Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Вед-квест технология как средство формирования УУД"

методическая разработка

Автор: Аксеновская Людмила Николаевна, учитель математики, МБОУ "СОШ №17 г. Красавино", город Красавино Вологодская область



В раздел основное общее образование




Технология веб-квест как средство формирования УУД
Глобальная информатизация общества ставит перед системой образования проблему подготовки подрастающего поколения к самостоятельному принятию решений, воспитанию ответственности за свои поступки, к профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей. Обучение в школе должно обеспечить формирование у обучающихся информационной компетенции, знаний и умений, способов информационной деятельности, которые потребуются им в будущем. Помимо этого, образовательный стандарт нового поколения предполагает развитие универсальных учебных действий в течение всего периода обучения в школе. Универсальные учебные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в целеполагании, планировании, самоопределении, прогнозировании, контроле, структурировании и т.д. Одной из эффективных с этой точки зрения образовательных технологий является технология веб-квест. Что такое квест? «Quest» в переводе с английского означает поиск. Кроме того, этим словом принято называть жанр компьютерных игр, в которых главную роль играют сложный сюжет и замысловатые загадки. Образовательный веб–квест (webquest) - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся (обычно в группах), выполняя проблемное задание с элементами ролевой игры. Web-квест можно рассматривать как проект с использованием интернет-ресурсов. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся находится на различных веб-сайтах. Веб-квест как образовательная технология опирается на такой подход к обучению, в процессе которого происходит конструирование нового. Согласно данному подходу, учитель становится консультантом, организатором и координатором проблемно-ориентированной, исследовательской, учебно-познавательной деятельности обучаемых. Учителем создаются условия для самостоятельной умственной и творческой деятельности обучающихся и поддерживается их инициатива. В свою очередь, ученики становятся равноправными "соучастниками" процесса обучения, разделяя со своим учителем ответственность за процесс и результаты обучения. Каждый веб-квест имеет определённую структуру. Обычно она такова Раздел веб-квеста содержание Введение Выбор темы, актуализация, распределение ролей Задание Формулировка проблемы, постановка задач, выбор форм представления конечной работы, список ссылок с полезной информацией Процесс Выполнение задания, подведение итогов, создание продукта деятельности. Оценка Оценка результата работы, рефлексия, самоанализ. Для создания веб-квестов в интернете разработаны специальные шаблоны, позволяющие преподавателям самостоятельно создавать веб-квесты. 1 Аксеновская Л.Н учитель математики МОУ СОШ №17 г. Красавино Великоустюгского района, Вологодской обл.
Рассмотрим этапы работы с веб-квестом по математике «Диаграммы» для шестиклассников. Перед началом работы учитель даёт ссылку на web-сайт, где размещён квест s://sites.googlesite/kvectdiagr/home и дети самостоятельно начинают работать. Во-первых, все знакомятся с введением, которое предназначено для привлечения интереса учащихся. Введение: Дорогие друзья, задание, которое Вам предстоит выполнить рассчитано на активную работу группы. Чтобы ваш коллектив получил хороший результат, необходимо грамотно распределить обязанности, с учётом умений, интересов и способностей каждого. Распределяя роли, постарайтесь быть доброжелательными и активными. Договоритесь о взаимопомощи. Итак, ваша команда – это издательский центр, ваша задача: создать и напечатать постер «Великоустюгский район в диаграммах». Описание обязательных для публикации материалов вы найдёте в разделе «задание». Дополнить содержание своего постера можно любыми материалами по данной теме. В ходе работы вам придётся зарабатывать деньги, искать и оформлять информацию, сотрудничать с банком и типографией. Прочитав введение, обучающиеся настраиваются на работу в коллективе и переходят к разделу «задание» Знакомство с заданием. В разделе «задание» описаны задачи для каждого участника проекта: Для создания постера «Великоустюгский район в диаграммах» издательству необходимо: 1) Статистическая информация о нашем районе; её будут искать в интернете IT-менеджеры. 2)деньги; их будут зарабатывать спонсоры, решая задачи. 3)исторические сведения о появлении диаграмм; их добудут журналисты - историки. 4)специалисты по работе в программе Excel, которые будут строить диаграммы; этим займутся технические редакторы. 5)Чтобы постер получился красивым, нужен дизайнер-верстальщик. 