"Грамматика - необходимый компонент обучения французскому языку".
статья
Автор: Борисова Алена Станиславовна, учитель французского языка, МОУ "Гимназия №1", город Печора, Республика Коми
В раздел основное общее образование
А.С.Борисова,
учитель французского языка
Статья : «Грамматика - необходимый компонент обучения французскому языку».
( Из опыта работы)
Что
же
такое
грамматика?
В.Г.Гак
дает
такое
определение
грамматики:
«Грамматика
определяется как раздел языкознания, изучающий закономерности изменения и сочетания
слов, образующих осмысленные предложения (высказывания). Грамматика подразделяется на
морфологию (наука об изменении слова) и синтаксис (наука о сочетании предложений в
тексте) ».
При обучении иностранному языку как средству общения грамматика изучаемого языка
имеет прикладной характер. Она необходима учащимся для того, чтобы: а) правильно строить
иноязычную
речь;
б)
правильно
понимать
иноязычные
высказывания;
в)
в
случае
необходимости сознательно выбирать требуемые (или наиболее уместные) грамматические
формы-конструкции.
Общими принципами отбора грамматических явлений для обучения являются следующие:
а)
методическая
целесообразность;
б)
адекватное
отображение
систем
языка;
в)
коммуникативная необходимость и достаточность; г) тематико-ситуативная соотнесенность
соответствующих форм и конструкций.
С самого начала обучение должно строиться на коммуникативно-значимых высказываниях.
Например, за курс обучения французского языка ученики должны овладеть следующими
знаниями (в области глагола):
1) знать типы спряжений глаголов I, II, III групп, их особенности спряжения;
2)
спряжение
глаголов
в
утвердительной,
отрицательной
и
вопросительной
формах
изъявительного наклонения;
3) знать образование и употребление времен изъявительного наклонения: а) présent (настоящее
время); б) passé composé (прошедшее законченное время) и passé composé местоименных
глаголов; согласование participe passé спрягаемого глагола со вспомогательными глаголами
avoir, être; в) imparfait (прошедшее незаконченное время); г) futur proche (ближайшее будущее
время); д) passé immédiat (ближайшее прошедшее время); е) plus-que-parfait (предпрошедшее
время); ж) futur simple (будущее простое время);
4) образование impératif (выражение просьбы, приказания);
5) ознакомление с conditionnel présent (сослагательное наклонение, настоящее время);
6) ознакомление с passé simple (прошедшее законченное (литературное) время);
7) ознакомление с subjonctif présent (сослагательное наклонение).
Над грамматической стороной языка я работаю уже давно. Грамматика нужна ученикам для
того,
чтобы
они
умели
говорить
осмысленно,
употреблять
в
речи
правильно
разные
грамматические
конструкции.
То
есть
основной
целью
обучения
грамматике
является
формирование речевого грамматического навыка. Учащиеся должны грамматически верно
строить свою речь, понимать ее на слух и при чтении. Но при нынешней сетке часов (всего 2
часа в неделю) это вызывает определенные трудности, поскольку успешная реализация цикла
грамматики требует такого уровня владения иностранным языком, какой мы имеем у детей
восьми-десяти лет в языке родном. К освоению грамматики можно приступить, когда ученики
достигли уровня свободного понимания звучащих и печатных текстов и автоматизировали
навык письма.
Формирование речевых грамматических навыков следует проводить поэтапно с учетом
условий функционирования грамматических структур в речи. Здесь можно выделить три
основных этапа формирования грамматического навыка в продуктивной речи: 1) ознакомление и первичное закрепление; 2) тренировка; 3) применение. На самом младшем этапе обучения я обыгрываю грамматические моменты, так как нет необходимости убеждать учителей иностранного языка в эффективности игры как средства формирования речевых навыков. Это хороший способ создания естественных ситуаций для активизации слов и грамматических структур. При решении игровых задач речевая активность сочетается с мыслительной и эмоциональной: в игре необходимо быстро принять решение, проявить находчивость, смекалку, фантазию, сыграть роль. Во время игры дети «находятся» в постоянной «речевой готовности», внимательно слушают учителя и друг друга; многократное повторение образцов речи, мотивированное игровым действием, не вызывает у них утомления и скуки. Игровые ситуации ценны не только тем, что мотивируют употребление изучаемого материала на каждом данном уроке, но и, главным образом, тем, что поддерживают высокую мотивацию изучения французского языка, особенно на начальном этапе. I. Игра «Рифмы». Эту игру я использую с целью повторения спряжения глагола avoir. Ученики вместе со мной «сочиняют стихи». Нужно найти рифму к произносимым строчкам: J'ai une gomme. Nous avons des bonbons. Tu … (as une pomme). Vous … (avez des ballons). Il a une tarte. Ils ont des sapins. Elle … (a une carte). Elles … (ont des lapins). II. Оборот «Il y a» У меня в сумке лежат игрушки. Ученики угадывают, что находится в ней. Eı: Est-ce qu'il y a une gomme dans le sac? P: Non, il n'y a pas de gomme. E2: Est-ce qu'il y a une règle dans le sac? P: Oui, il y a une règle. III. Глагол «être». Ситуация «Кто ты теперь?». Представьте себе, что вы встретились через 15 лет. Постарайтесь угадать, какая профессия у вашего знакомого. Eı: Tu es medeсin? E2: Non, je ne suis pas medecin. Eı: Tu es professeur? E2: Oui, je suis professeur. IV. Глагол «faire». Ученики жестами имитируют какое-либо действие (оно должно обозначаться по-французски с помощью глагола «faire»). Противники должны догадаться, что они делают. - Vous faites du ski? - Vous faites votre gymnastique? - Vous faites votre chambre? - Vous faites un bonhomme de neige? V. Глагол «écrire».
