"Здоровье школьников и компетентностный подход в образовании"
статья
Автор: Петроченко Тамара Гавриловна, педагог-психолог, МАОУ "СОШ №4", г.Колпашево, Томская область
В раздел основное общее образование
Здоровье школьников и
компетентностный подход в образовании.
Подготовила Петроченко Т.Г. педагог-психолог МАОУ «СОШ №4» г.Колпашево Томской обл. В современной системе образования всё чаще говорится о компетентностном подходе в образовании, и мы сегодня нацеливаем ребёнка на приобретение и эффективное использование своих знаний, умений, ценностей, психологических особенностей, подключая сюда информационные, человеческие и материальные ресурсы для достижения поставленных целей. Всё выше перечисленное и является новым образовательным результатом – компетентностями учащихся. «Быть компетентным» означает способность (умение) мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Компетенция тесно связывает одновременную мобилизацию знаний, умений и способов поведения, настроенных на условия конкретной деятельности. Компетенции не сводятся ни к знаниям, ни к умениям. Приобретённые знания не всегда и не во всякой ситуации проявляют себя как компетенции. Почему так происходит? Ведь мы даём знания, умения, прививаем ценности, знакомим с психологическими особенностями личности, а ребёнок не использует их в данный момент. Отмечается, что часто можно встретить людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих мобилизовать их соответствующим образом в нужный момент, когда представляется возможность. Быть компетентным не означает быть ученым или образованным. Компетенция эта сфера отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике. Знания и умения, которые уже приобретены и накоплены, но не проявляются в конкретной ситуации, являются скрытыми возможностями, а значит, они всё равно когда нибудь проявятся. Какие компетентности необходимы современному гражданину и нашему обществу? Для успешной самореализации в условиях современной экономики, инноваций, динамичного развития социальных отношений гражданин современного российского общества должен обладать следующим набором ключевых компетентностей: готовность делать осознанный и ответственный выбор, технологическая компетентность, готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь), информационная компетентность, социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию), коммуникативная компетентность. ← Я думаю, что нет необходимости расшифровывать эти компетенции, все они прививаются и воспитываются в наших детях и вроде бы всё хорошо, но если говорить о здоровьесберегающей стороне этого вопроса, то получается, вот такая картина. Рассмотрим их подробнее.
Готовность
делать
осознанный
и
ответственный
выбор
означает способность проанализировать ситуацию, определить свои приоритеты, поставить цели и соотнести их с устремлениями других людей, спланировать результат своей деятельности и разработать алгоритм его достижения, оценить результаты своей деятельности в контексте существующей ситуации и соотнести их со своими жизненными планами. Наличие этой компетентности позволяет выявить проблему, принять взвешенное решение и взять на себя ответственность за него, обеспечить своими действиями воплощение этого решения в жизнь.
Технологическая компетентность
означает способность человека понять, присвоить и реализовать инструкцию, описание технологии, алгоритма деятельности, и его установки, не позволяющие нарушать технологию деятельности.
Готовность к самообразованию
означает, что человек, поставив перед собой новую задачу, способен выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, формулировать запрос на информацию, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности,
осуществлять информационный поиск с использованием различных средств, извлекать информацию из источников разных видов, представленных на разнообразных носителях,.
Информационная компетентность
означает способность выпускника интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой им задачи, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации, структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.
Социальная
компетентность
означает, что человек способен соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задачи; продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды.
Коммуникативная компетентность
означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей. Являясь ключевым направлением деятельности современной Российской школы, компетентностный подход обострил вопросы, связанные с сопровождением здоровья участников образовательного процесса. Как сформировать необходимые компетенции и не навредить здоровью школьников, не станет ли изменение целей образования дополнительным ударом по здоровью учеников, и собственно, сама компетентность в области здоровьесбережения – где, как, кем и когда ее необходимо формировать. Небольшая статистика по России: за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков - в 2,1 раза. За время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4 - 5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза - органов пищеварения, в 2 раза - число нервно-психических расстройств. Наиболее значительный прирост всех нарушений состояния здоровья отмечен в 7, 10 лет и в период от 12 до 17 лет. При этом считается, что отрицательное влияние внутришкольной среды и, прежде всего, перегрузок в начальной школе составляет 12%, а в старшей - 21%. Физиологическая цена школьных перегрузок хорошо известна - развитие астенических состояний, ухудшение зрения, обострение хронических заболеваний. В результате, в образовании на протяжении последних лет остро стоят задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Последние пять лет стали периодом интенсивного роста «новых» здоровьесберегающих технологий, разработки авторских программ по разным аспектам здоровья детей, появились школы-поликлиники со штатом медицинских работников, не относящихся к ведению органов образования, Центры здоровья при образовательных учреждениях, специалисты которых включаются в штатную структуру этих учреждений. Существенно меняется оснащение учреждений образования так называемым здоровьесберегающим оборудованием. Становится распространенным приобретение дополнительного спортивного инвентаря, тренажеров (часто не имеющих сертификатов и рекомендаций для работы с детьми различных возрастных групп). Проблема сохранения здоровья детей, являясь общероссийской, вызвала интенсивную проработку вопроса во многих регионах страны, в том числе и в нашем городе. В школе приобретается новая мебель для детей, учебные столы по возрасту детей, спортивный инвентарь, вводятся часы здоровья, улучшилось питание детей. Всё это способствует уменьшению
некоторых заболеваний у детей. Оценить влияние компетентностного подхода на здоровье учащихся нам позволит мониторинг здоровья. Вот некоторые результаты мониторинга здоровья детей нашей школы. Радует то, что увеличивается количество детей с 1, 2 группой здоровья, стабильно идёт уменьшение детей с 3 и 4 группой здоровья. Нарушение осанки и остеохондроз – количество детей с этими заболеваниями резко пошло на убыль за последний год. Проследив сравнительный анализ заболеваемости обучающихся можно сделать вывод, что, внедряя программы о здоровьесбережении, мы стоим на правильном пути.
В раздел основное общее образование

