Интеллектуальная игра "Тайга сибирская"
Методическая разработка
Автор: Петренко Елена Николаевна, учитель биологии, МБОУ СОШ №3, город Сургут, Тюменская область
В раздел основное общее образование
Методическая разработка интеллектуальной игры для 6 – 7 классов
«Тайга сибирская»
1 Тур «Домашнее задание»
Учащиеся представляют название команды, приветствие (обязательное
условие – команды должны в названии использовать флору и фауну тайги),
защищают свою эмблему. Представление должно занять не более 3 минут.
Жюри оцениваю домашнее задание (5 баллов).
2 Тур «Разминка»
Каждой команде предложено 5 вопросов. На обдумывание отводится не
более 5 минут, затем команды по очереди на них отвечают. Если какая – то из
команд не справляется со своим вопросам, то команда соперников, первая
нашедшая ответ может ответить на вопрос зарабатывая дополнительный балл
для своей команды. (10 баллов)
1
команда
2 команда
2
команда
1. Какое хвойное
дерево нельзя
транспортировать по
воде и почему?
2. В чем заключается
ценность кедрового
масла?
3.Почему хвойные
деревья занимают
самый верхний ярус в
растительности тайги?
4. Почему в России
именно ель является
новогодним деревом?
5. Какова роль хвойных
растений в биоценозе
тайги?
1. Какое растение,
произрастающее в
тайге называют
кедром?
2. Почему хвойные
деревья поражаются
насекомыми
вредителями реже, чем
лиственные породы?
3. Почему скрипка
сделанная из древесины
кедра так высоко
ценится?
4.Какие животные,
обитающие в хвойном
лесу вам известны?
5. Какие кустарнички
могут произрастать под
пологом хвойного леса?
1. Каково значение
Пихты Сибирской в
природе и для
человека?
2. Почему на Руси
считали, что бани
построенные из
древесины кедра
обладают лечебными
эффектами?
3. Какая птица,
обитающая в хвойных
лесах носит название
дерева,
произрастающего в
тайге?
4. Какие хвойные
деревья использовали в
строительстве кораблей
при правление Петра I?
5. Что собой
представляют листья
хвойных деревьев и
почему они
перетерпели такие?
изменения в ходе
эволюции?
3 Тур «Окно в природу» Каждой команде в результате жеребьёвке предложен один объект: гербарий, чучело (белка), фотоматериал (экология птиц, гнездящихся в хвойных лесах). Используя эти объекты учащиеся должны обнаружить морфологические особенности организмов и доказать, что они играют существенную роль в приспособлении данных организмов к обитанию в тайге. Задание оценивается следующим образом: за каждое верно предложенное по 2 балла. Выполнение задания осуществляется в течении 10 минут. 4. Тур «Кроссворд» Учащиеся в течении 5 минут разгадывают кроссворд, который предложен им на раздаточных листах. Команда, первой закончившая выполнение задания получает 2 дополнительных балла к каждому правильному ответу, команда, закончившая выполнение задания второй 1 дополнительный балл и команда, последней закончившей задание дополнительного бала не получает. Максимальное количество баллов, которые можно заработать за этот конкурс – 7 баллов 1 2 3 4 5 6 7 1. Птица, которая гнездится в дупле? 2. Древесина какого дерева идёт на изготовление спичек? 3. Какой зверь «сажает» кедры? 4. Птица, которая высиживает птенцов зимой? 5. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листья? 6. Съедобный гриб, произрастающий в хвойном лесу? 7. Весной шумит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает? 8. Кустарник, относящийся к голосеменным растениям? 4 Тур «Мозговой штурм» Капитаны команд берут по очереди три номера вопросов, на обдумывание каждого вопроса отводится 2 минуты. Оценка верного ответа
по каждому вопросу 5 баллов, максимальное количество баллов, которое может заработать команда за данный тур - 15 баллов. Вопросы: 1. Почему у ели всегда острая вершина? 2. Древесина какого хвойного дерева очень прочна и устойчива к горению? 3. Какое хвойное дерево достигает возраста 200 – 300 лет и на что используется его древесина? 4. Как образуются годичные кольца прироста и что по ним можно определить? 5. Какой «враг» самый страшный для леса и почему? 6. Какова роль птиц, обитающих в хвойном лесу? 7. От чего образуются морозобойные трещины на хвойных деревьях? 8. Какое хвойное растение используется как антисептик? 9. Древесина какого хвойного дерева обладает наилучшей звукопроводимостью и используется на изготовление резонансных музыкальных инструментов? 5 Тур «Конкурс капитанов» Используя предложенные рифмы, составьте четверостишие: Птицы – границы, леса – небеса; Сосны – зелёные, леса – голоса; Хвоинки – листочки, стебель – мебель. Максимальное количество баллов, которое капитаны могут получить для своих команд – 6 баллов. 6 Тур «Защита мини – проекта «В судьбе тайги сибирской - наша судьба!» Проект предоставляется участниками в виде в виде информационной газеты или презентации, которая изготавливается участниками игры за раннее. Материал, представленный участниками должен иметь природоохранную значимость как для Ханты – Мансийского автономного округа, так и для России в целом. Обязательным условием является разработка командой собственного проекта мер, которые по их мнению будут способствовать сохранению и преумножению флоры и фауны тайги. Время защиты информационной газеты или презентации 8 минут вместе с вопросами, которые будут задаваться командам по их выступлению. Максимальное количество баллов – 20 баллов. 7 Тур «Известные незнакомцы»
Используется презентация, которая прилагается к разработке. Ведущий игры даёт описание растения или животного, обитающего в тайге сибирской, но слайда презентации не открывает до тех пор, пока объект не будет угадан, после этого на сайде появляется животное или растение с дополнительной информацией для учащихся. За каждый верно определённый объект команда получает по 1баллу.