Незаконченная буква. Ученик пишет на доске (или в воздухе) элемент буквы «М». Играющие угадывают, какую именно букву он пишет. - Tu écris la lettre «L»? - Non, je n'écris pas la lettre «L». - Tu écris la lettre «M»? - Oui, j'écris la lettre «M». Можно выучить рифмовку с глаголом «écrire», а потом, когда ученики ее выучат, можно обыгрывать в режиме (учитель-ученики, ученики-ученики, ученик-ученик). P: Qu'est-ce que tu écris, Valentine? Eı: J'écris une lettre à Nadine. P: Que fait Jean ici? E2: Il écrit aussi. P: Que faisons – nous à la maison? E3: Nous écrivons des chansons. P: Comment écrivons – nous la lettre «C»? E4: Nous l'écrivons en français. P: Qu'est-ce que j'écris à cette table? E5: Tu écris une fable. Или выучить следующие рифмовки: 1) La verbe «écrire» Se conjugue comme «lire», Mais au pluriel, comme vous savez, Au radical il a un V: J'écris, tu écris, il écrit - c'est compris! Mais: Nous écrivons, vous écrivez, ils écrivent. 2) J'écris un récit pour Lucie, Tu écris aussi un récit, Il écrit une lettre à son vieux maitre. Nous écrivons nos devoirs chaque soir, Vous écrivez des exercices pour Alice, Ils écrivent des vers pour ton anniversaire. VI. Местоименные глаголы. «Зеркало». Ведущий изображает различные действия, комментируя их так: Je me lave les mains. Играющие должны повторить его жесты и тоже прокомментировать, но уже в 1 лице множественного числа: Nous nous lavons les mains. Спряжению местоименных глаголов можно придать музыкальное оформление, то есть использовать какую-нибудь известную мелодию при заучивании. Например, мелодию из кинофильма «Золушка» (песня «Встаньте дети, встаньте в круг…») Se peigner Je me peigne Tu te peignes Il se peigne et Elle se peigne Nous nous peignons
Vous vous peignez Ils se peignent et Elles se peignent Ученикам нравится этот прием. Они легко запоминают спряжение глагола. Также можно предложить ученикам самим придумать мелодию на спряжение любого местоименного глагола. VII. Participe passé Причастие прошедшего времени (participe passé) является составной частью сложного времени (passé composé), поэтому нужно знать, как оно образуется. Для этого я использую следующую рифмовку: Participe passé Lu, appris, connu, reçu, Dit, compris et aperçu, Mis, venu, voulu, ouvert, Vu, traduit et découvert. Или: Nous avons beaucoup appris, Nous avons un peu écrit, Nous n'avons pas fait de fautes, Nous avons reçu des notes. VIII.Futur simple. Où iras-tu en vacances? A Moscou, à Kiev, en France. Que feras-tu en juin? Je lirai tous les matins. IX. Présent. Je regard
e
mon journal. Tu dessin
es
un animal. Il apport
e
ses souliers. Elle cach
e
son cahier. Nous all
ons
à la maison. Vous cherch
ez
votre ballon. Ils donn
ent
des photos. Elles montr
ent
leurs chapeaux. Методические рекомендации для проведения игр. Начиная игру, учитель должен четко представлять себе, что именно он хочет услышать: с помощью какого речевого образца будет организованно игровое действие. После объяснения условий и правил игры необходимо «отрепетировать» с классом ключевые фразы, отработать их интонационно и ритмически по образцу, данному учителем. Еще на этапе подготовки к уроку нужно продумать «технологические» детали игры. Только тщательная подготовка игры обеспечит ее успех и эффективность. И, конечно, очень важны организационные и коммуникативные, а также артистические способности учителя в процессе проведения игры на уроке. Я широко применяю в своей практике игры и игровые моменты на всех этапах обучения. Это помогает мне: 1) в создании естественных речевых условий для иноязычной речевой коммуникации; 2) внести разнообразие в урок и повысить таким образом активность
учащихся, а следовательно, и продуктивность их труда; 3) стимулировать интерес учащихся к иностранному языку. Ознакомление и первичное закрепление грамматического материала. Целью данного этапа является создание ориентировочной основы грамматического действия для последующего формирования навыка в различных ситуациях общения. На этом этапе необходимо раскрыть значение, формообразование и употребление грамматической структуры, обеспечить контроль ее понимания учащимися и первичное закрепление. Ознакомление с новым грамматическим материалом для продуктивного усвоения чаще всего осуществляется в учебно-речевых ситуациях, предъявляемых устно или в чтении, под руководством учителя или самостоятельно (продвинутый этап). Сначала я даю общую установку на функциональную направленность новой грамматической структуры. Например: Сегодня мы узнаем, как нужно говорить, если вы хотите описать какое- нибудь событие, которое с вами произошло в прошлом. Для этого во французском языке есть imparfait, которое обозначает прошедшее действие, но незаконченное, длившееся в прошлом. Imparfait является простым временем и имеет основу и окончание. Все три группы глаголов образуют imparfait по единому образцу и имеют единые окончания: -ais; -ais; -ait; -ions; -iez; -aient Imparfait образуется от 1-го лица множественного числа настоящего времени. I группа dessiner - nous dessinons - dessin
+
-ais, -ais, -ait, -ions, -iez,-aient II группа remplir - nous remplissons - rempliss III группа dire - nous disons – dis Затем ученики записывают в тетрадь, что такое imparfait и как оно образуется. Потом вместе спрягаем глагол на доске, выделяя окончания. nager se laver je nagеais je me lavais tu nagеais tu te lavais il(elle) nagеait il(elle) se lavait nous nagions nous nous lavions vous nagiez vous vous laviez ils(elles) nagеaient ils(elles) se lavaient Глаголы исключения: avoir étre j'avais j'étais tu avais tu étais il(elle) avait il(elle) était nous avions nous étions vous aviez vous étiez ils(elles) avaient ils(elles) étaient Когда употребляется imparfait: 1) при одновременных действиях в прошлом, где есть слова, подчеркивающие повторяемость, длительность и незаконченность действия: souvent (часто), toujours (всегда), jamais (никогда), chaque fois (каждый раз), tous les jours (ежедневно), d'habitude (обычно). 2) при описании природы, портрета человека: Il faisait froid, le soleil brillait. Было холодно, светило солнце. En hiver il faisait souvent du ski. Зимой он часто катался на лыжах. На русский язык imparfait обычно переводится глаголом прошедшего времени несовершенного вида.
