"Учет динамики индивидуальных достижений обучающихся на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС второго поколения"
методическая разработка
Автор: Ялшенкова Виктория Викторовна, учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ № 36, город Смоленск, Смоленская область
В раздел основное общее образование
УТВЕРЖДАЮ.
Директор школы
________ /Е.А.Барилова/
Приказ № _____ от
«____»____ 2013 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УЧЕТЕ ДИНАМИКИ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Письменное
мотивированное
мнение
от «____» декабря 201№ г.
протокол №
учтено.
Председатель ПК ____ Н.П. Лютикас
Положение
об учёте динамики индивидуальных
достижений учащихся
муниципального бюджетного образовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 36 имени генерала А. М. Городнянского
г. Смоленска
1.Общие положения
1.1.
Настоящее Положение разработано в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования Российской Федерации, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации. Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся общеобразовательного учреждения по различным направлениям с помощью составления комплексного Портфолио. «Портфель личных достижений» (далее портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в школе. Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся. Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников начальной, основной и средней школы по итогам обучения на соответствующей ступени образования. На первой ступени (начальная школа) важной задачей портфолио ученика является привитие учащимся первичных навыков самооценки, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с учителем и самими учащимися. Портфолио служит для сбора информации о динамике продвижения обучающегося в учебной деятельности и позволяет реально оценить готовность ребенка к обучению в среднем звене. На второй ступени (средняя школа) Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях обучающегося в различных видах деятельности (учебно-познавательной, трудовой, творческой, общественной и т.д.); для повышения образовательной и общественной активности школьников, уровня осознания ими своих целей, потребностей, возможностей, личностных качеств; для определения дальнейшего профиля обучения. На третьей ступени обучения (старшая школа) Портфолио служит инструментом профилизации обучения и создания индивидуальной образовательной траектории обучающегося, отражает результаты индивидуальной образовательной активности, степени развитости, воспитанности и социализированности его личности. В соответствии с принципами Федерального Стандарта образования, индивидуальными достижениями учащихся принимаются образовательные предметные достижения, метапредметные достижения – уровень освоения культурных способов осуществления мыследеятельности, форм и типов деятельности, личностные достижения – формирование системы ценностей и социокультурных образцов.
1.2.
Основанием для определения достижений учащихся и их иерархия является миссия школы и модель выпускника школы. Миссия школы - Складывание детско-взрослой образовательной общности, ориентированной на прорывные проекты в науке и промышленности, инициирующей и поддерживающей освоение учащимися проектной формы деятельности и культурных способов мыследеятельности: теоретического мышления, понимания, воображения, рефлексии, воображения, проблемной коммуникации, действия. Модель выпускника школы мыследеятельностной педагогики. Требования к выпускнику школы заявляются по трем основаниям. Первое – уровень развития базовых способностей, как результат освоения культурных способов мыследеятельности: теоретическое мышление (идеирование и идеализация, моделирование, построение теоретических понятий, категориальный анализ); воображение (способности к идеальному видению и порождению будущего); понимание (понимание содержания и логики текстов, символическое понимание, понимание в коммуникации и в ситуациях действия); коммуникативные и коммуникативно-мыслительные способности (техника работы с различениями, организация коммуникации, работа в полипозиционной коммуникации и в проблемной коммуникации); рефлексия, рефлексивное мышление; способность организации действия (целеполагание, самоопределение, в т.ч. в проблемных ситуациях, освоение исследовательской, проектной, организационно- управленческой типами деятельности, освоение учебной формы деятельности, задачной и проблемной форм деятельности). Второе - мировоззрение и ценности. У выпускника должна быть нравственная позиция, позволяющая видеть проблему и принципы дающие энергию и вектор действия. Третье – стиль жизни детско-взрослой проектной общности: участие в постановке проблем, выработке проектных решений и реализации проектов в самых разных сферах жизнедеятельности, включение в исследовательскую деятельность, выход к границе научного знания.