6)Чтобы привлечь внимание к постеру, нужна реклама – информация о достопримечательностях района; этим займётся менеджер по рекламе.7)Бухгалтер будет считать, сколько заработано и как рационально потратить деньги. 8)Издатель будет руководить работой группы. Обсудите, кто за что будет отвечать, (возможно совместительство: один человек занимает несколько должностей или 1-3 человека занимаются одним вопросом,) и приступайте к работе. Желаю успеха! Эта часть работы над проектом является очень важной, т.к. именно сейчас группа распределяет роли и договаривается о сотрудничестве и взаимопомощи. На этом этапе у обучающихся формируется желание приобретать новые знания, умения и совершенствовать имеющиеся, желание осваивать новые виды деятельности, стремление е участвовать в творческом, созидательном процессе (личностные УУД). Регулятивные: прогнозирование своей деятельности; элементы волевой саморегуляции Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать, извлекая нужную информацию. Следующий этап: выполнение заданий. Обучающиеся знакомятся с конкретным планом работы для каждой роли, им предлагаются ссылки на сайты, электронные книги, цифровые ресурсы, где нужно найти необходимую информацию для построения диаграмм, скачать задачи, которые следует решить, подобрать красивые фотографии для оформления. В процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами Excel, Adobe Reader, ACDSee и сетью Интернет. Формируется представление о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления. Участники обмениваются материалами для достижения общей цели. При этом как нельзя лучше, происходит развитие коммуникативных компетенций: умение слушать, вести диалог, уметь высказывать и давать обоснование собственной точки зрения; умение находить несколько способов решений 2
проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор, осуществлять совместную деятельность в группе для достижения общего результата. Можно с уверенностью отметить, что этот веб-квест способствует формированию общеучебных умений овладения стратегией усвоения учебного материала, положительного эмоционального отношения к процессу познания, повышается мотивация обучения, качество усвоения знаний по изучаемому предмету. Выполнение заданий квеста создаёт условия для развития творческого потенциала обучающихся, расширяет представления о роли математики в жизни общества, о профессиях, о возможностях интернет-ресурсов. Играя свою роль, обучающиеся учатся смотреть на проблему с разных точек зрения, используя тот информационный ресурс, который им интересен. Ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель. Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата. виды деятельност и отлично хорошо удовлетворительно Достижен ие цели Результат работы соответствует заявленной цели. Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное Результат соответствует заявленной цели, часть информации неточна или не имеет Результат не соответствует поставленной цели, информация неточна или не имеет Качество выполнен ия работы Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; Информация частично Качество процесса выполнен ия Группа работала дружно, присутствовала взаимовыручка, уважительные отношения, умение вести диалог и отстаивать свою точку зрения, уважая мнения Группа работала спокойно, без конфликтов, но каждый член команды преимущественно Руководитель группы координировал работу каждого члена коллектива, но возникали Проявлени я творчества Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения группы. Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводов. Информация просто скопирована из предложенных источников; нет критического взгляда Опыт показывает, что самыми суровыми судьями работ являются сами учащиеся. Здесь важно в заключительном этапе, когда производится публичное представление выполненных работ, организовать конструктивное обсуждение. Открытое оценивание собственной работы и работы коллег позволяет учиться быть корректными в высказывании замечаний, определять наиболее интересные находки в выполненных заданиях, формулировать собственные критерии оценивания. Таким образом, в процессе работы над веб-квестом, центром достижения знаний является ученик. Учитель формулирует задания, подыскивает источники и ссылки в Интернете, создаёт учебную обстановку, при которой учение происходит в рамках творческой учебной мастерской. Применение этой технологии в работе с учащимися способствует созданию у них устойчивого интереса к изучению учебного материала и приобщению к работе с научной публицистической и специальной литературой, совершенствованию интеллектуальных способностей личности, получению эстетического и познавательного интереса, реализации креативного потенциала, то есть веб- квест является средством формирования УУД 3
4


В раздел основное общее образование