Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Интеллектуальная игра "Тайга сибирская"

Методическая разработка

Автор: Петренко Елена Николаевна, учитель биологии, МБОУ СОШ №3, город Сургут, Тюменская область



В раздел основное общее образование



Методическая разработка интеллектуальной игры для 6 – 7 классов «Тайга сибирская» 1 Тур «Домашнее задание» Учащиеся представляют название команды, приветствие (обязательное условие – команды должны в названии использовать флору и фауну тайги), защищают свою эмблему. Представление должно занять не более 3 минут. Жюри оцениваю домашнее задание (5 баллов). 2 Тур «Разминка» Каждой команде предложено 5 вопросов. На обдумывание отводится не более 5 минут, затем команды по очереди на них отвечают. Если какая – то из команд не справляется со своим вопросам, то команда соперников, первая нашедшая ответ может ответить на вопрос зарабатывая дополнительный балл для своей команды. (10 баллов) 1 команда 2 команда 2 команда 1. Какое хвойное дерево нельзя транспортировать по воде и почему? 2. В чем заключается ценность кедрового масла? 3.Почему хвойные деревья занимают самый верхний ярус в растительности тайги? 4. Почему в России именно ель является новогодним деревом? 5. Какова роль хвойных растений в биоценозе тайги? 1. Какое растение, произрастающее в тайге называют кедром? 2. Почему хвойные деревья поражаются насекомыми вредителями реже, чем лиственные породы? 3. Почему скрипка сделанная из древесины кедра так высоко ценится? 4.Какие животные, обитающие в хвойном лесу вам известны? 5. Какие кустарнички могут произрастать под пологом хвойного леса? 1. Каково значение Пихты Сибирской в природе и для человека? 2. Почему на Руси считали, что бани построенные из древесины кедра обладают лечебными эффектами? 3. Какая птица, обитающая в хвойных лесах носит название дерева, произрастающего в тайге? 4. Какие хвойные деревья использовали в строительстве кораблей при правление Петра I? 5. Что собой представляют листья хвойных деревьев и почему они перетерпели такие? изменения в ходе эволюции?
3 Тур «Окно в природу» Каждой команде в результате жеребьёвке предложен один объект: гербарий, чучело (белка), фотоматериал (экология птиц, гнездящихся в хвойных лесах). Используя эти объекты учащиеся должны обнаружить морфологические особенности организмов и доказать, что они играют существенную роль в приспособлении данных организмов к обитанию в тайге. Задание оценивается следующим образом: за каждое верно предложенное по 2 балла. Выполнение задания осуществляется в течении 10 минут. 4. Тур «Кроссворд» Учащиеся в течении 5 минут разгадывают кроссворд, который предложен им на раздаточных листах. Команда, первой закончившая выполнение задания получает 2 дополнительных балла к каждому правильному ответу, команда, закончившая выполнение задания второй 1 дополнительный балл и команда, последней закончившей задание дополнительного бала не получает. Максимальное количество баллов, которые можно заработать за этот конкурс – 7 баллов 1 2 3 4 5 6 7 1. Птица, которая гнездится в дупле? 2. Древесина какого дерева идёт на изготовление спичек? 3. Какой зверь «сажает» кедры? 4. Птица, которая высиживает птенцов зимой? 5. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листья? 6. Съедобный гриб, произрастающий в хвойном лесу? 7. Весной шумит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает? 8. Кустарник, относящийся к голосеменным растениям? 4 Тур «Мозговой штурм» Капитаны команд берут по очереди три номера вопросов, на обдумывание каждого вопроса отводится 2 минуты. Оценка верного ответа
по каждому вопросу 5 баллов, максимальное количество баллов, которое может заработать команда за данный тур - 15 баллов. Вопросы: 1. Почему у ели всегда острая вершина? 2. Древесина какого хвойного дерева очень прочна и устойчива к горению? 3. Какое хвойное дерево достигает возраста 200 – 300 лет и на что используется его древесина? 4. Как образуются годичные кольца прироста и что по ним можно определить? 5. Какой «враг» самый страшный для леса и почему? 6. Какова роль птиц, обитающих в хвойном лесу? 7. От чего образуются морозобойные трещины на хвойных деревьях? 8. Какое хвойное растение используется как антисептик? 9. Древесина какого хвойного дерева обладает наилучшей звукопроводимостью и используется на изготовление резонансных музыкальных инструментов? 5 Тур «Конкурс капитанов» Используя предложенные рифмы, составьте четверостишие:  Птицы – границы, леса – небеса;  Сосны – зелёные, леса – голоса;  Хвоинки – листочки, стебель – мебель. Максимальное количество баллов, которое капитаны могут получить для своих команд – 6 баллов. 6 Тур «Защита мини – проекта «В судьбе тайги сибирской - наша судьба!» Проект предоставляется участниками в виде в виде информационной газеты или презентации, которая изготавливается участниками игры за раннее. Материал, представленный участниками должен иметь природоохранную значимость как для Ханты – Мансийского автономного округа, так и для России в целом. Обязательным условием является разработка командой собственного проекта мер, которые по их мнению будут способствовать сохранению и преумножению флоры и фауны тайги. Время защиты информационной газеты или презентации 8 минут вместе с вопросами, которые будут задаваться командам по их выступлению. Максимальное количество баллов – 20 баллов. 7 Тур «Известные незнакомцы»
Используется презентация, которая прилагается к разработке. Ведущий игры даёт описание растения или животного, обитающего в тайге сибирской, но слайда презентации не открывает до тех пор, пока объект не будет угадан, после этого на сайде появляется животное или растение с дополнительной информацией для учащихся. За каждый верно определённый объект команда получает по 1баллу.


В раздел основное общее образование