Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Национальный костюм"

Рабочая программа кружка

Автор: Цыремпилова Ирина Юрьевна, воспитатель, ГБООУ "Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат", Верхний-Саянтуй



В раздел основное общее образование



ГБООУ «Верхнесантуйская санаторная школа - интернат» Согласовано на заседании ШМО протокол № ______ от ___ __________ _______ г Рекомендована к использованию м/с ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа - интернат» прокол № ________ от ___ __________ ________ г Утверждаю ______________ директор ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа - интернат» протокол № _______ от ___ _________ _______ г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Национальный костюм» художественно - эстетического направления руководитель Цыремпилова И.Ю. с. Верхний Саянтуй 2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база.
Рабочая программа «Национальный костюм» разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Закон Российской Федерации “Образовании РФ”, Конвенция о правах ребенка, Положение о рабочей программе внеурочной деятельности ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат».
Назначение программы:
Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по выполнению изделий декоративно-прикладного творчества, последовательное усложнение заданий, развитие у детей навыков ремесла, постепенно переходящих в творчество. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные воспитанники, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования. Несмотря на прогресс индустрии и глобальный промышленный рост, изделие, выполненное своими руками, всегда будет цениться, и мастерица не будет не замечена. Программа «Национальный костюм» знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия. Техника рукоделия дается в программе в такой последовательности, которая дает возможность постепенно совершенствовать свои умения и навыки. Большое внимание уделяется соблюдению культуры труда, экономичному расходованию материалов, бережному отношению к инструментам и приспособлениям, правильному пользованию ими. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого воспитаника с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности. В программе уделено внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала. Передача учебной информации различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).
Актуальность и перспективность
в том, что она формирует у воспитанников художественно – творческие способности через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности. Программа ориентирована не только на вовлечение детей в удивительный мир творчества, но и решает актуальные задачи нравственного воспитания молодежи, формирования устойчивого интереса к художественному наследию народа. Изучая азы ручных работ, основы материаловедения кружковцы одновременно знакомятся с истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов. Процесс изготовления красивых и нужных изделий, умение создавать их своими руками имеют большое значение для воспитания у ребенка здорового нравственного начала, уважения к своему труду и людям труда. Программа кружка содержит задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ.
Программа ориентирована
на 7-9 класс.
Объем часов рассчитан
на 34 занятия, которые проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия
40 минут
Цель программы:
Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально–образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения, творческой и трудовой активности детей, их стремление к созданию прекрасного.
Задачи программы:
 воспитание у детей интереса к народному искусству, развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса;
 формирование технических навыков и приемов в выполнении различных швов и изделий декоративно-прикладного искусства;  развитие понятия духовного богатства через знакомство с предметами декоративно–прикладного искусства, знакомить с историей своего и других народа;  формирование способности и готовности к самостоятельному освоению художественных ценностей и использование их в дальнейшей деятельности.  воспитание трудолюбия, терпения и настойчивости;  приобщение к культуре быта, общения и поведения; умение организовать свое рабочее место.
Формы и методы
проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ руководителя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия. Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при шитье, учит оформлять узоры, орнаменты. Это вызывает у воспитанников продолжительные положительные эмоции удовлетворения, радости. Рождается стойкая мотивация к данной деятельности. Для воспитанников, обучающихся по данной программе характерна яркая эмоциональность, непроизвольное внимание на новое, неожиданное, яркое, наглядное.
Содержание
Раздел 1. Введение Вызвать желание овладеть приёмами шитья. Задачи и план работы кружка. Правила поведения. Оборудование рабочего места. Инструменты и принадлежности. Правила безопасного труда. Виды шитья, особенности, применение в оформлении одежды. Раздел 2. Знакомство с русским народным костюмом. История костюма Дать представление об истории русского национального костюма, с творчеством русского народа, его культурой и традициями Тема 2.1 Создание эскизов, выкройки; Знакомство с разными техниками создания эскизов, выкроек, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с различными образцами тканей. Порядок проектирования, подбор материала для изготовления русского народного костюма. Технология кройки заготовки различных деталей. Тема 2.2 Шитье костюма Конструирование, моделирование и пошив изделий, технология сборки изделия по схемам Способы окантовки изделия. Техника выполнения окантовки. Раздел 3 Бурятский национальный костюм. История костюма. Дать представление об истории бурятского национального костюма, с творчеством бурятского народа, его культурой и традициями. Тема 3.1 Создание эскизов, выкройки; Знакомство с разными техниками создания эскизов, выкроек, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с различными образцами тканей. Порядок проектирования, подбор материала для изготовления бурятского национального костюма. Технология кройки заготовки различных деталей. Тема 3.2 Шитье костюма Конструирование, моделирование и пошив изделий, технология сборки изделия по схемам Способы окантовки изделия. Техника выполнения окантовки. Раздел 4. Эвенкийский национальный костюм История костюма.
