Использование новых образовательных технологий
методическая разработка
Автор: Зубцова Татьяна Сергеевна, учитель английского языка, МБОУ СОШ №90 г.о.Самара, Самара
В раздел основное общее образование
Использование новых образовательных технологий
(в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
ФИО аттестуемого Зубцова Татьяна Сергеевна
Технология
Обоснование выбора
Системность использования
(периодичность, тип урока, этап изучения темы, этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.)
Результат
(методическая и практическая направленность использования)
Информационно-
коммуникативные
технологии
За последние несколько лет в нашу школу поступило большое количество компьютеров. Это позволило увеличить разнообразие и возможность быстрой подготовки наглядного материала, проверочных тестов, а затем и способствовало развитию коммуникативных способностей обучающихся. Сначала это были презентации, небольшие видеофильмы, напечатанные задания, тесты. С развитием ЭОР возможности расширялись: в интернет-сети появились интересные научно-популярные и документальные фильмы, сайты с разнообразными материалами, образовательные порталы, электронные образовательные ресурсы в составе учебно-методических комплектов, энциклопедии и т.п. С появлением интерактивной доски в моем классе у Во время уроков английского языка при изучении материала на разных этапах урока я использую ИКТ и ЭОР. В моём пользовании: -
интерактивная доска SMART Notebook,
- компьютер для учителя,
- компьютеры для учеников,
- проектор,
- документ-камера,
- система контроля и мониторинга качества
знаний PROklass
- модульная система экспериментов PROLog
- аудиоприложения к учебникам
Периодичность:
Систематически на всех типах и этапах урока и внеурочной деятельности
Тип урока:
Все типы уроков
Этап изучения темы:
На всех этапах изучения темы
Этап урока:
Результатами применения ИКТ и ЭОР являются: 1) Повышение интереса обучающихся к урокам английского языка. 2) Успешное усвоение учебного материала является следствием возможности использования разных учебных ресурсов, отработать пробелы самостоятельно дома. 3) Формирование коммуникативных учебных действий при работе над созданием проектов. Часто необщительные, замкнутые ребята именно в работе с компьютером оказываются очень способными, а работа с ЭОР для них становится хорошей возможностью
обучающихся появилась большая заинтересованность предметом. Использование возможностей ИКТ способствует: повышению мотивации к учению, повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности, активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости обучающихся, развитие наглядно-образного, информационного мышления, развитию навыков самообразования и самоконтроля, повышению активности и инициативности на уроке, повышению уровня комфортности обучения. Использование ИКТ на уроках помогает не только обучающимся усвоить материал, но и учителю творчески развиваться. Простота использования интерактивной доски побуждает желание идти к доске и работать, повышается интерес к учебе. Теперь представить современный урок без ИКТ и ЭОР очень сложно. ЭОР и ИКТ обеспечивают материалами учебный процесс на каждом этапе: это и получение более наглядной информации при изучении нового материала, и возможность получения учащимися дополнительной информации дома, и контроль учебных достижений. ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока: - для обозначения темы урока; - в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию, - при объяснении нового материала, когда учителем демонстрируется через мультимедиа- проектор новый материал; - при проверке домашнего задания, через мультимедиа-проектор; - при работе над ошибками Как сопровождение объяснения учителя (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты) Для контроля обучающихся (тесты, викторины).
Вид деятельности:
учитель-ученик, ученик-ученик
Действия учителя
: организует работу, выступая в роли консультанта, корректора, контролёра.
