"Развитие координационных способностей у школьников"
статья
Автор: Вебер Наталья Викторовна, учитель физкультуры, Панаевская школа-интернат, ЯНАО, Ямальский район, село Панаевск
В раздел основное общее образование
Статья «Развитие координационных способностей у школьников».
Среди физических качеств, которые необходимо развивать у обучающихся в процессе физического воспитания,
координационные
способности
занимают особое место. Если все другие качества обеспечивают обучающимся возможность выполнять упражнения с необходимой скоростью, мощностью, силой, то координационные способности позволяют выполнять эти движения с большой точностью по амплитуде, направлению, темпу и другим характеристикам. Координационные способности помогают студентам точнее согласовывать свои движения, действия с условиями учебного задания. Специфически проявляющиеся координационные способности разнообразны, как и виды предметно-практической и спортивной деятельности человека. Среди них выделяют важнейшие (фундаментальные) координационные способности, к которым относятся способности к кинестетическому дифференцированию, ориентированию, равновесию, реакции и ритму. Указанные координационные способности являются наиболее значимыми в различных видах трудовой, оборонной и спортивной деятельности, в быту. Именно целенаправленному развитию и совершенствованию этих способностей следует уделять первоочередное внимание в процессе физического воспитания обучающихся и в тренировке юных спортсменов. Кроме фундаментальных координационных способностей в данных рекомендациях рассмотрены пути совершенствования способности к быстроте перестроения двигательных действий, статокинетической устойчивости, а также к произвольному расслаблению мышц.
1.
Способности, основанные на пропри рецептивной
чувствительности.
Это способности к точному воспроизведению, оценке, отмериванию, дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движений. Объяснить наличие довольно широкого спектра так называемых простых способностей можно тем, что управление движениями по различным параметрам осуществляется с помощью различных проприорецепторов. Эти способности основаны преимущественно на точности и тонкости двигательных ощущений и восприятий, выступающих нередко в сочетании со зрительными и слуховыми способностями. При малом моторном опыте ощущения и восприятия обучающегося еще слишком грубы, неточны, плохо осознаваемы, поэтому при выполнении упражнений
он допускает существенные ошибки. При специальной тренировке по целенаправленному развитию сенсомоторных (проприорецептивных) функций выполняемые движения становятся более точными, отчетливыми и ясными. Специализированные восприятия в спортивной деятельности иначе называют чувствами. Наиболее известны чувства: дистанции – у фехтовальщиков и боксеров; времени – у бегунов, лыжников, пловцов; мяча – у волейболистов, футболистов; воды – у пловцов и т.д. Т.е. такие способности развиваются в зависимости от особенностей определенного вида спорта, но вместе с тем изолированно встречаются крайне редко. Данные способности развиваются прежде всего при систематическом применении обще- и специально- подготовительных координационных упражнений, методов и приемов развития специальных координационных способностей . Методы развития координационных способностей основаны на системном выполнении заданий, предъявляющих повышенные требования к точности выполнения двигательных действий или отдельных движений. Задания на развитие КС Суть задания Рекомендуемые Упражнения Приме чания Аналитические (избирательные) Точность воспроизведения, оценки, отмеривания одного какого-либо параметра движений (пространственного, временного или силового) Одновременные или последовательные движения (положения) рук, ног, туловища при выполнении ОРУ без предметов, ходьба или бег по разметкам и на заданное время, повторные передачи или броски мяча по одной траектории на одинаковое расстояние Синтетические Точность управления двигательными действиями в целом Обучающийся самостоятельно и точно оценивает амплитуду движения, дальность прыжка или метания, скорость бега. Самооценку ученика сверяют с результатом, зафиксированным педагогом. Методика контрастных Чередование упражнений, резко -чередование бросков мяча в кольцо с 6м и 4м, с 4м и 2м;
заданий различающихся по какому-либо параметру -прыжки с места на мах расстояние и в два раза короче; -бег на 30м с мах скоростью и в 2р медленнее Методика сближаемых заданий Тонкие дифференцировки -прыжки с места (с открытыми и закрытыми глазами) на 140 и 170 см.; -броски мяча в кольцо со штрафной линии и на 10- 20см ближе Задания на развитие проприорецепти вной чувствительност и Повышение отчетливости мышечно- двигательных восприятий (чувство мяча, планки, воды и т.д.) ПТБ -для повышения чувства мяча используют мячи разной массы и формы, изменяя силу удара и дальность полета; - метание Методический подход Повышенные требования к др. анализаторам -исключение (ограничение) зрительного контроля при ведении, бросках и передачах мяча; -выполнение гимнастических комбинаций, исключающих слуховой контроль. ПТБ
2.
Способность к ориентированию в пространстве.
Под этой способностью понимают умение точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движение в нужном направлении. Эту способность человек проявляет в соответствующих условиях какой- либо конкретной деятельности (на площадке для игры в волейбол, теннис, баскетбол, футбольном или гандбольном поле, борцовском ковре, боксерском ринге, на гимнастических снарядах и др.) и по отношению к движущемуся объекту (партнерам, соперникам, мячу и др). Из этого следует, что способность к ориентированию в пространстве специфично проявляется в каждом виде спорта. Ее проявление и развитие в значительной мере зависит от быстроты восприятия и оценки пространственных условий действия, которая достигается на основе комплексного взаимодействия анализаторов (как точно обучающийся оценивает изменяющиеся условия деятельности, насколько быстро в них ориентируется и осуществляет правильные действия).