Дать представление об истории эвенкийского национального костюма, с творчеством эвенкийского народа, его культурой и традициями Тема 4.1 Создание эскизов, выкройки; Знакомство с разными техниками создания эскизов, выкроек, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с различными образцами тканей. Порядок проектирования, подбор материала для изготовления эвенкийского костюма. Технология кройки заготовки различных деталей. Тема 4.2 Шитье костюма Конструирование, моделирование и пошив изделий, технология сборки изделия по схемам Способы окантовки изделия. Техника выполнения окантовки. Раздел 5. Китайский национальный костюм. История костюма Дать представление об истории китайского национального костюма, с творчеством китайского народа, его культурой и традициями. Тема 5.1 Создание эскизов, выкройки; Знакомство с разными техниками создания эскизов, выкроек, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с различными образцами тканей. Порядок проектирования, подбор материала для изготовления китайского костюма. Технология кройки заготовки различных деталей. Тема 5.2 Шитье костюма Конструирование, моделирование и пошив изделий, технология сборки изделия по схемам Способы окантовки изделия. Техника выполнения окантовки. Раздел 6. Индийский национальный костюм. История костюма Дать представление об истории индийского национального костюма, с творчеством индийского народа, его культурой и традициями Тема 6.1 Создание эскизов, выкройки; Знакомство с разными техниками создания эскизов, выкроек, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с различными образцами тканей. Порядок проектирования, подбор материала для изготовления индийского национального костюма. Технология кройки заготовки различных деталей. Тема 6.2 Шитье костюма Конструирование, моделирование и пошив изделий, технология сборки изделия по схемам Способы окантовки изделия. Техника выполнения окантовки. Раздел 7. Знакомство с казахским национальным костюмом Дать представление об истории казахского национального костюма, с творчеством казахского народа, его культурой и традициями Тема 7.1 Создание эскизов, выкройки; Знакомство с разными техниками создания эскизов, выкроек, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с различными образцами тканей. Порядок проектирования, подбор материала для изготовления казахского национального костюма. Технология кройки заготовки различных деталей. Тема 7.2 Шитье костюма Конструирование, моделирование и пошив изделий, технология сборки изделия по схемам Способы окантовки изделия. Техника выполнения окантовки.
Раздел 8. Подготовка к выставке Раздел 9. Оформить изделия на выставку Учебно – тематический план программы № Учебная тема Количество часов Перечень универсальных действий воспитанников Аудиторных Неаудиторны х 1 Введение - расширение познавательного интереса; развитие коммуникативной культуры; - постановка цели; - планирование деятельности; - оценка результатов; - соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; - соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; - выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; - развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; - овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; 2 Знакомство с русским народным костюмом 1 2.1 Создание эскизов, выкройки; 2.2 Шитье костюма 3 Бурятский национальный костюм. История костюма 1 3.1 Создание эскизов, выкройки; 3.2 Шитье костюма 4 Эвенкийский национальный костюм История костюма 1 4.1 Создание эскизов, выкройки; 4.2 Шитье костюма 5 Китайский национальный костюм. История костюма 1 5.1 Создание эскизов, выкройки; 5.2 Шитье костюма 6 Индийский национальный костюм. История костюма 1 6.1 Создание эскизов, выкройки; 6.2 Шитье костюма 7 Знакомство с казахским национальным костюмом 1 7.1 Создание эскизов,
выкройки; 7.2 Шитье костюма 8 Подготовка к выставке 8.1 Оформить изделия на выставку Календарно – тематическое планирование № Название темы Кол-во часов Основные УУД, формируемые на занятии Дата 1. Введение; Инструктаж по ТБ; 1 Позновательные УУД: - умение работать с литературой; умение работать с презентацией. Обобщение и систематизация представлений воспитанников об информации и способах еѐ получения человеком из окружающего мира; Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью Регулятивные УУД: - целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации 2. Знакомство с русским народным костюмом 1 Коммуникативные УУД: Инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью Регулятивные УУД: - целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации 3. Создание эскизов, выкройки; 2 Коммуникативные УУД: - формулировать собственное мнение, слушать собеседника Регулятивные УУД: - выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
4. Шитье костюма 2 Познавательны: формулирование познавательной цели Личностные: - мотивация учения Коммуникативны е: - постановка вопросов; -умение выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные: - целеполагание; - саморегуляция. 5. Знакомство с бурятским национальным костюмом 1 Познавательные: - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: - постановка вопросов; - оценка действий партнера. Регулятивные: - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция. Личностные:
-
нравственно- этическое оценивание. 6. Создание эскизов, выкройки; 2 Познавательные: - формулирование познавательной цели Личностные: - мотивация учения Коммуникативны е: - постановка вопросов; -умение выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные: - целеполагание; - саморегуляция. 7. Шитье костюма 2 Познавательные: - поиск и выделение информации; - знаково-символические - моделирование - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового
характера. Коммуникативные: - постановка вопросов; -умение точно выражать свои мысли. Регулятивные: - целеполагание; -планирование и прогнозирование; - контроль; - к оррекц ия Лично стные : -нравственно- этическое оценивание 8. Эвенкийский национальный костюм 1 Познавательные: - поиск и выделение информации; - знаково-символические - моделирование - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: - постановка вопросов; -умение точно выражать свои мысли. Регулятивные: - целеполагание; -планирование и прогнозирование; - контроль; - к оррекц ия Лично стные : -нравственно- этическое оценивание 9. Создание эскизов, выкройки; 2 Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: - поиск и выделение информации; - знаково-символические
-моделирование - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: - целеполагание; -планирование и прогнозирование; - контроль; Личностные: -нравственно- этическое оценивание - самоопределение. Познавательные - поиск и выделение информации; - знаково-символические 10. Шитье костюма 2 Познавательные: - поиск и выделение информации; - знаково-символические - моделирование - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: - постановка вопросов; -умение точно выражать свои мысли. Регулятивные: - целеполагание; -планирование и прогнозирование; - контроль; - к оррекц ия Лично стные : -нравственно- этическое оценивание 11. Китайский национальный костюм 1 Познавательные: - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: - постановка вопросов; - оценка действий
партнера. Регулятивные: - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция. Личностные:
-
нравственно- этическое оценивание. 12. Создание эскизов, выкройки; 2 Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. - поиск и выделение информации. Регулятивные: -планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция. 13. Шитье костюма 2 Познавательные: - поиск и выделение информации; - знаково-символические - моделирование - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: - постановка вопросов; -умение точно выражать свои мысли. Регулятивные: - целеполагание; -планирование и прогнозирование; - контроль; - к оррекц ия Лично стные : -нравственно- этическое оценивание 14. Индийский национальный костюм 1 Познавательные: - формулирование познавательной цели Личностные: - мотивация учения
Коммуникативны е: - постановка вопросов; -умение выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные: - целеполагание; - саморегуляция. 15. Создание эскизов, выкройки; 2 Познавательные: - поиск и выделение информации; - знаково-символические - моделирование - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: - постановка вопросов; -умение точно выражать свои мысли. Регулятивные: - целеполагание; -планирование и прогнозирование; - контроль; - к оррекц ия Лично стные : -нравственно- этическое оценивание 16. Шитье костюма 2 Познавательные: - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: - постановка вопросов; - оценка действий партнера. Регулятивные: - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция. Личностные:
-
нравственно- этическое оценивание. 17. Знакомство с казахским 1 Познавательные: - самостоятельное создание
национальным костюмом способов решения проблем творческого и поискового характера. - поиск и выделение информации. Регулятивные: -планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция. 18. Создание эскизов, выкройки; 2 Познавательные: формулирование познавательной цели Личностные: - мотивация учения Коммуникативны е: - постановка вопросов; -умение выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные: - целеполагание; - саморегуляция. 19. Шитье костюма 2 Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: - поиск и выделение информации; - знаково-символические -моделирование - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: - целеполагание; -планирование и прогнозирование; - контроль; Личностные: -нравственно- этическое оценивание - самоопределение. Познавательные: - поиск и выделение информации; - знаково-символические 20. Подготовка к выставке 1 Регулятивные: -планирование и
прогнозирование; - контроль; - коррекция. Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. 21. Оформить изделия на выставку 2 34
Методическое обеспечение программы
В течение всего периода обучения каждый воспитанник кружка получает ряд знаний и практических навыков, которые возможно использовать в дальнейшей жизни. Самое основное требование к занятиям – это дифференцированный подход к обучению воспитанников с учетом их творческих и умственных способностей, навыков, темперамента и особенностей характера. Учебный процесс строится на принципах: - доступности – от простого к сложному; - наглядности – показ готовых изделий или иллюстраций книг и журналов; - основывается на знаниях и умениях, полученных в более ранние сроки обучения. Воспитанники в детском коллективе получают навыки конструирования, моделирования и технологии изготовления швейных изделий, знакомятся с приемами работы со швейными инструментами и материалами, получая необходимую базу для дальнейшего обучения кройки и шитью. Теоретический материал излагается дозировано и сразу же закрепляется практическими занятиями. Правила Техники безопасности КОЛЮЩЕ- РЕЖУЩИЕ ИНСТРУМЕНТЫ: 1.Инструменты во время работы класть справа, ручкой к себе. Лезвия ножниц и бокорезов в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты. 2.Следить, чтобы инструменты не падали на пол, т.к. при падении они могут поранить. 3.Подавать и передавать инструменты только с сомкнутыми концами ручками вперед. 4.Пользоваться только исправными инструментами. 5.Не разбрасывать, не размахивать ими во время работы. 6.Инструменты хранить на специальной доске. У Т Ю Г 1.Работать утюгом только под присмотром преподавателя. 2.При включении в розетку утюга браться только за вилку. 3.Утюг ставить только на жаростойкую подставку. 4.Не отвлекаться во время работы, не оставлять включенный утюг без присмотра. 5.Не допускать перегрева утюга.