Действия ученика:
обучающиеся определяют недостатки и положительные стороны своей деятельности, анализируют, мысленно представляют возможные результаты изменений в своих действиях, самостоятельно оценивают выполнение заданий. При выполнении домашних заданий ребята не только готовят дополнительные материалы по теме, готовят презентации, но и самостоятельно выполняют проверку усвоения темы. Большое значение материалы ЭОР и ИКТ имеют при подготовке проектов, научно-практических работ. укрепить свой авторитет среди одноклассников. 4) Овладение обучающимися ключевыми компетентностями. 5) Формирование общих и специальных информационных и коммуникативных компетенций. Формируется активная учебная деятельность, самостоятельное мышление, познавательные интересы. 6) Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся. Углубляются межпредметные связи. 7) Усиление практической направленности знаний. Формируется устойчивый познавательный интерес обучающихся к интеллектуально-творческой деятельности. 8) Повышение воспитательного воздействия во всех формах деятельности. 9) Осуществление индивидуализации и
Применение интерактивных моделей и динамических презентаций является одним из наиболее эффективных способов внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс. Важное значение имеет использование ЭОР в дистанционном обучении при инклюзивном образовании или во время карантина. Использование сети даёт возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию обучения и самообучения. При использовании ЭОР и ИКТ увеличивается производительность учебной деятельности, возрастает скорость поиска информации, увеличивается количество источников информации, упрощается формирование материала, оформление печатной работы или презентации. Чаще всего использую: Электронное приложение ABBYY Lingvo и ABBYY Lingvo Tutor Электронное приложение к УМК «Английский в фокусе» для начальной школы (для каждого класса отдельно) Электронное приложение «Enjoy English» (для каждого класса отдельно) Электронное приложение «Enjoy the ABC» для 2 класса Электронное приложение «Enjoy listening and playing» для 2 класс Электронное приложение к УМК «Английский в фокусе» для 5-9 классов (для каждого класса отдельно) Электронное приложение-тренажер с аудиокурсом для 10-11 класса (для подготовки к экзаменам) Электронное пособие REWARD InterN@tive Электронное пособие «Английский. Путь к совершенству» Мультимедийная обучающая программа «Brisge to Enflish» Обучающая программа «Подготовка к ЕГЭ. Английский язык» «Английский язык. Витаминный курс» (серия обучающих программ по английскому языку для учащихся 5-8 классов) «Развивайка. Веселый английский» (обучающая программа для школьников 1-5 дифференциации. 10) Развитие способности свободного культурного общения обучающихся с помощью современных коммуникационных средств. Обучающиеся обучаются методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания; становятся активными субъектами учебной деятельности, овладевают практическими способами работы с информацией. 11) Развитие умения обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира. Выступление на методобъединении с темой «Использование учебного наглядного оборудования во внеурочной деятельности». Протокол №3 от 28.03.2013 Выступление на методобъединении с темой «Использование электронных образовательных ресурсов для преподавания грамматики на уроках английского языка».
классов) Система контроля и мониторинга качества знаний PROCLass Модульная система экспериментов PROCLass fcior.edu elf-english audioenglish englishclub 365 ESL Short Stories lcfclubs learnenglish.britishcouncil/en lengishtests/listening esl.about Протокол №3 от 2.04.2012
Электронные
образовательные
ресурсы
Снижение динамики качества знаний учащихся, невысокая мотивация к изучению английского языка, отсутствие ориентации учебного процесса на развитие творческого потенциала личности обучающихся и отсутствие навыка работы с информационными ресурсами сети Интернет способствовали использованию электронных образовательных ресурсов. Современный электронный образовательный ресурс интенсифицирует учебный процесс и может использоваться в процессе закрепления новых знаний, отработки умений и навыков. Использование ЭОР позволяет усилить мотивацию учения, индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, основываясь на личностно-ориентированном обучении. ЭОР представляет собой достаточно эффективный механизм, способствующий более быстрому запоминанию материала, благодаря активации зрительной, слуховой и моторной памяти.
Периодичность:
Систематически на всех типах и этапах урока и внеурочной деятельности. Компьютер присутствует на всех типах и этапах урока, с учетом санитарно-гигиенических норм для каждого возраста. Ноутбук и проектор использую как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Детские ноутбуки использую на уроках закрепления изученного материала, для организации групповой или индивидуальной работы, для осуществления проектной деятельности. В своей работе использую различные виды ресурсов учебного назначения - мультимедийные курсы; - презентации к урокам; - логические игры;
-
компьютерные тренажеры.