На данном этапе я использую следующие виды упражнений: I. Поставьте правильно окончание (Mettez les verbes à l'imparfait). 1) Je suis venu quand tu travaill… 2) A chaque leçon, le professeur de russe appel… Serge au tableau. 3) Toujours quand il fais… froid, tu ferm… les fenêtres. 4) Quand Nadine chant…, les enfants écout… sa chanson. 5) Il est parti quand je fais… mes devoirs. 6) Tous les jours nous all… à l'école. 7) D'habitude vous ét… dans votre classe. II. Ecrivez les phrases à l'imparfait. (Выпишите предложения) – работа с текстом. 1) Il était maigre comme un oiseau. 2) Robinson attendait les premiers rayons du soleil pour se lever. 3) Très loin, on pouvait voir un point blanc à l'horizon. 4) Robinson sentait la vie et la joie qui entraient en lui. 5) Du haut de la montagne, on voyait toute l'ile. III. Ecoutez les phrases. (Прослушайте пары предложений и укажите ту, которая соответствует данному переводу) На доске записан перевод предложений Читает учитель: 1.Я читал книгу. a) Je lisais un livre. b) J'ai lu un livre. 2.Он говорил о своих проблемах. a) Il a parlé de ses problèmes. b) Il parlait de ses problèmes. 3.Мы писали диктант. a) Nous avons écrit la dictée. b) Nous écrivions la dictée. 4.Вы его встречали у вашего дома. a) Vous le rencontriez près de votre maison. b) Vous l'avez rencontré près de votre maison. 5.Они занимались спортом. a) Ils faisaient du sport. b) Ils ont fait du sport. 6.Ты рос очень быстро. a) Tu as grandi très vite. b) Tu grandissais très vite. Второй этап – это тренировка грамматического материала. Формирование речевого грамматического навыка предполагает развитие навыка относительно точного воспроизведения изучаемого явления в типичных для его функционирования речевых ситуациях и развитие его гибкости за счет варьирования условий общения, требующих адекватного грамматического оформления высказывания. С этой целью используются имитационные, подстановочные, трансформационные упражнения. Имитационные упражнения могут быть построены на одноструктурном или оппозиционном (контрастном) грамматическом материале. Грамматическая структура в них задана, ее следует повторить без изменения. Выполнение упражнений может проходить в виде прослушивания и повторения форм по образцу, контрастного повторения различных форм за учителем, списывания текста или его части с подчеркиванием грамматических ориентиров. На этом этапе я практикую следующие виды упражнений:
1) Répétez après moi : ( Повторите за мной) Je lisais souvent ce livre. Tu allais chaque jour à l'école. Il chantait bien chaque fois. Elle jouait toujours du piano. Nous faisions tous les jours nos devoirs. Vous étiez trés forts en histoire. Ils savaient beaucoup sur la géographie. Elles prenaient d'habitude des livres à la bibliothèque. 2) Affirmez mes phrases. ( Подтвердите мои высказывания). Example: Je faisais toujours mon lit. C'est vrai, je faisais toujours mon lit. 1. Je faisais toujours le devoir. 2. Tu étais chaque fois chez tes grands-parents. 3. Elle avait beaucoup d'amies. 4. Nous dansions chaque jour. 5. Vous écoutiez souvent la musique. 6. Ils disaient toujours la verité. 3) Répétez, en ajoutant le mot. ( Повторите и добавьте слово). 1. Je mangais beaucoup… (de bonbons). 2. Tu lisais souvent… (un livre intéressant). 3. Il dessinait chaque fois… (la nature). 4. Nous faisions parfois… (du sport). 5. Vous écriviez d'habitude… (les dictées). 6. Elles posaient toujours… (les questions). Также я применяю подстановочные упражнения. Они используются для закрепления грамматического материала, выработки автоматизмов в употреблении грамматической структуры в аналогичных ситуациях. Существенным для организации подстановочных упражнений является обеспечение подсказки элементов для подстановки. Подсказка может носить экстралингвистический и речевой характер. Особенно эффективны, на мой взгляд, подстановочные упражнения, которые требуют не только автоматического конструирования предложений по аналогии с речевым образцом, но и выбора в результате противопоставления грамматических форм в подстановочной таблице. I. Faites les phrases. ( Составьте предложения). Je mett… Tu regard… Il dorm… Elle ouvr… Nous ét… Vous fais… Ils jou… Elles all… du sport. dans son lit. au concert. du piano. la télé. le costume. les fenêtres. à la maison. II. Composez les phrases. ( Составьте предложения). 1) Nous, les champignons, souvent, ramassions.
2) Allait, à la piscine, Pierre, chaque dimanche. 3) Elles, beaucoup, lisaient, sur la musique, de livres. 4) Etiez, contents, toujours, vous. 5) Tu, les dents, te peignais, te brossais, les cheveux, et. 6) Chaque soir, montais, l'escalier, je, vite. III. Faites les phrases par écrit. ( Напишите предложения). 1.Pierre est venu 2.Nous sommes arrivés 3.Tu es entré 4.Vous avez vu Serge 5.Je suis allée au magasin 6.Nadine et Olga ont aidé les parents quand le train arrivait. il jouait au basket. ils faisaient la chambre. je sortais. nous partions. ma mère préparait le diner. IV.Mettez les verbes à l'imparfait ou au passé composé suivant le sens.( Поставьте глаголы в imparfait или в passé composé). 1) Je (sortir) de la maison quand il (neiger) beaucoup. 2) Quand je (sortir) de la maison, je (voir) Pierre qui (entrer) au magasin. 3) Chaque fois que Boris (revenir) à la maison tard, sa mère lui (demander) d'où il (venir). 4) Hier soir, quand je (regarder) la TV, ma soeur (aller) au cinema. 5) Hier, entre 5 et 7 heures du soir, il (neiger). 6) Tous, les matins, le père de Lucie (aller) à son travail. V. Mettez les verbes à l'imparfait. ( Напишите глаголы в imparfait). 1) J'arrive toujours à l'heure. 2) Il travaille tous les jours. 3) Nous faisons souvent du ski en hiver. 4) Elles lisent chaque soir. 5) Tu as beaucoup de fautes. 6) Vous vous premenez chaque matin dans le jardin. VI. Choisissez la phorme correcte. ( Выберите правильную форму).