2. Цели и задачи портфолио
Основные цели внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика. Основными задачами применения портфолио являются:
повышение качества образования в школе; поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности; систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную; развитие навыков оценочной деятельности учащихся, формирование адекватной самооценки; формирование у учащегося умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; создание ситуации успеха для каждого ученика; содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.
3. Система оценки динамики индивидуальных достижений учащихся.
3.1.
Параметры оценки достижений:
3.1.1.
Личностные результаты: сформированность внутренней позиции обучающегося, ориентация на содержание образовательного процесса, ориентация на образцы детско-взрослой образовательной общности; сформированность основ гражданской идентичности; освоение учебной, задачной и проблемной форм деятельности, исследовательской, проектной, организационно-управленческой типов деятельности; продукт творческой индивидуальной или коллективной деятельности обучающихся.
3.1.2
. Метапредметные результаты теоретическое мышление: идеирование и идеализация, моделирование, построение теоретических понятий, категориальный анализ; воображение: способности к идеальному видению и порождению будущего; понимание: понимание содержания и логики текстов, символическое понимание, понимание в коммуникации и в ситуациях действия; коммуникативные и коммуникативно-мыслительные способности: техника работы с различениями, организация коммуникации, работа в полипозиционной коммуникации и в проблемной коммуникации; рефлексия, рефлексивное мышление; способность организации действия.
3.1.3.
Предметные результаты: оценка конкретных знаний, умений, навыков по учебным предметам, в соответствии с учебными предметными программами. результаты внешнего контроля качества предметных достижений: единый государственный экзамен для учащихся 11 классов, итоговая аттестация выпускников 9 классов, итоговый контроль выпускников 4 классов, контрольные предметные срезы, в т.ч. проводимые в рамках аттестации и лицензирования. результаты выступления учащихся на предметных олимпиадах, конкурсах и турнирах.
3.2.
Формы определения динамики индивидуальных достижений учащихся.
3.2.1.
Уровень достижения метапредметных результатов , может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах. Во-первых, достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, в т.ч. в форме мониторинга уровня развития способностей. Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических предметных задач. В-третьих, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.
3.2.2.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана. Оценка достижения этих предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, например, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки.
3.2.3.
Оценка личностных результатов проводится в следующих формах. Во-первых, тестирование, анкетирование, направленное на выявление ценностных ориентиров и наличия социо-культурных образцов, сформированности гражданской идентичности. Во-вторых, характер участия обучающегося в проектной, исследовательской, задачной, проблемной организационно-управленческой формах деятельности.
3.3.
Фиксация накопительной оценки достижений учащихся.
3.3.1.
Оптимальным способом организации накопительной оценки является портфель достижений обучающегося, понимаемый как сборник работ и результатов учащегося в различных областях по всем параметрам оценки динамики достижений.
3.3.2.
Портфель достижений (портфолио) должен поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию школьников, формировать интерес к освоению социокультурных образцов детско-взрослой общности, способствовать формированию системы ценностей, развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности школьников.
3.3.3.
Материалы портфеля достижений должны допускать проведение независимой внешней оценки, например, при проведении аттестации педагогов.
4. Организация учета динамики индивидуальных достижений учащихся.
4.1.
Распределение функций для учета динамики индивидуальных достижений учащихся:
4.1.1.
Директор
:
1. Организует разработку и утверждает локальные акты, обеспечивающие нормативно-правовую базу предпрофильного обучения. 2. Распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности. 3. Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания. 4. Осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по данному направлению работы.
4.1.2.
Заместители директора по УВР: 1. Являются ответственными за внедрение в практику работы школы портфолио как метода оценивания. 2. Организационно обеспечивают проведение мониторингов, тестирования, контрольных работ, внутришкольных туров, Олимпиад, турниров, конкурсов, выезд учащихся на межшкольные мероприятия разного уровня. 3. Информируют педагогический коллектив о мероприятиях, участие в которых гарантирует пополнение содержания портфолио обучающегося. 4. Совместно с директором школы проводит производственные совещания и заседания педагогического совета с целью организации деятельности по данному направлению работы. 5. Совместно с директором осуществляют контроль за деятельностью педагогического коллектива по данному направлению работы. 6. Организуют подготовку педагогов, внедряющих портфолио.