Аудиодиски
к УМК «Английский в фокусе 2-11 классы издательства «Просвещение»: к разделам учебника, рабочей тетради, книги для чтения, для самостоятельной работы учащихся дома. Данные аудиофайлы можно найти на сайте Просвещения по ссылке: prosvumk/spotlight/info.aspx? ob_no=16495
Электронный учебник
English World 3 Используется во внеурочной деятельности с учащимися начальной школы для предъявления учебного материала по английскому языку, -Овладение обучающимися ключевыми компетентностями; - Рост динамики качества знаний и эффективности урока; -Формирование общих и специальных информационных и коммуникативных компетенций. -Формирование активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов. -Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся. Использование аудиозаписей на уроках английского языка способствует эффективному формированию всех видов речевой деятельности, активизации их речемыслительной деятельности, развитию навыков самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных
закрепления знаний, выполнения практических заданий, контроля (самоконтроля) усвоения знаний
Электронное учебное пособие
Muffin Songs - Teddy Bear (песенка «Медвежонок» и др.) Электронный адрес: youtubewatch?v=PpCeMySBE_c Используется на уроках в качестве динамической паузы. заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера при выполнении тестов ЕГЭ и ОГЭ. Электронный учебник позволяет обучающимся комплексно использовать дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине для самостоятельного получения и контроля знаний, осознанного усвоения содержания обучения. Использование интерактивной доски позволяет активно вовлекать обучающихся в учебную деятельность, повышает мотивацию обучения, стимулирует творческую активность и способствует развитию личности, расширяет возможности предъявления учебной информации, является наиболее эффективным и экономным во времени.
Проектно-
исследовательские
технологии
Проектная методика и информационные технологии в совокупности могут облегчить поиск учителем необходимых «стимулов», которые значительно повысят интерес обучающихся к английскому языку. Это незаменимый способ организации индивидуальной работы обучающихся. «Проект на уроке английского языка – это специально организованный учителем и выполняемый учащимися самостоятельно комплекс действий, завершающийся творческим продуктом». (Е. С. Полат). Во время выполнения проекта обучающиеся самостоятельно учатся приобретать знания, развивать свои познавательные интересы. Разработка проектных и исследовательских заданий воспитывает у обучащихся самостоятельность, творческую активность, трудолюбие, целеустремленность, умение делать выводы, развивает навыки исследовательской деятельности. За время работы с проектами я увидела преимущества этой технологии: усиление интереса к предмету, профессиональная ориентация, возможность показать свои интересы и поделиться ими с другими, связь полученных знаний с реальной Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и ученика, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Работа над проектом включает деятельность педагога и детей.
1.
Мини-проекты
(один урок) выполняются в конце изучения темы (1-2 раза в месяц). Обучающиеся осваивают лексический и грамматический материал и на основе изученного, выполняют творческую работу. Учитель предлагает различные способы поиска дополнительного материала (словари, интернет-ресурсы и т. д.). В ходе презентации обучающиеся по одному выходят к доске, демонстрируют готовый продукт и представляют его на английском языке. Как правило, мини- проекты выполняются обучающимися младшего и среднего звена.
2.
Недельные проекты
выполняются в группах. Возможно сочетание классных форм с внеклассными.
3.
