"Сложноподчиненные предложения"
План урока по русскому языку
Автор: Сенчева Людмила Сергеевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №128, Самара
Смотреть презентациюВ раздел основное общее образование
План урока
Тема:
СПП с придаточными обстоятельственными
Тип урока:
ОНЗ
Методы работы:
словесный, наглядный, поисковый.
Цель урока:
освоение новых знаний обучающихся по ССП с придаточными обстоятельственными.
Задачи:
Образовательные
(формирование познавательных УУД): освоить знания по СПП с придаточными обстоятельственными; выявить особенности данных предложений; связать данные виды предложений с ранее изученными.
Развивающие
(формирование регулятивных УУД): планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; развивать логическое мышление; формирование умения систематизировать материал в виде плана таблицы, синквейна, когда выделяются главные признаки СПП; активизировать умственную деятельность, внимание, память, творческую активность; контролировать и оценивать процесс и результаты действия.
Воспитательные
(формирование коммуникативных и личностных УУД): уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; развивать умение работать в группе; формировать умение проверять результаты деятельности; воспитывать положительное отношение к учению.
Оборудование
: Таблица «Сложноподчинённые предложения», листы с заданием к уроку, ноутбук, проектор.
Использованные СОТ:
метод развития критического мышления, ИКТ.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие. Объявление темы и цели урока.
Эмоциональный настрой урока.
2
.
Синтаксическая разминка.
Фронтальный опрос по повторению: - Чем простое предложение отличается от сложного? - Какие виды сложных предложений вы знаете? - Чем ССП отличаются от СПП? - Чем придаточное предложение присоединяется к главному предложению? - На какие вопросы отвечает придаточное определительное? Изъяснительное? (Слайд1) Анализ предложений и составление их схем. (Слайд 2,3).
3. Изучение нового.
Анализ предложений
Войдя в лес, человек чувствует дыхание пробудившейся земли. (Простое предложение) Зимой, когда все водоёмы замерзают, водоплавающая птица может погибнуть. (СПП с придаточным времени) Разделить лист на 2 столбика. Запись предложений и составление их схем. ( Слайд 4,5). Вариативность предложений. (Слайд 6)
4. Рефлексия.
1) Составление синквейна. 2) Фронтальный опрос по новой теме: - Как определить вид придаточного обстоятельственного? - Встречались ли вам такие вопросы раньше? - Если нельзя задать вопрос к придаточному, как определить его вид?
5. Работа по карточкам.
6. Домашнее задание.
7. Итоги урока.
Приложение 1.
Примерные синквейны.
Предложение Сложное, сложноподчинённое Заставляет думать, размышлять. Главное – правильно вопрос задать. Пригодится на экзамене! Предложение сложноподчинённое: Определительное, изъяснительное, обстоятельственное. Характеризует, поясняет, уточняет. Изучая, хотим быть грамотными. Думай о будущем!
Приложение 2.
КАРТОЧКА 1
СПП с разными видами придаточных.
Расставить запятые, определить вид придаточного.
№
Предложение
Характеристика
1. Я отвечал что природа хороша и особенно хороши в наших местах закаты. 2. Знание – сокровище, которое повсюду следует за человеком. 3. Дорогою свободною иди куда влечёт тебя свободный ум. 4. Чтобы не заблудиться в лесах надо знать приметы. 5. И вечерком когда все кошки серы князь отправился подышать чистым воздухом.
КАРТОЧКА 2
СПП с разными видами придаточных.
Расставить запятые, определить вид придаточного.
№ Предложение
Характеристика
1. В воздухе висит зной от которого покрывается трещиной земля. 2. 2.Я хочу рассказать как прекрасен цветущий луг рано утром. 3. 3.Когда ветер дул с суши у берега вода была спокойна. 4. 4.Нет величия там где нет простоты добра и правды (Л. Толстой). 5. 5.Если жизнь тебя обманет не печалься не сердись.
Тема:
СПП с придаточными обстоятельственными
Тип урока:
ОНЗ
Методы работы:
словесный, наглядный, поисковый.
Цель урока:
освоение новых знаний обучающихся по ССП с придаточными обстоятельственными.
Задачи:
Образовательные
(формирование познавательных УУД): освоить знания по СПП с придаточными обстоятельственными; выявить особенности данных предложений; связать данные виды предложений с ранее изученными.
Развивающие
(формирование регулятивных УУД): планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; развивать логическое мышление; формирование умения систематизировать материал в виде плана таблицы, синквейна, когда выделяются главные признаки СПП; активизировать умственную деятельность, внимание, память, творческую активность; контролировать и оценивать процесс и результаты действия.
Воспитательные
(формирование коммуникативных и личностных УУД): уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; развивать умение работать в группе; формировать умение проверять результаты деятельности; воспитывать положительное отношение к учению.
Оборудование
: Таблица «Сложноподчинённые предложения», листы с заданием к уроку, ноутбук, проектор.
Использованные СОТ:
метод развития критического мышления, ИКТ.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие. Объявление темы и цели урока.
Эмоциональный настрой урока.
2
.
Синтаксическая разминка.
Фронтальный опрос по повторению: - Чем простое предложение отличается от сложного? - Какие виды сложных предложений вы знаете? - Чем ССП отличаются от СПП? - Чем придаточное предложение присоединяется к главному предложению? - На какие вопросы отвечает придаточное определительное? Изъяснительное? (Слайд1) Анализ предложений и составление их схем. (Слайд 2,3).
3. Изучение нового.
Анализ предложений
Войдя в лес, человек чувствует дыхание пробудившейся земли. (Простое предложение) Зимой, когда все водоёмы замерзают, водоплавающая птица может погибнуть. (СПП с придаточным времени) Разделить лист на 2 столбика. Запись предложений и составление их схем. ( Слайд 4,5). Вариативность предложений. (Слайд 6)
4. Рефлексия.
1) Составление синквейна. 2) Фронтальный опрос по новой теме: - Как определить вид придаточного обстоятельственного? - Встречались ли вам такие вопросы раньше? - Если нельзя задать вопрос к придаточному, как определить его вид?
5. Работа по карточкам.
6. Домашнее задание.
7. Итоги урока.
Приложение 1.
Примерные синквейны.
Предложение Сложное, сложноподчинённое Заставляет думать, размышлять. Главное – правильно вопрос задать. Пригодится на экзамене! Предложение сложноподчинённое: Определительное, изъяснительное, обстоятельственное. Характеризует, поясняет, уточняет. Изучая, хотим быть грамотными. Думай о будущем!
Приложение 2.
КАРТОЧКА 1
СПП с разными видами придаточных.
Расставить запятые, определить вид придаточного.
№
Предложение
Характеристика
1. Я отвечал что природа хороша и особенно хороши в наших местах закаты. 2. Знание – сокровище, которое повсюду следует за человеком. 3. Дорогою свободною иди куда влечёт тебя свободный ум. 4. Чтобы не заблудиться в лесах надо знать приметы. 5. И вечерком когда все кошки серы князь отправился подышать чистым воздухом.
КАРТОЧКА 2
СПП с разными видами придаточных.
Расставить запятые, определить вид придаточного.
№ Предложение
Характеристика
1. В воздухе висит зной от которого покрывается трещиной земля. 2. 2.Я хочу рассказать как прекрасен цветущий луг рано утром. 3. 3.Когда ветер дул с суши у берега вода была спокойна. 4. 4.Нет величия там где нет простоты добра и правды (Л. Толстой). 5. 5.Если жизнь тебя обманет не печалься не сердись.
В раздел основное общее образование

