Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Духовно - нравственное воспитание школьников"

Статья

Автор: Аюкин Александр Михайлович, учитель изобразительного искусства, МБОУ СШ №9, город Тверь, Тверская область



В раздел основное общее образование




ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКОЙ НА ДУХОВНО-

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ.
Образованию отводилось и отводится главная роль в духовно-нравственном сплочении общества. Школа – это сознательное начало жизненного пути человека. И в нашей стране все граждане России проходят этот путь. Конечно, личностные ценности формируются в первую очередь в семье, но сфера образования дает наиболее системное, последовательное духовно- нравственное развитие. Общая система нравственных ориентиров может быть только там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре, к памяти своих предков, к истории своего отечества. Мир современного детства переполнен громкой и грубой музыкой, яркой, но агрессивной кинопродукцией, жестокими компьютерными играми. Всё это нарушает у ребенка адекватное восприятие реального мира, что приводит к различным болезненным отклонениям в развитии его личности. Следствием этого являются ограничение интеллектуальной активности, привычка действовать по определенным образцам, шаблонность мышления, что приводит к потере творческого потенциала ребенка. Такие исследователи в области психологии и педагогики искусства как Л.С.Выготский, Ю.У.Фохт-Бабушкин, Б.П.Юсов и другие придавали и придают особое значение средствам искусства в формировании субкультуры личности ребенка, отмечая необходимость участия детей в различных видах художественно-творческой деятельности. Одним из видов творческой деятельности являются занятия художественной керамикой, которая в рамках школьного кружка выполняет следующие функции: - культурологическую, -образовательную, -воспитательную, -коррекционную.
В результате формируются и развиваются общие и специальные способности учащихся. Практические навыки работы с глиной и сопутствующими материалами дают возможность коррекции и компенсации недостатков в познавательной сфере, развивают мелкую моторику и самоконтроль. Педагогическая практика подтверждает, что занятия по художественной керамике с удовольствием посещают как хорошо успевающие по основным предметам, так и слабо- успевающие ученики, как мальчики, так и девочки. Эти занятия приобретают особую значимость в работе с детьми, имеющими трудности в обучении. На них педагог имеет прекрасную возможность создания для слабоуспевающих учеников ситуации успеха, необходимой для приобретения учащимися уверенности в собственных силах и создании и положительного отношения к учебной деятельности. Часто активными членами кружка являются дети, не отличающиеся примерным поведением. Они обычно без энтузиазма посещают общеобразовательные дисциплины, но с нетерпением ждут занятия по керамике. Произведения, созданные трудом, душой и талантом детей всегда находят отклик у окружающих. И очень часто работы, выполненные с интересом, вдохновением и трудолюбием, приносят впоследствии успех их создателям. Это значительно повышает самооценку, помогает ребенку самоутвердиться, поверить в свои силы и возможности, позволяет задуматься о выборе профессии. Занятия художественной керамикой способствует и формированию более устойчивой психики учеников: тренирует внимание, терпение, усидчивость, развивает воображение, а также способствует развитию мелкой моторики, координации движения пальцев и укреплению некоторых мышц рук, что в свою очередь положительно сказывается на развитии их речи.
Аюкин Александр Михайлович
Учитель изобразительного искусства, МБОУ СШ №9, г. Тверь.


В раздел основное общее образование