Годичные проекты
могут выполняться как в группах так и индивидуально во внеурочное время. Как правило, данные проекты создаются обучающимися среднего и старшего звена. Использование данной технологии дает хороший Выступление на методобъединении с темой «Планирование научной работы с обучающимися». Протокол №2 от 9.11.2014 Выступление на Районном педагогическом форуме «ФГОС в действии: инновации, технологии, разработки» с темой: «Особенности использования метода проектов в изучении иностранного языка в рамках реализации ФГОС» Формирование у обучающихся компетентности решения проблем; коммуникативных навыков при подготовке групповых проектов. В 2010-2015 гг. обучающиеся регулярно выступали соревнованиях, конкурсах и конференциях, в основе которых была заложена проектно-исследовательская технология, и показывали себя на высоком уровне (завоевывая различные призовые места, в том числе, и
жизнью. эффект при закреплении теоретических знаний и практических умений по новой теме. Метод проектов позволяет мне строить учебный процесс исходя из интересов, обучающихся; дает возможность обучающемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности. Введение элементов проектной деятельности и ее развитие позволяют мне уйти от однообразия образовательной среды и монотонности учебного процесса; создают условия для смены видов работы. При выполнении проекта обучающиеся решают поставленную проблему, учатся применять знания из различных областей науки, техники. первые).
Технология
обучения в
сотрудничестве
(командная,
групповая работы)
Данную технология в своей работе я использую давно. С введением ФГОС групповые формы работы становятся более популярными. Эти виды деятельности развивают у обучающихся взаимоответственность, способность обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей. Очень хороший эффект данной технологии дает при выполнении учащимися разных заданий на обобщающих уроках. Она необходима как промежуточный этап между общеклассной дискуссией по открытию нового способа действий и индивидуальной работой по освоению нового материала. Формирование коммуникативных навыков: умения сотрудничать с учителем и с обучающимися в группе, выслушивать и принимать чужое мнение и в то же время, доказывать правильность своего, делить ответственность за правильность и результат действий.
Здоровье
сберегающие
технологии
Здоровьесберегающие технологии использовались в школе всегда, но в последнее время им уделяется большое внимание, т.к. усиливается действие фактов, ухудшающих здоровье обучающихся. Это такие факты как: возрастание учебной нагрузки, однообразие видов деятельности, неумение обучающихся правильно распределять внеучебное время, большое количество времени, проводимое за компьютером и другими гаджитами. снижение двигательной активности, отсутствие ценностного отношения к собственному здоровью в семье и обществе в целом, несформированность навыков здорового образа жизни, «плохая» экология. Все это приводит к хронической психологической и физической усталости, снижение иммунитета и росту инфекционных заболеваний, усугублению хронических. При неправильном построении урока с точки зрения критериев здоровьесбережения теряется концентрация и переключение внимания, растёт утомляемость, возникают всевозможные стрессовые ситуации. В
Периодичность:
Для организации учебного процесса выстраиваю учебную деятельность согласно критериям здоровьесбережения. Систематически на всех типах и этапах урока и внеурочной деятельности
Тип урока:
На всех типах
Этап изучения темы:
На всех этапах, исходя из структуры урока и утомляемости обучающихся
Вид деятельности:
учитель-ученик, ученик - ученик
Действия учителя
: - создание и поддержка благоприятного психологического и эмоционального климата на уроке; - исключение перегрузок.
Действия ученика:
- обучающийся активно участвуют в физминутках, любит видеоролики. Стараюсь на каждом уроке создавать благоприятный эмоциональный и психологический климат. С учетом возрастных и физических особенностей обучающихся разных классов, особенностей видов деятельности, применяемых на уроке, использую разные способы снятия утомляемости. В 2-6 классах на каждом уроке использую физкультминутки, динамические паузы. В младшем и среднем звене физкультминутки или динамические паузы проводится в середине или Выступление и мастер-класс на методобъединении с темой «Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время». Протокол № 2 от 10.11.2012 г. Сохранение психического и физического здоровья обучающихся: создание благоприятного психологического фона на уроке, создание условий для самовыражения обучающихся, инициация разнообразных видов деятельности, предупреждение гиподинамии. Уменьшение пропусков по болезни, случаев снижения уровня зрения, нарушения осанки обучающихся. Правильно подобранная музыка способствует эстетическому воспитанию, воспитывает ритм и культуру движений. Снятие умственного напряжения, небольшой отдых, вызов положи-тельных эмоций, хорошего настроения ведёт к улучшению усвоения материала.
