"Отечественная война 1812 года"
конспект урока истории 8 класс
Автор: Кайзер Ольга Петровна, учитель истории, МБОУ СОШ № 11, Краснодарский край, Отрадненский район, ст.Спокойная
В раздел основное общее образование
Урок по теме "Отечественная война 1812 года"
Цель урока:
создать образ Отечественной войны 1812года.
Задачи:
изучить причины итог и ход Отечественной войны 1812 года; развивать умения работы с картой и схемой, учебником, историческим документом, уметь выражать собственное мнение и оценочное суждение; воспитывать чувство патриотизма и национальную гордость.
Этапы урока:
Первый этап – подготовительный: постановка цели, озвучивание темы урока, постановка проблемы. Второй этап – изучение нового материала. Третий этап – домашнее задание. Четвертый этап – рефлексия.
План урока:
1. Причины и начало войны. 2. Бородинское сражение. 3. Отступление русской армии. 4. Наполеон в Москве. 5. Завершение войны.
Оборудование урока:
карта «Отечественная война 1812 года»; карта, схема «Бородинского сражения»; презентация.
Ход урока.
В период подготовительного этапа учащимся целесообразно задать вопросы: Что они знают о Наполеоне, какую политику он проводит на территории Европы, отношения Франции и России накануне войны и подробнее о Тильзитском мирном договоре. Ставим цель урока.
Эпиграф:
Гроза двенадцатого года настала – Кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима Иль русский бог? А.С.Пушкин.
Определите проблему.
Весной 1812 года Наполеон завершил подготовку к вторжению в Россию.
Задание:
определите по учебнику количественный состав двух противоборствующих армий и сделайте вывод.
Армия французов - 640 тыс. чел. Русская армия - 300 тыс. чел. Вывод: двойное превосходство сил противника.
Задание:
в учебнике по карте «Отечественная война 1812 года» определите расположение русских армий, командующих и направление, которое они защищают. 1 армия – М.Б. Барклай де Толи, направление Санкт-Петербург; 2 армия – П.Н. Багратион, направление Москва ; 3 армия – А.П. Тормасов, направление Киев. - Какую реку должны были перейти французские войска для вторжения в Россию? - Обратите внимание, что каждая армия подчинялась своему командующему. - Глядя на расположение русской армии, предположите, какую тактику мог предпринять Наполеон? (Наполеон: "Если я возьму Киев - я возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург - я возьму Россию за голову, если я возьму Москву - я поражу её в самое сердце") - Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о численном превосходстве армии Наполеона? Давайте познакомимся с командующим армией.
Сообщение
«Барклай де Толи полководец выходец из шотландского рода. В боях отличался храбростью и хладнокровием. Особенно прославился в период наполеоновских войн, за семь лет, пройдя путь от генерал-майора до фельдмаршала, однако испытал период опалы и всеобщей нелюбви, когда находясь на посту военного министра, приказал после вторжения Наполеона в 1812 году отступать в глубь России. Чтобы сберечь армию. В день, когда Барклай решился на генеральное сражение с Наполеоном, главнокомандующим русской армии стал М.И. Кутузов, продолживший путь отступления. В сентябре 1812 года Барклай вынужден был покинуть армию, чтобы вернуться в 1813 году, подтвердить славу одного из лучших полководцев России .»
Вопрос:
определите стратегию русской армии в начале Отечественной войны 1812 года? Как об этом пишет статс-секретарь А.С. Шишков в первые дни войны: «Как? В пять дней от начала войны потерять Вильну? Предаться бегству, оставить столько городов и земель в добычу неприятелю и при этом хвастать началом компании? Да чего же не достает еще неприятелю? Разве только того, чтобы без всякой препоны приблизиться к обоим столицам нашим? Боже милосердный! Горючие слезы смывают слова мои!» (Запись в тетради учащихся). 22 июля у Смоленска две главные русские армии соединились. Багратион уступил Барклаю де Толли общее командование, как военному министру. Портреты Багратиона и Барклая де Толли. Вывод: план Наполеона был сорван. Сражение под Смоленском продолжалось с 4 по 6 августа. 7августа русские войска оставили разрушенный и горящий город. Ф.Н.Глинка писал в это время: Теперь ли нам дремать в покое России верные сыны?! Пойдем, сомкнемся в ратном строе, Пойдем и в ужасах войны Друзьям, отечеству. Народу
Отыщем славу и свободу Иль все падем в родных полях! В России всегда существует вопрос: Кто виноват? Кто виноват, что армия отступает, и какие проклятья слышатся в его адрес? Барклай- де- Толи – «изменник» , «немец». А страна ищет нового героя, спасителя земли русской . Узнав, что Смоленск оставлен, Кутузов с огорчением сказал: “Ключ к Москве взят” .
Доклад о Кутузове.
Сообщение:
«Михаил Илларионович Кутузов был самым старшим по возрасту и наиболее опытным из служивших в это время генералов. Он сражался под руководством П.А. Румянцева, А.В. Суворова в одном из сражений он потерял глаз, отличался осторожностью, военной хитростью, проницательностью. Род его известен еще с восемнадцатого века, со времен Александра Невского. 67-летний полководец, заслуживавший любовь и признательность армии и дворянства, имел наибольшие преимущества перед другими на пост главнокомандующего. Суворов говорил о нем: «Хитер, хитер! Умен, умен! Никто его не обманет». Наполеон называл его «старым лисом».
