизненных целей/ Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г.; под. ред. Трошихиной - СПб.: Речь, 2003г.- 215с. 4. Работа с детьми, перенесшими психологические травмы. Методика группового тренинга / И.А. Алексеева [и др.]. – СПб.: Речь, 2012.- 156с. Анализ проведенного мероприятия. В мероприятии принимали участие воспитанники 2 квартиры – 11 человек и воспитатель: Ляхова М.А. В ходе психологической игры были выполнены все подготовленные задания, соблюдены все условия.
Все дети самостоятельно приняли решение участвовать в игре. Многие не смогли самостоятельно назвать свои положительные качества, им помогали дети группы. Это объясняется индивидуальными особенностями воспитанниц, а так же тем, что дети еще находятся непродолжительное время в учреждении. Хранителем талисмана все назвали Сидорову В.. Она положила яйцо себе в карман, поэтому возможности его выкрасть у слуги Хаоса не было. На протяжении всей игры она же, Сидорова В., была безоговорочным лидером. Все дети подчинялись ей, зачастую в ущерб себе, соглашались с ее мнением. Но в конечном итоге, это подчинение привело к тому, что большинство приготовленных заданий группа выполнила успешно. У воспитанников развивались навыки коллективного взаимодействия, были созданы такие условия, когда оказались очень важными личность каждого участника, создалась необходимость проявления доверия к группе, сплоченность, интереса к каждому из участников. Дети и взрослые учились рефлексии. Была создана ситуация, когда дети попросили ведущих реабилитироваться и попытаться заслужить пазл, который они не выиграли в упражнении «Закончи предложение». Участникам было предложено назвать 20 положительных качеств девушки, которая является аутсайдером в группе. Это повысило ее самооценку, другие дети стали более дружелюбно к ней относиться. Наибольшие трудности возникли у воспитанников при задании, когда необходимо было угадать детям, как продолжит воспитатель предложение «Хорошо быть взрослым…», а взрослому – «Хорошо быть ребенком…». Это объясняется тем, что участники мало знают о личной жизни друг друга, о ситуациях комфортности для каждого человека. Упражнение «Сороконожка» многие дети назвали, как самое интересное задание, вместе с тем, что условие его они до конца не выполнили. Комфортное место, которое каждый участник должен был занять в первой части упражнения дети, фактически не заняли, а согласились на то, что нужно просто сделать шаг вперед. Никто из воспитанников не стал настаивать на том, что бы достичь другого места, кроме того, которое они смогли достичь. Вторая часть упражнения подразумевала возможность общения участников. Тем не менее, такого общения не было. Но, все таки «сороконожка» растянулась и некоторые дети смогли дотянуться до предполагаемого комфортного места. Воспитанницам было свойственно соглашательство с Сидоровой В., боязнь проявлять свою точку зрения. Эта воспитанница подавляет инициативу других детей, во всех заданиях занимала лидирующую позицию, самостоятельно принимала решения, не спрашивала мнения других. В будущем необходимо проводить работу с этой воспитанницей по развитию у нее эмпатии, доброжелательности, толерантности. Вместе с тем, между детьми и воспитателем было достигнуто достаточно близкое взаимодействие, была создана атмосфера принятия и понимания, развивались навыки общения в группе. Данное занятие так же поможет более успешно адаптироваться в квартире вновь поступившим детям – Жилиной А., Горловой И., Шавриной Д., Поляковой С. Педагог – психолог Е.В.Матыцина


В раздел основное общее образование