такой ситуации восприятие нового материала становится малопродуктивным. Построение уроков с учётом критериев здоровьесбережения позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время и способ подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что повышает продуктивность восприятия учебного материала. второй половине каждого урока. Часто проводятся под музыку, обучающиеся любят танцевать, при этом могут петь. В старших классах это - элементы релаксации, например, упражнения на снятие напряжения глаз, смена позы, заинтересованность чем-либо необычным, новым. Приведём основные формы работы с обучающимися:
Head 1. Динамические паузы
«Head and shoulders, knees and toes», «Two little feet», «Hands up, hands down», «This is my right hand» и др. К этой же категории можно отнести упражнения по типу «тусовка», когда учащиеся получают задание собрать информацию (Например, заполнить таблицу «Любимый вид спорта одноклассников»), свободно перемещаясь по классу.
2. Танцевальные и певческие паузы
проводятся под музыку. В УМК «Английский в фокусе» много песен, которые можно петь и одновременно выполнять движения. Например, «Toys for me, toys for you» 2 класс.
3. Упражнения для глаз
(вертикальные движения глаз вверх-вниз, горизонтальные- вправо-влево, вращение глазами по часовой стрелке и против неё и др.)
4. Релаксация
. Выполнение некоторых учебных заданий требует предварительной подготовки релаксационного характера для вхождения в ситуацию. Поддержание положительного отношения обучающегося к себе, уверенности в себе, в своих силах, доброжелательного отношения к окружающим. К окончанию школы у выпускников формируются стойкие санитарно-гигиенические навыки, ответственности за свое здоровье и здоровье других людей. Старшеклассники готовят проекты по сохранению здоровья, с которыми выступают на внеклассных мероприятиях. В начальных и средних классах старшеклассники готовят беседы о здоровом питании; вреде курения, алкоголя, наркотиков; о необходимости заниматься спортом и т.п. На 5% увеличилась работоспособность на уроках и дома.
Например, Close your eyes and listen to the music. Think of your family at home on a cold, snowy, winter Sunday evening. What can you see, hear, smell? How does it make you feel? На уроках слежу за соблюдением осанки, стараюсь чередовать разнообразные виды деятельности. В кабинете соблюдается все гигиенические требования к условиям учебного процесса: правильно подобрана мебель, хорошая освещенность доски и учебных столов, соблюдается нужный воздушно-тепловой режим.
5. Положительный психологический климат
на уроке. Помимо соответствующего микроклимата (нормальная температура, свежий воздух и т. д.) на уроках использую методы позитивной психологической поддержки обучающегося. Это может быть вербальная похвала: «Well done!», «Very well!», «Good for you!», а также невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.
Технология
деятельностного и
проблемного
обучения
У обучающихся, перешедших из начальной школы в среднюю, слабо развито умение самостоятельно овладевать знаниями, анализировать, обобщать, делать выводы. У большинства обучающихся, даже средней и старшей школы, отсутствуют навыки познавательной и исследовательской деятельности; нет навыков использования знаний в новой ситуации.
Периодичность:
Систематически на всех типах и этапах урока и внеурочной деятельности
Тип урока:
Комбинированные уроки Урок изучения нового материала и первичного закрепления;
Этап изучения темы:
- постановка учебной проблемы - поиск ее решения. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний; развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности; воспитание активной личности. На уроке создается атмосфера сотрудничества, совместного
Этап урока:
- возникновение проблемной ситуации, - осознание сущности затруднения и постановка проблемы, - нахождение способа решения проблемы, - предположение и обоснование гипотезы, - доказательство гипотезы, - проверка правильности решения проблем.
Вид деятельности:
учитель - ученик, ученик - ученик
Действия учителя
: организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Учитель объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура – обучающийся. Учитель же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения: побуждает, воодушевляет и закрепляет авторитет обучающегося.