4.1.3.
Заместитель директора по ИКТ: 1. Является ответственным за поддержание сайта школы как основы для размещения электронных портфолио учащихся 2. Является ответственным за работу сервера школы 3. Несет ответственность за безопасность информации, размещенной на сервере школы 4. Осуществляет контроль за своевременным обновлением базы данных.
4.1.4.
Классный руководитель: 1. Оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио. 2. Проводит информационную работу по формированию портфолио с учащимися и их родителями. Проводит обучающие классные часы и консультации по моделированию портфолио. 3. Осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио. 4. Несет ответственность за оформление итоговой документации, включаемой в портфолио.
4.1.5.
Учитель-предметник: 1. Проводит просветительскую работу по вопросу формирования портфолио с учащимися и их родителями. 2.Организует исследовательскую, проектную, организационно - управленческую деятельность учащихся, использует метапредметные технологии в преподавании предмета или образовательной области. 3. Разрабатывает и внедряет систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной деятельности. 4. Осуществляет помощь в подборе литературы для подготовки проектов, исследовательских работ, рефератов, творческих работ школьников, выполняемых в рамках элективных курсов и внеурочной деятельности.
4.1.6.
Педагог-психолог: 1. Проводит индивидуальную психологическую диагностику по запросам обучающихся с целью выявления скрытых зон успешности. 2. Участвует в проведении диагностики уровня сформированности базовых способностей. 3. Участвует в подготовке педагогов, внедряющих портфолио, по моделированию и обновлению блоков портфолио. 4. Организует полипредметную диагностику и проектирование зоны ближайшего развития ребенка. 5. Осуществляет своевременное пополнение портфолио учащихся.
5. Структура портфолио
Портфолио учащегося имеет титульный лист и состоит из четырех разделов и учитывает динамику достижений предметных, метапредметных и личностных результатов (по согласованию с учащимся и родителями). (Приложение 1)
Приложение 1.
I раздел: «Мой портрет». Здесь содержатся сведения об учащемся, который может представить его любым способом. Здесь могут быть личные данные учащегося, ведущего портфолио, его автобиография, личные фотографии. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит цели и анализирует достижения. II раздел: «Портфолио документов». В этом разделе должны быть представлены сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения. Здесь учащийся представляет дипломы олимпиад, конкурсов, соревнований, сертификаты учреждений дополнительного образования, табели успеваемости, результаты тестирования. III раздел: «Портфолио работ». Учащийся представляет комплект своих творческих и проектных работ, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности, участие в школьных и внешкольных мероприятиях, конкурсах, конференциях, прохождение элективных курсов, спортивных и художественных достижений, фотографии, аудио- и видеозаписи, отзывы научных и творческих руководителей. IV раздел: «Портфолио отзывов». Он включает в себя отзывы, рецензии работ, характеристики классного руководителя, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования на различные виды деятельности учащегося, отзывы научных и творческих руководителей.
6. Оформление портфолио
Портфолио оформляется в соответствии с принятой в школе структурой, указанной в пункте 4 настоящего Положения самим учеником в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях или в электронном виде. Работа учащихся (особенно 1-4 классов) и воспитанников дошкольных групп с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности. При оформлении следует соблюдать следующие требования: Записи вести аккуратно и самостоятельно. Предоставлять достоверную информацию. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей) в течение года. В конце года ученик самостоятельно проводит анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.
7. Подведение итогов работы
Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем. Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио представлена в таблице в
Приложении 1
. Оценка по каждому виду деятельности суммируется, вносится в итоговый документ «Сводную итоговую ведомость», утверждается директором и заверяется печатью школы. Образец «Сводной итоговой ведомости» представлен в
Приложении 2.
