Тема преступления, наказания, предательства и прощения в рассказе А. Костюнина "Рукавичка"
Методическая разработка урока
Автор: Курышова Екатерина Викторовна, учитель русского языка и литературы, МОУ "СОШ № 41", г. Саратов
В раздел основное общее образование
Методическая разработка урока по рассказу А. Костюнина «Рукавичка»
Автор: Курышова Екатерина Викторовна, учитель русского языка МОУ
«СОШ № 41», г. Саратов
Тема преступления, наказания, предательства и прощения в рассказе А.
Костюнина «Рукавичка»
Цели: 1. аналитическое прочтение рассказа «Рукавичка». 2. определить тему и идею рассказа «Рукавичка» 3. воспитание в детях чувства милосердия, сострадания, умения прощать Ход урока. 1. Слово о писателе: Родился А. Костюнин 25 августа 1964 года в Карелии, с. Паданы Медвежьегорского района. Окончил художественную школу в г. Медвежьегорске. Детство и юность прошли там же. Получил высшее образование в Петрозаводском государственном университете (факультеты сельскохозяйственный и экономический). Женат, имеет двоих детей. Вот уже много лет он работает на стратегическом предприятии России ОАО «Судостроительный завод «Авангард» в г. Петрозаводске. Основная продукция предприятия: базовые тральщики типа «Яхонт», задача которых – обеспечение развёртывания стратегических ядерных сил морского базирования. На данное время Александр Костюнин – председатель Совета директоров, член экспертного совета по обороне при Председателе Совета Федерации. Александр Костюнин – творческий человек, и творчество его разносторонне: он увлекается фотографией, рисует, устраивает художественные выставки, организовывает встречи с читателями. Персональные выставки фотографий в районах Карелии, в Москве; за рубежом: в Японии, Германии, Финляндии. 2. Эвристическая беседа 1. Каков смысл эпиграфа к рассказу «Рукавичка»? (притча о предательстве Иисуса Иудой; эпиграф определяет тему и идею рассказа; в рассказе речь пойдёт о предательстве, раскаянии, смерти) 2. От какого лица ведётся повествование? (от 1 лица; автор сам рассказывает о случае, свидетелем которого был сам) 3. Как воспринимает автор школьную жизнь? (школьная жизнь для автора – это заливистый звонок, портфель, тетради, книжки, мальчишеские забавы; это яркая, светлая жизнь) 4. Какой случай произошёл в 1 классе? (рассказ о посещении кабинета домоводства) 5. Что увидели ребята в кабинете домоводства? Как отнеслись к увиденному? 6. Что произошло на следующем уроке? (сообщение о пропаже рукавички) 7. Как поступила Алла Ивановна? Как вы оцениваете поступок учительницы? (Алла Ивановна устроила обыск; она поступила жестоко,
необдуманно, не подумала о чувствах детей и о последствиях своего поступка) 8. Как изменилась жизнь Юрки Гурова после случая с рукавичкой? (он стал изгоем, его унижали, никто не защитил его, не поддержал; одиночество стало его уделом) 9. Как сложилась судьбе Юрки в 90-е годы? (стал вором) 10. Как решили наказать Юрку и его подельников? (рассказ о наказании) 11. Что произошло с Юркой после наказания? (повесился) 12. Почему судьба Юрки стала для автора укором? (автор чувствует себя виноватым, потому что тогда в детстве он не протянул руку помощи, не объяснил, что нельзя воровать; никто не простил Юрку, клеймо вор стало преследовать его всю жизнь, и он стал вором) 3. Рефлексия 1. О чём заставляет задуматься рассказ? (рассказ заставляет задуматься о людях и их поступках, о человеческой судьбе, о цене человеческой жизни, об умении прощать людей, умении помочь в трудную минуту) 2. Определите тему и идею рассказа (тема: преступление и прощение; идея: спасти человека может только милосердие, сострадание, прощение, а жестокость ломает жизнь человека) 4. Домашнее задание Подготовка к письменной работе по рассказу А. Костюнина «Рукавичка»
В раздел основное общее образование