Действия ученика:
обучающийся является субъектом деятельности учителя. Деятельность идет не от учителя, а от самого обучающегося. Данная технология в моей работе связана с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия обучающихся. Стараюсь на уроках не давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики поиска ответа на проблемные вопросы. Мотивация этой деятельности, проблемный характер изучаемого материала, поиск выхода из любой ситуации, рефлексия деятельности позволяют говорить о развитии разных сторон мышления обучающихся, расширения запаса их интеллектуальных умений, способностей четко мыслить, полноценно логически рассуждать.
«открывали» новые знания, смело высказывали свое мнение или предложение. Для создания проблемной ситуации на уроке использую противоречивые факты, научные теории, взаимоисключающие точки зрения, разрушить которые можно опираясь на новый материал.
Игровые
технологии
Игровое обучение основано на использовании в учебном процессе дидактических, учебных, ролевых игр. С приходом ребёнка в школу меняется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом деятельности становится учение. Но именно в процессе игры ребёнок приобретает определённые учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими людьми.
Периодичность:
Систематически на всех типах и этапах урока и внеурочной деятельности
Тип урока:
Урок изучения нового материала Уроки совершенствования знаний, умений и навыков Комбинированные уроки
Этап изучения темы:
На этапе актуализации знаний для создания доброжелательной обстановки использую игру- приветствие. На уроке открытия новых знаний игра-путешествие. Игровые элементы на этапах закрепления полученных знаний. На уроках обобщения знаний можно использовать ролевые игры. Дидактические игры - для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета.
Этап урока:
-предложение игры детям -разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. -развитие игровой ситуации. В результате использования технологии посредством игры обучающиеся узнают новый материал, учатся наблюдать, анализировать, учатся в процессе игры общаться, пробуют себя в разных ролях. Игровые технологии позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс. Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин. Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе). Сокращается время
-подведение итогов игры
Вид деятельности:
учитель-ученик, ученик - ученик
Действия учителя:
выбирает вид игры, объясняет правила, проводит технику безопасности, разбивает детей на команды, выполняет роль судьи, подводит итоги игры.
Действия ученика
: знакомятся с вариантом игры, предлагают дополнения в ход игры, включаются в игровою ситуацию, ищут правильные направления действий для достижения поставленной в игре цели. накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).
При систематическом
использовании на уроках
игровых технологий
наблюдаются следующие
результаты:
формируется такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности; вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике; создается положительный морально-психологический климат в классе для развития личности обучающихся; повышается уровень развития коммуникативных навыков обучающихся; в каждом классе выделяется
группа обучащихся, у которых наблюдается высокий уровень сформированности устойчивой мотивации познания; развивается наблюдательность, умения видеть необычное в знакомых вещах. Нередко победителями игр становятся слабоуспевающие дети. В ходе игровой деятельности у них проявляется терпение и настойчивость, то есть те качества, которых им не хватает для систематической подготовки домашних заданий. Применение игровых технологий в обучении делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным.
Технология
критического
мышления
Технологию критического мышления использую на уроках, которые посвящены чтению художественного текста на английском языке. Название технологии объясняет её суть: мышление «работает» через чтение и письмо, через те базовые процессы, с помощью которых человек получает и передаёт информацию, следовательно, важно научить школьников эффективно читать и писать, т.е. развивать письменную («внутреннюю») и устную речь. Имеется в виду обучение не первичному письму и чтению, а продуктивному чтению, в процессе, которого информация подвергается анализу. С помощью письма человек рефлектирует, размышляет о тех сведениях, которые он получил при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима. Под критическим мышлением подразумевается, по определению И.О.Загашева и С.И.Заир- Бека, «мышление рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логическое мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.
Периодичность:
Систематически на всех типах и этапах урока и внеурочной деятельности
Тип урока:
Комбинированные уроки Урок изучения нового материала
Этап изучения темы:
этап исследования нового учебного материла этап применения знаний Основными формами урока являются парно- групповые формы, что полностью соответствует системно-деятельностному подходу к обучению в рамках требований Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС).