VII. Posez les questions.( Задайте вопросы). 1) Quand j'étais petite, j'aimais jouer avec les poupées. (Qu'est-ce que tu faisais, quand tu étais petite?) 2) Chaque matin, Nicolas se brossait les dents, se lavait les mains et le visage. (Qu'est-ce que faisait Nicolas chaque matin?) 3) Chaque été, les enfants allaient au camp. (Qu'est-ce que faisaient les enfants chaque été?) 4) Chaque soir, nous régardions la télé. (Qu'est-ce que faisiez vous chaque soir?) VIII. Trouvez et corrigez les fautes dans le texte. ( Найдите и исправьте ошибки в тексте). Pendant les vacances d'hiver Nadine allais toujours voir ses grands-parents. Sa grand-mère et son grand-père était contents de lui voir. Tous les matins Nadine et ses amis preniez leurs skis et alliez faire du sport dans la forêt. Ils étions gais. IV. Traduisez en français. ( Переведите на французский язык). 1. Ольга часто ходила в библиотеку. 2. Мы занимались спортом каждое воскресенье. 3. Ты всегда хорошо писал диктант. 4. Дети иногда гуляли в саду. 5. Я играла каждый день на пианино. 6. Вы бывали обычно в театре. V. Faites les rimes. ( Зарифмуйте). 1л.ед.ч 2л.ед.ч Manger (les poirs) – faire (les devoirs) 1л.ед.ч 2л.ед.ч Dessiner (les papions) – écrire (les chansons) Ex: Je mangeais les poirs, tu faisais les devoirs, nous dessinions les papions, vous écriviez les chansons. Применение грамматического материала в речи. Переход от навыков к умениям обеспечивается упражнениями, в которых активизируемое грамматическое явление надо употребить без языковой подсказки в соответствии с речевыми
обстоятельствами. Упражнения этого этапа могут проводиться на материале устных тем, домашнего чтения, тематических картинок, презентаций. Совершенствование речевого грамматического навыка целесообразно проводить посредством: a) активизации в учебном разговоре новой грамматической структуры в составе диалогических и монологических высказываний в ситуациях общения; б) различных видов пересказа или изложения содержания прослушанного (прочитанного) текста; в) употребления разного типа грамматических структур в подготовленной речи; г) включения в беседу освоенного грамматического материала в новых ситуациях, предполагающих перемежающееся противопоставление грамматических структур; д) беседы по прослушанному (прочитанному) тексту, предполагающей свободное противопоставление грамматических форм. На данном этапе я использую следующие упражнения: I. Dites, ce que faisaient les enfants à 5 heures du soir (работа по картинке). Ex: A 5 heures du soir les enfants regardaient la télé. II. Dites, qu'est-ce que vous faisiez quand vous étiez petits. Ex: Quand j'étais petit, je dessinais souvent, je regardais chaque fois les dessins animés. III. Posez les questions à (Nadine). Ex: Nadine, quand tu étais petite, tu aimais regarder les dessins animés? -Oui, j'aimais beaucoup regarder les dessins animés, quand j'étais petite. IV. Faites le récit d'aprés cette image. Ex: Chaque dimanche Olga regardait la télé, faisait le devoir, aidait sa mére, lisait un livre… И последний этап – это контроль грамматических навыков. Он может быть следящим или выделяться в отдельный этап. Мы можем его осуществлять непосредственно в процессе самой речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма) или использовать с этой целью специальные контролирующие упражнения. Здесь целесообразно использовать такие виды упражнений: I. Ecrivez l'infinitif des verbes. ( Напишите инфинитив глаголов). Etait, lisiez, faisaient, parlions, avais, grandissiez, disaient, chantait, écrivions, mangeaient, finissiez, venais. II. Ecrivez à l'imparfait. ( Напишите в imparfait). manger: je…; nous…; ils… aller: il…; vous…; elles… faire: tu…; elle…; nous… être: j'…; nous…; ils… avoir: elle…; vous…;elles… prendre: je…; vous…; tu… finir: tu…; il…, nous… III. Faites les phrases : ( Составьте предложения) 1.Ce matin-là, il … froid, il n'y … pas de soleil, les feuilles mortes … par terre,c'… déjà l'automne. 2. D'habitude je … de la maison à 8 heures. Je … l'autobus et je … à l'école à l'heure. sortais était prenais faisait venais avait tombaient IV. Mettez les verbes à l'imparfait. ( Напишите глаголы в imparfait). 1. Elle n'est pas forte en mathématique. 2. Tous les éléves répondent très bien aux questions du professeur.
3. Qu'est-ce que vous prenez comme viande? 4. Ils font du sport chaque jour. 5. Il vient voir sa grand-mère le dimanche. 6. Aux leçons de français nous parlons, nous lisons et nous écrivons des dictées. 7. Ils laissent leurs affaires sur une chaise et ils vont prendre les plats. 8. Est-ce que tu-as des problèmes avec ton ordinateur? И другие виды упражнений: V. Mettez les verbes à l'lmparfait ou au passé composé.( Поставьте глаголы в imparfait или в passé composé) VI. Traduisez en français. ( Переведите на французский язык) VII. Ecrivez à l'imparfait, ce que vous faisiez chaque été. ( Напишите в imparfait, что вы делали каждое лето). VIII. Finissez les phrases. ( Закончите предложения). IX. Décrivez cette image. ( Опишите эту картинку). В своей работе я использую различные формы контроля грамматического материала. Например: тестовые задания (особенно на старшем этапе обучения). Отмечу, что мыслительная деятельность старшеклассников более активна и самостоятельна. Они более критично относятся к учителям. Широта умственных интересов часто сочетается у старшеклассников с разбросанностью, отсутствием системы и метода. Иногда подростки склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможностей. Увеличиваются также индивидуальные различия в уровне и направленности умственных интересов и способностей учащихся. Умственное развитие старшеклассника заключается не только в накоплении умений и изменений отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. Задания для старшеклассников. 1) Соедини глаголы со своими подлежащими: 1. Mes parents a. nous nous sommes trompés. 2. La vie b. augmente. 3. Le facteur c. vous ne vous quittez plus. 4. Nicole et moi d. ont déménagé. 5. Marc et toi e. approchait. 2) Определите время глаголов в indicative: a) Présent; b) Future simple; c) Imparfait; d) Passé simple. 1. Il se taisait. 2. Il lut le texte. 3. Je vous appellerai. 4. Elle écrivit une letter. 5. Je les voyais. 6. Nous étudions le français. 7. Je la préviendrai. 8. Il m'obligea à partir. 9. Elle naquit à Rome. 10. Tu les enverras à André. 3) Употребите вспомогательный глагол в сложных временах: a) ont b) sont 1. Ils… discuté toutes les questions. 2. Ils … descendus l'escalier.