По результатам оценки портфолио учащихся проводится годовой образовательный рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются.
Приложение 1. Оценка достижений учащихся по материалам портфолио. Показатели Измерители Результат - балл Учебная деятельность 2 - 8 класс – средний балл годовых оценок До 5 9 класс – результаты экзаменов и средний балл аттестата До 5 10 класс - средний балл годовых оценок До 5 11 класс – результаты ЕГЭ и средний балл аттестата До 5 Метапредметные и личностные достижения Мониторинг способностей 1-11 классы До 5 Олимпиады Школьная: Победитель Призер Участник 3 2 1 Муниципальная: Победитель Призер Участник 5 4 3 Городская: Победитель Призер Участник 7 6 5 Всероссийская: Победитель Призёр Участник 9 8 7 Международная: Победитель и призёр 10 Спортивные достижения. Школьные соревнования: Победитель Призёр Участник 3 2 1 Муниципальные соревнования, спартакиады: Победитель Призёр Участник 5 4 3 Городские соревнования, спартакиады: Победитель Призер Участник 7 6 5 Всероссийские соревнования, спартакиады: Победитель Призёр Участник 9 8 7 Международные соревнования:
Победитель и призёр 10 Дополнительное образование. Участие в кружках, секциях 2 Школьные конкурсы, фестивали, выставки: Победитель Призёр Участник 3 2 1 Муниципальные конкурсы, фестивали, выставки: Победитель Призёр Участник 5 4 3 Городские конкурсы, фестивали: Победитель Призёр Участник 7 6 5 Школьные мероприятия, практики Участие Участвовал и стал призёром Организация и проведение мероприятия 1 2 3 Приложение 2. Сводная итоговая ведомость. ________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество) _________________________________________________________ (полное название образовательного учреждения) Класс_________ № Показатели Балл 1 Учебная деятельность 2 Достижения в олимпиадах, конкурсах 3 Спортивные достижения 4 Дополнительное образование 5 Участие в мероприятиях и практиках 6 Метапредметные результаты, личностные результаты ИТОГО: Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов, представленных в портфолио. Грамоты, дипломы, резюме и другие материалы представлены в приложении к итоговому документу. Директор школы __________________________/ Е.А. Барилова/ Классный руководитель: __________________________/_____________/
Положение
об учёте динамики индивидуальных
достижений учащихся
муниципального бюджетного образовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 36 имени генерала А. М. Городнянского
г. Смоленска
1.Общие положения
1.1.
Настоящее Положение разработано в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования Российской Федерации, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации. Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся общеобразовательного учреждения по различным направлениям с помощью составления комплексного Портфолио. «Портфель личных достижений» (далее портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в школе. Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся. Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников начальной, основной и средней школы по итогам обучения на соответствующей ступени образования. На первой ступени (начальная школа) важной задачей портфолио ученика является привитие учащимся первичных навыков самооценки, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с учителем и самими учащимися. Портфолио служит для сбора информации о динамике продвижения обучающегося в учебной деятельности и позволяет реально оценить готовность ребенка к обучению в среднем звене. На второй ступени (средняя школа) Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях обучающегося в различных видах деятельности (учебно-познавательной, трудовой, творческой, общественной и т.д.); для повышения образовательной и общественной активности школьников, уровня осознания ими своих целей, потребностей, возможностей, личностных качеств; для определения дальнейшего профиля обучения. На третьей ступени обучения (старшая школа) Портфолио служит инструментом профилизации обучения и создания индивидуальной образовательной траектории обучающегося, отражает результаты индивидуальной образовательной активности, степени развитости, воспитанности и социализированности его личности. В соответствии с принципами Федерального Стандарта образования, индивидуальными достижениями учащихся принимаются образовательные предметные достижения, метапредметные достижения – уровень освоения культурных способов осуществления мыследеятельности, форм и типов деятельности, личностные достижения – формирование системы ценностей и социокультурных образцов.
1.2.