Основным методическим подходом, специально направленным на совершенствование этой способности, является системное выполнение заданий, содержащих последовательно возрастающие требования к быстроте и точности ориентирования в пространстве. Наиболее типичными упражнениями могут быть: бег по сильно пересеченной местности с преодолением всевозможных препятствий, установленных в спортивном зале или на спортивной площадке, по лабиринту и т.п.; ходьба, бег и ведение мяча (рукой, ногой) по линиям и разметкам; прыжки на точность и всевозможные метания в цель; прыжки через гимнастические круги, палки, расположенные на различном расстоянии друг от друга, прыжки с поворотом на установленное количество градусов; гимнастические упражнения на снарядах, требующие принятия необычного положения тела, например вниз головой; отдельные борцовские приемы; почти все игровые упражнения (особенно с несколькими мячами); групповые и командные спортивно-игровые упражнения тактического характера. Способность сохранять устойчивость позы (равновесие). Проявления равновесия разнообразны: - статическое – стойки на одной ноге в положении «ласточка», стойки на руках в гимнастике и акробатике; позы прицеливания в стрельбе; исходные положения в прыжках в воду; при подъеме штанги. - динамическое – в ходьбе и беге по бревну или другому узкому предмету, в беге на коньках, ходьбе на лыжах и т.д. - балансирование с предметами и на предметах – балансирование гимнастической палкой, стоящей на ладони; удержание кубика на голове, шарика на ракетке, стоя на месте или в движении; удержание равновесия, стоя на валике, на катящейся бочке и т.п.
3.
Способность сохранять устойчивость позы (равновесие)
- статическое равновесие: «ласточка», стойки на руках в гимнастике и акробатике, позы прицеливания в стрельбе, при подъеме штанги; - динамическое равновесие: ходьба и бег по бревну, бег на коньках, ходьба на лыжах и т.д.; - балансирование предметами: балансирование гимнастической палкой, стоящей на ладони, удержание кубика на голове, шарика на ракетке, удержание равновесия, стоя на катящейся бочке и т. п.
4.
Чувство ритма
– способность воспроизводить заданный ритм двигательного действия в связи с изменившимися условиями; выражается в точном воспроизведении направления, скорости, частоты движений и т.д. (ритм бега, музыкальное сопровождение или ритмические сигналы, мысленное воссоздание отчетливых двигательных ощущений). Методика применения данных упражнений включает следующую систему последовательно усложняемых заданий: - на поддержание опреденной частоты движений; - на точное воспроизведение этой частоты в повторных попытках; - на минимальное изменение частоты движений в последующих попытках. После каждого задания обучающиеся подсчитывают кол-во совершенных движений (шагов в беге на короткой дистанции) и сверяют с заданной педагогом, и с собственной субъективной оценкой частоты.
5.
Способность к перестроению двигательных действий
Это умение быстро преобразовывать выработанные формы двигательных действий или переключаться от одних к другим меняющимся условиям. Для формирования этой способности нужно использовать упражнения, требующие быстрого и даже мгновенного реагирования на внезапно меняющуюся обстановку (подвижные и спортивные игры, единоборства, слалом), а также целесообразны задания, развивающие интеллектуальные, перцептивные и сенсомоторные процессы, воспитывающие смелость, решительность, инициативность.
6.
Статокинетическая устойчивость
Это способность точно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений, и сохранять при этом стабильными пространственную ориентацию, равновесие и работоспособность (езда на различных видах транспорта, худ. гимнастика, прыжки в воду, авиация, космонавтика). - аналитические координационные упражнения: 1) наклоны головы вперед, назад, в стороны стоя на месте, в ходьбе, в прыжках; 2) вращения: в ходьбе, беге, прыжках; 3) акробатические упражнения: кувырки, перекаты, в том числе с закрытыми глазами; 4) стойки на неустойчивой опоре.
- синтетические координационные упражнения: 1) из и.п. наклон вперед, 1-2 поворота, кувырок на мате, встать, выпрямиться, повторить то же (до 10 раз); 2) то же, но после этого удержать равновесие, стоя на месте, или точно пройти по прямой.
7.
Способность к произвольному мышечному расслаблению
Одним из показателей КС на физиологическом уровне может быть латентное время напряжения и расслабления мышцы. Другой показатель КС- быстрота перехода одной и той же мышечной группы из состояния напряжения в состояние расслабления.
8.
Способность к реакции
Умение быстро и точно реагировать в сложных условиях двигательной деятельности. Наиболее распространенный метод развития быстроты простой реакции – повторное, максимально быстрое реагирование на внезапно появляющиеся различные сигналы или на изменение ситуации. Еще одна методика- сенсомоторная- основана на точном восприятии микро интервалов времени (даже сотых долей секунды). При тренировке реакции на движущийся объект – главное выработать умение фиксировать глазами быстро движущийся предмет (постепенно повышая скорость, внезапность появления, сокращая дистанцию). Полезны игры и упражнения по предугадыванию направления и скорости движения объекта (например, мяча). Таким образом, преподаватель по физической культуре может подобрать соответствующие упражнения и составить комплекс для развития координационных способностей обучающихся.
В раздел основное общее образование