3. Elles… restées au rez-de-chaussée. 4. Les garcons…tombés. 5. …- ils fini leur travail? 6. …- ils sortis de l'office? 4) Дополните предложения глаголами: a) avoir b) être 1) Quel âge…-tu? 2) …-t-il du courage? 3) …-il courageux? 4) Ce monsieur…mon oncle. 5) …-vous contents de lui? 6) Ils … déjà partis. 7) Nous n'… pas encore prévenu Gérard. 5) Найдите и исправьте ошибки: 1. Ne se baignez pas. 2. Tu dois s'intéresser à ces details. 3. Elles se sont assis. 4. J'achète cettes fleurs. 5. Mes parents ont contents. 6. Vous avez achetés des robes. Какие можно сделать выводы в работе с грамматическим материалом: 1) Целью обучения является выработка речевого грамматического навыка; 2) Основой обучения грамматической стороне речи является модельная фраза (речевой образец); 3) При работе над грамматической стороной речи нужно использовать разные способы введения грамматических явлений; 4) Этап или урок обучения формированию грамматических навыков является грамматическим по материалу, форме, а по духу он остается речевым; 5) Использование знаний должно быть только в форме правил и инструкций; 6) Для автоматизации грамматических структур использовать в основном условно-речевые, коммуникативные упражнения, отводя языковым упражнениям вспомогательную роль на начальном этапе. Использованная литература: 1.В.Г.Гак. Теоретическая грамматика французского языка. Морфология. Москва «Высшая школа», 1986 г. 2. А.Кушнир. Педагогика иностранного языка. Школьные технологии №6. Москва.1997г. 3.И.С.Кон. Психология старшеклассника. Пособие для учителей. М: Просвещение, 1980 г. 4. Е.А. Маслыко, П.К.Бабинская, А.Ф.Будько, С.И. Петрова. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск, 1997 г. 5.В.И.Леус, И.Л.Леус. Тесты по французскому языку.Москва «Лист»,1998г. 6.Б.И.Турчина, О.А.Писаренко. Занимательный французский. Книга для чтения на французском языке для учащихся средней школы. М.: Просвещение, 1992г. 7.Н.Н.Сатова, С.Н.Сатова-Ковачевич. От игры к знанию. Книга для чтения на французском языке для учащихся 6-10 классов средней школы. Просвещение, 1986 г.
основных этапа формирования грамматического навыка в продуктивной речи: 1) ознакомление и первичное закрепление; 2) тренировка; 3) применение. На самом младшем этапе обучения я обыгрываю грамматические моменты, так как нет необходимости убеждать учителей иностранного языка в эффективности игры как средства формирования речевых навыков. Это хороший способ создания естественных ситуаций для активизации слов и грамматических структур. При решении игровых задач речевая активность сочетается с мыслительной и эмоциональной: в игре необходимо быстро принять решение, проявить находчивость, смекалку, фантазию, сыграть роль. Во время игры дети «находятся» в постоянной «речевой готовности», внимательно слушают учителя и друг друга; многократное повторение образцов речи, мотивированное игровым действием, не вызывает у них утомления и скуки. Игровые ситуации ценны не только тем, что мотивируют употребление изучаемого материала на каждом данном уроке, но и, главным образом, тем, что поддерживают высокую мотивацию изучения французского языка, особенно на начальном этапе. I. Игра «Рифмы». Эту игру я использую с целью повторения спряжения глагола avoir. Ученики вместе со мной «сочиняют стихи». Нужно найти рифму к произносимым строчкам: J'ai une gomme. Nous avons des bonbons. Tu … (as une pomme). Vous … (avez des ballons). Il a une tarte. Ils ont des sapins. Elle … (a une carte). Elles … (ont des lapins). II. Оборот «Il y a» У меня в сумке лежат игрушки. Ученики угадывают, что находится в ней. Eı: Est-ce qu'il y a une gomme dans le sac? P: Non, il n'y a pas de gomme. E2: Est-ce qu'il y a une règle dans le sac? P: Oui, il y a une règle. III. Глагол «être». Ситуация «Кто ты теперь?». Представьте себе, что вы встретились через 15 лет. Постарайтесь угадать, какая профессия у вашего знакомого. Eı: Tu es medeсin? E2: Non, je ne suis pas medecin. Eı: Tu es professeur? E2: Oui, je suis professeur. IV. Глагол «faire». Ученики жестами имитируют какое-либо действие (оно должно обозначаться по-французски с помощью глагола «faire»). Противники должны догадаться, что они делают. - Vous faites du ski? - Vous faites votre gymnastique? - Vous faites votre chambre? - Vous faites un bonhomme de neige? V. Глагол «écrire».
Незаконченная буква. Ученик пишет на доске (или в воздухе) элемент буквы «М». Играющие угадывают, какую именно букву он пишет. - Tu écris la lettre «L»? - Non, je n'écris pas la lettre «L». - Tu écris la lettre «M»? - Oui, j'écris la lettre «M». Можно выучить рифмовку с глаголом «écrire», а потом, когда ученики ее выучат, можно обыгрывать в режиме (учитель-ученики, ученики-ученики, ученик-ученик). P: Qu'est-ce que tu écris, Valentine? Eı: J'écris une lettre à Nadine. P: Que fait Jean ici? E2: Il écrit aussi. P: Que faisons – nous à la maison? E3: Nous écrivons des chansons. P: Comment écrivons – nous la lettre «C»? E4: Nous l'écrivons en français. P: Qu'est-ce que j'écris à cette table? E5: Tu écris une fable. Или выучить следующие рифмовки: 1) La verbe «écrire» Se conjugue comme «lire», Mais au pluriel, comme vous savez, Au radical il a un V: J'écris, tu écris, il écrit - c'est compris! Mais: Nous écrivons, vous écrivez, ils écrivent. 2) J'écris un récit pour Lucie, Tu écris aussi un récit, Il écrit une lettre à son vieux maitre. Nous écrivons nos devoirs chaque soir, Vous écrivez des exercices pour Alice, Ils écrivent des vers pour ton anniversaire. VI. Местоименные глаголы. «Зеркало». Ведущий изображает различные действия, комментируя их так: Je me lave les mains. Играющие должны повторить его жесты и тоже прокомментировать, но уже в 1 лице множественного числа: Nous nous lavons les mains. Спряжению местоименных глаголов можно придать музыкальное оформление, то есть использовать какую-нибудь известную мелодию при заучивании. Например, мелодию из кинофильма «Золушка» (песня «Встаньте дети, встаньте в круг…») Se peigner Je me peigne Tu te peignes Il se peigne et Elle se peigne Nous nous peignons
Vous vous peignez Ils se peignent et Elles se peignent Ученикам нравится этот прием. Они легко запоминают спряжение глагола. Также можно предложить ученикам самим придумать мелодию на спряжение любого местоименного глагола. VII. Participe passé Причастие прошедшего времени (participe passé) является составной частью сложного времени (passé composé), поэтому нужно знать, как оно образуется. Для этого я использую следующую рифмовку: Participe passé Lu, appris, connu, reçu, Dit, compris et aperçu, Mis, venu, voulu, ouvert, Vu, traduit et découvert. Или: Nous avons beaucoup appris, Nous avons un peu écrit, Nous n'avons pas fait de fautes, Nous avons reçu des notes. VIII.Futur simple. Où iras-tu en vacances? A Moscou, à Kiev, en France. Que feras-tu en juin? Je lirai tous les matins. IX. Présent. Je regard
e
mon journal. Tu dessin
es
un animal. Il apport