Основанием для определения достижений учащихся и их иерархия является миссия школы и модель выпускника школы. Миссия школы - Складывание детско-взрослой образовательной общности, ориентированной на прорывные проекты в науке и промышленности, инициирующей и поддерживающей освоение учащимися проектной формы деятельности и культурных способов мыследеятельности: теоретического мышления, понимания, воображения, рефлексии, воображения, проблемной коммуникации, действия. Модель выпускника школы мыследеятельностной педагогики. Требования к выпускнику школы заявляются по трем основаниям. Первое – уровень развития базовых способностей, как результат освоения культурных способов мыследеятельности: теоретическое мышление (идеирование и идеализация, моделирование, построение теоретических понятий, категориальный анализ); воображение (способности к идеальному видению и порождению будущего); понимание (понимание содержания и логики текстов, символическое понимание, понимание в коммуникации и в ситуациях действия); коммуникативные и коммуникативно-мыслительные способности (техника работы с различениями, организация коммуникации, работа в полипозиционной коммуникации и в проблемной коммуникации); рефлексия, рефлексивное мышление; способность организации действия (целеполагание, самоопределение, в т.ч. в проблемных ситуациях, освоение исследовательской, проектной, организационно- управленческой типами деятельности, освоение учебной формы деятельности, задачной и проблемной форм деятельности). Второе - мировоззрение и ценности. У выпускника должна быть нравственная позиция, позволяющая видеть проблему и принципы дающие энергию и вектор действия. Третье – стиль жизни детско-взрослой проектной общности: участие в постановке проблем, выработке проектных решений и реализации проектов в самых разных сферах жизнедеятельности, включение в исследовательскую деятельность, выход к границе научного знания.
2. Цели и задачи портфолио
Основные цели внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика. Основными задачами применения портфолио являются:
повышение качества образования в школе; поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности; систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную; развитие навыков оценочной деятельности учащихся, формирование адекватной самооценки; формирование у учащегося умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; создание ситуации успеха для каждого ученика; содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.
3. Система оценки динамики индивидуальных достижений учащихся.
3.1.
Параметры оценки достижений:
3.1.1.
Личностные результаты: сформированность внутренней позиции обучающегося, ориентация на содержание образовательного процесса, ориентация на образцы детско-взрослой образовательной общности; сформированность основ гражданской идентичности; освоение учебной, задачной и проблемной форм деятельности, исследовательской, проектной, организационно-управленческой типов деятельности; продукт творческой индивидуальной или коллективной деятельности обучающихся.
3.1.2
. Метапредметные результаты теоретическое мышление: идеирование и идеализация, моделирование, построение теоретических понятий, категориальный анализ; воображение: способности к идеальному видению и порождению будущего; понимание: понимание содержания и логики текстов, символическое понимание, понимание в коммуникации и в ситуациях действия; коммуникативные и коммуникативно-мыслительные способности: техника работы с различениями, организация коммуникации, работа в полипозиционной коммуникации и в проблемной коммуникации; рефлексия, рефлексивное мышление; способность организации действия.
3.1.3.
Предметные результаты: оценка конкретных знаний, умений, навыков по учебным предметам, в соответствии с учебными предметными программами. результаты внешнего контроля качества предметных достижений: единый государственный экзамен для учащихся 11 классов, итоговая аттестация выпускников 9 классов, итоговый контроль выпускников 4 классов, контрольные предметные срезы, в т.ч. проводимые в рамках аттестации и лицензирования. результаты выступления учащихся на предметных олимпиадах, конкурсах и турнирах.
3.2.
Формы определения динамики индивидуальных достижений учащихся.
3.2.1.
Уровень достижения метапредметных результатов , может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах. Во-первых, достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, в т.ч. в форме мониторинга уровня развития способностей. Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических предметных задач. В-третьих, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.
3.2.2.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана. Оценка достижения этих предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, например, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки.
3.2.3.