Этап урока:
- стадия вызова, - смысловая стадия, - стадия рефлексии.
Деятельность ученика:
- направляет усилия обучающихся в определенное русло; -сталкивает различные суждения; -создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений; -даёт обучающимся возможность самостоятельно делать выводы; -подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Деятельность ученика:
-проявляет любознательность; -использует исследовательские методы; -ставит перед собой вопросы; Развитие творческих способностей, умения критически мыслить и принимать взвешенные решения; Формирование навыков самостоятельной и групповой работы. Интерактивное включение обучающихся в учебно- воспитательный процесс Критический мыслитель: формирует собственное мнение; совершает обдуманный выбор между различными мнениями; решает проблемы; аргументировано спорит; ценит совместную работу, в которой возникает общее мнение; умеет ценить чужую точку зрения и сознаёт, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.
-вскрывает причины и последствия фактов; -осуществляет планомерный поиск ответов; -сомневается в общепринятых истинах; -вырабатывает точки зрения и способность отстаивать её логическими доводами; -обращает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Используемые приёмы:
Приемы активного
чтения:
Прием «Чтение с пометками», Прием «Толстые и тонкие вопросы», Прием «Чтение с остановками»
Приемы активизации ранее полученных
знаний:
Прием «Ассоциация», Прием «Ключевые слова», Прием «Да – нет»
Приемы графической организации учебного
материала:
Прием «Составление кластера», Прием «Перепутанные логические цепочки»
Приемы, требующие творчества учащихся:
Прием «Синквэйн»
Технология
дифференцирован-
ного обучения
Дифференцированное обучение основано на создании условий для максимального развития обучающихся с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для более эффективного обучения тех, кто способен учиться с опережением. Разным обучающимся требуется разное время, разный объем, разные виды и формы работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Технология дифференцированного обучения состоит в
Периодичность:
Систематически на всех типах и этапах урока и внеурочной деятельности
Тип урока:
Все типы уроков
Этап изучения темы:
На всех этапах изучения темы
Этап урока:
-на этапе актуализации знаний; -на этапе первичного закрепления; -этап-включение в систему знаний и повторение; -самостоятельная работа с самопроверкой.
Вид деятельности:
В результате использования технологии каждый обучающийся проявляет себя в силу своих способностей. Создаётся атмосфера доверия и поддержки. Даётся возможность сильным обучающимся помогать слабым. Часть обучающихся получает подготовку повышенного уровня, достаточную для активного
том, чтобы учитывать эту разницу. Дифференцированное обучение требует изучения индивидуальных способностей обучающихся (уровень развития внимания, мышления, памяти), что даёт возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта. Данная технология подразумевает индивидуальные задания, разные виды опроса «Тихий опрос», «Взаимоопрос», «Солидарный опрос». Разное домашнее задание «три уровня домашнего задания», разные приёмы оценивания «Кредит доверия», «Система стимулов». учитель-ученик, ученик-ученик
Действия учителя
: делит обучающихся по группам по разным уровням способностей, чтобы они на равных могли выполнять те или иные упражнения; делит обучающихся на группы (сильный – слабый), в результате осуществляется взаимопомощь. Для сильных обучающихся на уроке даются поручения – консультант, корректор, докладчик
Действия ученика:
обучающиеся определяют недостатки и положительные стороны своей деятельности, мысленно представляют возможные результаты изменений в своих действиях, самостоятельно оценивают выполнение заданий. использования во время дальнейшего обучения; «слабые» обучающиеся приобретает умение логически мыслить, сравнить, находить взаимосвязи между фактами и явлениями, обобщать, исследовать. Обучающиеся расширяют свой кругозор. Заместитель директора по УВР /___________________/ Л.П.Бурая
В раздел основное общее образование

