"Организация внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования"
статья
Автор: Козлова Марина Александровна, учитель немецкого языка, МАОУ СОШ№2 УИИЯ, город Ноябрьск ЯНАО
В раздел основное общее образование
Статья
Организация внеурочной деятельности
при введении ФГОС общего образования
Подготовила: учитель немецкого языка, педагог дополнительного образования Козлова Марина Александровна 2015
Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Внеурочная деятельность школьников
– понятие, объединяющее все виды деятельности школьников кроме учебной.
Цели и задачи внеурочной деятельности
Цель:
содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов обучающихся начальной и основной ступени обучения в соответствии с основной образовательной программой общего образования.
Задачи:
• обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; • создать условия для развития личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; • способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся; • удовлетворить индивидуальные образовательные потребности и запросы детей и родителей, социума с предосталением широкого спектра занятий; • обеспечить успешную социализацию выпускников;
Направления
Направления внеурочной деятельности определяются в соответствии с основной образовательной программой общего образования: • спортивно- оздоровительное • духовно- нравственное • военно-патиотическое • социальное • общеинтеллектуальное • художественно-эстетическое
Виды внеурочной деятельности
• игровая; • познавательная; • досугово - развлекательная деятельность; • проблемно-ценностное общение; • художественное творчество; • социальное творчество; • техническое творчество; • трудовая деятельность; • спортивно-оздоровительная деятельность; • туристско-краеведческая деятельность и др.
Формы
• экскурсии • кружки • секции • конференции • диспуты • школьные научные общества • олимпиады • конкурсы • соревнования • поисковые и научные исследования • социальные проекты • общественно полезные социальные практики и др.
Система внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность понимается сегодня как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность
Образовательные программы внеурочной деятельности (Рабочие программы)
• Тематические образовательные программы направлены на получение воспитательных и учебных результатов. • Возрастные образовательные программы могут соотноситься с возрастными категориями: для младших школьников и др. • Индивидуальные образовательные программы для обучающихся - программы для детей с неординарными способностями, особенностями состояния здоровья, развития.
Требования к рабочей программе по внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности включает в себя следующие обязательные разделы: • титульный лист; • пояснительную записку; • планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности; • учебно-тематический план; • содержание; • список основной и дополнительной литературы;
• материально-техническое обеспечение; • контрольно-оценочные процедуры. Модель внеурочной деятельности предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения: учителя, педагог- организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, тьютор и другие.
Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности осуществляется на трех уровнях: • представление коллективного результата деятельности группы обучающихся в рамках одного направления (результаты работы кружка, детского объедения, системы мероприятий, лагерной смены и т. п.); • индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио; • качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности на основании индивидуальных результатов обучающихся.
Вывод.
Мой многолетний опыт позволяет мне сделать вывод о том, что внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Таким образом, использование активных методов обучения в сочетании с современными интерактивными приемами обучения во внеурочной деятельности, с использованием современных информационных и коммуникационных технологий способно значительно повысить качество обучения, способных на основе полученных глубоких знаний, практических навыков свободно ориентироваться, самореализовываться в своей будущей деятельности, и принимать правильные решения в условиях стремительно развивающегося мира. За годы работы мною были разработаны следующие образовательные рабочие программы по внеурочной деятельности и дополнительному образованию: "Разговорный немецкий для путешествий"; "Немецкий за 2 года"; "Литературный немецкий"; "Калейдоскоп немецких сказок"; "Путешествие в страну немецкого языка".
В раздел основное общее образование