Оценка личностных результатов проводится в следующих формах. Во-первых, тестирование, анкетирование, направленное на выявление ценностных ориентиров и наличия социо-культурных образцов, сформированности гражданской идентичности. Во-вторых, характер участия обучающегося в проектной, исследовательской, задачной, проблемной организационно-управленческой формах деятельности.
3.3.
Фиксация накопительной оценки достижений учащихся.
3.3.1.
Оптимальным способом организации накопительной оценки является портфель достижений обучающегося, понимаемый как сборник работ и результатов учащегося в различных областях по всем параметрам оценки динамики достижений.
3.3.2.
Портфель достижений (портфолио) должен поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию школьников, формировать интерес к освоению социокультурных образцов детско-взрослой общности, способствовать формированию системы ценностей, развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности школьников.
3.3.3.
Материалы портфеля достижений должны допускать проведение независимой внешней оценки, например, при проведении аттестации педагогов.
4. Организация учета динамики индивидуальных достижений учащихся.
4.1.
Распределение функций для учета динамики индивидуальных достижений учащихся:
4.1.1.
Директор
:
1. Организует разработку и утверждает локальные акты, обеспечивающие нормативно-правовую базу предпрофильного обучения. 2. Распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности. 3. Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания. 4. Осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по данному направлению работы.
4.1.2.
Заместители директора по УВР: 1. Являются ответственными за внедрение в практику работы школы портфолио как метода оценивания. 2. Организационно обеспечивают проведение мониторингов, тестирования, контрольных работ, внутришкольных туров, Олимпиад, турниров, конкурсов, выезд учащихся на межшкольные мероприятия разного уровня. 3. Информируют педагогический коллектив о мероприятиях, участие в которых гарантирует пополнение содержания портфолио обучающегося. 4. Совместно с директором школы проводит производственные совещания и заседания педагогического совета с целью организации деятельности по данному направлению работы. 5. Совместно с директором осуществляют контроль за деятельностью педагогического коллектива по данному направлению работы. 6. Организуют подготовку педагогов, внедряющих портфолио.
4.1.3.
Заместитель директора по ИКТ: 1. Является ответственным за поддержание сайта школы как основы для размещения электронных портфолио учащихся 2. Является ответственным за работу сервера школы 3. Несет ответственность за безопасность информации, размещенной на сервере школы 4. Осуществляет контроль за своевременным обновлением базы данных.
4.1.4.
Классный руководитель: 1. Оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио. 2. Проводит информационную работу по формированию портфолио с учащимися и их родителями. Проводит обучающие классные часы и консультации по моделированию портфолио. 3. Осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио. 4. Несет ответственность за оформление итоговой документации, включаемой в портфолио.
4.1.5.
Учитель-предметник: 1. Проводит просветительскую работу по вопросу формирования портфолио с учащимися и их родителями. 2.Организует исследовательскую, проектную, организационно - управленческую деятельность учащихся, использует метапредметные технологии в преподавании предмета или образовательной области. 3. Разрабатывает и внедряет систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной деятельности. 4. Осуществляет помощь в подборе литературы для подготовки проектов, исследовательских работ, рефератов, творческих работ школьников, выполняемых в рамках элективных курсов и внеурочной деятельности.
4.1.6.
Педагог-психолог: 1. Проводит индивидуальную психологическую диагностику по запросам обучающихся с целью выявления скрытых зон успешности. 2. Участвует в проведении диагностики уровня сформированности базовых способностей. 3. Участвует в подготовке педагогов, внедряющих портфолио, по моделированию и обновлению блоков портфолио. 4. Организует полипредметную диагностику и проектирование зоны ближайшего развития ребенка. 5. Осуществляет своевременное пополнение портфолио учащихся.
5. Структура портфолио
Портфолио учащегося имеет титульный лист и состоит из четырех разделов и учитывает динамику достижений предметных, метапредметных и личностных результатов (по согласованию с учащимся и родителями). (Приложение 1)
Приложение 1.