6.Следить, чтобы шнур во время работы не перекручивался. 7.При обнаружении неисправности утюга немедленно сообщить преподавателю. 8.По окончании работы утюг выключить из сети, дать остыть и только потом убрать. СОВЕТЫ МАСТЕРУ 1.Соблюдай правила безопасности труда. 2.Проявляй в работе старание, терпение, творчество. 3.Экономно используй материал. 4.По окончании работы приведи в порядок рабочее место, собери инструменты. НАРОДНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ - МАСТЕРУ. 1. Глаза страшатся, а руки делают. 2. Начиная дело, о конце размышляй. 3. Без труда ничего не получишь. 4. Мало хотеть, надо знать и уметь. 5. Поспешишь – людей насмешишь. 6. Авось и как- нибудь до добра не доведут. 7. Семь раз примерь, один отрежь.
Список используемой литературы
1. Амирова Э. К. Конструирование одежды. М. Мастерство.2002 г. 2. Горшкова Н. В. Высококвалифицированная швея. М. Академия 2009 г. 3. Ермилова В. В. Моделирование и художественное оформление одежды. М. Академия 2010г. 4. Журналы мод различных изданий. 5. Захаржевская Р. В. История костюма. От античности до современности. М.2004г. 6. Информационные ресурсы сети «Интернет». 7. Труханова А. Т. Технология женской и детской одежды. М. Академия.2010г. 8. Энциклопедия. История моды, костюма и стиля». М.2001 г.
Ожидаемые результаты

Первый уровень результатов
— приобретение воспитанником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанника со своим руководителем как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов
— получение воспитанником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов
— получение воспитанником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, воспитанник действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
К концу уч/года обучения обучающиеся имеют представление о
- различных видах дизайнерского искусства; - истории национальных костюмов - выполнении аппликации из различных материалов;
могут знать
- способы прикрепления бисера, блесток, шнура; - особенности обработки бросового материала; - правила подбора аксессуаров;
могут уметь
- правильно подобрать материал и подготовить его к работе; - увеличивать и уменьшать детали; - выполнять окончательную отделку изделия;
могут владеть
- технологией выполнения различных видов дизайна костюма; - культурой оформления своей работы.
Итоги
реализации программы могут быть представлены через презентации, защиты проектов, участие в конкурсах, выставках. Список используемой литературы: 1. X. И. Махмутова. Конструируем, моделируем, шьем. - М., Просвещение, 1994. 2. Амирова Э. К. Конструирование одежды. М. Мастерство.2002 г. 3. Горшкова Н. В. Высококвалифицированная швея. М. Академия 2009 г. 4. Ермилова В. В. Моделирование и художественное оформление одежды. М. Академия 2010г. 5. Журналы мод различных изданий. 6. Захаржевская Р. В. История костюма. От античности до современности. М.2004г. 7. Информационные ресурсы сети «Интернет». 8. История костюма / Вольфган Брун, Макс Тильке. – М.; ЭКСМО, 1997. – 464с.: ил. 9. Л. В. Орлова. Азбука моды. - М., Просвещение, 1989. 10. Р. И. Егорова и др. Учись шить. - М., Просвещение, 1989. 11. Энциклопедия. История моды, костюма и стиля». М.2001 г.


В раздел основное общее образование