e
ses souliers. Elle cach
e
son cahier. Nous all
ons
à la maison. Vous cherch
ez
votre ballon. Ils donn
ent
des photos. Elles montr
ent
leurs chapeaux. Методические рекомендации для проведения игр. Начиная игру, учитель должен четко представлять себе, что именно он хочет услышать: с помощью какого речевого образца будет организованно игровое действие. После объяснения условий и правил игры необходимо «отрепетировать» с классом ключевые фразы, отработать их интонационно и ритмически по образцу, данному учителем. Еще на этапе подготовки к уроку нужно продумать «технологические» детали игры. Только тщательная подготовка игры обеспечит ее успех и эффективность. И, конечно, очень важны организационные и коммуникативные, а также артистические способности учителя в процессе проведения игры на уроке. Я широко применяю в своей практике игры и игровые моменты на всех этапах обучения. Это помогает мне: 1) в создании естественных речевых условий для иноязычной речевой коммуникации; 2) внести разнообразие в урок и повысить таким образом активность
учащихся, а следовательно, и продуктивность их труда; 3) стимулировать интерес учащихся к иностранному языку. Ознакомление и первичное закрепление грамматического материала. Целью данного этапа является создание ориентировочной основы грамматического действия для последующего формирования навыка в различных ситуациях общения. На этом этапе необходимо раскрыть значение, формообразование и употребление грамматической структуры, обеспечить контроль ее понимания учащимися и первичное закрепление. Ознакомление с новым грамматическим материалом для продуктивного усвоения чаще всего осуществляется в учебно-речевых ситуациях, предъявляемых устно или в чтении, под руководством учителя или самостоятельно (продвинутый этап). Сначала я даю общую установку на функциональную направленность новой грамматической структуры. Например: Сегодня мы узнаем, как нужно говорить, если вы хотите описать какое- нибудь событие, которое с вами произошло в прошлом. Для этого во французском языке есть imparfait, которое обозначает прошедшее действие, но незаконченное, длившееся в прошлом. Imparfait является простым временем и имеет основу и окончание. Все три группы глаголов образуют imparfait по единому образцу и имеют единые окончания: -ais; -ais; -ait; -ions; -iez; -aient Imparfait образуется от 1-го лица множественного числа настоящего времени. I группа dessiner - nous dessinons - dessin
+
-ais, -ais, -ait, -ions, -iez,-aient II группа remplir - nous remplissons - rempliss III группа dire - nous disons – dis Затем ученики записывают в тетрадь, что такое imparfait и как оно образуется. Потом вместе спрягаем глагол на доске, выделяя окончания. nager se laver je nagеais je me lavais tu nagеais tu te lavais il(elle) nagеait il(elle) se lavait nous nagions nous nous lavions vous nagiez vous vous laviez ils(elles) nagеaient ils(elles) se lavaient Глаголы исключения: avoir étre j'avais j'étais tu avais tu étais il(elle) avait il(elle) était nous avions nous étions vous aviez vous étiez ils(elles) avaient ils(elles) étaient Когда употребляется imparfait: 1) при одновременных действиях в прошлом, где есть слова, подчеркивающие повторяемость, длительность и незаконченность действия: souvent (часто), toujours (всегда), jamais (никогда), chaque fois (каждый раз), tous les jours (ежедневно), d'habitude (обычно). 2) при описании природы, портрета человека: Il faisait froid, le soleil brillait. Было холодно, светило солнце. En hiver il faisait souvent du ski. Зимой он часто катался на лыжах. На русский язык imparfait обычно переводится глаголом прошедшего времени несовершенного вида.
На данном этапе я использую следующие виды упражнений: I. Поставьте правильно окончание (Mettez les verbes à l'imparfait). 1) Je suis venu quand tu travaill… 2) A chaque leçon, le professeur de russe appel… Serge au tableau. 3) Toujours quand il fais… froid, tu ferm… les fenêtres. 4) Quand Nadine chant…, les enfants écout… sa chanson. 5) Il est parti quand je fais… mes devoirs. 6) Tous les jours nous all… à l'école. 7) D'habitude vous ét… dans votre classe. II. Ecrivez les phrases à l'imparfait. (Выпишите предложения) – работа с текстом. 1) Il était maigre comme un oiseau. 2) Robinson attendait les premiers rayons du soleil pour se lever. 3) Très loin, on pouvait voir un point blanc à l'horizon. 4) Robinson sentait la vie et la joie qui entraient en lui. 5) Du haut de la montagne, on voyait toute l'ile. III. Ecoutez les phrases. (Прослушайте пары предложений и укажите ту, которая соответствует данному переводу) На доске записан перевод предложений Читает учитель: 1.Я читал книгу. a) Je lisais un livre. b) J'ai lu un livre. 2.Он говорил о своих проблемах. a) Il a parlé de ses problèmes. b) Il parlait de ses problèmes. 3.Мы писали диктант. a) Nous avons écrit la dictée. b) Nous écrivions la dictée. 4.Вы его встречали у вашего дома. a) Vous le rencontriez près de votre maison. b) Vous l'avez rencontré près de votre maison. 5.Они занимались спортом. a) Ils faisaient du sport. b) Ils ont fait du sport. 6.Ты рос очень быстро. a) Tu as grandi très vite. b) Tu grandissais très vite. Второй этап – это тренировка грамматического материала. Формирование речевого грамматического навыка предполагает развитие навыка относительно точного воспроизведения изучаемого явления в типичных для его функционирования речевых ситуациях и развитие его гибкости за счет варьирования условий общения, требующих адекватного грамматического оформления высказывания. С этой целью используются имитационные, подстановочные, трансформационные упражнения. Имитационные упражнения могут быть построены на одноструктурном или оппозиционном (контрастном) грамматическом материале. Грамматическая структура в них задана, ее следует повторить без изменения. Выполнение упражнений может проходить в виде прослушивания и повторения форм по образцу, контрастного повторения различных форм за учителем, списывания текста или его части с подчеркиванием грамматических ориентиров. На этом этапе я практикую следующие виды упражнений:
1) Répétez après moi : ( Повторите за мной) Je lisais souvent ce livre. Tu allais chaque jour à l'école. Il chantait bien chaque fois. Elle jouait toujours du piano. Nous faisions tous les jours nos devoirs. Vous étiez trés forts en histoire. Ils savaient beaucoup sur la géographie. Elles prenaient d'habitude des livres à la bibliothèque. 2) Affirmez mes phrases. ( Подтвердите мои высказывания). Example: Je faisais toujours mon lit. C'est vrai, je faisais toujours mon lit. 1. Je faisais toujours le devoir. 2. Tu étais chaque fois chez tes grands-parents. 3. Elle avait beaucoup d'amies. 4. Nous dansions chaque jour. 5. Vous écoutiez souvent la musique. 6. Ils disaient toujours la verité. 3) Répétez, en ajoutant le mot. ( Повторите и добавьте слово). 1. Je mangais beaucoup… (de bonbons). 2. Tu lisais souvent… (un livre intéressant). 3. Il dessinait chaque fois… (la nature). 4. Nous faisions parfois… (du sport). 5. Vous écriviez d'habitude… (les dictées). 6. Elles posaient toujours… (les questions). Также я применяю подстановочные упражнения. Они используются для закрепления грамматического материала, выработки автоматизмов в употреблении грамматической структуры в аналогичных ситуациях. Существенным для организации подстановочных упражнений является обеспечение подсказки элементов для подстановки. Подсказка может носить экстралингвистический и речевой характер. Особенно эффективны, на мой взгляд, подстановочные упражнения, которые требуют не только автоматического конструирования предложений по аналогии с речевым образцом, но и выбора в результате противопоставления грамматических форм в подстановочной таблице. I. Faites les phrases. ( Составьте предложения). Je mett… Tu regard… Il dorm… Elle ouvr… Nous ét… Vous fais… Ils jou… Elles all… du sport. dans son lit. au concert. du piano. la télé. le costume. les fenêtres. à la maison. II. Composez les phrases. ( Составьте предложения). 1) Nous, les champignons, souvent, ramassions.
2) Allait, à la piscine, Pierre, chaque dimanche. 3) Elles, beaucoup, lisaient, sur la musique, de livres. 4) Etiez, contents, toujours, vous. 5) Tu, les dents, te peignais, te brossais, les cheveux, et. 6) Chaque soir, montais, l'escalier, je, vite. III. Faites les phrases par écrit. ( Напишите предложения). 1.Pierre est venu 2.Nous sommes arrivés 3.Tu es entré 4.Vous avez vu Serge 5.Je suis allée au magasin 6.Nadine et Olga ont aidé les parents quand le train arrivait. il jouait au basket. ils faisaient la chambre. je sortais. nous partions. ma mère préparait le diner. IV.Mettez les verbes à l'imparfait ou au passé composé suivant le sens.( Поставьте глаголы в imparfait или в passé composé). 1) Je (sortir) de la maison quand il (neiger) beaucoup. 2) Quand je (sortir) de la maison, je (voir) Pierre qui (entrer) au magasin. 3) Chaque fois que Boris (revenir) à la maison tard, sa mère lui (demander) d'où il (venir). 4) Hier soir, quand je (regarder) la TV, ma soeur (aller) au cinema. 5) Hier, entre 5 et 7 heures du soir, il (neiger). 6) Tous, les matins, le père de Lucie (aller) à son travail. V. Mettez les verbes à l'imparfait. ( Напишите глаголы в imparfait). 1) J'arrive toujours à l'heure. 2) Il travaille tous les jours. 3) Nous faisons souvent du ski en hiver. 4) Elles lisent chaque soir. 5) Tu as beaucoup de fautes. 6) Vous vous premenez chaque matin dans le jardin. VI. Choisissez la phorme correcte. ( Выберите правильную форму).
VII. Posez les questions.( Задайте вопросы). 1) Quand j'étais petite, j'aimais jouer avec les poupées. (Qu'est-ce que tu faisais, quand tu étais petite?) 2) Chaque matin, Nicolas se brossait les dents, se lavait les mains et le visage. (Qu'est-ce que faisait Nicolas chaque matin?) 3) Chaque été, les enfants allaient au camp. (Qu'est-ce que faisaient les enfants chaque été?) 4) Chaque soir, nous régardions la télé. (Qu'est-ce que faisiez vous chaque soir?) VIII. Trouvez et corrigez les fautes dans le texte. ( Найдите и исправьте ошибки в тексте). Pendant les vacances d'hiver Nadine allais toujours voir ses grands-parents. Sa grand-mère et son grand-père était contents de lui voir. Tous les matins Nadine et ses amis preniez leurs skis et alliez faire du sport dans la forêt. Ils étions gais. IV. Traduisez en français. ( Переведите на французский язык). 1. Ольга часто ходила в библиотеку. 2. Мы занимались спортом каждое воскресенье. 3. Ты всегда хорошо писал диктант. 4. Дети иногда гуляли в саду. 5. Я играла каждый день на пианино. 6. Вы бывали обычно в театре. V. Faites les rimes. ( Зарифмуйте). 1л.ед.ч 2л.ед.ч Manger (les poirs) – faire (les devoirs) 1л.ед.ч 2л.ед.ч Dessiner (les papions) – écrire (les chansons) Ex: Je mangeais les poirs, tu faisais les devoirs, nous dessinions les papions, vous écriviez les chansons. Применение грамматического материала в речи. Переход от навыков к умениям обеспечивается упражнениями, в которых активизируемое грамматическое явление надо употребить без языковой подсказки в соответствии с речевыми
обстоятельствами. Упражнения этого этапа могут проводиться на материале устных тем, домашнего чтения, тематических картинок, презентаций. Совершенствование речевого грамматического навыка целесообразно проводить посредством: a) активизации в учебном разговоре новой грамматической структуры в составе диалогических и монологических высказываний в ситуациях общения; б) различных видов пересказа или изложения содержания прослушанного (прочитанного) текста; в) употребления разного типа грамматических структур в подготовленной речи; г) включения в беседу освоенного грамматического материала в новых ситуациях, предполагающих перемежающееся противопоставление грамматических структур; д) беседы по прослушанному (прочитанному) тексту, предполагающей свободное противопоставление грамматических форм. На данном этапе я использую следующие упражнения: I. Dites, ce que faisaient les enfants à 5 heures du soir (работа по картинке). Ex: A 5 heures du soir les enfants regardaient la télé. II. Dites, qu'est-ce que vous faisiez quand vous étiez petits. Ex: Quand j'étais petit, je dessinais souvent, je regardais chaque fois les dessins animés. III. Posez les questions à (Nadine). Ex: Nadine, quand tu étais petite, tu aimais regarder les dessins animés? -Oui, j'aimais beaucoup regarder les dessins animés, quand j'étais petite. IV. Faites le récit d'aprés cette image. Ex: Chaque dimanche Olga regardait la télé, faisait le devoir, aidait sa mére, lisait un livre… И последний этап – это контроль грамматических навыков. Он может быть следящим или выделяться в отдельный этап. Мы можем его осуществлять непосредственно в процессе самой речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма) или использовать с этой целью специальные контролирующие упражнения. Здесь целесообразно использовать такие виды упражнений: I. Ecrivez l'infinitif des verbes. ( Напишите инфинитив глаголов). Etait, lisiez, faisaient, parlions, avais, grandissiez, disaient, chantait, écrivions, mangeaient, finissiez, venais. II. Ecrivez à l'imparfait. ( Напишите в imparfait). manger: je…; nous…; ils… aller: il…; vous…; elles… faire: tu…; elle…; nous… être: j'…; nous…; ils… avoir: elle…; vous…;elles… prendre: je…; vous…; tu… finir: tu…; il…, nous… III. Faites les phrases : ( Составьте предложения) 1.Ce matin-là, il … froid, il n'y … pas de soleil, les feuilles mortes … par terre,c'… déjà l'automne. 2. D'habitude je … de la maison à 8 heures. Je … l'autobus et je … à l'école à l'heure. sortais était prenais faisait venais avait tombaient IV. Mettez les verbes à l'imparfait. ( Напишите глаголы в imparfait). 1. Elle n'est pas forte en mathématique. 2. Tous les éléves répondent très bien aux questions du professeur.