3 Тур «Окно в природу» Каждой команде в результате жеребьёвке предложен один объект: гербарий, чучело (белка), фотоматериал (экология птиц, гнездящихся в хвойных лесах). Используя эти объекты учащиеся должны обнаружить морфологические особенности организмов и доказать, что они играют существенную роль в приспособлении данных организмов к обитанию в тайге. Задание оценивается следующим образом: за каждое верно предложенное по 2 балла. Выполнение задания осуществляется в течении 10 минут. 4. Тур «Кроссворд» Учащиеся в течении 5 минут разгадывают кроссворд, который предложен им на раздаточных листах. Команда, первой закончившая выполнение задания получает 2 дополнительных балла к каждому правильному ответу, команда, закончившая выполнение задания второй 1 дополнительный балл и команда, последней закончившей задание дополнительного бала не получает. Максимальное количество баллов, которые можно заработать за этот конкурс – 7 баллов 1 2 3 4 5 6 7 1. Птица, которая гнездится в дупле? 2. Древесина какого дерева идёт на изготовление спичек? 3. Какой зверь «сажает» кедры? 4. Птица, которая высиживает птенцов зимой? 5. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листья? 6. Съедобный гриб, произрастающий в хвойном лесу? 7. Весной шумит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает? 8. Кустарник, относящийся к голосеменным растениям? 4 Тур «Мозговой штурм» Капитаны команд берут по очереди три номера вопросов, на обдумывание каждого вопроса отводится 2 минуты. Оценка верного ответа
по каждому вопросу 5 баллов, максимальное количество баллов, которое может заработать команда за данный тур - 15 баллов. Вопросы: 1. Почему у ели всегда острая вершина? 2. Древесина какого хвойного дерева очень прочна и устойчива к горению? 3. Какое хвойное дерево достигает возраста 200 – 300 лет и на что используется его древесина? 4. Как образуются годичные кольца прироста и что по ним можно определить? 5. Какой «враг» самый страшный для леса и почему? 6. Какова роль птиц, обитающих в хвойном лесу? 7. От чего образуются морозобойные трещины на хвойных деревьях? 8. Какое хвойное растение используется как антисептик? 9. Древесина какого хвойного дерева обладает наилучшей звукопроводимостью и используется на изготовление резонансных музыкальных инструментов? 5 Тур «Конкурс капитанов» Используя предложенные рифмы, составьте четверостишие: Птицы – границы, леса – небеса; Сосны – зелёные, леса – голоса; Хвоинки – листочки, стебель – мебель. Максимальное количество баллов, которое капитаны могут получить для своих команд – 6 баллов. 6 Тур «Защита мини – проекта «В судьбе тайги сибирской - наша судьба!» Проект предоставляется участниками в виде в виде информационной газеты или презентации, которая изготавливается участниками игры за раннее. Материал, представленный участниками должен иметь природоохранную значимость как для Ханты – Мансийского автономного округа, так и для России в целом. Обязательным условием является разработка командой собственного проекта мер, которые по их мнению будут способствовать сохранению и преумножению флоры и фауны тайги. Время защиты информационной газеты или презентации 8 минут вместе с вопросами, которые будут задаваться командам по их выступлению. Максимальное количество баллов – 20 баллов. 7 Тур «Известные незнакомцы»
Используется презентация, которая прилагается к разработке. Ведущий игры даёт описание растения или животного, обитающего в тайге сибирской, но слайда презентации не открывает до тех пор, пока объект не будет угадан, после этого на сайде появляется животное или растение с дополнительной информацией для учащихся. За каждый верно определённый объект команда получает по 1баллу.
В раздел основное общее образование