Вопрос
: определите стратегическую тактику М.И. Кутузова?
Бородинское сражение.
Задание
: откройте карту-схему, найдите следующие объекты 1. Ставки – М.И.Кутузова, Наполеона. 2. Смоленские дороги: старую и новую. 3. Села – Семеновское, Шевардино. 4. Батарею Раневского. 5. Батарею Раневского.
Читаем опорные листы
Приказ Наполеона
: «Воины! Вот сражение, которого желали. Победа в ваших руках: она нужна нам. Она доставит вам изобилие, хорошие зимние квартиры и скорое возращение в отечество, Действуйте так, как действовали под Аустерлицем, при Фридланде, Витебске и под Смоленском, и позднее потомство вспомнит с гордостью о подвигах ваших в этот день. Да скажут о каждом: и он был в великой битве под стенами Москвы».
Обращение М.И. Кутузова:
«Вам придется защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови. Каждый полк будет употреблен в дело, Вас будут сменять, как часовых, через каждые два часа. Надеюсь на вас!
Учитель:
Накануне сражения по обычаю надели чистое белье, заботливо чистили ружья, точили штыки. Ночью священники пронесли по лагерю чудотворный образ Смоленской Божьей Матери – заступницы Русской земли. За образом со слезами на глазах шел Кутузов, с ним весь штаб. На пути иконы Смоленской Божьей Матери на коленях стояли тысячи солдат и офицеров. Лишь солнце опалило пушки И леса синие верхушки, Французы тут как тут…
“Огромная площадь редутов взрыта ядрами, - вспоминал участник сражения,- везде трупы людей и лошадей. Умирающие, стонущие и плачущие раненые. Кучи покинутого и разбитого оружия. Река Колоча запружена трупами, вода окрашена кровью…”
Вопрос:
Бородино – это победа или поражение? Прежде чем ответить на поставленный вопрос, давайте узнаем мнение современников: «Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». Наполеон «Французская армия расшиблась о русскую армию». А.П. Ермолов «Бородинское сражение есть лучшая слава русского оружия, есть победа…Прямым доказательством является бегство Наполеона из Москвы, возращение по старой Смоленской дороге, гибель 500-тысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника». Л.И. Толстой
Вывод
: Бородино – это одна из ярких страниц истории Отечества, наверное и вы испытывали какие-то чувства изучая данный вопрос. А сейчас мы с вами поговорим о том, какие чувства у вас вызвал сегодняшний урок о войне 1812 года? Опишите свои ощущения. Вы люди неравнодушные, у вас есть гражданская позиция, а главное в вас живет чувство патриотизма, а также сострадание и милосердие.
Вопрос:
Что решил совет в Филях?
Вывод: отступать, оставить Москву.
Французкий император долго ждал, что москвичи принесут ему ключи от города, как это бывало во многих городах Европы. Но напрасно …. “Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою… - писал А.С.Пушкин.
Вопрос:
Определите, в чем смысл тарутинского маневра? По документу: сделайте вывод, какие проблемы испытывала французская армия при отступлении? Документ: «Мы прошли самую скверную и бесплодную дорогу; лошади павшие на дороге тут же съедались». Офицер Бонне. «Холод увеличивается, истощение солдат, еще ничего неевших такого, что многие падают в обморок; другие почти не в состоянии нести оружие, но, тем не менее, желают боя чтобы согреться, а может быть, надеются чтобы найти смерть, которая избавит их от этой долгой агонии». Офицер Ложье «Нет сомнения , что недостаток продовольствия способствовал деморализации войск, подрывая их силы, и что обильная горячая пища парализовала бы действия холода». Офицер Тирион «К столь многочисленным бедствиям следует присоединить еще сонмы казаков и вооруженных крестьян, которые окружают нас. с каждым днем становиться все холоднее, и вскоре мороз должен соединится с голодом, чтобы уничтожить нашу армию,
эту армию, и которая была столь прекрасною при переходе через Неман!» Офицер Франсуа В декабре 1812 года Кутузов доложил императору Александру Первому: «Война закончилась за полным истреблением неприятеля».
Вопрос
: И все же, кто помог победить России в этой войне (начало урока слайд): остервенение народа? Барклай? зима? русский бог? Выскажите свое мнение.
Достигнута ли цель урока?
В чём главная причина поражения Наполеона в России? Страница 32 учебника. Ознакомимся с мнением историка Е.В.Тарле. - Согласны ли вы с его мнением? Итог : Каковы результаты войны? Почему победили русские? Почему война названа Отечественной? Уч.: А теперь проверим себя, выполнив тест.
Домашнее задание:
1. Составить таблицу « Отечественная война 1812года». 2. По выбору: Плакат «Война народная». Карикатура « Напрасно ждал Наполеон». Продолжите « Приехал Кутузов бить французов…»
В раздел основное общее образование