3. Qu'est-ce que vous prenez comme viande? 4. Ils font du sport chaque jour. 5. Il vient voir sa grand-mère le dimanche. 6. Aux leçons de français nous parlons, nous lisons et nous écrivons des dictées. 7. Ils laissent leurs affaires sur une chaise et ils vont prendre les plats. 8. Est-ce que tu-as des problèmes avec ton ordinateur? И другие виды упражнений: V. Mettez les verbes à l'lmparfait ou au passé composé.( Поставьте глаголы в imparfait или в passé composé) VI. Traduisez en français. ( Переведите на французский язык) VII. Ecrivez à l'imparfait, ce que vous faisiez chaque été. ( Напишите в imparfait, что вы делали каждое лето). VIII. Finissez les phrases. ( Закончите предложения). IX. Décrivez cette image. ( Опишите эту картинку). В своей работе я использую различные формы контроля грамматического материала. Например: тестовые задания (особенно на старшем этапе обучения). Отмечу, что мыслительная деятельность старшеклассников более активна и самостоятельна. Они более критично относятся к учителям. Широта умственных интересов часто сочетается у старшеклассников с разбросанностью, отсутствием системы и метода. Иногда подростки склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможностей. Увеличиваются также индивидуальные различия в уровне и направленности умственных интересов и способностей учащихся. Умственное развитие старшеклассника заключается не только в накоплении умений и изменений отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. Задания для старшеклассников. 1) Соедини глаголы со своими подлежащими: 1. Mes parents a. nous nous sommes trompés. 2. La vie b. augmente. 3. Le facteur c. vous ne vous quittez plus. 4. Nicole et moi d. ont déménagé. 5. Marc et toi e. approchait. 2) Определите время глаголов в indicative: a) Présent; b) Future simple; c) Imparfait; d) Passé simple. 1. Il se taisait. 2. Il lut le texte. 3. Je vous appellerai. 4. Elle écrivit une letter. 5. Je les voyais. 6. Nous étudions le français. 7. Je la préviendrai. 8. Il m'obligea à partir. 9. Elle naquit à Rome. 10. Tu les enverras à André. 3) Употребите вспомогательный глагол в сложных временах: a) ont b) sont 1. Ils… discuté toutes les questions. 2. Ils … descendus l'escalier.
3. Elles… restées au rez-de-chaussée. 4. Les garcons…tombés. 5. …- ils fini leur travail? 6. …- ils sortis de l'office? 4) Дополните предложения глаголами: a) avoir b) être 1) Quel âge…-tu? 2) …-t-il du courage? 3) …-il courageux? 4) Ce monsieur…mon oncle. 5) …-vous contents de lui? 6) Ils … déjà partis. 7) Nous n'… pas encore prévenu Gérard. 5) Найдите и исправьте ошибки: 1. Ne se baignez pas. 2. Tu dois s'intéresser à ces details. 3. Elles se sont assis. 4. J'achète cettes fleurs. 5. Mes parents ont contents. 6. Vous avez achetés des robes. Какие можно сделать выводы в работе с грамматическим материалом: 1) Целью обучения является выработка речевого грамматического навыка; 2) Основой обучения грамматической стороне речи является модельная фраза (речевой образец); 3) При работе над грамматической стороной речи нужно использовать разные способы введения грамматических явлений; 4) Этап или урок обучения формированию грамматических навыков является грамматическим по материалу, форме, а по духу он остается речевым; 5) Использование знаний должно быть только в форме правил и инструкций; 6) Для автоматизации грамматических структур использовать в основном условно-речевые, коммуникативные упражнения, отводя языковым упражнениям вспомогательную роль на начальном этапе. Использованная литература: 1.В.Г.Гак. Теоретическая грамматика французского языка. Морфология. Москва «Высшая школа», 1986 г. 2. А.Кушнир. Педагогика иностранного языка. Школьные технологии №6. Москва.1997г. 3.И.С.Кон. Психология старшеклассника. Пособие для учителей. М: Просвещение, 1980 г. 4. Е.А. Маслыко, П.К.Бабинская, А.Ф.Будько, С.И. Петрова. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск, 1997 г. 5.В.И.Леус, И.Л.Леус. Тесты по французскому языку.Москва «Лист»,1998г. 6.Б.И.Турчина, О.А.Писаренко. Занимательный французский. Книга для чтения на французском языке для учащихся средней школы. М.: Просвещение, 1992г. 7.Н.Н.Сатова, С.Н.Сатова-Ковачевич. От игры к знанию. Книга для чтения на французском языке для учащихся 6-10 классов средней школы. Просвещение, 1986 г.
В раздел основное общее образование