I раздел: «Мой портрет». Здесь содержатся сведения об учащемся, который может представить его любым способом. Здесь могут быть личные данные учащегося, ведущего портфолио, его автобиография, личные фотографии. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит цели и анализирует достижения. II раздел: «Портфолио документов». В этом разделе должны быть представлены сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения. Здесь учащийся представляет дипломы олимпиад, конкурсов, соревнований, сертификаты учреждений дополнительного образования, табели успеваемости, результаты тестирования. III раздел: «Портфолио работ». Учащийся представляет комплект своих творческих и проектных работ, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности, участие в школьных и внешкольных мероприятиях, конкурсах, конференциях, прохождение элективных курсов, спортивных и художественных достижений, фотографии, аудио- и видеозаписи, отзывы научных и творческих руководителей. IV раздел: «Портфолио отзывов». Он включает в себя отзывы, рецензии работ, характеристики классного руководителя, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования на различные виды деятельности учащегося, отзывы научных и творческих руководителей.
6. Оформление портфолио
Портфолио оформляется в соответствии с принятой в школе структурой, указанной в пункте 4 настоящего Положения самим учеником в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях или в электронном виде. Работа учащихся (особенно 1-4 классов) и воспитанников дошкольных групп с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности. При оформлении следует соблюдать следующие требования: Записи вести аккуратно и самостоятельно. Предоставлять достоверную информацию. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей) в течение года. В конце года ученик самостоятельно проводит анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.
7. Подведение итогов работы
Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем. Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио представлена в таблице в
Приложении 1
. Оценка по каждому виду деятельности суммируется, вносится в итоговый документ «Сводную итоговую ведомость», утверждается директором и заверяется печатью школы. Образец «Сводной итоговой ведомости» представлен в
Приложении 2.
По результатам оценки портфолио учащихся проводится годовой образовательный рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются.
Приложение 1. Оценка достижений учащихся по материалам портфолио. Показатели Измерители Результат - балл Учебная деятельность 2 - 8 класс – средний балл годовых оценок До 5 9 класс – результаты экзаменов и средний балл аттестата До 5 10 класс - средний балл годовых оценок До 5 11 класс – результаты ЕГЭ и средний балл аттестата До 5 Метапредметные и личностные достижения Мониторинг способностей 1-11 классы До 5 Олимпиады Школьная: Победитель Призер Участник 3 2 1 Муниципальная: Победитель Призер Участник 5 4 3 Городская: Победитель Призер Участник 7 6 5 Всероссийская: Победитель Призёр Участник 9 8 7 Международная: Победитель и призёр 10 Спортивные достижения. Школьные соревнования: Победитель Призёр Участник 3 2 1 Муниципальные соревнования, спартакиады: Победитель Призёр Участник 5 4 3 Городские соревнования, спартакиады: Победитель Призер Участник 7 6 5 Всероссийские соревнования, спартакиады: Победитель Призёр Участник 9 8 7 Международные соревнования:
Победитель и призёр 10 Дополнительное образование. Участие в кружках, секциях 2 Школьные конкурсы, фестивали, выставки: Победитель Призёр Участник 3 2 1 Муниципальные конкурсы, фестивали, выставки: Победитель Призёр Участник 5 4 3 Городские конкурсы, фестивали: Победитель Призёр Участник 7 6 5 Школьные мероприятия, практики Участие Участвовал и стал призёром Организация и проведение мероприятия 1 2 3 Приложение 2. Сводная итоговая ведомость. ________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество) _________________________________________________________ (полное название образовательного учреждения) Класс_________ № Показатели Балл 1 Учебная деятельность 2 Достижения в олимпиадах, конкурсах 3 Спортивные достижения 4 Дополнительное образование 5 Участие в мероприятиях и практиках 6 Метапредметные результаты, личностные результаты ИТОГО: Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов, представленных в портфолио. Грамоты, дипломы, резюме и другие материалы представлены в приложении к итоговому документу. Директор школы __________________________/ Е.А. Барилова/ Классный руководитель: __________________________/_____________/
В раздел основное общее образование

